Диверсификация платных образовательных услуг как фактор обеспечения экономико-правовой безопасности организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить угрозы, влияющие на экономическую безопасность организаций, оказывающих образовательные услуги и с учетом диверсификации платных образовательных услуг разработать мероприятия по нейтрализации угроз.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности организации
Экономическая безопасность образовательных учреждений: сущность, значение……………………..………………………………………………………9
Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения……………………………………………………… ……………17
Показатели и принципы оценки организации и реализации диверсифицированной образовательной деятельности ………………………25
Анализ и оценка степени диверсификации образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности (на примере МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»)
Анализ основных показателей деятельности МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»………….....32
Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»..40
Анализ и оценка динамики развития платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности………………………..…..49
Пути совершенствования механизма диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности
Возможные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения…………………..…………………………………………………….58
Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения………………………………………………….64
Обеспечение правовой безопасности образовательных учреждений при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
4.1 Правовая основа системы безопасности в учреждениях оказывающих образовательные услуги…………………………………………………………73
4.2 Правовые аспекты реализации платных дополнительных образовательных услуг………………………..………………………………………………………80
Заключение …………………………………………………………………………93
Список использованных источников……………………………………………...96

Работа содержит 1 файл

Диплом Кривко.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

критический

катастрофический 
 

организационные

кадровые

имиджевые 
 

прогнозируемые

непрогнозируемые 
 

полностью защищаемые

частично  защищаемые

от которых  невозможно защититься 
 
 

    Рисунок 9 – Классификация угроз экономической безопасности МБ «ЦФЭО»

    В деятельности МБУ «ЦФЭО» присутствуют допустимые угрозы. С одной стороны  это обусловлено тем, что государство, исходя из принципа субсидиарной ответственности, ограничивает объемы и содержание самостоятельной  экономической деятельности муниципальных бюджетных учреждений, снижая тем самым угрозы неисполнения обязательств и несения убытков. С другой – жесткой регламентацией образовательной деятельности, обязательным лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений. Ведения предпринимательской деятельности в МБУ «ЦФЭО» может привести к наступлению критических рисковых ситуаций, связанных с нехваткой, прежде всего, финансовых ресурсов для развития и достижения поставленных стратегических и тактических целей. При осуществлении предпринимательской деятельности учреждение принимает на себя серьезные финансовые обязательства по арендным и коммунальным платежам, использованию средств коммуникации, оплате труда квалифицированных специалистов несут самостоятельную имущественную ответственность за находящиеся в его распоряжения денежные средства.

    Внешние угрозы возникают за пределами экономической  системы, а внутренние - в микросреде образовательного учреждения.

    К факторам внутренних угроз экономической  безопасности можно отнести:

  • некомпетентность в использовании финансовых средств;
  • отток квалифицированных кадров;
  • некорректная оценка квалификации кадров;
  • нарушение режима сохранения конфиденциальной информации;
  • низкий образовательный уровень руководителей;
  • существенные упущения в тактическом и стратегическом планировании, связанные с выбором цели, неадекватной оценкой возможностей образовательного учреждения, ошибками в прогнозировании изменений внешней среды.

    Также к внутренним угрозам можно отнести  угрозы связанные с утечкой информации и халатность персонала.

    Большая опасность внутренних угроз была заметна еще в прошлом году – угрозы утечки информации и халатности служащих опережали атаки внешних  злоумышленников уже тогда. Этот долгосрочный тренд объясняется  рядом вполне объяснимых причин – более высоким ущербом от утечек информации, меньшим проникновением средств защиты и принципиально новой постановкой задачи безопасности.

     К внешним угрозам отнесены социально-экономические  и институциональные факторы:

  • состояние финансирования сферы образования на федеральном и региональном уровнях;
  • налоговая политика в отношении образовательных учреждений;
  • демографическая ситуация в России;
  • вытеснение негосударственных учреждений и искусственно создаваемая конкуренция на рынке образовательных услуг;
  • несовершенство законодательства об образовании и ряд других.

