Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:10, лекция
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторская деятельность обязательный аудит и сопутствующие аудиту услуги. Под сопутствующими аудиту услугами понимаются:
Консультирование;
Ведение, постановка, восстановление бухгалтерского учета, составление отчетности;
Анализ хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов, компьютеризация, аудиторские научные исследования, обучение.
Внутренний аудит, инициативный аудит, аудит по специальным аудиторским заданиям;
Другие, сопутствующие аудиту услуги.
4) аннулирования или отзыва лицензии на оказание аудиторских услуг.
Еще
один аспект проблемы страхования заключается
в том, что аудиторы, как субъекты
профессиональной деятельности, кроме
общегражданской
Сразу
хочется оговориться, что судебная
практика по данному вопросу в настоящее
время еще не сложилась, что весьма усугубляет
и без того непростую ситуацию.
Стандарты аудита. Статья 9 ФЗ № 119.
В целом стандарты можно рассматривать как единые базовые принципы, которыми должны руководствоваться аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Значение стандартов состоит в том, что они:
1. при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки.
2. содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений.
3. определяет
действия аудитора в
4. все стандарты
имеют одинаковую структуру
1-ый раздел:
1) общие положения
– отражаются цель и
2) объект стандартизации.
3) сфера применения стандарта.
4) взаимосвязь
с другими стандартами.
2-ой раздел
включает основные понятия,
3-ий раздел –
здесь формулируется проблема, требующая
описания, проводится ее анализ и приводятся
методы ее решения.
4-ий раздел – практические приложения.
Стандарт как любой нормативный документ должен отражать такие реквизиты как:
- номер стандарта;
- дата ввода его в действие;
- Цели разработки;
- сфера применения;
- Анализ проблемы;
- возможные процедуры решения проблемы.
Помимо аудиторских
стандартов (как федеральных так
и аудиторских) в аудиторских
фирмах могут разрабатываться и
свои внутрифирменные аудиторские
стандарты . как правило, в качестве таких
стандартов выступают разработанные ведущими
специалистами аудиторской фирмы и проверяются
на практике методики проведения конкретных
аудиторских процедур.
Международные стандарты аудита.
В каждой стране практика аудита финансовой или другой информации регулируется в большей или меньшей степени местными нормативными актами. Такие акты могут иметь силу закона или могут быть представлены в виде отдельных положений, разработанных органами регулирования или профессиональными организациями данной страны.
Национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг, принятые во многих странах отличаются по форме и по содержанию.
Комитет по международной аудиторской практики уделяет особое внимание таким документам, а также всем различиям в них и в свете полученных знаний публикует МСА, предназначенные для принятия на международном уровне.
Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций. К их числу относится Международная организация бухгалтеров, созданная в 1977 году. В рамках этой организации, аудиторскими стандартами занимается международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета. Международные стандарты в разных странах применяются многовариантно.
В некоторых
странах стандарты используются
в качестве базы для разработки национальных
стандартов (Бразилия, Голландия, Индия,
Россия). Есть страны, где не разрабатывают
собственные стандарты, а применяют
Международные стандарты в
Развитие в нашей стране рынка аудиторских услуг привело к необходимости разработки стандартов, как с учетом специфики России, так и международного опыта. В России разработка национальных стандартов с 1993 г. занимался НИИ при МФ РФ. Было разработано 38 стандартов. После выхода ФЗ № 119 ФЗ вступили в действие федеральные стандарты, утвержденные правительством РФ (№ 696).
Международные стандарты предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. В исключительных обстоятельствах для более эффективного выполнения задач аудита аудитор может отступить от Международных стандартов, но должен быть готов аргументировать данное отступление.
Международные стандарты не отменяют действие нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой Международные стандарты соответствуют местным актам в конкретном случае, аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране, проводимый согласно таким местным нормативным актам будет автоматически соответствовать Международным стандартам, рассматривая данный конкретный случай.
В случае
если местные нормативные акты, отличаются
или противоречат Международным
стандартам по конкретному случаю,
организациям- членам международной
организации бухгалтеров
Организационно – правовые формы аудиторских организаций.
Согласно
ФЗ № 119 ФЗ определено, что основными
исполнителями аудиторской
Основные признаки аудиторских организаций:
Универсальные
аудиторские организации
Специализированные
аудиторские организации –
- большие - более 50 человек, выручка от 50 000 МРОТ и более.
- средние – от 10 до 50 человек, выручка от 5 000 до 50 000 МРОТ.
- малые – численность до 10 человек, выручка до 5000 МРОТ.
Основным критерием является выручка от оказанных услуг.
На российском рынке кроме аудиторских организаций осуществляют деятельность и индивидуальные аудиторы.
Согласно
статьи 3 п.3 ФЗ № 119 ФЗ Индивидуальные аудиторы
не вправе осуществлять иные виды предпринимательской
деятельности, кроме сопутствующих
аудиту услуг. В соответствии с законом
им не разрешено осуществлять обязательный
аудит.
Организация контроля качества работы аудиторских организаций.
Информация о контроле качества работы аудиторской организации содержится в статье 14 ФЗ № 119 , а также в статье18,20, приказе МФ РФ от 27.10.99 № 69-н «Об утверждении порядка предоставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами», и федеральным стандартом № 7 «Внутренний контроль качества аудита».
Федеральный стандарт № 7 «Организация внутреннего контроля качества аудита».
Аудиторская организация должна определять методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с законодательством, внутренними стандартами аудиторской деятельности профессиональных объединений или с иными документами.
Аудиторские
организации устанавливают
В целях
обеспечения внутреннего
Тема : планирование аудиторской деятельности.
Существенность в аудите.
Федеральный стандарт № 4. аудитор в процессе проведения аудита обязан оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Существенной считается информация об отдельных активах и обязательствах, доходах и расходах, хозяйственных операциях, а также о состоянии капитала, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе отчетности.
Существенность зависит от величины показателя отчетности или ошибки, которые оцениваются в случае их отсутствия или искажения.
При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных с количественной точки зрения искажений.
Тем не менее, как значение (количество) так и характер (качество) искажения должны приниматься во внимание.
При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенные искажения отчетности.
Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы, как, например, вопрос о том, какие показатели отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур.
Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.
Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, т.е. чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска и наоборот.
В тоже время оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от той оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита.
Кроме того, аудитор при планировании может намеренно установить приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот который предполагается использовать для оценки результатов аудита.
Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности не обнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита.