Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа
Цель исследования – выявить угрозы, влияющие на экономическую безопасность организаций, оказывающих образовательные услуги и с учетом диверсификации платных образовательных услуг разработать мероприятия по нейтрализации угроз.
Введение ……………………………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности организации
Экономическая безопасность образовательных учреждений: сущность, значение……………………..………………………………………………………9
Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения……………………………………………………… ……………17
Показатели и принципы оценки организации и реализации диверсифицированной образовательной деятельности ………………………25
Анализ и оценка степени диверсификации образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности (на примере МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»)
Анализ основных показателей деятельности МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»………….....32
Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»..40
Анализ и оценка динамики развития платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности………………………..…..49
Пути совершенствования механизма диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности
Возможные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения…………………..…………………………………………………….58
Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения………………………………………………….64
Обеспечение правовой безопасности образовательных учреждений при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
4.1 Правовая основа системы безопасности в учреждениях оказывающих образовательные услуги…………………………………………………………73
4.2 Правовые аспекты реализации платных дополнительных образовательных услуг………………………..………………………………………………………80
Заключение …………………………………………………………………………93
Список использованных источников……………………………………………...96
Механизм диверсификации, как способ распределения риска, может быть реализован в виде:
Применение данного метода позволит учреждению сохранить свой потенциал (кадровый, материально-технический) и будет способствовать повышению его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг в условиях демографического спада и реформирования механизмов финансирования образовательных учреждений.
Стратегическое
планирование, прогнозирование социально-
В качестве инструмента регулирования угроз предлагается использовать систему профессионального образования на основе использования дуальных программ
Дуальные образовательные программы открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации. Дуальные программы обеспечивают диверсификацию профессионального образования, а именно позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ; обучение по дуальным программам способствуют более разностороннему профессиональному развитию студентов; дуальные программы обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.
Вместе с тем внедрение дуальных программ сопряжено с решением ряда задач. К ним относятся: определение типов дуальных программ, их структуры, сроков реализации; обоснование условий внедрения дуальных программ в практику вузов и правил обучения по этим программам; создание системы внутривузовской и межвузовской кооперации в целях реализации дуальных программ; рассмотрение номенклатуры объединяемых ступеней и специальностей; разработка системы вступительных и контрольно-аттестационных мероприятий (так как в настоящее время отсутствуют общие подходы к отбору претендентов для обучения по дуальной программе), а также проведение комплекса процедур итоговой государственной аттестации (включая экзамены и подготовку, и защиту выпускных квалификационных работ).
Преимущества обучения по дуальным программам можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, это экономия времени. Очевидно, что на освоение дуальной программы будет затрачено меньше времени, нежели при последовательном освоении двух исходных программ.
Во-вторых, потребителям предлагается некоторое количество дисциплин, дающих возможность одновременно специализироваться в двух избранных сферах деятельности.
Третье преимущество связано с финансовыми аспектами и, соответственно, вытекает из первого, что является особенно актуальным в условиях обучения на коммерческой основе.
Поскольку
сокращается количество дисциплин,
которые будут освоены
При этом надо заметить, что плата за обучение по дуальной программе выше, чем плата за обучение по каждой из исходных программ по отдельности, что вполне естественно. За счет применения дуальных программ можно решить проблему как платежеспособный спрос населения на образовательные услуги.
Необходимым условием, обеспечивающим реализацию дуальных программ, является индивидуализация процесса обучения. В условиях индивидуализации образовательная траектория для потенциального клиента, выбравшего дуальную программу, будет выстроена так же легко, как и для тех, кто выбрал учебу по обычным программам. Однако при создании механизма реализации дуальной программы необходимо учесть то, что практически не развит индивидуальный подход к организации процесса обучения с разработкой индивидуальной образовательной траектории для каждого потребителя образовательных услуг. В подавляющем большинстве случаев процесс обучения построен с опорой на учебную группу.