    Особо можно выделить кумулятивную угрозу как возникающую при взаимодействии внутренних и внешних угроз на границе внутренней и внешней  среды образовательного учреждения. Установлено, что в отдельных случаях ее воздействие оказывается более значительным, чем суммарное внутренних и внешних угроз. Такое свойство кумулятивной угрозы усиливает непредсказуемость последствий ее воздействия на образовательное учреждение, так как ее появление и влияние чрезвычайно трудно спрогнозировать.

    Многогранность  понятия угроза обусловлена разнообразием  факторов, характеризующих как особенности  конкретного вида деятельности, так  и специфические черты неопределенности, в условиях которой эта деятельность осуществляется. В ходе исследования была раскрыта сущность и содержание угрозообразующих факторов как процессов или явлений, способствующих возникновению рисков в деятельности учреждения и определяющих их характер.

    Данная  классификация служит инструментом, позволяющим идентифицировать факторы угроз, установить необходимые взаимосвязи с учетом предназначения учреждения, специфики его деятельности.

    Для достижения целей исследования был  применен метод экспертного опроса, реализованный посредством получения  индивидуального мнения членов экспертной группы с последующей обработкой данных. Корректность реализации программы опроса подтверждена привлечением в качестве экспертов лиц, обладающих максимальной степенью компетентности в области экономической безопасности образовательных учреждений.

    Проведенный анализ результатов экспертного  опроса показал, что наиболее значимыми  угрозообразующими факторами являются:

  • недостаточное материально-техническое обеспечение образовательной деятельности учреждения, в частности, недостаточное обеспечение автоматизированных мест для лиц, получающих образовательные услуги;
  • низкое качество оказываемых услуг, этот фактор значительно влияет на уровень экономической безопасности, так как от него зависит приток и отток потенциальных клиентов; снижение контингента потенциальных клиентов вследствие демографического спада;
  • неэффективная структура образовательного учреждения;
  • состояние платежеспособного спроса населения на образовательные услуги;
  • отсутствие стратегии развития учреждения, изменения в законодательстве, регулирующем деятельность учреждения

    Учреждение  уделяет большое внимание оттоку потребителей и принимает меры, чтобы  уменьшить его. Сначала учреждение определяет и подсчитывает количество постоянных потребителей. Затем выясняет причины оттока потребителей и определить, как его можно уменьшить или вообще устранить. Конечно, ничего нельзя сделать в отношении тех потребителей, которые уезжают из данного района или в отношении тех занятых в данном бизнесе потребителей, которые выходят из него. Но много может быть сделано относительно потребителей, которые покидают учреждение из-за плохого обслуживания, низкого качества оказанных услуг или очень высоких цен. Учреждение должна иметь сведения о процентном соотношении клиентов учреждение, т. е. не останавливающихся в ней вновь

    Чаще  всего беспокоят руководителей, ИТ-системы которых обрабатывают огромные масштабы информации. Даже незначительный простой подобных систем автоматически  приводит к масштабным потерям и  серьезной упущенной выгоде.

    Рост  обеспокоенности угрозы несанкционированной информации можно объяснить неспособностью современных решений с ней бороться. Если утечки конфиденциальной информации вполне реально отследить, то сделать это с несанкционированными искажениями значительно труднее – особенно если эти искажения вносятся санкционированным пользователем. На данный момент единственный способ борьбы с такого рода угрозами находится в плоскости логгирования и архивирования всех действий пользователей с конфиденциальными документами. На рисунке 10 приводится информация о наиболее распространенной утечки информации.

    

    Рисунок 10 – Информация наиболее подверженная утечке в МБУ «ЦФЭО»

    Для определения возможных угроз  экономической безопасности для  МБУ «ЦФЭО», автором дипломной  работы, было проведено исследование. Респондентами являлись сотрудники МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере  образования» в основном руководители структурных подразделений, которые постоянно сталкиваются с проблемами обеспечения экономической безопасности учреждения.

