Лекции по "бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:40, курс лекций

Описание работы

Средством контроля за хоз.деятельностью предприятий является бухгалтерский учёт, с помощью которого определяется наличие имущества и обязательств предприятия. Хозяйственный учёт возник вместе с человеческой цивилизацией.
Существует 4 вида учёта.
1.Оперативный учёт – он служит для контроля и быстрого руководства отдельными хозяйственными операциями .
Качество этого учёта – это быстрота получения информации. Сведения могут передаваться по телефону или факсу. Информацию можно передавать и в устной форме.
2.Статистический учёт – собирает информацию, обобщает её и эту информацию используют для анализа и дальнейшего использования.
3.Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора регистрации и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного , непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
4.Налоговый учёт – ведётся с целью своевременного и правильного начисления налогов и перечисления их в бюджет.
2.Для ведения бух. учёта используют следующие виды измерителей:
1)Натуральные служат для определения количества однородных предметов: кг, м,гр,л.
2)Трудовые служат для определения количества затрат труда (рабочие часы, дни). Эти измерители применяют для начисления зарплаты и производительности труда.
3)Денежные служат для определения разнородных предметов в единой стоимостной оценки (рублии копейки).
Все эти измерители могут использоваться индивидуально и во взаимосвязи с другими измерителями.

Работа содержит 1 файл

Лекции по бух для 260807..doc

— 455.00 Кб (Скачать)

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности;

- поступление от продажи основных средств и др. активов;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации.

2)операционные расходы:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

- расходы, связанные с продажей, с выбытием и прочим списанием основных средств или иных активов, отличных от денежных средств ( кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и др.видов интеллектуальной собственности;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных кредитов (кредитов, займов);

- прочие операционные расходы.

   Внереализационные доходы:

1)штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров;

2)поступления в возмещение причинённых организации убытков;

3)прибыль прошлых лет, выявленная в прошлом году;

4)суммы кредиторской и депонентской задолжности, по которым истёк срок исковой давности;

5)курсовые разницы;

6)сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

7)прочие внереализационные  доходы.

Внереализационные расходы:

1)штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий договоров;

2)возмещение причинённых организацией убытков;

3)убытки прошлых лет, признанные в отчётном году;

4)суммы дебиторской задолжности, по которой истёк срок исковой давности; др.долгов, не реальных к взысканию;

5)курсовые разницы;

6)сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

7)прочие внереализационные расходы.

В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 чрезвычайными доходами и расходами считаются  поступления и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности предприятия.

Чрезвычайные доходы:

1)страховое возмещение;

2)стоимость материальных ценностей, остающихся от списания объектов имущества, не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию.

Чрезвычайные расходы:

1)не  компенсируемые потери от стихийных бедствий;

2)уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и др.материальных ценностей;

3)потери от остановки производства;

4)затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией стихийных бедствий;

5)не компенсируемые убытки в результате пожаров, аварий и др.чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

10.По окончанию каждого месяца бухгалтерия предприятия определяет конечный финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль или убыток).

Различают несколько видов прибыли:

    1)Валовая прибыль (ВП)=т/о без НДС – с/с

       Назначение: общий доход.

   С/с = т/об - Валовой доход

   НДС =  т/об * ставку НДС

                 100%+ставка НДС

    2)Прибыль от продаж (ПП)=ВП-издержки обращения

       Назначение: является результатом продажи товаров.

    3)Прибыль до налогообложения(ПДН)=ПП+операц.доходы+внереализационные                                         доходы-операционные расходы-внереализационные расходы

     Назначение: результат финансово-хозяйственной деятельности.

    4)Чистая прибыль (ЧП)=ПДН-налог на прибыль                                                                                                                                 

       Налог на прибыль = ПДН*24%

                                                100%

       Назначение: образование специальных фондов.

 

 

Бухгалтерская отчётность.

 

1.Положение по бух. учету «Отчётность организации» ПБУ 4-2000.

   Бухгалтерская отчётность: понятие, виды, требования.

2.Состав бухгалтерской отчетности. Порядок составления и сроки предоставления.

3.Бухгалтерский баланс (форма №1).

4.Отчёт о прибылях и убытках (форма №2).

 

1.Отчётность- совокупность показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за определённый отчётный период.

Виды отчётности:1)По источникам получения данных выделяют оперативную, статистическую и бухгалтерской отчетность. Первая и вторая составляются на основе данных оперативного и статистического, а при необходимости и бухгалтерского учета; третья по данным синтетического и аналитического  бухгалтерского учета, подтверждаемым первичными документами и инвентаризационными описями.

2)По объёму сведений различают отчётность общую и частичную. Общая характеризует хозяйственную деятельность предприятия в целом, частичная содержит информацию о каком либо участке деятельности предприятия.

3)По целям, для которых составляется отчётность, её подразделяют на внутреннюю и внешнюю.

4)Промежуточная и годовая отчётность. Промежуточная составляется на внутригодовую отчётную дату. Периодические отчёты составляются через определённые промежутки времени и делятся на ежедневные, декадные, месячные, квартальные, полугодовые.

5)По степени обобщения отчётных данных: первичные, составляемые предприятиями и сводные, которые составляют вышестоящие организации.

Требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности.

Отчётность должна удовлетворять следующим требованиям: достоверность, своевременность, полнота, сравнимость отчётных показателей, существенность, сопоставимость, нейтральность.

Достоверность-составляется с учётом всех требований, установленных нормативными документами по бухгалтерскому учёту.

Своевременность-должна составляться и предоставляться пользователям в установленные учредительными документами сроки.

Сравнимость-возможность их сравнения с плановыми, нормативными, а при проведении анализа-с отчётными данными за соответствующий период прошлого года.

