Диверсификация платных образовательных услуг как фактор обеспечения экономико-правовой безопасности организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить угрозы, влияющие на экономическую безопасность организаций, оказывающих образовательные услуги и с учетом диверсификации платных образовательных услуг разработать мероприятия по нейтрализации угроз.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности организации
Экономическая безопасность образовательных учреждений: сущность, значение……………………..………………………………………………………9
Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения……………………………………………………… ……………17
Показатели и принципы оценки организации и реализации диверсифицированной образовательной деятельности ………………………25
Анализ и оценка степени диверсификации образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности (на примере МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»)
Анализ основных показателей деятельности МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»………….....32
Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»..40
Анализ и оценка динамики развития платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности………………………..…..49
Пути совершенствования механизма диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности
Возможные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения…………………..…………………………………………………….58
Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения………………………………………………….64
Обеспечение правовой безопасности образовательных учреждений при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
4.1 Правовая основа системы безопасности в учреждениях оказывающих образовательные услуги…………………………………………………………73
4.2 Правовые аспекты реализации платных дополнительных образовательных услуг………………………..………………………………………………………80
Заключение …………………………………………………………………………93
Список использованных источников……………………………………………...96

Работа содержит 1 файл

Диплом Кривко.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

    В статье 13 перечисляется, что должно быть в обязательном порядке указано  в уставе образовательного учреждения, например, использование имущества, закрепленного за образовательным  учреждением; финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности образовательного учреждения. Но нет даже упоминания об использовании финансовых и материальных ресурсов на мероприятия по обеспечению охраны и безопасности. То же самое в статьях 39 «Отношения собственности в системе образования», 41 «Финансирование образовательных учреждений», 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения».

    В Законе РФ «Об образовании» в статьях 51 и 55 не нашло отражение обеспечение  охраны и безопасности учащихся, воспитанников, педагогов и других работников образовательных учреждений. Причем в статье 51 лишь упомянуто в общем виде о предоставлении помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников и для питания учащихся. Вообще не говорится об охране жизни и создании безопасных условий обучения и эксплуатации технических средств, вредных для здоровья материалов и препаратов, обеспечения безопасности при организации групповых путешествий, туризма, лагерей труда и отдыха, в общежитиях и других местах проживания.

    Действующее законодательство в области образования практически не содержит норм, регулирующих порядок оказания платных образовательных услуг, получения образования на возмездной основе. Правовое регулирование этих отношений нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 779 - 783) недостаточно, не учитывает в необходимой мере специфики образовательных отношений, что создает неблагоприятные правовые условия для обеспечения реализации конституционных принципов доступности и бесплатности, прежде всего, обязательного общего образования, способствует распространению таких негативных явлений, как взимание платы за обучение по образовательным программам, финансируемым из бюджетов различных уровней, нарушение прав обучающихся на платной основе, в частности, одностороннее расторжение договора об образовании по инициативе образовательной организации и так далее. 

    В целом следует признать, что правовой статус участников образовательного процесса законодательно урегулирован фрагментарно. Значительная часть их прав и обязанностей устанавливается подзаконными и даже локальными актами. В то время как многие из них, в частности, право на обучение на родном языке, на выбор формы получения образования, на обучение по индивидуальному учебному плану и иные права и условия их реализации в рамках образовательного процесса, а также гарантии прав обучающихся в случае ликвидации образовательной организации, аннулирования лицензии или свидетельства о государственной аккредитации требуют законодательной регламентации.

    Особого внимания заслуживают также правовые условия охраны здоровья и обеспечения безопасности обучающихся. О наличии существенного пробела в законодательстве свидетельствует в том числе значительная неопределенность в отношении основных обязанностей обучающихся и ответственности, в частности, дисциплинарной, за неисполнение этих обязанностей, отсутствуют нормы, регламентирующие меры педагогического воздействия в отношении обучающихся. 

    Требуют также пересмотра нормы, регулирующие стипендиальное обеспечение обучающихся  образовательных организаций профессионального образования. В настоящее время вопросы стипендиального обеспечения регламентируются различными законодательными актами. Так, размер стипендий студентов федеральных государственных высших учебных заведений определен Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а размер стипендий обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - Законом Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда». Указанные законодательные акты определяют размер стипендии в твердом денежном выражении, в результате чего в них регулярно приходится вносить изменения с целью индексации размера стипендиального обеспечения обучающихся государственных образовательных организаций профессионального образования. Целесообразно регламентировать порядок установления размеров и предоставления стипендий в законопроекте. 

    Роль  педагогических работников в образовательном  процессе трудно переоценить. Вместе с тем правовое регулирование их статуса сегодня признается неполным и недостаточно эффективным, в соответствующих законодательных актах имеется ряд противоречий и неточностей. В первую очередь, это относится к педагогическим работникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, специфика деятельности которых в настоящее время фактически не имеет законодательного оформления к формированию систем оплаты труда, к индивидуальной педагогической деятельности и так далее. Актуальным является введение законодательных положений, направленных на учет особенностей и повышение социальной значимости педагогического труда. При этом целесообразно учитывать положения таких документов, как Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (Париж, 5 октября 1966 г.), Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (Париж, 11 ноября 1997 г.), Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века (Париж, 9 октября 1998 г.).

