Диверсификация платных образовательных услуг как фактор обеспечения экономико-правовой безопасности организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить угрозы, влияющие на экономическую безопасность организаций, оказывающих образовательные услуги и с учетом диверсификации платных образовательных услуг разработать мероприятия по нейтрализации угроз.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности организации
Экономическая безопасность образовательных учреждений: сущность, значение……………………..………………………………………………………9
Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения……………………………………………………… ……………17
Показатели и принципы оценки организации и реализации диверсифицированной образовательной деятельности ………………………25
Анализ и оценка степени диверсификации образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности (на примере МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»)
Анализ основных показателей деятельности МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»………….....32
Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»..40
Анализ и оценка динамики развития платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности………………………..…..49
Пути совершенствования механизма диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности
Возможные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения…………………..…………………………………………………….58
Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения………………………………………………….64
Обеспечение правовой безопасности образовательных учреждений при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
4.1 Правовая основа системы безопасности в учреждениях оказывающих образовательные услуги…………………………………………………………73
4.2 Правовые аспекты реализации платных дополнительных образовательных услуг………………………..………………………………………………………80
Заключение …………………………………………………………………………93
Список использованных источников……………………………………………...96

Работа содержит 1 файл

Диплом Кривко.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

5 этап

6 этап

7 этап

выявление неиспользованных и перспективных резервов повышения  эффектов работы

выявление наиболее перспективных видов внебюджетной деятельности

анализ  факторов повышающих уровень экономической  безопасности функционирования Учреждения

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 6– Алгоритм проведения анализа  финансово – хозяйственной деятельности Учреждения

    Таким образом, необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской фирмы – это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательства от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

    Форма баланса главного распорядителя, получателя бюджетных средств (далее форма 0503130) является унифицированной и утверждена Приказом Минфина РФ от 13.11.2008 № 128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Данная форма отчётности представляет собой документ, отражающий не только бюджетную деятельность, но и результаты по приносящей доход деятельности (внебюджетной деятельности).

    Для полноты контроля со стороны собственника за финансовыми потоками и хозяйственной  деятельностью учреждения, в том  числе по внебюджетной деятельности, в форме 0503130 предусмотрена графа 8 («приносящая доход деятельность»). Наименование кодов строк, по своему назначению по форме 0503130, идентичны наименованиям кодов строк хозяйственного баланса (далее форма 1).

    Структура баланса главного распорядителя по состоянию на 2008 г., 2009 г. представлен в таблице 7.

    Таблица 7 - Баланс главного распорядителя, получателя средств бюджета

Показатели На 01.01.08 На 01.01.09 Отклонение
Бюджетная деятельность Бюджетная деятельность Приносящая доход деятельность  
Нефинансовые  активы:

Основные  средства

501156517,63 511869186,99   +10712669,36
Амортизация основных средств 259860951,00 268199928,77   +8338977
Материальные  запасы 3435245,44 3707517,07   +272271,63
Итого по разделу 1 244730812,07 247376775,29   +2645963,22
II Финансовые активы        
Расчеты по недостачам 6216 -   -6216
Итого по разделу 2 6216 -   -6216
Баланс 244737028,07 247376775,29   +2639747,22
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 29500 -106768,64   -136268,64
Расчеты по платежам в бюджеты 4662641 3083756,98 34961 -1578884,02
Итого по разделу 3 4692141 3083756,98 34961 -1578884,02
Финансовый  результат прошлых отчетных периодов 240044887,07 244364825,95   +4319938,88
Баланс 244737028,07 247376775,29   2639747,22

Примечание: Таблица составлена на основании баланса главного распорядителя

    В течение 2009 года произошло увеличение размера основных средств на 10712669,36 руб. за счет:

  • передачи жилого фонда от МУП ПЖКЭУ «Водник»;
  • передачи основных средств (оборудование) по приказу № 116 от 22.08.2009г. Департамента имущественных отношений в хозяйственное ведение в сумме;
  • передачи основных средств (блок-модуль, наружная канализация) по приказу № 68 от 15.02.2004 года от КЖКХ ЛАО Москаленского района;
  • приобретения основных средств за счет собственных источников.