Индивидуальный подход к организации процесса обучения дает каждому клиенту возможность выбрать ту или иную дуальную программу обучения и не зависеть в своем выборе от всех остальных потребителей. При этом на протяжении всего срока обучения клиент должен постоянно работать с консультантом, чья основная функция — разработка, уточнение и коррекция индивидуальной гибкой программы обучения для каждого студента с учетом его личных возможностей и потребностей в рамках условий, определяемых вузом (вузами). При реализации дуальной программы этот специалист адаптирует ее для конкретного студента с построением удобной и гибкой образовательной траектории. Разработаем дуальную программу из предложенных курсов. Автором исследования было проведено анкетирование, в образовательных учреждениях (школы, НПО, СПО) на территории Москаленского района Омской области, где выяснилось, что одному потребителю необходимы различные курсы, причем одновременно. Результаты анкетирования представлены на рисунке 12.
Рисунок 12 – Потребительский спрос на дуальные программы
На основании представленных данных на рисунке, можно сделать вывод о том, что в основном предпочтения отдаются сразу двум курсам. Как правило, работодатель не будет выделять одновременно денежные средства на два курса. Поэтому удовлетворяя одни потребности, клиент должен отказаться от других, при чем важных и значимых для него. На основании запросов потенциальных клиентов были разработаны дуальные программы:
Стоимость курсов представлена в таблице 14.
Таблица 12- Формирование дуальных программ
|
Примечание: Таблица составлена на основании расчета себестоимости услуг, с учетом рентабельности 22%
В 2009 г. ЦФЭО не проводила курсы по программе «Менеджер средней школы», хоть потребность немногих потребителей, но была. Для МБУ «ЦФЭО» для 5-10 чел. проводить курсы было не целесообразно.
Определим
выгоду для потребителя. Первая программа
«Проектирование
Общая стоимость услуг: 35800+28100=63900 руб.
Экономическая целесообразность для потребителя:
63900-49200=14700 руб.
По
второму направлению общая
Экономическая целесообразность для потребителя:
60200-40500=19700 руб.
По третьему направлению общая сумма расходов: 32100+27800 руб.=59900 руб.
Экономическая целесообразность для потребителя:
59900-41800=18100 руб.
В 2009 г. программа «Менеджер средней школы» не осуществлялась, в запросах потребителей данная программа необходима, хотя и не является приоритетной. Соответственно по этой программе не поступали внебюджетные средства в МБУ «ЦФЭО». Экономическая целесообразность для МБУ «ЦФЭО» составит:
по первому направлению: 49200-35800=13400 руб.
по второму направлению: 40500-32100=8400 руб.
по третьему направлению: 41800*29950=11850 руб.
Итого экономический эффект:
13400+8400+11850=33650 руб.
Программа по направлению «Информационные технологии в учебном процессе» включает в себя направление «Информационные технологии в образовании» и «Инновационная педагогика» Программа сформирована на основании запросов потребителя, и тематика, входящая в курс заявлена равнозначная по сложности. Поэтому стоимость программы составила:
32100*50%+27800*50%= 29950 руб.
Использование
образовательным учреждениям
4.1 Правовая
основа системы безопасности в учреждениях
оказывающих образовательные услуги
Правовую основу системы безопасности в ОУ составляют: Конституция РФ; Федеральные законы «Об образовании», «О борьбе с терроризмом», «О пожарной безопасности», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др., Трудовой, Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный и иные кодексы РФ, а также указы, распоряжения и послания Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, решения, постановления, приказы, положения и иные документы, регулирующие вопросы безопасности.
Сегодня
на практике вопросы охраны и безопасности
в учреждениях образования
Иногда к решению вопроса обеспечения охраны и безопасности в образовательных учреждениях подталкивают чрезвычайные обстоятельства, эпидемии, террористические акты. Нередко это касается лишь какой-либо одной территории, к тому же на недолгий определенный срок.
Для кардинального решения данного вопроса требуется либо принятие специального законодательного, нормативного правового акта, либо внесение соответствующих дополнений в действующее законодательство об образовании. В дальнейшем этот вопрос должен быть в обязательном порядке отражен в Кодексе Российской Федерации об образовании. В действующем Законе РФ «Об образовании» данный вопрос отражен лишь фрагментарно и зачастую можно только догадываться об этом при рассмотрении общей формулировки.
Например,
в статье 4 отражено, что задачами
законодательства Российской Федерации
в области образования
Однако в последующих главах и статьях закона вопрос об охране и безопасности в образовательных учреждениях в сконцентрированном виде не сформулирован. Причем даже в статье 5, где перечисляются государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования, вопрос об охране и безопасности не нашел отражения.