Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа
Цель исследования – выявить угрозы, влияющие на экономическую безопасность организаций, оказывающих образовательные услуги и с учетом диверсификации платных образовательных услуг разработать мероприятия по нейтрализации угроз.
Введение ……………………………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности организации
Экономическая безопасность образовательных учреждений: сущность, значение……………………..………………………………………………………9
Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения……………………………………………………… ……………17
Показатели и принципы оценки организации и реализации диверсифицированной образовательной деятельности ………………………25
Анализ и оценка степени диверсификации образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности (на примере МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»)
Анализ основных показателей деятельности МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»………….....32
Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»..40
Анализ и оценка динамики развития платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности………………………..…..49
Пути совершенствования механизма диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности
Возможные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения…………………..…………………………………………………….58
Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения………………………………………………….64
Обеспечение правовой безопасности образовательных учреждений при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
4.1 Правовая основа системы безопасности в учреждениях оказывающих образовательные услуги…………………………………………………………73
4.2 Правовые аспекты реализации платных дополнительных образовательных услуг………………………..………………………………………………………80
Заключение …………………………………………………………………………93
Список использованных источников……………………………………………...96
Рисунок 9 – Распределение ответа на вопрос: «Должна ли организация заниматься обучением своего персонала?»
Исследование проводилось на территории Москаленского района, в период с 01.03.2009 по 31.03.2009 г., а также мониторинг проводится постоянно, по состоянию на конец каждого квартала. Опрос проводился автором исследования число респондентов 28 организаций (сфера образование, здравоохранение и т.д.).
В
таблице 14 представлены данные о поступлении
лиц на повышение уровня квалификации.
Таблица 14– Количество лиц прошедших курсы повышения квалификации в МБУ «ЦФЭО» по Москаленскому району, Омской области
|
Примечание: Таблица составлена на основании аналитических регистров по учету клиентов в МБУ «ЦФЭО»
Приведем анализ расчета остаточной прибыли при обучении группы слушателей по проектированию образовательных программ отвечающих требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Предлагаемый курс в объеме 72 часов пожелали пройти 94 человека. Расчет услуги приведем в таблице 15.
Таблица 15 - Расчет себестоимости оказываемых платных услуг на примере программы по проектированию образовательных программ отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта
|
Примечание:
Таблица составлена на основании
положения МБУ «ЦФЭО» по формированию
себестоимости платных
Расходы на проведение занятий, определяются исходя из почасовой оплаты труда преподавателя, превышающей в среднем в 2 раза установленный бюджетный норматив.
Расходы на проведение консультаций составляют 10% от суммы расходов на проведения занятий. Расходы на проведение экзаменов с учетом указанного выше тарифа оплаты одного часа и из расчета 0,5 ч на одного слушателя.
Расходы на социальное страхование составляют 26% от начисленных расходов на оплату труда. Накладные расходы (т.е. косвенные затраты) определяют в размере 12% от суммы всех затрат. Остаточная прибыль в 2009 г. по программе проектирования образовательных программ отвечающих требованиям федерального государственного образовательного стандарта составит:
94*35800-94*29350=606300 руб.
Аналогичным образом рассчитывается рентабельность по остальным программам. Расчетные суммы представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Расчет поступления средств от внебюджетной деятельности
|
Примечание: Таблица составлена на основании расчетных показателей и на основании положения МБУ «ЦФЭО» по формированию себестоимости платных образовательных услуг
Анализ деятельности МБУ «ЦФЭО» за период 2007-2009 гг. показал, что внебюджетная составляющая служит для них источником несвязанных ресурсов, позволяющих им достойно исполнять свою образовательную и научную миссию и осуществлять стратегию развития.
Только
при этом условии учреждение может
удовлетворять новым
В
поисках адекватной рыночным условиям
хозяйствования модели управления, служащей
средством адаптации к
Таким образом, одним из направлений реформирования системы образования выступает диверсификация. Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, диверсификация отражает формирование новой образовательной парадигмы, более ориентированной на личность, чем на производство. Она характеризует повышение степени гибкости образовательной системы, ее способность к быстрой перестройке, необходимость учета возросших требований общества к результатам деятельности образовательных систем. Новая социально-культурная ситуация, сложные современные экономические условия, требующие совмещения интересов бизнеса и культуры без ущерба для ее потребителей и высокой общественной миссии, оказывают существенное влияние на подготовку специалистов для различных сфер деятельности. Следствием этого являются значительные изменения номенклатуры специальностей в учебных заведениях, готовящих кадры.
Обеспечение экономической безопасности системы образования, с одной стороны, характеризуется совокупностью отношений, позволяющих противостоять угрозам нарушения ее экономической устойчивости. С другой стороны, ее необходимо рассматривать как модификации экономической системы образования к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности. При таком подходе экономическая безопасность системы образования характеризуется способностью адекватно реагировать на нарушения равновесия и экономической устойчивости, противопоставлять угрозам своевременную и эффективную реорганизацию структуры и функционирования самой системы. Выявление факторов риска, опасностей и угроз и выработка способов, инструментов и методов противодействия им является наиболее важной задачей обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в сфере образования.
Среди
теоретических и практических подходов,
существенно расширяющих
Использование
данной концепции позволяет
Применительно к сфере образования угроза будет заключаться в возможности (опасности) получения незапланированного результата вследствие изменения условий образовательной среды под влиянием внешних и внутренних факторов. Например, вследствие недостаточного финансирования образовательной деятельности, учреждение не сможет обеспечить необходимый уровень качества теоретической и практической подготовки выпускников, что существенно снизит уровень их адаптивности на рынке труда и приведет к ухудшению положения учреждения в обществе и государстве.
У
внешние
внутренние
правление угрозами
предполагает их всесторонний учет, что
в свою очередь требует наличия их классификации.
Разработанная в дипломной работе классификация
угроз в деятельности образовательных
учреждений (рисунок
9), основанная
на выделении первичных и вторичных признаков
их таксономии, позволяет определить место
каждой угрозы в выявленной совокупности,
а так же направить усилия на разработку
мер по защите от их негативного воздействия.
локальные
региональные
национальные
международные
страхуемые
нестрахуемые
объективные
субъективные
кратковременные
постоянные
допустимый