Лекции по аудиту

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:10, лекция

Описание работы

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская деятельность обязательный аудит и сопутствующие аудиту услуги. Под сопутствующими аудиту услугами понимаются:
Консультирование;
Ведение, постановка, восстановление бухгалтерского учета, составление отчетности;
Анализ хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов, компьютеризация, аудиторские научные исследования, обучение.
Внутренний аудит, инициативный аудит, аудит по специальным аудиторским заданиям;
Другие, сопутствующие аудиту услуги.

Работа содержит 1 файл

лекции по аудиту.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

    При проведении аудиторских проверок, а  также контроля качества оказываемых  услуг аудиторы и аудиторские  организации должны быть не зависимы от аудируемых организаций.

    При оказании аудируемой организации сопутствующих  аудиту услуг, когда круг пользователей  отчетом специально не ограничен, аудиторы должны быть не зависимы от аудируемой организации.

    При проведении проверок, не относящихся  к обязательному аудиту, когда отчет специально предназначен для ограниченного круга лиц, аудиторы должны быть не зависимы от аудируемой организации. Помимо этого аудиторская организация не должна иметь существенной прямой или косвенной финансовой заинтересованности в аудируемой организации.

    Примеры требований в отношении независимости  при проведении проверок и оказании услуг:

    - аудитор или аудиторская организация  должны учитывать интересы и  отношения родственных компаний  проверяемых организаций. Такие  отношения и интересы следует  выявлять заранее. Когда при работе с другими проверяемыми организациями у аудитора есть основания полагать, что для оценки независимости от аудируемой организации важна какая-либо из его родственных компаний, то в ходе такой оценки и решения вопросов о применении мер предосторожности аудитору следует принимать ее во внимание;

    - оценка угрозы независимости  и последующие действия должны  основываться на данных, полученных  до заключения договора и в  ходе его выполнения. Обязанность  проведения такой оценки и  принятия соответствующих мер возникает в том случае, когда аудитор или аудиторская организация информированы или можно разумно предположить, что они информированы об обстоятельствах или отношениях, способных скомпрометировать независимость. Аудиторская организация или отдельное лицо могут неумышленно нарушить положения данной статьи. Обычно такое неумышленное нарушение не ставит под сомнение независимость проверяющего от аудируемой организации при условии, что аудиторская организация проводит надлежащую политику контроля качества и процедуры поощрения независимости, а также быстрого исправления выявленных нарушений с использованием всех надлежащих мер предосторожности. 

  1. Этика аудитора.

Понятие профессиональной этики в основном актуально для  профессий, которые характеризуются повышенной ответственностью перед обществом. К ним можно  отнести врачей, судей, работников государственных служб, сотрудников правоохранительных органов и некоторые другие профессии.

Основные этические  нормы поведения аудитора прописаны  в кодексе этики аудитора. Одной из причин, по которым аудитор придерживается  таких норм является поддержание высокой репутации данной профессии и ее морального имиджа.

Потребность в  особых правилах поведения аудитора во время проверки и по отношению  к другим сторонам его деятельности вызвана рядом обстоятельств:

  1. принцип независимости аудитора должен соблюдаться во всех аспектах его работы;
  2. в процессе работы аудитор общается со многими людьми, в силу этого он должен общаться с ними на профессиональном уровне, подчеркивая свою профессиональную компетентность.
  3. в ходе проверки аудитору приходится отвечать на многочисленные вопросы бухгалтеров и других работников, консультировать их, в связи с этим он должен обладать соответствующей квалификацией.
  4. аудитор должен защищать свое мнение, свое заключение не только перед клиентом, но и перед любой другой инстанцией, где это необходимо.
  5. по итогам проверки аудитор выступает перед заинтересованными пользователями финансовой отчетности, где кроме оглашения своего заключения он должен открыто и честно сказать им о выявленных нарушениях законодательства, фактов бесхозяйственности и других искажениях финансовой отчетности.

   Главные требования этики аудиторов определены Международной федераций бухгалтеров. Они служат основой для разработки  этических требований, подробных правил и стандартов поведения в каждой стране, где осуществляется аудит.

   Этические стандарты рекомендуют определенные правила оплаты услуг не только аудиторских  фирм клиентами, но и труда самих  аудиторов, а также привлекаемых ими других работников. Считается , что эта оплата должна быть справедливым отражением стоимости профессиональных услуг, предоставляемых клиенту.

   В отношениях с бухгалтерами проверяемых организаций  необходимо сохранять принципы профессионального  партнерства и взаимопонимания. Аудитор должен воздерживаться от профессиональной критики уровня профессионализма работающих в организации работников учета, а им в обязанности вменяется оказывать необходимое содействие внешнему аудиту.

   Российским  аудиторам не просто соблюдать этические нормы профессионального поведения. Но для повышения авторитета профессии, ее значения в обществе, для широкого признания нашего аудита за рубежом делать это необходимо. 

  1. Регулирование аудиторской деятельности. Правовые основы аудиторской деятельности.

