Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:40, курс лекций
Средством контроля за хоз.деятельностью предприятий является бухгалтерский учёт, с помощью которого определяется наличие имущества и обязательств предприятия. Хозяйственный учёт возник вместе с человеческой цивилизацией.
Существует 4 вида учёта.
1.Оперативный учёт – он служит для контроля и быстрого руководства отдельными хозяйственными операциями .
Качество этого учёта – это быстрота получения информации. Сведения могут передаваться по телефону или факсу. Информацию можно передавать и в устной форме.
2.Статистический учёт – собирает информацию, обобщает её и эту информацию используют для анализа и дальнейшего использования.
3.Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора регистрации и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного , непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
4.Налоговый учёт – ведётся с целью своевременного и правильного начисления налогов и перечисления их в бюджет.
2.Для ведения бух. учёта используют следующие виды измерителей:
1)Натуральные служат для определения количества однородных предметов: кг, м,гр,л.
2)Трудовые служат для определения количества затрат труда (рабочие часы, дни). Эти измерители применяют для начисления зарплаты и производительности труда.
3)Денежные служат для определения разнородных предметов в единой стоимостной оценки (рублии копейки).
Все эти измерители могут использоваться индивидуально и во взаимосвязи с другими измерителями.
8.Инвентаризация сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и тары на производстве рекомендуется проводить не реже 1 раза в месяц.
Инвентаризация начинается со снятия показаний счётчика контрольно-кассовой машины и определения суммы выручки. Результат оформляется актом. Материально-ответственное лицо составляет ведомость учёта движения продуктов и тары на кухне. Одновременно с инвентаризацией снимают остатки соли, специй и тары. На тару составляют отдельную опись.
На предприятиях, имеющих цеховое деление, где ведётся количественно-суммовой учёт продуктов, в ходе инвентаризации составляется акт о снятии остатков продуктов, полуфабрикатов и готовых изделий кухни. Остатки полуфабрикатов необходимо пересчитать на сырьё.
Инвентаризационные описи и акты о снятии остатков продуктов, полуфабрикатов и готовых изделий заполняют в 2 или в 3экземплярах.
На предприятиях снабжающихся мясными полуфабрикатами, при выявлении недостачи, исчисляется естественная убыль по установленным нормам стоимости переработанных полуфабрикатов, а потом подводят окончательные результаты инвентаризации.
По недостачам или излишкам ценностей заведующий должен дать письменное объяснение. Результаты инвентаризации отражают в ведомости учёта движения продуктов и тары на кухне, составленной к началу инвентаризации. Руководитель рассматривает результаты инвентаризации, и утверждает их. Излишки продуктов приходуются, недостачи взыскиваются с материально-ответственных лиц по учётным ценам.
Учёт операций в буфетах, магазинах кулинарии и мелкорозничной сети.
1.Документальное оформление операции в буфетах, магазинах, кулинарии и мелкорозничной сети.
2.Отчётность буфетчиков и продавцов мелкорозничной сети.
1.Для лучшего обслуживания населения предприятия общественного питания имеют в своём составе розничную торговую сеть: буфеты, бары, магазины кулинарии и мелкорозничную сеть-киоски, ларьки, лотки и т.д.
Буфеты организуют в залах, столовых, ресторанов, в учебных заведениях, цехах заводов, театрах и т.п.
Розничная торговая сеть продаёт продукцию собственным производителям, полуфабрикаты и покупные товары. В зависимости от вида торгового подразделения материально-ответственным лицом могут быть заведующий магазином, продавец, бармен, буфетчик.
Для сохранности товарно-материальных ценностей вводится индивидуальная или бригадная материальная ответственность.
Приёмка товаров от посторонних поставщиков осуществляется по общим правилам. Поступившие товары и продукты учитываются суммарно по ценам реализации, включая торговую надбавку.
Учётные цены не всегда совпадают с учётными ценами тех структурных подразделений, от которых поступили.
Разница в ценах отражается в учёте за счёт торговой надбавки. Тара учитывается по тем ценам, которые указаны в документе, стеклянная посуда учитывается как товар. Возврат посуды и тары на склад оформляется накладной.
При сменной работе, после окончания каждой смены один буфетчик передаёт другому товарно-материальные ценности. На такую передачу составляется акт о передаче товаров и тары, при смене материально-ответственного форма № ОП – 18 лица, в 3х экземплярах:1-с товарным отчётом и первичными документами сдаётся в бухгалтерию; 2-лицу, принимающем ценности; 3-для лица передающего товары.
2.Материально-ответственные лица торговых подразделений представляют в бухгалтерию предприятий общественного питания в установленные сроки товарные отчёты с прилагаемыми к ним документами, подтверждающие приход и расход товарных ценностей.
Продавцы мелкорозничной сети, торгующие с лотков, товарных отчётов не составляют.
Для проверки фактического наличия товарно-материальных ценностей в буфетах, барах рекомендуется проводить инвентаризации не реже двух раз в квартал.
Если торговые точки расположены в столовых, инвентаризацию проводят вместе со снятием остатков. Снимают остатки наличных денег и записывают в инвентаризационную опись, а затем запись товарно-материальных ценностей в инвентаризационную опись. Комиссия проверяет правильность цен по дневным заборным листам и накладным. При инвентаризации вино-водочных изделий проверяется наличие маркировки. Предварительный результат инвентаризации комиссия определяет сразу же после её окончания, а окончательный-бухгалтерия.
Учёт расчёта с персоналом по оплате труда.
1.Задачи учёта труда и расчетов по его оплате.
Состав фонда оплаты труда.
2.Формы и системы оплаты труда.
3.Учёт использования рабочего времени и норм выработки.
4.Расчёт заработной платы различным категориям работников.
5.Порядок расчёта отпускных и пособий по временной нетрудоспособности.
6.Удержания из заработной платы.
7.Документальное оформление расчётов по оплате труда.
1.Заработная плата-вознагрождение за труд в зависимости от квалиификации работника, сложности, количества, качества, и условий выполняемой работы.
Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются трудовым договором.
Бухгалтерская служба предприятия при организации учёта на данном участке должна обеспечить правильное и своевременное:
1)начисление заработной платы и её выдача в установленные сроки;
2)удержание налога на доходы физических лиц и других вычетов;
3)перечисление единого социального налога и отчислений на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Заработная плата делится на основную и дополнительную.
К основной относится оплата за проработанное время по тарифным ставкам и окладам, сдельным расценкам, доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.д.
Дополнительная заработная плата начисляется за время, когда работник фактически на работал, но за ним сохранилась заработная плата согласно законодательству.
Источником оплаты труда является фонд оплаты труда. Его состав определён Инструкцией о составе фонда заработной платы и выплат социального характера.
2.На предприятиях могут применятся две формы оплаты труда:
1)сдельная-оплата при которой заработок зависит от объёма выполненной работы
2)повременная-при которой заработок зависит от количества отработанного времени.
Сдельная подразделяется на:
а)прямую сдельную-оплата прямо пропорциональна выработке;
б)сдельно-премиальную, когда к оплате за объём выполненных работ добавляется премия за конкретные показатели работы;
в)сдельно-прогрессивную оплата в пределах норм производится по прямым расценкам, а сверх норм-по повышенным.
Повременная форма оплаты труда имеет две формы:
а)простая повременная-заработная плата находится в прямой зависимости от количества отработанного времени;
б)повременно-премиальная к з/п за отработанное время добавляются премии.
3.Для расчёта заработной платы необходимо знать отработанное рабочее время и выполнение норм выработки(при сдельной оплате труда). Учёт явок на работу и использование рабочего времени ведётся в табеле норм Т-12 и Т-13.
Форма Т-12 применяется для учёта рабочего времени всех категорий работающих. Для отражения использования рабочего времени за каждый день в табеле отведено
две строки: одна для условных обозначений видов затрат рабочего времени, другая для записи количества часов по ним.
При автоматизированной обработке данных применяется форма Т-13. Условные обозначения отработанного и неотработанного времени представлены на титульном листе формы Т-12, они применяются и при заполнении формы Т-13.
Руководитель предприятия приказом назначает лицо, ответственное за ведением табеля. При сдельной оплате труда для расчёта заработной платы необходимо знать объём выполненных работ(выработки). Для этого применяют следующие формы документов: наряд, ведомость учёта выработки и др.