Нейтральность-недопустимость одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим.

2.Перед составлением отчётности необходимо завершить все записи на счётах, проверить и обобщить данные текущего бухгалтерского учета, что обеспечит реальность и достоверность отчётности.

Перед составлением отчётности проверяется все  ли документы, относящиеся к отчётному периоду, отражены в учётных регистрах и нет ли расхождений данных аналитического учёта с оборотами по счётам синтетического учёта. С помощью инвентаризации уточняются и дополняются учётные показатели.

Годовая бухгалтерская отчётность согласно ПБУ 4/99 включает:

1)бух. баланс;

2)отчёт о прибылях и убытках;

3)отчёт об изменениях капитала;

4)отчёт о движении денежных средств;

5)приложение к бух. балансу;

6)пояснительную записку;

7)итоговую часть аудиторского заключения.

Отчётным годом для всех организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчётным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Организации обязаны представить в течении 30 дней по окончании квартала, а годовую-в течении 90 дней по окончании года.

Предоставляемая отчётность должна быть утверждена в порядке, предусмотренном учредительными документами организации.

Датой сдачи отчётности считается день фактической передачи её по принадлежности или дата отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации.

3. Бухгалтерский баланс – один из элементов, метода бухгалтерского учёта, представляет собой экономическую группировку имущества и источников в денежном выражении на определённую дату(на первое число месяца, квартала и года).

Баланс показывает, во что вложены средства предприятия и как они использованы.

На основе баланса строится оперативное финансовое планирование.

При журнально-ордерной форме учёта, баланс составляют на основе данных об остатках синтетических счетов и субсчетов на начало и конец отчётного периода.

При переносе в баланс данных об остатках по синтетическим счетам их записывают по статьям. Однородные по своему экономическому содержанию статьи объединяются в разделы баланса. По каждому разделу подсчитывается итоговая сумма.

Форма №1 №Бухгалтерский баланс» содержит пять разделов:

Актив баланса:

1раздел – внеоборотные активы

2раздел – оборотные активы

Пассив баланса:

3раздел – капитал и резервы

4раздел – долгосрочные обязательства

5раздел – краткосрочные обязательства

При сложении итогов по каждому разделу актива и отдельно пассива баланса должно быть равенство  актива и пассива баланса.

Виды балансов:

1)Вступительные, промежуточные, годовые. Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утверждённого годового баланса за период предшествующий отчётному.

2)Санируемые составляются когда предприятие приближается к банкротству с превличением аудитора, с целью показать реальное состояние дел на предприятии.

3)Ликвидационные. На счёте «Ликвидация» отражаются разницы в оценке статей и расходов по ликвидации предприятия. Сальдо по этому счёту показывают, или в пассиве или в активе ликвидационного баланса.

4.Отчёт о прибылях и убытках составляется в составе как годовой, так и периодической (квартальной) отчётности. В нём содержится информация о финансовом результате работы предприятия за отчётный период и приводится расшифровка показателей в части доходов и расходов в суммовом выражении под влиянием которых сформирован этот результат.

При заполнении отчёта о прибылях и убытках необходимо все данные приводить нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря отчётного года включительно.

В отчёте о прибылях и убытках нельзя зачитывать суммы прибылей в счёт убытков (и наоборот).

Отрицательные и вычитаемые суммы в отчёте записывают в круглых скобках.

Доходы и расходы объединяют в разделы:

1.Доходы и расходы по обычным видам деятельности.

   Здесь записывают доходы от обычных видов деятельности предприятия. Прежде всего, это выручка за продукцию и товары, а также за выполненные работы и оказанные услуги. При расчёте выручки нужно учесть суммовые разницы. Эти разницы возникают, когда товары, цена которых выражена в условных единицах, отгружают раньше, чем поступает оплата за них. Определяя выручку, необходимо учесть предусмотренные договором различные скидки или наценки., необходимо  исключить из расчёта проценты, причитающиеся с покупателя за рассрочку согласно ПБУ 9/99.

Также считаются доходами деньги, которые посредник получил от покупателей за товары, принадлежащие комитенту (принципалу или доверителю). Не признаются доходами полученные авансы и суммы, поступившие в качестве залога, задатка и т.д. Также показывают валовую прибыль предприятия. Она равна разнице между выручкой и себестоимостью. Приводят расходы, которые связаны со сбытом продукции, общехозяйственные расходы предприятия (например, заработная плата администрации), показывают финансовый результат от продажи продукции, товаров, работ или услуг.

2.Прочие расходы и доходы.

Приводят проценты, которые причитаются по государственным облигациям и ценным бумагам, банковским депозитам и вкладам, а также по предоставленным займам.  Здесь записывают проценты, которые предприятию должны уплатить, показывают доходы от участия в уставных капиталах, приводят сумму дивидендов.

   Также приводят операционные доходы, которые не были представлены раньше в отчёте (доходы от сдачи имущества в аренду, продажи основных средств без НДС, нематериальных активов, материалов).

   Операционные расходы, которые не вошли в предыдущие расходные статьи отчёта (это остаточная стоимость проданных основных средств, суммы, уплаченные банку за обслуживание и т.д.).

  Внериализационные доходы (штрафы, пени, неустойки; суммы, полученные от покупателя, чья задолжность уже списана в убыток; прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном периоде; суммы, суммы кредиторской и депонентской задолжности, по которым истёк срок исковой давности или которые невозможно взыскать и т.д.

  Нереализационные расходы ( штрафы, пени, неустойки, причитающиеся с организации, просроченная дебиторская задолжность, отрицательные курсовые разницы, ущерб, который приходится возмещать и т. д.

Информация о работе Лекции по "бухгалтерскому учету"