В мировой  практике можно выделить две различные  концепции регулирования аудиторской  деятельности:

1. аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции гос. контроля за аудиторской деятельностью (Испания, Австрия, Франция).

2. развита  в англоязычных странах, где  аудиторская деятельность саморегулируется  преимущественно общественными  аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится на стадии становления, ее можно представить как 4-х уровневую систему регулирования. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработки.

1-ый  верхний уровень – закон об  аудиторской деятельности.

2-ой  уровень – федеральные правила  – стандарты, утвержденные Правительство  РФ. Они определяют общие вопросы  регулирования аудиторской деятельности, обязательны для исполнения субъектами  рынка. В настоящее время разработано  23 федеральных стандарта и действуют еще российские правила (21 стандарт).

3-ий  уровень – охватывает внутренние  стандарты профессиональных аудиторских  объединений, а также нормативные  акты министерств и ведомств, устанавливающих правила организации  аудиторской деятельности и проведения аудита, применительно к конкретным отраслям и по отдельным вопросам.

4-ый  уровень – внутренние стандарты  аудиторской деятельности, которые  разрабатывают сами организации  и индивидуальные аудиторы на  базе федеральных правил и  практики.

Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторской организации. Такие стандарты определяют качество работы и ее место на рынке.

На сегодняшний  день основным нормативным документом по вопросу государственного регулирования  аудиторской деятельности  является Постановление правительства РФ от 06.02.02 № 80. утверждено положение о департаменте организации аудиторской деятельности МФ РФ приказом МФ от 07.03.02 № 47.

На сегодняшний  день Уполномоченный федеральный орган  государственного регулирования аудиторской деятельности – Минфин МФ.

В ФЗ № 119-ФЗ в статье 18 рассматриваются  все положения по этому органу, кроме того прописаны его функции  в статье 14 – о контроле качества работы аудиторов, в статье 15 – об аттестации аудиторов, в статье 17- о  лицензировании аудиторской деятельности.

Совет по аудиторской деятельности. Основной нормативный документ – Положение о совете по аудиторской деятельности при МФ РФ, утв. Приказом МФ РФ от 03.06.02 № 47-н.

Интеллектуальный  потенциал Совета должен способствовать формированию действующей системы регулирования аудиторской деятельности, объективно и компетентно влиять на формирование и развитее аудиторского рынка. Одной из первоначальных задач совета была и остается разработка и предварительная экспертиза федеральных правил (стандартов). Информация о совете содержится в статье 19 ФЗ № 119

Аккредитованные профессиональные объединения. Статья 20 ФЗ № 119.до 2005 года было аккредитовано 7 объединений. В настоящее время – временная аккредитация 6 объединений:

- некоммерческое  партнерство «Аудиторская палата России»;

- НП  «Московская аудиторская палата»;

- НП  «Институт профессиональных аудиторов».

- НП  «Национальная федерация консультантов  и аудиторов».

- НП  «ИПБ России».

Общественная  организация «Российская коллегия аудиторов»

При получении временной аккредитации  не получила подтверждения Международная общественная организация «Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество».

Представители указанных общественных объединений  вошли в Совет по аудиторской  деятельности при МФ РФ. Объединениям предначертана роль заинтересованных групп, которая должна состоять в систематизации применения и сведения к единому знаменателю всех составляющих компонентов для последующего представления этих интересов в Федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности в России.

Эти группы должны обеспечивать использование  организационных форм и профессионального  опыта, необходимого для систематизации и упорядочивания разнородных конфликтов требований и интересов. Они должны выполнять ряд функций, имеющих большое профессиональное – значение:

  1. информационную, т.е. требующую значительных средств, в т.ч. предпринимательских.
  2. социально – психологическую, т.е. убеждение членов группы в принятии определенных программ.
  3. управленческую – т.е. направление информации, программ, проектов в МФ РФ и обоснование их целесообразности.
 

8. Права и обязанности  аудиторских организаций  и индивидуальных  аудиторов при  осуществлении аудиторской  проверки

    При проведении аудиторской проверки аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы вправе:

    1) самостоятельно определять формы  и методы проведения аудита;

    2) проверять в полном объеме  документацию, связанную с финансово-хозяйственной  деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие  любого имущества, учтенного в этой документации;

    3) получать у должностных лиц  аудируемого лица разъяснения  в устной и письменной формах  по возникшим в ходе аудиторской  проверки вопросам;

    4) отказаться от проведения аудиторской  проверки или от выражения  своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

    непредставления аудируемым лицом всей необходимой  документации;

    выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать  существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

    5) осуществлять иные права, вытекающие  из существа правоотношений, определенных  договором оказания аудиторских  услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

(в ред.  Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)

    2. При проведении аудиторской проверки  аудиторские организации и индивидуальные  аудиторы обязаны:

    1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;

    2) предоставлять по требованию  аудируемого лица необходимую  информацию о требованиях законодательства  Российской Федерации, касающихся  проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

    3) в срок, установленный договором  оказания аудиторских услуг, передать  аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

Информация о работе Лекции по аудиту