Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:10, лекция
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторская деятельность обязательный аудит и сопутствующие аудиту услуги. Под сопутствующими аудиту услугами понимаются:
Консультирование;
Ведение, постановка, восстановление бухгалтерского учета, составление отчетности;
Анализ хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов, компьютеризация, аудиторские научные исследования, обучение.
Внутренний аудит, инициативный аудит, аудит по специальным аудиторским заданиям;
Другие, сопутствующие аудиту услуги.
В целом систему финансового контроля можно представить в следующем виде:
1.Государственный финансовый контроль:
1) общегосударственный финансовый контроль:
- денежно – кредитный;
- валютный;
- страховой;
- налоговый;
- таможенный.
2) ведомственный финансовый контроль.
2. Общественный контроль.
3. Вневедомственный контроль.
4. Независимый контроль.
5. Внутрихозяйственный
контроль.
В зависимости
от источников информации контроль подразделяется
на документальный и фактический.
Документальный контроль предусматривает
использование первичных
Применяемые методы контроля и системы контрольных действий, позволяют организовать проверку, используя для этих целей аудит, ревизию, тематическую проверку, следствие или служебное расследование.
Ревизия – система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором за деятельности подведомственного предприятия, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвующих в их проведении.
Тематическая проверка – проверка определенной темы или задачи, производственной или хозяйственной деятельности предприятия.
Следствие представляет собой процессуальные действия, в ходе которых устанавливается виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие регулируется особым процессуальным законодательством.
Служебное расследование предусматривает проверку соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также соблюдение должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится специальной комиссией, созданной приказом руководителя предприятия в случаях выявления хищений, недостач и порчи материальных ценностей.
В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на : предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль производится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический и упреждающий характер (бизнес – план, проектно - сметная документация). Цель предварительного контроля – предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономические нецелесообразные операции.
Текущий
контроль организуется в процессе совершения
различных хозяйственных
- задач и целей проверки;
- финансовых
и трудовых затрат на его
осуществление.
Выделяют внутренний и внешний аудит. Внешний проводится на договорной основе между аудиторскими фирмами и предприятиями с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Он делится на:
- общий аудит;
- страховой;
- банковский;
- аудит бирж;
- внебюджетных фондов;
- инвестиционных институтов.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей и собственников. Цель внутреннего аудита помочь сотрудникам эффективно выполнять свои функции. В качестве органа, выполняющего функции внутреннего аудита могут выступать:
- ревизионные комиссии;
- штатный внутренний аудитор;
- привлеченный внешний аудитор на договорной основе.
Внешний аудит подразделяется на :
- обязательный;
- иннициативный;
-аудит по специальным аудиторским заданиям.
Обязательный аудит проводится в соответствии со статьей 7 ФЗ № 119
Инициативный аудит проводится по решению собственников или руководства предприятия. Цели такой проверки могут быть различны:
- оценка состояния расчетов по НОБ;
- анализ
состояния бухгалтерского
-организация делопроизводства.
Полная проверка может быть комплексная и тематическая.
Аудит
по специальным аудиторским
По объекту изучения принято выделять три вида аудита:
Предусматривает оценку достоверности финансовой информации.
По периодичности
осуществления аудиторских
Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
1)
постановка, восстановление и ведение
бухгалтерского учета,
2) налоговое консультирование;
3)
анализ финансово-
4)
управленческое
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6)
автоматизация бухгалтерского
7)
оценка стоимости имущества,
8)
разработка и анализ
9)
проведение маркетинговых
10)
проведение научно-
11)
обучение в установленном
12)
оказание других услуг,
Аудиторским
организациям и индивидуальным аудиторам
запрещается заниматься какой-либо
иной предпринимательской
Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1)
организация имеет
2)
организация является
3)
объем выручки организации или
индивидуального
4)
организация является
5)
обязательный аудит в
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями.
Аудиторская
проверка аудируемых лиц, в финансовой
(бухгалтерской) документации которых
содержатся сведения, составляющие государственную
тайну, осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
5. Независимость аудитора.
В интересах общества и в соответствии с требованиями данного Кодекса все аудиторы и аудиторские организации должны быть не зависимы от аудируемых организаций и третьих лиц.
Под независимостью подразумевается:
- независимость мышления. Такой образ мышления, который позволяет составить суждение, не зависящее от влияния сторонних факторов, могущих скомпрометировать профессионализм такого суждения, и который позволяет лицу действовать добросовестно и объективно на основе знания законодательства;
- независимость поведения - избежание фактов или обстоятельств, которые настолько значимы, что разумная и информированная третья сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под разумное сомнение порядочность, объективность аудитора или аудиторской организации.
Независимость аудитора означает реальную возможность проведения проверок достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в соответствии с принципами (нормами, стандартами и т.п.) аудита, а не с требованиями различных лиц аналогично тому, как независимость судьи означает возможность судопроизводства в строгом соответствии с законодательством, не поддаваясь давлению заинтересованных сторон. В случае обеспечения реальной независимости аудитора вероятность существенной ошибки в оценке финансового положения проверяемых экономических субъектов резко уменьшается; возможной причиной становятся преимущественно факторы научно - технического характера (запутанность правил бухгалтерского учета, недостаточная квалификация аудиторов и т.д.), негативное влияние которых со временем может быть в значительной мере снижено. Кроме того, резко возрастают престиж аудита и доверие к нему со стороны как его пользователей, так и общества в целом. Особенно важна независимость аудитора при выполнении услуг, по которым выдается заключение, рассчитанное на широкий круг пользователей и обычно публикуемое в СМИ.