    Фактически, в балансе учреждения (по форме 0503130) по состоянию на 01.01.2008 года информация по графе 8 «приносящая доход деятельность»  отсутствует, а по состоянию на 01.01.2009 г. по данной строке отражается сумма  в размере 34961 руб., по состоянию на 01.01.10 сумма по графе 8 составила 2276840,63 руб.

    Таким образом, в 2008 г. собственник лишён  возможности контролировать внебюджетную деятельность подведомственного учреждения, в 2009 г. оказаны платные услуги по ведению бухгалтерского учета, а по состоянию на 01.01.10 г. появляются дополнительные внебюджетные средства, полученные при сдаче имущества в аренду, а также оказаны платные услуги по ведению бухгалтерского учета, и составлению статистической отчетности.

    Отсутствие  данных по графе 8 привело к искажению бухгалтерской отчётности по форме 0503130 по состоянию на 01.01.2008 г.

    Так, в балансе по форме 0503130 в графе 8 по состоянию на 01.01.2008 года отсутствуют  следующие данные (код строки) (которые  были выявлены по результатам проведенной ревизии) представлены в таблице 8.

    Таблица 8 – Выявленные нарушения в балансе  в ходе проведения ревизии

№ п/п Содержание  операции Код строки Сумма (руб.)
1 Основные средства 030 214000
2 Материальные  запасы 080 197000
3 Расчеты по НДС  по приобретенным материальным ценностям 331 2000
4 Расчеты с дебиторами по доходам 230 380000
5 Денежные средства 170 7137000
6 Финансовый  результат прошлых отчетных периодов 670 202000
7 Расчеты с кредиторами  по долговым обязательствам 470 3162000
8 Прочие расчеты с кредиторами 530 4566000

    Примечание: Таблица составлена на основании  акта ревизии

    Финансовый  результат (убытки учреждения) по форме 0503130 завышен на 202000 руб., то есть на сумму финансового результата прошлых  отчетных периодов, который фактически составляет 244364825,95 руб.

    Финансовый  результат прошлых отчетных периодов, отражённый на хозяйственном балансе  учреждения образовался за счёт имущества, переданного в МБУ «ЦФЭО» в  оперативное управление в виде зданий, автостоянки, комплекта офисной мебели, компьютера, принтера, радиотелефонов, автомашины.

    Общий баланс учреждения на 01.01.08 г занижен  на 7930,0 тыс. рублей, то есть на сумму  баланса по форме 1 или на 3,24 %, который  фактически составил 244737,0 тыс. рублей.

    Кроме того, аналогичная ситуация наблюдается в отчёте о финансовых результатах деятельности (форма 0503121) и по отчёту о прибылях и убытках (форма 2). В результате доходы и расходы занижены на сумму 161236,0 тыс. рублей, что привело к занижению доходной части учреждения в 3 раза и расходной части учреждения в 2 раза.

    При этом операционный результат до налогообложения  с учётом данной суммы в доходной и расходной частях отчётной формы, остаётся неизменным и составляет 157695,0 тыс. рублей, что свидетельствует  о том, что данные обороты на конечный операционный результат не влияют.

    Анализ  показал, что полученные средства МБУ  «ЦФЭО» расходовало по следующим  направлениям хозяйственной деятельности представленной на рисунке 5,6:

    Денежные  средства, зачисленные на расчётные  счета, открытые МБУ «ЦФЭО» в коммерческих банках, в общей сумме 404343,2 тыс. рублей, аккумулировались в обезличенной форме.

    По  состоянию на 01.01.2008 года и 01.01.2009 года в отчётности по бюджетному учёту  остатков денежных средств не значится.

    

    Рисунок 4 – Уровень расходования бюджетных  средств учреждения за 2008 г.

    Рисунок 5 – Уровень расходования бюджетных  средств учреждения за 2009 г.

    Согласно  представленным МБУ «ЦФЭО» данным, кредиторская задолженность, значившаяся  в бюджетном учёте учреждения по состоянию на 01.01.2008 года, составляет 4692141 руб.

    В бюджетном учёте отражена кредиторская задолженность за услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, за отопление  административного здания, за поставку материальных ценностей, на 01.01.09 за услуги возникает дебиторская задолженность на сумму 106768,64 руб., а также кредиторская задолженность возникла по налогам и иным обязательным платежам в бюджет.

