Диверсификация платных образовательных услуг как фактор обеспечения экономико-правовой безопасности организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить угрозы, влияющие на экономическую безопасность организаций, оказывающих образовательные услуги и с учетом диверсификации платных образовательных услуг разработать мероприятия по нейтрализации угроз.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности организации
Экономическая безопасность образовательных учреждений: сущность, значение……………………..………………………………………………………9
Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения……………………………………………………… ……………17
Показатели и принципы оценки организации и реализации диверсифицированной образовательной деятельности ………………………25
Анализ и оценка степени диверсификации образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности (на примере МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»)
Анализ основных показателей деятельности МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»………….....32
Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»..40
Анализ и оценка динамики развития платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности………………………..…..49
Пути совершенствования механизма диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности
Возможные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения…………………..…………………………………………………….58
Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения………………………………………………….64
Обеспечение правовой безопасности образовательных учреждений при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
4.1 Правовая основа системы безопасности в учреждениях оказывающих образовательные услуги…………………………………………………………73
4.2 Правовые аспекты реализации платных дополнительных образовательных услуг………………………..………………………………………………………80
Заключение …………………………………………………………………………93
Список использованных источников……………………………………………...96

Работа содержит 1 файл

Диплом Кривко.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

    Благотворительность является особым видом деятельности, которая значительным образом влияет на финансовое обеспечение функционирования образовательного учреждения.

    Для анализа этого финансового потока с точки зрения его влияния на экономическую безопасность необходимо отметить особенности благотворительной деятельности в общеобразовательных учреждениях, по сравнению не только с особенностями благотворительности вообще, но и спецификой привлечения пожертвований в учреждениях высшего и среднепрофессионального образования.

  1. Уникальная особенность благотворительности в образовательном учреждении, заключается в том, что благотворителями в подавляющем большинстве случаев, в той или иной степени, являются родственники, либо люди тесно связанные с образовательным учреждением.
  2. Частичная детерминированность в формировании коллектива благотворителей, заключающаяся в большей закономерности создания контингента благотворителей.
  3. Коллективность участников благотворительного процесса.
  4. Фиксированность суммы пожертвования.
  5. Регулярность оказания пожертвований.

    Предпринимательская деятельность (поток №4). В литературе по экономике образования, как правило, объединяют платные образовательные  услуги и другие доходы от внебюджетной деятельности в одну группу. Эти финансовые средства регулируются теми же законами и нормативными актами, какими регулируется предпринимательская деятельность любой организации на территории РФ. Кроме того, сдача в аренду помещений государственных и муниципальных образовательных учреждений связана со сложностью получения на это разрешения от органов управления образованием.

    По  множеству причин психологического, социального и экономического характера, а также противоречий нормативно-законодательной базы, этот финансовый поток в современных экономических условиях практически стремится к нулю и слабо влияет на уровень экономической безопасности общеобразовательного учреждения.

    Шестой  финансовый поток связан с инновационной  деятельностью образовательного учреждения. Инновационная деятельность в общеобразовательном учреждении как источник финансирования проводится, прежде всего, по одному из двух каналов:

  • производятся определенные разработки, которые участвуют в конкурсе и награждаются тем или иным образом, например, присуждаются гранты.
  • педагогическим коллективом (инноватами) нарабатывается определенный опыт, который затем передается другим участникам образовательного процесса, за что выплачиваются определенные суммы денег.

    В этом случае данный денежный поток нередко соотносят не с инновационной деятельностью, а с предоставлением ПДОУ.

    Теневые деньги», поступающие в образовательное  учреждение делятся на два потока: - «серые» деньги – не регистрируемые официально, но выплачиваемые частным лицам с целью получения реальных знаний (репетиторство, оплата дополнительных образовательных услуг минуя банк и т.д.) и «черные» деньги – сборы наличными средствами на непонятные «нужды школы» без предоставления отчета о их расходовании.

    «Теневые деньги», уходящие из образовательного учреждения это деньги выплачиваемые в виде взяток представителям проверяющих органов и вышестоящих организаций. «Теневые деньги», невидимые для образовательного учреждения это «серые» деньги получаемые преподавателями за репетиторство для школьников других образовательных учреждений. И, наконец, «теневые деньги», ходящие «по кругу» в образовательном учреждении это средства, получаемые в виде материальной (благотворительной помощи) и расходованные на дачу взяток.