4. Порядок расчёта заработной платы зависит от формы оплаты труда. При повременной оплате труда работнику установлен должностной оклад, который выплачивается ему полностью, если он отработал все рабочие дни в данном месяце. Если он отработал не все рабочие дни, заработная плата будет ему начислена за фактически отработанное время.
Пример: Бухгалтеру В.И.Ильиной установлен оклад 3000руб. Если она отработала все рабочие дни в данном месяце, ей будет начислено 3000руб. Если она отработала не все рабочие дни, а всего 15и 22 раб.дней в месяце, следует определить оклад за отработанное время по формуле:
З/пл за отработанное время = оклад*количество отраб.времени по табелю
3000/22дня*15дней=2045руб.
Предприятия могут применять почасовую оплату труда, как разновидность повременной оплаты труда. В этом случае заработок работника определяется путём умножения часовой ставки оплаты труда на число фактически отработанных часов. Так оплачивается труд персонала вспомогательных и обслуживаемых подразделений предприятия. При повременно-премиальной форме оплаты труда работникам дополнительно выплачивается премия, которая, как правило устанавливается в % к заработной плате, начисленной за отработанное время.
Премия = з/пл за отработ.время*% премии
100%
Пример: Приказом бухгалтеру Ильиной в отчётном месяце установлена премия в размере 20%. Её заработная плата за отработанное время в месяц составила2045.45, и ей должна быть начислена премия, размер которой равен: 2045.45*20%/100%=409.09
При прямой сдельной форме оплаты труда з/п исчисляется за выполненную работу.
Пример: Бригада в составе 3х человек выполнила ремонтные работы, её заработок по сдельной расценки составил 9000р. Затрачено 600час: Никитин-240ч, Федотов-150ч, Фролов-210ч.
Заработок за 1 час составит: 9000/600=15руб.
Распределение заработка:
Ф., и., о.
|
Отработано часов
|
Зарплата за один час работы
|
Начислена зарплата
|
Никитин В. Ф. | 240 | 15 | 3600 |
Федотов В. М. | 150 | 15 | 2250 |
Фролов Н. И. | 210 | 15 | 3150 |
Итого | 600 |
| 9000 |
На предприятиях торговли и общественного питания возможно определение сдельного заработка в % от объёма выручки.
Пример: Объём выручки составил 40000 руб. По договору сдельный заработок составляет 5% от выручки, т.е. 40000*5/100=2000руб.
В районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям выплачивается постоянные коэффициенты и процентные надбавки. Согласно распоряжениям правительство Р.Ф. в Томске районный коэффициент составляет 30%.
Пример: Рассчитать районный коэффициент повару 5 разряда, если зарплата его 8000-00.
Решение: Р/к =з/пл за отработанное время*р/к (%) = 8000*30% = 2400-00
Предприятия питания имеют право утверждать положения о премировании выплаты вознаграждений по итогам работы за год. Премии начисляются за фактически отработанное время в проценте от заработка по окладам или сдельным расценкам.
Вознаграждение по итогам работы за год выплачивается всем работникам предприятия питания, состоящим в штате и имеющим необходимый стаж работы. Сумма вознаграждения каждому работнику зависит от его средне месячной зарплаты в течении года и стажа непрерывной работы на данном предприятии питания.
5.Согласно трудового законодательства работник имеет право на очередной оплачиваемый отпуск, который предоставляется по графику. Расчёт отпускных производит бухгалтерия, исходя из фактической з/п за 12месяцев перед отпуском.
Порядок расчёта отпускных:
1) Среднемесячная з/п=з/п за 12 мес
2) Среднедневная з/п=среднемесячная з/п
29.4-среднемесячное количество календарных дней, взятое для расчёта отпускных
3) Сумма отпускных=среднедневная з/п*количество календарных дней отпуска
Если работник проработал не весь расчётный период, то среднедневная з/п определяется так:
Среднедневная з/п=з/п за фактич.отработанное время в расчётном периоде
Пример: рассчитать отпускные повару, по следующим данным:
1)заработная плата за 12 месяцев предшествующих отпуску 145800
2)отпуск представлен на 28 календарных дней
Решение:
Среднем.з/п=145800/12=12150
Среднед.з/п=12150/29.4=413.2