Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:40, курс лекций
Средством контроля за хоз.деятельностью предприятий является бухгалтерский учёт, с помощью которого определяется наличие имущества и обязательств предприятия. Хозяйственный учёт возник вместе с человеческой цивилизацией.
Существует 4 вида учёта.
1.Оперативный учёт – он служит для контроля и быстрого руководства отдельными хозяйственными операциями .
Качество этого учёта – это быстрота получения информации. Сведения могут передаваться по телефону или факсу. Информацию можно передавать и в устной форме.
2.Статистический учёт – собирает информацию, обобщает её и эту информацию используют для анализа и дальнейшего использования.
3.Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора регистрации и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного , непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
4.Налоговый учёт – ведётся с целью своевременного и правильного начисления налогов и перечисления их в бюджет.
2.Для ведения бух. учёта используют следующие виды измерителей:
1)Натуральные служат для определения количества однородных предметов: кг, м,гр,л.
2)Трудовые служат для определения количества затрат труда (рабочие часы, дни). Эти измерители применяют для начисления зарплаты и производительности труда.
3)Денежные служат для определения разнородных предметов в единой стоимостной оценки (рублии копейки).
Все эти измерители могут использоваться индивидуально и во взаимосвязи с другими измерителями.
- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности;
- поступление от продажи основных средств и др. активов;
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации.
2)операционные расходы:
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
- расходы, связанные с продажей, с выбытием и прочим списанием основных средств или иных активов, отличных от денежных средств ( кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и др.видов интеллектуальной собственности;
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных кредитов (кредитов, займов);
- прочие операционные расходы.
Внереализационные доходы:
1)штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров;
2)поступления в возмещение причинённых организации убытков;
3)прибыль прошлых лет, выявленная в прошлом году;
4)суммы кредиторской и депонентской задолжности, по которым истёк срок исковой давности;
5)курсовые разницы;
6)сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
7)прочие внереализационные доходы.
Внереализационные расходы:
1)штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий договоров;
2)возмещение причинённых организацией убытков;
3)убытки прошлых лет, признанные в отчётном году;
4)суммы дебиторской задолжности, по которой истёк срок исковой давности; др.долгов, не реальных к взысканию;
5)курсовые разницы;
6)сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
7)прочие внереализационные расходы.
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 чрезвычайными доходами и расходами считаются поступления и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности предприятия.
Чрезвычайные доходы:
1)страховое возмещение;
2)стоимость материальных ценностей, остающихся от списания объектов имущества, не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию.
Чрезвычайные расходы:
1)не компенсируемые потери от стихийных бедствий;
2)уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и др.материальных ценностей;
3)потери от остановки производства;
4)затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией стихийных бедствий;
5)не компенсируемые убытки в результате пожаров, аварий и др.чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
10.По окончанию каждого месяца бухгалтерия предприятия определяет конечный финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль или убыток).
Различают несколько видов прибыли:
1)Валовая прибыль (ВП)=т/о без НДС – с/с
Назначение: общий доход.
С/с = т/об - Валовой доход
НДС = т/об * ставку НДС
100%+ставка НДС
2)Прибыль от продаж (ПП)=ВП-издержки обращения
Назначение: является результатом продажи товаров.
3)Прибыль до налогообложения(ПДН)=ПП+
Назначение: результат финансово-хозяйственной деятельности.
4)Чистая прибыль (ЧП)=ПДН-налог на прибыль
Налог на прибыль = ПДН*24%
Назначение: образование специальных фондов.
Бухгалтерская отчётность.
1.Положение по бух. учету «Отчётность организации» ПБУ 4-2000.
Бухгалтерская отчётность: понятие, виды, требования.
2.Состав бухгалтерской отчетности. Порядок составления и сроки предоставления.
3.Бухгалтерский баланс (форма №1).
4.Отчёт о прибылях и убытках (форма №2).
1.Отчётность- совокупность показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за определённый отчётный период.
Виды отчётности:1)По источникам получения данных выделяют оперативную, статистическую и бухгалтерской отчетность. Первая и вторая составляются на основе данных оперативного и статистического, а при необходимости и бухгалтерского учета; третья по данным синтетического и аналитического бухгалтерского учета, подтверждаемым первичными документами и инвентаризационными описями.
2)По объёму сведений различают отчётность общую и частичную. Общая характеризует хозяйственную деятельность предприятия в целом, частичная содержит информацию о каком либо участке деятельности предприятия.
3)По целям, для которых составляется отчётность, её подразделяют на внутреннюю и внешнюю.
4)Промежуточная и годовая отчётность. Промежуточная составляется на внутригодовую отчётную дату. Периодические отчёты составляются через определённые промежутки времени и делятся на ежедневные, декадные, месячные, квартальные, полугодовые.
5)По степени обобщения отчётных данных: первичные, составляемые предприятиями и сводные, которые составляют вышестоящие организации.
Требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности.
Отчётность должна удовлетворять следующим требованиям: достоверность, своевременность, полнота, сравнимость отчётных показателей, существенность, сопоставимость, нейтральность.
Достоверность-составляется с учётом всех требований, установленных нормативными документами по бухгалтерскому учёту.
Своевременность-должна составляться и предоставляться пользователям в установленные учредительными документами сроки.
Сравнимость-возможность их сравнения с плановыми, нормативными, а при проведении анализа-с отчётными данными за соответствующий период прошлого года.
Нейтральность-недопустимость одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим.