    Движение неконтролируемых и неподотчетных денежных средств в образовательном учреждении создает множество угроз для системы экономической безопасности общеобразовательного учреждения. Опираясь на формализованную запись, отражающую уровень экономической безопасности общеобразовательного учреждения, необходимо отметить отрицательное влияние «теневых» денег на наполняемость и разнообразие финансовых потоков, т.к. в условиях неподотчетности и неконтролируемости невозможно спланировать финансовую деятельность образовательного учреждения, что в свою очередь снижает уровень принятия правильных управленческих решений, для личности в этих условиях возникает не только угроза экономической безопасности, но и возможность понести уголовную и административную ответственность.

    Так Министерство образования и науки  подготовило изменения в КоАП и закон «Об образовании». За нарушение  правил оказания платных образовательных  услуг планируется ввести штраф  от 20 до 50 тысяч руб. для должностных  лиц и от 50 до 200 тысяч рублей –  для юридических.

    Для повышения уровня экономической  безопасности общеобразовательного учреждения «теневые» деньги должны быть перенаправлены в финансовый поток представленный благотворительными пожертвованиями  и в финансовый поток, связанный  с платными дополнительными образовательными услугами.

    Таким образом, рассмотрев факторы, действующие  на экономическую безопасность образовательного учреждения, можно сделать вывод, что ряд показателей системы  экономической безопасности требует  изменения. Требуется повышение  в процентах к ВВП до уровня развитых стран. Необходимо повышение средней заработной платы учителей до размеров, превышающих среднюю заработную плату в промышленности (соотношение не 0,62 как в 2007 г., а 2). Требуется привлечение молодых кадров в школы с целью снижения среднего возраста преподавательского состава (с 52 лет до 40-45). Расширение номенклатуры источников финансирования и увеличения поступающих в общеобразовательное учреждение средств, повышает уровень экономической безопасности, внебюджетные средства должны составлять не 5-10%, а как минимум 30% всех финансовых поступлений. 

    1. Показатели  и принципы оценки организации и  реализации диверсифицированной образовательной  деятельности
 

    На  повышение уровня экономической  безопасности организации оказывающей образовательные услуги влияет система диверсификацией. Диверсификацию образовательных структур можно определить через дифференциацию образовательных учреждений, реализуемых программ и осуществляемых услуг. В этом смысле можно указать на происходящую в российском обществе дифференциацию образовательных структур и учреждений по наименованию и профилю, по вариативности форм и уровня обучения, по организационным и правовым основам их деятельности, по общественному престижу и соответствующему статусу.

    Диверсификация образования в современных условиях является объективной тенденцией его функционирования и развития. Эта тенденция в своих глубинных основаниях базируется, прежде всего, на образовательных потребностях и интересах населения, имеющихся у него возможностях и соответствующих запросах его различных социальных слоев.

    Диверсификация  системы образования в современных  условиях обусловлена многими социальными  факторами. К числу важнейших  из них можно отнести: экономические  потребности развития гражданского общества; социальную дифференциацию населения; давление рынка труда, который ныне все более отдает предпочтение междисциплинарным знаниям, способности работника решать различные проблемные ситуации на рабочем месте; разделение труда в самом образовании, которое основывается на специализированных профессиональных знаниях, опыте и которое, в свою очередь, влияет на развитие соответствующих специализаций в материальном производстве. Анализ литературы и реальных процессов, происходящих в образовании, позволяет выделить довольно сложную типологию диверсификации, которая включает в себя обширный комплекс различных видов и форм дифференциации существующих образовательных структур. Весь этот комплекс имеет устойчивый характер и подтверждается современной практикой функционирования системы образования, а также ее экономической устойчивостью, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень экономической безопасности.

    Диверсификация  не может быть осуществлена без разработки новой педагогической модели, ориентированной  на подготовку по «рыночным» профилям обучения на бюджетной и внебюджетной основе (молодежи и взрослых). В свою очередь новая педагогическая модель должна быть обеспечена учебно-программной документацией, использована при планировании учебного процесса на компьютерной основе, сбалансирована со структурой учебно-материальной базы и кадровым потенциалом.16

    К основным принципам организации  и реализации диверсифицированной  образовательной деятельности относятся: интегрированность, целенаправленность, адаптивность, объективность, непрерывность.

