Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности как завершающая стадия финансового учета, процедуры, предшествующие формированию бух

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Данная тема на сегодняшний момент является актуальной так как:
- бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации;
- формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала.
Бухгалтерская отчетность используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также внутренними пользователями для экономического анализа в самой организации.
Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала. Отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.
В настоящее время продолжается процесс приближение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Переход к использованию международных стандартов, несомненно должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения этой системы.
Объектом данной курсовой работы является бухгалтерская отчетность ООО ПКФ «Гамма телеком».
Цель данной курсовой работы - рассмотрение и проанализировать содержания бухгалтерской отчетности как завершающая стадия финансового учета и процедур, предшествующих ее формированию.
Задачи:
1. Раскрыть основные аспекты деятельности ООО ПКФ «Гамма телеком»;
2. Подробно описать состав и содержание бухгалтерской отчетности;
3. Рассмотреть процедуры, предшествующие формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В основу курсовой работы положены современные взгляды на концепцию бухгалтерской отчетности. В ней раскрываются сущность и содержание бухгалтерской отчетности, ее значения, круг пользователей и требования, которые предъявляются к бухгалтерской отчетности, сравнение российских требований к бухгалтерской отчетности с требованиями, предъявляемые МСФО; рассматриваются процедуры, предшествующие формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные аспекты деятельности ООО производственно - коммерческой фирмы «Гамма телеком» 5
1.1 История возникновения, функционирования и мероприятия по развитию ООО ПКФ «Гамма телеком» 5
1.2. Цель и виды деятельности ООО ПКФ «Гамма телеком», мероприятия по его развитию 6
1.3. Организационная структура управления ООО ПКФ «Гамма телеком» 9
1.4. Учет и контроль. Учетная политика ООО ПКФ «Гамма телеком» 10
1.5. Анализ основных экономических показателей деятельности ООО ПКФ «Гамма телеком» 12
1.6. Факторный анализ среднегодового фонда оплаты труда ООО ПКФ «Гамма телеком» 14
1.7. Анализ финансового состояния ООО ПКФ «Гамма телеком» 15
1.8. Расчет отдельных финансовых показателей
Глава 2. Теоретические аспекты формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности 16
2.1. Сущность, значение и назначение бухгалтерской отчетности 16
2.2. Пользователи бухгалтерской отчетности 20
2.3. Состав и содержание бухгалтерской отчетности 22
2.3.1. Бухгалтерский баланс (форма № 1) 24
2.3.2. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) 28
2.3.3. Отчет об изменениях капитала (форма № 3) 31
2.3.4. Отчет о движении денежных средств (форма № 4) 32
2.3.5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) 33
2.3.6. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) 34
2.3.7. Пояснительная записка и аудиторское заключение 37
2.4. Сравнение российских требований к составу, содержанию и раскрытию информации в бухгалтерской отчетности с требованиями, предъявляемые МСФО 39
Глава 3. Процедуры, предшествующие формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности 49
3.1. Уточнение оценки активов и пассивов 50
3.2. Закрытие счетов затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции 56
3.3. Отражение финансового результата деятельности организации 56
3.4. Инвентаризация имущества и обязательств 59
Заключение 61
Предложения по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации 63
Литература 74
Приложения 76

Работа содержит 1 файл

курсовая БФО - 3.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

  Состав  отчетности

  По  составу финансовой отчетности в  МСФО серьезных отличий от РСБУ нет  за исключением формы № 5, которую  в МСФО с успехом заменяют пояснения  к финансовой отчетности. Полный МСФО - комплект включает баланс, отчет о  прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку, раскрывающую в том числе учетную политику. Как в РСБУ (приказ Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н о формах бухгалтерской отчетности), так и в приложениях к МСФО 1 приведены формы отчетности. Предприятие может их использовать, при необходимости добавляя или убирая дополнительные строки.

  Международные стандарты поощряют компании к представлению  дополнительной финансовой и нефинансовой информации, например обзоров руководства, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов, финансового положения компании и главных неопределенностей, с которыми она сталкивается. Такой отчет может содержать анализ основных факторов, определяющих финансовые результаты, включая изменения среды, в которой действует компания, ее инвестиционную политику, источники финансирования, достоинства и ресурсы, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе. А теперь по порядку.

  Баланс. В отличие от российских правил, разделять активы и обязательства на долгосрочные и краткосрочные необязательно. Можно представлять данные в порядке убывания/возрастания ликвидности. Правда, в отчетности нужно указывать, будут ли они реализованы в течение 12 месяцев (или в ходе нормального операционного цикла) или нет.