    В пересмотре и более полной регламентации  нуждаются также различные административные процедуры в сфере образования. В первую очередь, это относится к регулированию лицензирования, государственной аккредитации и контроля качества образования. Так, в законодательных актах об образовании отсутствуют правовые нормы, закрепляющие понятие лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности, являющихся стрежневым элементом лицензионной деятельности, основания выдачи или отказа в выдаче лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, права и обязанности участников соответствующих отношений. Это снижает эффективность реализации указанных процедур, делает их непрозрачными для образовательных организаций и общества, допускает возможность необоснованного принятия решений, а также затрудняет предотвращение и устранение различных нарушений, выявленных в деятельности образовательных организаций, их филиалов и представительств.

    Назревшим является также вопрос о формировании новых форм оценки качества образования, в частности, о введении наряду с государственной аккредитацией процедуры общественно-профессиональной аккредитации.

    Перечисленное не является исчерпывающим перечнем пробелов и противоречий, устаревших норм права, а также неэффективных  положений, не имеющих должного механизма  реализации, в законодательстве в области образования, но в целом характеризует общее состояние и проблемы правового регулирования соответствующих общественных отношений.

    Активно проходящие в последние годы процессы модернизации значительно актуализировали  проблему совершенствования законодательства в области образования. Формирование новых подсистем образования, образовательных институтов и процедур, введение современных форм и технологий обучения, а также управленческих и экономических механизмов требует их надлежащего законодательного оформления, своевременного обновления правовых механизмов реализации конституционных гарантий права граждан на образование, обеспечения равных условий доступа к качественному образованию, сохранения и развития единого образовательного пространства России. Характер, объем, и содержание изменений в системе образования предполагают необходимость кардинального пересмотра основного массива законодательных норм и формирования правовых моделей, адекватных решению поставленных задач.

    Обеспечение системного и функционально более полного регулирования общественных отношений в сфере образования, направленное на реализацию конституционного права на образование и соответствующих государственных гарантий, повышение доступности образования и его качества, внедрение новых форм, моделей, технологий образовательной деятельности, ведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования в рамках единого образовательного пространства страны являются насущной потребностью современного этапа развития.

    На  правовую безопасность образовательного учреждения также влияют негативных социальных явлений, отмечаемых в настоящее  время в сфере образования, в  том числе таких, как установление дискриминационных условий или  незаконный отказ в приеме граждан в образовательные учреждения или их незаконное отчисление (исключение), взимание под видом добровольных взносов и спонсорской помощи на нужды образовательного учреждения платы за прием и обучение на бюджетной основе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, сдача экзаменов за плату, предоставление образования низкого качества или «фиктивное» ведение образовательного процесса, незаконная выдача документов об образовании и (или) квалификации, злоупотребления при оказании платных образовательных услуг и так далее.

    Образовательные учреждения, являясь некоммерческими  организациями, выступают в настоящее  время достаточно активными субъектами различных по характеру общественных отношений. Причем весьма значительная их часть составляет организационно-экономическую основу деятельности образовательных учреждений, предмет которых вызывает известные трудности в их регулировании, предполагающем применение норм различных отраслей права.

    Наличие несвойственных учреждениям совокупности прав коммерческих организаций, отдельных правовых режимов у юридических лиц в образовательной сфере объясняется особым правовым статусом таких учреждений, определенными законодательными принципами регулирования их деятельности. Между тем в практике функционирования образовательных организаций отдельные их права трактуются различно, что требует, в целях соблюдения законодательства в сфере деятельности образовательных учреждений, учета их фактической правоспособности с позиции судебных органов.

    Платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если денежные поступления от нее реинвестируются в образовательный процесс.

    Не  совсем логичным, с точки зрения действующего законодательства, является привлечение негосударственного образовательного учреждения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, предусматривающей наказание за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). Между тем суд в своем решении расширительно истолковал закон, фактически включив в состав указанного правонарушения деятельность образовательного учреждения без соответствующего специального разрешения (лицензии).

    Следует отметить, что в образовательном  законодательстве не установлены порядок  и условия привлечения образовательного учреждения к соответствующей ответственности. Следовательно, в данном случае нет оснований для наложения взыскания на образовательное учреждение в порядке административного судопроизводства. Формально в законе необходимо закрепить соответствующий состав и придать ему характер административного правонарушения.

    Аналогично  не может быть оснований у судебных органов привлекать образовательные  учреждения за образовательные нарушения  в порядке и с использованием норм административно-деликтного законодательства.

    С 1 января 2011 г вступает в силу Федеральный  закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных) учреждений», который внесет изменения в 29 федеральных законов, в том числе, в Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О бухгалтерском учете» и другие.

    На  основании ФЗ образовательным учреждениям  необходимо принять:

  • формы финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения: путем предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) или на основании бюджетной сметы с учетом особенностей.
  • определенную дату. начиная с которой будет осуществляется зачисление в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет доходов, полученных соответственно казенными учреждениями субъекта Российской Федерации или муниципальными казенными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

    Порядок и направления использования  бюджетными учреждениями субъектов  Российской Федерации, являющимися  получателями бюджетных средств, и  казенными учреждениями субъектов  Российской Федерации (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности.

Информация о работе Диверсификация платных образовательных услуг как фактор обеспечения экономико-правовой безопасности организация