    Важнейшим компонентом научно-обоснованной концепции  управления угрозами в деятельности образовательных учреждений является разработка стратегии управления угрозами как долгосрочных принципов и правил, основанных на прогнозировании рисковых ситуаций и использовании различных методов управления рисками.  

    1. Мероприятия по нейтрализации угроз экономической  безопасности образовательного учреждения

    Важнейшим компонентом научно-обоснованной концепции  управления угрозами экономической  безопасности в деятельности образовательного учреждения является разработка долгосрочных принципов и правил, основанных на прогнозировании рисковых ситуаций и использовании различных методов управления рисками.

    В условиях рыночных отношений процесс  реализации стратегий управления угрозами экономической безопасности должен стать частью управленческой работы наряду с управлением образовательным процессом, научной деятельностью, финансами и т.д. Поэтому в настоящей работе управление угрозами в деятельности образовательного учреждения рассматривается как совокупность методов анализа и нейтрализации факторов риска, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих действий. Такой подход позволил сформулировать и предложить алгоритм управления угрозами в образовательных учреждениях, представленный в приложении А.

    Разработанный алгоритм позволяет обеспечить гибкость и адаптивность системы управления угрозами в деятельности образовательных учреждений за счет того, что результаты каждого этапа становятся данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей управления угрозами, поскольку информация, полученная на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на угрозу, но и сами цели управления угрозой Применение разработанного алгоритма управления возможными угрозами позволит учреждениям:

  • выявить факторы и источники актуальных и потенциальных угроз экономической безопасности в его деятельности;
  • получить характеристики вероятности реализации той или иной угрозы, а также возможного ущерба, связанного с нежелательным развитием событий;
  • отслеживать риски на стадии возникновения негативной тенденции;
  • разрабатывать, планировать и при необходимости осуществлять меры по снижению угрозы.

    Из  всей совокупности методов управления угрозами, влияющими на экономическую  безопасности, выделены и классифицированы (рисунок 11) те из них, применение которых возможно в процессе управления угрозами в учреждениях с учетом специфики их деятельности.

Методы  управления угрозами в деятельности учреждения

Диссипация (распределение) угрозы

Передача  угрозы

Компенсация угрозы

 

Интеграция  с участниками образовательных  услуг

Заключение  договоров

Стратегическое  планирование

    

Диверсификация  образовательных программ

Аренда

Прогнозирование социальной среды учреждения

Географическая  диверсификация деятельности учреждения

дуальные  программы

Активный  целенаправленный маркетинг

    

Диверсификация  технологий образования 

Создание  системы финансовых резервов

Диверсификация  источников финансирования образовательной  деятельности 
 
 

    Рисунок 11- Предложенная классификация методов управления угрозами в МБУ «ЦФЭО»

    В работе предлагается в качестве инструмента  диссипации риска использовать механизм вертикальной и горизонтальной интеграции образовательного учреждения с другими  участниками рынка образовательных  услуг. Основными целями горизонтальной интеграции будет являться совместное решение задач в сфере оказания образовательных услуг, рационализация управления образовательной деятельностью, оптимизация использования ресурсов (информационных, издательских и т.д.). Как вариант такого рода интеграции может рассматриваться межвузовская деятельность по совместной подготовке специалистов, освоению учащимися нескольких смежных программ подготовки, которая может быть организована в форме ассоциаций, некоммерческих объединений и партнерств, образовательных консорциумов. Вертикальная интеграция применяется с целью налаживания взаимодействия и сотрудничества вуза с образовательными учреждениями предыдущих ступеней образования, НИИ, предприятиями, органами государственной власти, заинтересованными в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Информация о работе Диверсификация платных образовательных услуг как фактор обеспечения экономико-правовой безопасности организация