2.Перед составлением отчётности необходимо завершить все записи на счётах, проверить и обобщить данные текущего бухгалтерского учета, что обеспечит реальность и достоверность отчётности.
Перед составлением отчётности проверяется все ли документы, относящиеся к отчётному периоду, отражены в учётных регистрах и нет ли расхождений данных аналитического учёта с оборотами по счётам синтетического учёта. С помощью инвентаризации уточняются и дополняются учётные показатели.
Годовая бухгалтерская отчётность согласно ПБУ 4/99 включает:
1)бух. баланс;
2)отчёт о прибылях и убытках;
3)отчёт об изменениях капитала;
4)отчёт о движении денежных средств;
5)приложение к бух. балансу;
6)пояснительную записку;
7)итоговую часть аудиторского заключения.
Отчётным годом для всех организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчётным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
Организации обязаны представить в течении 30 дней по окончании квартала, а годовую-в течении 90 дней по окончании года.
Предоставляемая отчётность должна быть утверждена в порядке, предусмотренном учредительными документами организации.
Датой сдачи отчётности считается день фактической передачи её по принадлежности или дата отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации.
3. Бухгалтерский баланс – один из элементов, метода бухгалтерского учёта, представляет собой экономическую группировку имущества и источников в денежном выражении на определённую дату(на первое число месяца, квартала и года).
Баланс показывает, во что вложены средства предприятия и как они использованы.
На основе баланса строится оперативное финансовое планирование.
При журнально-ордерной форме учёта, баланс составляют на основе данных об остатках синтетических счетов и субсчетов на начало и конец отчётного периода.
При переносе в баланс данных об остатках по синтетическим счетам их записывают по статьям. Однородные по своему экономическому содержанию статьи объединяются в разделы баланса. По каждому разделу подсчитывается итоговая сумма.
Форма №1 №Бухгалтерский баланс» содержит пять разделов:
Актив баланса:
1раздел – внеоборотные активы
2раздел – оборотные активы
Пассив баланса:
3раздел – капитал и резервы
4раздел – долгосрочные обязательства
5раздел – краткосрочные обязательства
При сложении итогов по каждому разделу актива и отдельно пассива баланса должно быть равенство актива и пассива баланса.
Виды балансов:
1)Вступительные, промежуточные, годовые. Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утверждённого годового баланса за период предшествующий отчётному.
2)Санируемые составляются когда предприятие приближается к банкротству с превличением аудитора, с целью показать реальное состояние дел на предприятии.
3)Ликвидационные. На счёте «Ликвидация» отражаются разницы в оценке статей и расходов по ликвидации предприятия. Сальдо по этому счёту показывают, или в пассиве или в активе ликвидационного баланса.
4.Отчёт о прибылях и убытках составляется в составе как годовой, так и периодической (квартальной) отчётности. В нём содержится информация о финансовом результате работы предприятия за отчётный период и приводится расшифровка показателей в части доходов и расходов в суммовом выражении под влиянием которых сформирован этот результат.
При заполнении отчёта о прибылях и убытках необходимо все данные приводить нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря отчётного года включительно.
В отчёте о прибылях и убытках нельзя зачитывать суммы прибылей в счёт убытков (и наоборот).
Отрицательные и вычитаемые суммы в отчёте записывают в круглых скобках.
Доходы и расходы объединяют в разделы:
1.Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
Здесь записывают доходы от обычных видов деятельности предприятия. Прежде всего, это выручка за продукцию и товары, а также за выполненные работы и оказанные услуги. При расчёте выручки нужно учесть суммовые разницы. Эти разницы возникают, когда товары, цена которых выражена в условных единицах, отгружают раньше, чем поступает оплата за них. Определяя выручку, необходимо учесть предусмотренные договором различные скидки или наценки., необходимо исключить из расчёта проценты, причитающиеся с покупателя за рассрочку согласно ПБУ 9/99.
Также считаются доходами деньги, которые посредник получил от покупателей за товары, принадлежащие комитенту (принципалу или доверителю). Не признаются доходами полученные авансы и суммы, поступившие в качестве залога, задатка и т.д. Также показывают валовую прибыль предприятия. Она равна разнице между выручкой и себестоимостью. Приводят расходы, которые связаны со сбытом продукции, общехозяйственные расходы предприятия (например, заработная плата администрации), показывают финансовый результат от продажи продукции, товаров, работ или услуг.
2.Прочие расходы и доходы.
Приводят проценты, которые причитаются по государственным облигациям и ценным бумагам, банковским депозитам и вкладам, а также по предоставленным займам. Здесь записывают проценты, которые предприятию должны уплатить, показывают доходы от участия в уставных капиталах, приводят сумму дивидендов.
Также приводят операционные доходы, которые не были представлены раньше в отчёте (доходы от сдачи имущества в аренду, продажи основных средств без НДС, нематериальных активов, материалов).
Операционные расходы, которые не вошли в предыдущие расходные статьи отчёта (это остаточная стоимость проданных основных средств, суммы, уплаченные банку за обслуживание и т.д.).
Внериализационные доходы (штрафы, пени, неустойки; суммы, полученные от покупателя, чья задолжность уже списана в убыток; прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном периоде; суммы, суммы кредиторской и депонентской задолжности, по которым истёк срок исковой давности или которые невозможно взыскать и т.д.
Нереализационные расходы ( штрафы, пени, неустойки, причитающиеся с организации, просроченная дебиторская задолжность, отрицательные курсовые разницы, ущерб, который приходится возмещать и т. д.