Лекции по "бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:40, курс лекций

Описание работы

Средством контроля за хоз.деятельностью предприятий является бухгалтерский учёт, с помощью которого определяется наличие имущества и обязательств предприятия. Хозяйственный учёт возник вместе с человеческой цивилизацией.
Существует 4 вида учёта.
1.Оперативный учёт – он служит для контроля и быстрого руководства отдельными хозяйственными операциями .
Качество этого учёта – это быстрота получения информации. Сведения могут передаваться по телефону или факсу. Информацию можно передавать и в устной форме.
2.Статистический учёт – собирает информацию, обобщает её и эту информацию используют для анализа и дальнейшего использования.
3.Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора регистрации и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного , непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
4.Налоговый учёт – ведётся с целью своевременного и правильного начисления налогов и перечисления их в бюджет.
2.Для ведения бух. учёта используют следующие виды измерителей:
1)Натуральные служат для определения количества однородных предметов: кг, м,гр,л.
2)Трудовые служат для определения количества затрат труда (рабочие часы, дни). Эти измерители применяют для начисления зарплаты и производительности труда.
3)Денежные служат для определения разнородных предметов в единой стоимостной оценки (рублии копейки).
Все эти измерители могут использоваться индивидуально и во взаимосвязи с другими измерителями.

Работа содержит 1 файл

Лекции по бух для 260807..doc

— 455.00 Кб (Скачать)


     Теоретические основы бухгалтерского учёта.

                      

Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учёта.

 

1.Хозяйственныё учёт: понятие, возникновение, эволюция, виды.

2.Измерители применяемые в бух.учёте.

3.Сущность, задачи, функции бух.учёта.

4.Предмет и метод бух.учёта. Элементы метода.

5.Организация бух.учёта в Р.Ф.Федеральный закон «О  бухгалтерском учёте».

6.Учётная политика предприятия.

 

1.Средством контроля за хоз.деятельностью предприятий является бухгалтерский учёт, с помощью которого определяется наличие имущества и обязательств предприятия. Хозяйственный учёт возник вместе с человеческой цивилизацией.

Существует 4 вида учёта.

  1.Оперативный учёт – он служит для контроля и быстрого руководства отдельными хозяйственными операциями .

Качество этого учёта – это быстрота получения информации. Сведения могут передаваться по телефону или факсу. Информацию можно передавать и в устной форме.

  2.Статистический учёт – собирает информацию, обобщает её и эту информацию используют для анализа и дальнейшего использования.

  3.Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора регистрации и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного , непрерывного  и документального учёта всех хозяйственных операций.

   4.Налоговый учёт – ведётся с целью своевременного и правильного начисления налогов и перечисления их в бюджет.

2.Для ведения бух. учёта используют следующие виды измерителей:

  1)Натуральные служат для определения количества однородных предметов: кг, м,гр,л.

  2)Трудовые служат для определения количества затрат труда (рабочие часы, дни). Эти измерители применяют для начисления зарплаты и производительности труда.

  3)Денежные служат для определения разнородных предметов в единой стоимостной оценки (рубли и копейки).

  Все эти измерители могут использоваться индивидуально и во взаимосвязи с другими измерителями.

3.Задачи и функции бух. учёта определены в федеральном законе об бух. учёте. Согласно этого документа объектом бух учёта является имущество организации, их обязательства и хоз.операции, которые происходят в предприятии в процессе их деятельности.

Основными задачи бухгалтерского учёта являются:

1)Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятий и её имущественного положения, которая необходима внутренним и внешним пользователям.

2)Контроль за движение и наличие имущества.

3)Контроль за соблюдением законодательства Р.Ф. по учёту и отчётности.

4)Своевременное предупреждение негативных явлений финансово – хозяйственной деятельности организации.

5)Своевременное определение затрат на производство продукции и оказание услуг.

6)Обеспечение контроля за оплатой  труда.

7)Правильное определение финансовых результатов деятельности организации. 8)Правильное определение и своевременное перечисление налогов в бюджет, выполнение обязательств перед поставщиками, учредителями, банками и др.

9)Своевременное составление бухгалтерской отчётности и предоставление её в налоговую инспекцию, банки и другие организации.

  Для выполнения этих задач необходимо, чтобы учёт был организован так, чтобы он выполнял следующие требования:

1)Учёт имущества хоз. операций и обязательств ведётся в рублях.

2)Соблюдается принятая учётная политика в течении отчётного финансового года.

3)Учёт ведётся непрерывно с момента регистрации предприятия.

4)Данные аналитического учёта должны соответствовать данным синтетического учёта.

5)Своевременность проведения инвентаризации и отражение результатов на счётах бух. учёта.

4.Предметом изучения бух. учёта является: имущество организации, источники формирования этого имущества и хозяйственные операции, которые происходят в предприятии  в процессе его хозяйственной деятельности.

Под методом бух. учёта понимается  совокупность приёмов и способов с помощью которых изучается данный предмет.

Элементами бух. учёта являются:

   1)документация

   2)инвентаризация

   3)оценка

   4)калькуляция

   5)счета бух. учёта

   6)двойная запись

   7)бух. баланс

   8)отчётность

5.Организация бухгалтерского учёта в организациях Р.Ф. основа на Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» (статья 6).

   1.Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

    2.Руководители организаций могут в зависимости от объёма учётной  работы:

   а)учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

   б)ввести в штат должность бухгалтера;

   в)передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру – специалисту;

   г)вести бухгалтерский учёт лично.

   3.Принятая организацией учётная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бух.учёта.

   При этом утверждаются:

   рабочий план счетов бух.учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бух.учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;

   формы первичных учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;

   порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

   правила документооборота и технология обработки учётной информации;

   порядок контроля за хозяйственными операциями, а также др. решения, необходимые для организации бух.учёта.

   4.Принятая организацией учётная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учётной политики может производится в случаях изменения законодательства Р.Ф. или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бух.учёта, разработки организацией новых способов ведения бух.учёта или существенного изменения условий её деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бух.учёта изменения учётной политики должны вводиться с начала финансового года. 

6.Учётная политика – это выбор предприятия, форм, техники ведения и организации бух. учёта, а также вариантов учёта соответствующих объектов. Основным нормативным документом, который регулирует формирование учётной политики является ПБУ 1/98 – положение по бух. учёту( 1-номер,98-год принятия положения). Согласно этого документа учётная политика организации на финансовый год, оформляется приказом руководителя, при этом утверждается:

1)рабочий план счетов

2)порядок проведения инвентаризаций

3)правило документооборота

4)методы оценки активов и обязательств

В течении отчётного года приказ об отчётной политике изменяется очень редко, только в том случае, если изменяется нормативная база по бух. учёту. Эти изменения вносят с помощью дополнительного приказа.

 

 

Тема 2.Бухгалтерский баланс и система счетов бух. учёта.

 

1.Классификация имущества и источников образования имущества.

2.Бух. баланс, содержание, структура.

3.Счета бух. учёта, их содержание и строение. Счета активные, пассивные, и активно – пассивные.

4.Двойная запись, её сущность и значение.

5.Оборотные ведомости, структура, назначение.

 

1.Имущество организации классифицируют следующим образом:

   I.Внеоборотные активы:

1)нематериальные активы – права пользования чем либо (землёй, водой, недрами, ресурсами). К ним относят лицензии на право-деятельности, компьютерные программы, организационные расходы и др.

2)основные средства – имущество срок эксплуатации которых более 1 года, здание, сооружения, оборудование, транспорт.

3)капитальные вложения – вложение средств в приобретение основных средств и нематериальных активов.

4)долгосрочные финансовые вложения – вложения в долгосрочные ценные бумаги, лизинг(форма кредитования).

    II. Оборотные активы:

1)нормируемые активы – имущество, по которым устанавливаются нормы (товары, тары, деньги в кассе и др.).

2)ненормируемые оборотные активы – это имущество, по которым нормы не устанавливаются (деньги на р/с, товары отгруженные, дебиторская задолжность). Дебиторская задолжность – это долг др. предприятий и физ. лиц нашему предприятию, покупатели и заказчики, поставщики по претензиям,  работники по предприятиям по подотчетным суммам).

Источники формирования вышеуказанного имущества  классифицируется так:

     I.Собственные:

1)уставный капитал – сумма средств, вложенная учредителями или участниками в предприятие в момент его организации и указанная в уставе предприятия.

2)добавочный капитал – сумма средств полученная от дооценки основных средств.

3)резервный капитал –формируется за счёт прибыли предприятия и направляется в АО  на выплату дивидендов по акциям, а в др. организациях на покрытие возможных убытков.

4)прибыль – разница между доходами и расходами,(прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль).

     II. Заёмные:

1)кредиты банков= денежные средства, полученные из кредитных учреждений на определённых условиях.

2)займы – денежные средства, полученные от физических и юридических  лиц на определённых условиях, векселя полученные.

3)кредиторская задолжность – долг нашей организации др. организациям, физ. лицам, (поставщикам, бюджету по налогам, др. организациям, физ. лицам).

2. Бухгалтерский баланс – один из элементов, метода бух. учёта, представляет собой экономическую группировку имущества и источников в денежном выражении на определённую дату(на первое число месяца, на первое число квартала и года).

  Схематично бух. баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, левая часть называется активом, а правая пассивом.

  В активе показываются остатки имущества на определённую дату, а в пассиве -остатки источников.

  Каждое наименование имущества называется статьёй баланса(основные средства, нематериальные активы, касса, товары и т.д.)

  Все статьи по определённым экономическим  признакам объединяются в разделы:

   1.Внеоборотные активы

   2.Обротные активы

   3.Капитал и резервы

   4.Долгосрочные обязательства

   5.Краткосрочные обязательства

Итог баланса называется валютой баланса. И подводится итог словом «баланс» по обеим сторонам документа.

Баланс означает – чаша весов.

Равенство итогов в балансе вытекает из следующего: в организации должно быть ровно столько имущества, сколько является источником для его приобретения.

                                                          Схема баланса.

Актив (имущество)

Сумма остатков

 

 

Пассив(источники)

 

 

Сумма

остатков

 

 

 

3.Счета бух. учёта – предназначены для отражения хозяйственных операций в течении месяца и определение суммы остатка имущества и источников на конец месяца.

   Схема счёта – это двусторонняя таблица, левая часть которой  называется дебетом(Дт), а правая кредитом (Кт).

В каждом счёте показывается остаток на начало месяца. Остатки на начало и конец месяца называются сальдо(с-до). На основании документов в счетах отражают хозяйственные операции. Сумма хозяйственных операций называется оборотом (об).

Информация о работе Лекции по "бухгалтерскому учету"