Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа
Цель исследования – выявить угрозы, влияющие на экономическую безопасность организаций, оказывающих образовательные услуги и с учетом диверсификации платных образовательных услуг разработать мероприятия по нейтрализации угроз.
Введение ……………………………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности организации
Экономическая безопасность образовательных учреждений: сущность, значение……………………..………………………………………………………9
Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения……………………………………………………… ……………17
Показатели и принципы оценки организации и реализации диверсифицированной образовательной деятельности ………………………25
Анализ и оценка степени диверсификации образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности (на примере МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»)
Анализ основных показателей деятельности МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»………….....32
Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»..40
Анализ и оценка динамики развития платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности………………………..…..49
Пути совершенствования механизма диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности
Возможные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения…………………..…………………………………………………….58
Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения………………………………………………….64
Обеспечение правовой безопасности образовательных учреждений при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
4.1 Правовая основа системы безопасности в учреждениях оказывающих образовательные услуги…………………………………………………………73
4.2 Правовые аспекты реализации платных дополнительных образовательных услуг………………………..………………………………………………………80
Заключение …………………………………………………………………………93
Список использованных источников……………………………………………...96
Все эти положения будут значительно сказываться на правовой безопасности образовательных учреждений.
4.2
Правовые аспекты реализации
платных дополнительных
Оказание платных дополнительных образовательных услуг становится все более важным направлением деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования. Именно платные дополнительные образовательные услуги способствуют более полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в образовании в условиях недостаточного финансового обеспечения за счет бюджетных средств.
В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение платных дополнительных образовательных услуг. В свою очередь, муниципальные образовательные учреждения согласно п. 1 ст. 45 названного закона также имеют право оказывать данные услуги. Обратим особое внимание, что для той и другой стороны предоставление платных образовательных услуг является правом, а не обязанностью.
Основными
нормативно-правовыми актами, регламентирующими
оказание платных дополнительных образовательных
услуг в образовательном
Выделим
наиболее важные положения, которые
установлены действующим
Наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть отражены в уставе общеобразовательного учреждения (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона «Об образовании»). Правила оказания платных образовательных услуг также требуют, чтобы в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений указывались перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления (п. 3).
Дополнительные
образовательные услуги реализуются
в целях всестороннего
В
статье 45 Закона Российской Федерации
«Об образовании» дается определение
дополнительных платных образовательных
услуг, в соответствии с которым
к ним относятся
Целью реализации дополнительных образовательных услуг является, как это установлено статьей 26 названного Закона, всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Дополнительные образовательные услуги могут предоставляться студентам вузов в период освоения основной профессиональной образовательной программы, но за ее пределами. Так, статья 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает, что студенты высших учебных заведений имеют право участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведение, в порядке, предусмотренном его уставом, а также в других вузах (по согласованию между их руководителями)
Кроме законов, вопросы предоставления дополнительных платных образовательных услуг регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505, приказом Министерства образования Российской Федерации от 16 июня 1998 г. № 1578 «О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями», приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 августа 2000 г. № 2400 «О присвоении дополнительных квалификаций педагогического профиля выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования». Отметим также, что эти вопросы рассматриваются в письмах Министерства образования Российской Федерации, которые не являются нормативными правовыми актами и юридически не обязательны для исполнения, но фактически высшие учебные заведения руководствуются ими в своей деятельности (например, письмо Госкомвуза Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. № 31-32-38 ин/03 «О дополнительных образовательных услугах», письмо Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 г. 14-55-341 ин/15 «О порядке присвоения дополнительных квалификаций студентам вузов», письмо Министерства образования Российской Федерации от 1 октября 2002 г. № 31ю-31ин-40/31-09 «О направлении рекомендаций по заключению договоров для оказания платных услуг»).
Согласно
действующему законодательству, предоставление
студентам дополнительных платных
образовательных услуг
В
настоящее время примерная
Таким образом, осваивая избранную специальность, студент может при желании «скорректировать» свое обучение, заключив соответствующий договор для изучения дополнительных дисциплин, специальных курсов или даже для получения дополнительной квалификации.
При
этом требования к оказанию образовательных
услуг, в том числе к содержанию
образовательных программ, специальных
курсов, определяются по соглашению сторон
договора и могут быть даже выше,
чем это предусмотрено
Вопросы
получения студентами дополнительных
квалификаций параллельно с освоением
основных образовательных программ
высшего профессионального
Кроме того, письмо Министерством образования и науки России от 15.05.2002 № 14-55-341ин/15 «О порядке присвоения дополнительных квалификаций студентам вузов» предусматривает, что дополнительная квалификация может быть присвоена выпускнику вуза только в том случае, если совокупность дисциплин, практикумов и практик, освоенных студентом за время обучения в вузе, соответствует содержанию образовательной профессиональной программы, разработанной на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для присвоения дополнительной квалификации, утвержденных Министерством образования и науки России; необходимым условием присвоения дополнительной квалификации является соответствие рассматриваемой образовательной профессиональной программы основной образовательной программе ВПО, осваиваемой студентом. При этом для освоения дополнительной образовательной программы не должны использоваться часы, выделенные для освоения дисциплин специализации и дисциплин по выбору студента, из числа входящих в ГОС ВПО, которые предназначены для углубления подготовки по основной образовательной программе высшего профессионального образования.
Безусловно, разделяется стремление федерального органа управления высшим профессиональным образованием не допускать профанации в вопросах присвоения дополнительной квалификации. Однако активная позиция высших учебных заведений на рынке труда, содержание которой определяется Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года — »подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования», сдерживается процедурой присвоения дополнительных квалификаций в период освоения основных образовательных программ ВПО, имеющей форму и характер лицензирования по основной специальности подготовки.
В рамках существующей нормативно-правовой базы эта коллизия может быть легко устранена следующим изменением порядка присвоения дополнительных квалификаций в период освоения основных образовательных программ ВПО. Для присвоения той или иной дополнительной квалификации достаточно решения соответствующего УМО вузов, если в высшем учебном заведении осуществляется лицензированная подготовка по данной специальности. В противном случае при получении разрешения на присвоение дополнительной квалификации используется механизм, действующий в настоящее время. Такой порядок является особенно важным и актуальным для региональных многопрофильных университетов, на которых лежит основная ответственность за обеспечение современного кадрового потенциала территориальных образований.