  МСФО 1 требует раскрывать в балансе  как минимум следующие статьи: основные средства; нематериальные активы; финансовые активы; инвестиции, учтенные по методу участия (или доли); запасы; дебиторскую задолженность по основной деятельности и пр.; денежные средства и их эквиваленты; кредиторскую задолженность по основной деятельности и пр.; налоговые обязательства и требования; резервы; долгосрочные обязательства, которые должны включать и начисленные проценты; долю меньшинства; собственный капитал, который должен содержать описание каждого класса акций; описание характера и цели каждого резерва. При этом дебиторская и кредиторская задолженности должны быть расшифрованы в разбивке на расчеты с материнской, дочерними и ассоциированными компаниями и с другими связанными сторонами.

  Отчет о прибылях и убытках. В отчете должны быть представлены: выручка и результаты операционной деятельности; затраты по финансированию; доля прибылей/убытков от ассоциированных компаний; расходы по налогам; прибыль/убыток от обычной деятельности; результаты чрезвычайных обстоятельств; доля меньшинства и чистая прибыль или убыток.

  Классифицировать  прибыли и убытки нужно. На выбор  предлагаются два варианта: либо основываясь  на характере доходов и расходов и их происхождении, либо исходя из их функций в компании.

  Отчет о прибылях и убытках

  Таблица 3

Представление статей по характеру  доходов и расходов Функциональное  представление статей
Выручка Х Выручка Х
Прочий  операционный доход Х Себестоимость продаж (Х)*
Изменения в запасах готовой продукции  и незавершенного производства (Х) Валовая прибыль Х
Использованное  сырье и расходные материалы (Х) Прочий операционный доход Х
Заработная  плата (Х) Затраты на распространение (Х)
Расходы на амортизацию (Х) Административные расходы (Х)
Прочие  операционные расходы (Х) Прочие операционные расходы (Х)
Суммарные операционные расходы (Х) Прибыль от операционной деятельности Х
Прибыль от операционной деятельности Х    

  * В скобках приведены отрицательные  значения.

  Какой метод выбрать, каждое предприятие  решает самостоятельно. Классификация  по происхождению проще, однако она  менее информативна. В то же время  информация о происхождении расходов полезна для прогноза будущего движения денежных средств, поэтому при выборе второго варианта нужно в примечаниях раскрывать сведения об их происхождении, в частности расходах на амортизацию и зарплату.

  Дополнительно компания должна раскрывать в отчете о прибылях и убытках или в  примечаниях к нему сумму дивидендов, объявленных или предложенных за период составления финансовой отчетности.

  Отчет об изменении капитала. В этом отчете аналогично РСБУ указываются: чистая прибыль/убыток за период; доходы/расходы, признанные непосредственно в изменение капитала; результат корректировок сальдо нераспределенной прибыли в результате изменений в учетной политике и исправления ошибок. Дополнительно требуется раскрыть сведения об операциях с владельцами (получение взносов или выплата дивидендов), о накопленной (нераспределенной) прибыли/убытке и о результатах сверки балансовой стоимости всех компонентов собственного капитала на начало и конец периода. Существенных различий в отчете об изменении капитала между РСБУ и МСФО нет.

  Отчет о движении денежных средств. Этому отчету посвящен отдельный стандарт МСФО 7, который так и называется: «Отчет о движении денежных средств». Главная задача его составления - показать поступления и выплаты денежных средств в ходе хозяйственной деятельности предприятия с разбивкой по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. МСФО 7 дает следующие определения разных видов деятельности.

  Операционная - основная, приносящая доход деятельность компании и прочая деятельность, кроме  инвестиционной и финансовой.

  Инвестиционная - приобретение и реализация долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.

  Финансовая - деятельность, которая приводит к  изменению в размере и составе  собственного капитала и заемных  средств.

  Гораздо более серьезным отличием является наличие в МСФО понятия денежных эквивалентов, которое отсутствует в РСБУ. Согласно МСФО, под денежными средствами понимаются наличные деньги и вклады до востребования, а под эквивалентами - краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко обратимые в денежные средства, и подвергающиеся незначительному риску изменения ценности.

  Отнесение средств к тому или иному типу зависит от профессионального суждения бухгалтера. Так, счет в банке с  возможностью изъятия средств при  условии уведомления за 90 дней можно  отнести к денежным эквивалентам, если 90 дней вы считаете коротким периодом. В противном случае - к инвестициям.

  Представлять  потоки средств в отчете МСФО 7 разрешает  двумя методами. Прямым, при котором  раскрываются основные виды валовых  денежных поступлений, либо косвенным, при котором чистая прибыль или убыток корректируется на суммы, не связанные напрямую с движением денежных средств. Первый метод используется при подготовке отчета в РСБУ, поэтому мы не будем останавливаться на нем. Рассмотрим подробнее косвенный метод.

