Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:40, курс лекций
Средством контроля за хоз.деятельностью предприятий является бухгалтерский учёт, с помощью которого определяется наличие имущества и обязательств предприятия. Хозяйственный учёт возник вместе с человеческой цивилизацией.
Существует 4 вида учёта.
1.Оперативный учёт – он служит для контроля и быстрого руководства отдельными хозяйственными операциями .
Качество этого учёта – это быстрота получения информации. Сведения могут передаваться по телефону или факсу. Информацию можно передавать и в устной форме.
2.Статистический учёт – собирает информацию, обобщает её и эту информацию используют для анализа и дальнейшего использования.
3.Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора регистрации и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного , непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
4.Налоговый учёт – ведётся с целью своевременного и правильного начисления налогов и перечисления их в бюджет.
2.Для ведения бух. учёта используют следующие виды измерителей:
1)Натуральные служат для определения количества однородных предметов: кг, м,гр,л.
2)Трудовые служат для определения количества затрат труда (рабочие часы, дни). Эти измерители применяют для начисления зарплаты и производительности труда.
3)Денежные служат для определения разнородных предметов в единой стоимостной оценки (рублии копейки).
Все эти измерители могут использоваться индивидуально и во взаимосвязи с другими измерителями.
Счета открывают в начале каждого месяца. Открыть счёт – это значит начертить схему счёта; указать стороны счёта (Дт, Кт); название счёта и перенести сальдо на начало месяца из баланса.
В течении месяца на счётах отражают хозяйственные операции способом двойной записи на основании документов. В конце месяца определяют сумму оборотов по Дт и Кт и конечное сальдо.
На основании статей актива баланса открывают активные счета, на которых учитывается имущество.
Дт Схема Активного счёта Кт | Дт 50 касса Кт | ||
С-до на начало месяца (Сн)
Увеличение средств(+)
С-до на конец месяца(Ск) Сн+увел-умен |
Уменьшение средств(-) | Сн 800 1800
3500 оборот 5300 Ск500 | 2000
3600 оборот 5600
|
(800+5300-5600) |
Активные счета предназначены для учёта имущества они отражаются в активе баланса. Это счета «Касса», «Расчётный счёт», и др. В активном счёте начальное с-до отражается по Дт, увеличение средств по Дт, а уменьшение средств по Кт.
Конечное с-до отражается по Дт и определяется :
ДСк = ДСн + ДО – КО, где:
ДСк – дебетовое сальдо конечное
ДСн – дебетовое сальдо начальное
ДО - дебетовый оборот
КО - кредитовый оборот
Дт Схема Пассивного счёта Кт | Дт Резервный капитал Кт | ||
Уменьшение источника (-) | С-до на начало месяца
Увеличение источника (+)
С-до на конец месяца:
|
3000 оборот 3000 | Сн 9000
11000 оборот 11000
Ск 17000 |
(9000+11000–3000) |
Пассивные счета предназначены для учёта источников образования средств. Это счета «Уставный капитал», «Расчёты с персоналом по оплате труда», «Резервный капитал» и др. В пассивном счёте начальное с-до находится в кредите, увеличение отражается по Кт, уменьшение по Дт.
Конечное с-до находится в Кт и определяется:
В бух. учёте применяются и активно-пассивные счета на которых одновременно учитываются имущество предприятия и источники формирования этого имущества. В таких счетах с-до может быть по Дт и Кт одновременно. Примером является счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Особенность этих счетов в том, что они имеют одновременно и Дт и Кт, с-до (развёрнутое).
4.Все хозяйственные операции на счётах отражаются дважды: по дебету одного счёта, по кредиту др. счёта в одной и тойже сумме, такая запись называется корреспонденцией счетов (взаимосвязь), если в корреспонденции указана сумма, то это будет бухгалтерская проводка.