     Принцип интегрированности заключается во взаимопроникновении, слиянии, комбинации различных уровней образования, областей знания и образовательных процессов

     Принцип целенаправленности предполагает осуществление  образовательной деятельности в  соответствии с целями образовательного учреждения, которые должны быть увязаны  с потребностями рынка рабочей  силы и индивидуальных клиентов.

     Принцип адаптивности предполагает гибкое реагирование на изменение факторов внутренней и внешней среды функционирования образовательных учреждений.

     Принцип объективности означает, что диверсификация образовательной деятельности является объективной тенденцией развития, направленной на повышение эффективности и качества образования.

     Принцип непрерывности показывает, что процесс  образования является непрерывным, нацеленным на постоянное развитие и  совершенствование знаний и навыков  обучающихся.

    Существует  совокупность частных принципов диверсифицированной образовательной деятельности:

  • принцип соответствия - удовлетворение потребности в выпускниках, способных решать комплексные задачи современного производства;
  • принцип качественности образования - необходимость повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях и уровня требований к квалификации профессиональных кадров;
  • принцип личностной направленности - удовлетворение потребности личности в многообразии образовательных услуг;
  • принцип свободы выбора - расширение свобод образовательных учреждений в предоставлении образовательных услуг.

    Реализация  общедидактического принципа диверсификации обеспечивает развитие педагогической системы базового общего образования  и образовательных учреждений, что  способствует вхождению России в  мировое пространство, при условии  интеграции с другими принципами развития современной диверсифицированной образовательной системы:

  • гуманизации образования как процесса и результата его переориентации на личность с целью ее социальной защиты в рыночных условиях;
  • демократизации образования как средства демократизации всего общества;
  • опережающего характера образования как условия будущего устойчивого развития страны, экономики и социальной сферы;
  • информатизации образовательной системы;
  • непрерывности профессионального образования, решающего две основные задачи: создание кадровых ресурсов и их модернизация;
  • интеграции науки и образования.

    Таким образом, общими признаками диверсификации являются новизна и расширение деятельности за счет этой новизны. Такая деятельность не должна иметь аналога в предыдущем опыте. Понятие «новизна» связано с понятием «инновация», но не всякая инновация является диверсификацией. Диверсификация в первую очередь это реакция на внешние условия, то есть - не имеет аналога в предыдущем опыте.

    Признаками  диверсифицированной образовательной  деятельности являются:

  1. межпредметность: межпредметные связи; межпредметная интеграция - т.е. взаимодействие знаний, результатом которого является получение нового знания и в данном аспекте речь уже может идти о понятии «межпредметный экзамен»;
  2. вариативность - разнообразите существующего одномоментно (школа, лицей, гимназия, так как на выпуске все равно существует Госстандарт знаний выпускников);
  3. многоуровневость - бакалавриат/магистрат, или ПТУ-техникум - ВУЗ;
  4. номенклатура - компетенции студентов, программа и т.п.;
  5. возможность образования новыми технологиями.

    Методологическими основами диверсифицированной образовательной  системы являются:

  1. Системный подход к организации профессионального обучения на основе перестройки содержания и оптимизации методов обучения с учетом процессов преемственности и интеграции.
  2. Целостность профессиональной подготовки, которая достигается посредством взаимосвязей ее основных компонентов на основе принципа интеграции с другими принципами обучения и воспитания, мотивации учения и труд, проблемности.
  3. Самостоятельность личности в выборе и построении обучения в соответствии со своими возможностями и способностями, потребностями рынка труда.
  4. Приоритет специальности в организации образовательный структур посредством единой целевой направленности на конечные результаты при планировании и управлении (профессиональной) подготовкой.
  5. Перестройка компонентов системы (целей и задач, содержания, средств и методов обучения, деятельность педагогов, учащихся и студентов) на основе программно-целевого подхода с учетом будущей профессиональной деятельности выпускника.
  6. Ориентация на непрерывное целостное развитие обучаемых и обучающихся как активных субъектов образования и социального действия.

Информация о работе Диверсификация платных образовательных услуг как фактор обеспечения экономико-правовой безопасности организация