  При использовании косвенного метода денежный поток от операционной деятельности определяется путем корректировки чистой прибыли или убытка с учетом:

  - изменений в запасах и дебиторской/кредиторской  задолженности по основной деятельности;

  - неденежных статей (износ, отчисления, отсроченные налоги, нереализованные прибыли или убытки по операциям с валютой, нераспределенные прибыли ассоциированных компаний, доля меньшинства);

  - всех прочих статей, ведущих к  возникновению инвестиционных или  финансовых денежных потоков.

  Составление отчета о движении денежных средств косвенным методом:

  Чистая  прибыль (согласно отчету о прибылях и убытках)

  Корректировки для согласования чистой прибыли с  чистыми поступлениями  денежных средств  от основной деятельности: (прибыль)/убыток от прекращаемой деятельности; амортизация основных средств и нематериальных активов; обесценение гудвилла; убыток от выбытия основных средств; прибыль от выбытия активов, относящихся к прекращаемой деятельности; прибыль от выбытия дочерних предприятий; прибыль от продажи акций зависимых предприятий; кумулятивный эффект изменения методов учета, нетто; доля миноритарных акционеров в прибылях и убытках дочерних предприятий; доля в чистой прибыли зависимых предприятий; резерв по отложенным налогам на прибыль; резерв по сомнительной дебиторской задолженности; резерв по возможным потерям по кредитам; резерв по товарно-материальным запасам

  Изменения в активах и  пассивах, относящихся  к основной деятельности, за вычетом изменений, произошедших в результате приобретения дочерних предприятий: ценные бумаги торгового портфеля; текущие активы по финансовой и страховой деятельности; дебиторская задолженность по основной деятельности; прочая дебиторская задолженность и расходы будущих периодов; товарно-материальные запасы; кредиторская задолженность по основной деятельности; текущие пассивы по финансовой и страховой деятельности; налоги к уплате; начисленные расходы, предварительная оплата, полученная от абонентов, и прочие текущие обязательства; задолженность по льготам, выплачиваемым работникам после выхода на пенсию

  Итого чистое поступление  денежных средств  от основной деятельности.

  Помимо  вышеперечисленного есть еще ряд  тонкостей. Неоднозначное толкование вызывает учет дивидендов. Где их отражать: в денежных потоках от операционной или от финансовой деятельности? МСФО разрешают оба варианта, поэтому в отчете о движении денежных средств или в примечаниях к финансовой отчетности надо раскрыть, в каком именно денежном потоке учитываются дивиденды. Аналогичная ситуация с учетом процентов за пользование заемными средствами.

  Признание и оценка. Согласно МСФО, объект должен признаваться в отчетности, если выполняются два условия:

  - существует вероятность, что любая  экономическая выгода, ассоциируемая  с объектом, будет получена или  утрачена компанией;

  - объект имеет стоимость или  оценку, которая может быть надежно  измерена.

  Определившись с критериями включения объекта  в финансовую отчетность, необходимо решить вопрос с его стоимостной  оценкой. Для этого МСФО предлагают различные методы.

  Исторический метод подразумевает отражение актива в отчетности по фактической стоимости приобретения.

  Оценка  по восстановительной стоимости знакома нам по переоценке основных средств.

  Дисконтированная  стоимость обычно используется для оценки основных средств (например, при приобретении «дочки» материнская компания может оценить ее основные средства по дисконтированной стоимости), условных и пенсионных обязательств, финансовых инструментов.

  В случае с оценкой по справедливой стоимости речь идет о сумме, достаточной для приобретения актива или исполнения обязательств, при совершении сделки между хорошо осведомленными, независимыми друг от друга сторонами.

  При оценке по возможной цене продажи (погашения) активы отражаются по сумме, которая в настоящее время может быть выручена от продажи актива, а обязательства - по недисконтированной стоимости их погашения. Так, предприятие, находящееся в стадии банкротства, может быть поставлено в жесткие временные рамки и станет распродавать свои активы существенно ниже их справедливой стоимости.

  Наиболее  широко используется оценка по исторической стоимости как более понятная, последовательная и надежно проверяемая. Однако если в отношении отдельных  активов и обязательств МСФО требуют  обязательного применения иных методов, этот используется в комбинации с ними.

  Учетная политика и примечания к отчетности

  В отличие от РСБУ в МСФО учетная  политика - понятие, скорее относящееся  к отчетности, нежели к учету. Поэтому  основное требование к ней - быть такой, чтобы финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применимого МСФО и интерпретациям ПКИ.

Информация о работе Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности как завершающая стадия финансового учета, процедуры, предшествующие формированию бух