Бух. проводки бывают простые и сложные. Простой называется такая проводка, в которой корреспондирует два счёта(один по дебету, а др. по кредиту), а сложной называется такая, в которой корреспондирует три и более счетов (один по дебету, а второй или несколько по кредиту и наоборот).
1.Выявляем какие счета корреспондируют
2.Определяем какие это счета по отношению к балансу(активные или пассивные)
3.Определяем какие изменения происходят по данному счёту(увеличение или уменьшение)
4.Вспоминаем схемы этих счетов
5.Составляем бух. проводку
Полученные проводки разносят по счетам.
Пример: Составить бух. проводку по следующим данным.
В кладовую предприятия общественного питания поступили продукты на сумму 20000р от поставщика.
1.В этой операции корреспондирует 2 счёта: «Товары» и «Расчёты с поставщиками».
2.Счёт товаров активный, а расчёт с поставщиками пассивный.
4.По счёту «Товара» происходит увеличение (по дебету счёта), а по счёту «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» будет увеличение задолжности поставщикам, т.к мы с ними не рассчитались. А увеличение на пассивных счетах показывается по Кт счёта.
Дт – товары
Кт – расчёты с поставщиками
Для отражения операции по счётам открываем данные счета. Все счета открывают на начало месяца.
Дт Товары Кт
| Дт Расчёты с поставщиками Кт | ||
С-до 9600
2)20000
|
|
| С-до – 32000
1)20000
|
5.По окончанию каждого месяца для обобщения данных по счётам и проверки правильности записей на счётах бухгалтерия составляет оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам.
Синтетические счета – это счета остатки которых указываются в балансе. В них отражается в денежном выражении, обобщённая информация об имуществе организации и источников.
Аналитические счета – открываются в развитии синтетических счетов.
Оборотная ведомость представляет собой таблицу.
Наименование счетов
| С-до начальное
| Обороты
| С-до конечное
| |||
| Дт | Кт | Дт | Кт | Дт | Кт |
Оборотная ведомость заполняется на основании синтетических счетов, записи со счетов переносятся механически(без проверки). В начале переносят с-до начальное (по Дт и по Кт), затем обороты (по Дт и по Кт), и конечное сальдо (по Дт или Кт). Затем подсчитывают итоги по всем колонкам.
При подведении итогов мы должны получить три пары равенств:
1)Между сальдо начальным по Дт и Кт - это вытекает из первоначального баланса.
2)Между оборотами по Дт и Кт - вытекает из принципа двойной записи.
3)Между сальдо конечным по Дт и Кт - вытекает из первых двух при правильном подсчёте.
Равенство итогов показывает, что в счетах нет ошибок; если обороты не равны, то проводки составлены не правильно.
Особенности оборотной ведомости по аналитическим счетам:
1)Оборотная ведомость по анал. счетам составляется к каждому синтетическому счёту отдельно
2)При подведении итогов в этих счетах не всегда получается три пары равенства
3)Итоговые данные по анал. счетам сверяют с соответствующим синтетическим счётом (суммы должны быть одинаковыми).
1.Документ: понятие, назначение, реквизиты.
2.Классификация бух. документов.
3.Правила составления документов. Требование к оформлению. Исправление ошибок.
4.Документооборот, его этапы.
5.Правила хранения документов.
1.Бухгалтерский документ – это запись хозяйственных операций на специальных бланках, удостоверенными подписями ответственных лиц.
Оформление хозяйственных операций бух. документами называется первичным учётом.
Значение документов:
1)документ является основанием для записей в бух. учёте
2)документы имеют большое контролирующее значение
3)документ является источником информации, необходимой для принятия управленческих решений
4)документы обладают юридической силой, так как оформляются на основании совершенных хоз. операций
5)документ является средством контроля за сохранностью товарно - материальных ценностей
6)документ используется для анализа хозяйственной деятельности предприятия и используется при проведении аудиторской и иной проверки.
Реквизиты:
- наименование документа
- код формы и код организации
- дата составления
- наименование организации, от имени которого составлен документ