    МБУ «ЦФЭО» имеет многоукладную систему  экономического развития, то система  рассматривается с позиций экономической безопасности в основном в рамках выживания, то в рамках стабилизации, то уверенно строятся инновационные отношения. Это в свою очередь принципиально изменяет требования к экономической безопасности всей системы обеспечения оказываемых услуг 

    1. Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере  образования»
 

    Факторы, оказывающие влияние на безопасность МБУ «ЦФЭО», можно классифицировать:

  1. по источнику происхождения: внутренние и внешние;
  2. по влиянию на безопасность и показатель, характеризующий ее состояние – уровень безопасности:
  • положительно влияющие на безопасность (повышающие уровень безопасности);
  • отрицательно влияющие на безопасность (понижающие уровень безопасности).

    Все факторы, оказывающие отрицательное влияние на безопасность учреждения, в том числе оказывающие отрицательное влияние на основные финансово-экономические показатели деятельности (доходы, расходы, прибыль и рентабельность), деловую репутацию учреждения, должны находиться в сфере непрерывного контроля отдела внутреннего аудита.

    К внутренним факторам, оказывающим влияние  на безопасность, относится фактор сохранности компетентных специалистов.

    Если  рассматривать фактор сохранности  компетентных специалистов, в учреждение рассматривают только кандидатуры, у которых высшее экономическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. За три года текучесть специалистов в области составление проектов бюджетных смет и смет доходов и расходов представлено в таблице 9.

    Таблица 9 – Среднесписочная численность  специалистов по составлению проектов бюджетных смет

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год Изменение в  сравнении с 2008 г.
Специалисты, по составлению смет на начало периода 15 14 18 +4
Специалисты, уволенные по собственному желанию 5 7 3 -4
Уволенные, по иным причинам 2 4 3 -1
Вновь принятые специалисты на службу 5 7 8 +1
Итого на конец периода 18 10 20 +10
Среднесписочная численность специалистов 17 12 19 +7

Примечание: Таблица составлена на основании  статистических данных учреждения

    В зависимости от показателей, представленных в таблице 9, рассчитываются основные коэффициенты, характеризующие движение специалистов в учреждении. Данные представлены в таблице 10.

    Таблица 10 – Коэффициенты, определяющие текучесть  кадров

Показатели Пороговые значения 2007 год 2008 год 2009 год
Коэффициент приема 32% 5/17*100%=29% 7/10*100%=0,7% 8/20*100%=40%
Коэффициент сменности 22% 7/17*100%=41% 11/12*100%=91% 11/20*100%=55%
Коэффициент текучести 9% 2/17*100%=11,76% 4/12*100%=33% 3/20*100%=15%

Примечание: Таблица составлена на основании  статистических данных и расчетных  мероприятий

    На  основании представленных данных в  таблице, пороговое значение коэффициента текучести кадров составляет 9%, это допустимая норма, но как наблюдается в 2007 г. пороговое значение превышает на 2,76 процента, в сравнении с 2008 г. – на 24%, 2009 г. – на 6%

    Текучесть кадров - один из показателей, связанных с увольнением и влияющих на жизнеспособность и успех организации. Даже если количественно этот фактор соответствует планам руководства, то уход из организации каждого конкретного работника может оказаться если не фатальным, то, по крайней мере, опасным. Опасным является уход профессионала к прямому конкуренту. Однако помимо прямых угроз для учреждения текучесть кадров таит в себе и скрытые опасности. Основная из них - это демотивирующее воздействие ухода одного из сотрудников на остающихся работников.

    Если руководитель срывается, проявляет нетерпимость, применяет жесткие меры - это может сказаться губительно на внутренней атмосфере в учреждении, так как ее персонал является непосредственным проводником информации о ней. Расставаясь, обе стороны должны достичь взаимопонимания и обоюдного согласия, во-первых, ради взаимоуважения, а во-вторых, во имя сохранения отношений. Трудно предугадать, как сложится дальнейшая профессиональная судьба покидающего компанию сотрудника - быть может, он окажется вашим партнером. Причины текучести кадров в МБУ «ЦФЭО» представлено на рисунке 6.

Информация о работе Диверсификация платных образовательных услуг как фактор обеспечения экономико-правовой безопасности организация