Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа
Цель исследования – выявить угрозы, влияющие на экономическую безопасность организаций, оказывающих образовательные услуги и с учетом диверсификации платных образовательных услуг разработать мероприятия по нейтрализации угроз.
Введение ……………………………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности организации
Экономическая безопасность образовательных учреждений: сущность, значение……………………..………………………………………………………9
Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения……………………………………………………… ……………17
Показатели и принципы оценки организации и реализации диверсифицированной образовательной деятельности ………………………25
Анализ и оценка степени диверсификации образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности (на примере МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»)
Анализ основных показателей деятельности МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»………….....32
Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»..40
Анализ и оценка динамики развития платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности………………………..…..49
Пути совершенствования механизма диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности
Возможные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения…………………..…………………………………………………….58
Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения………………………………………………….64
Обеспечение правовой безопасности образовательных учреждений при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
4.1 Правовая основа системы безопасности в учреждениях оказывающих образовательные услуги…………………………………………………………73
4.2 Правовые аспекты реализации платных дополнительных образовательных услуг………………………..………………………………………………………80
Заключение …………………………………………………………………………93
Список использованных источников……………………………………………...96
Понятие
образовательных услуг
В качестве основных видов платных образовательных услуг в нашей стране можно определить такие, как:
Классификация
образовательных услуг
Таблица
2 – Классификация
|
В
зависимости от того, к какому из
вышеперечисленных типов
Виды
платных образовательных услуг
учреждение определяет самостоятельно,
фиксируя их в своем уставе. Согласно
законодательству доход от указанной
деятельности государственного (муниципального)
образовательного учреждения за вычетом
доли учредителя должен реинвестируется
в него же.
Для того, чтобы определить факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения, необходимо классифицировать систему критериев, используемую для описания сущности экономической безопасности.
В целях рассмотрения классификации нужно определить основные аспекты:
Первый аспект - связан с ресурсным обеспечением. В связи с тем, что принципиально все ресурсы можно представить в денежном выражении, то данный фактор будет связываться с финансовым состоянием организации (ФП)10.
Второй аспект – связан с экономической безопасностью личности, которые участвуют в образовательном процессе.
Третий
аспект – связан с принятием управленческих
решений в области
В формализованном виде можно сделать следующее обобщение:
ЭБоу = f (ФП; ЭБЛ; УР) (1)
где:
ЭБоу - уровень безопасности образовательного учреждения;
ФП - финансовое состояние организации;
ЭБЛ- экономическая безопасность личности;
УР – управленческие решения
Необходимо отметить, что уровень экономической безопасности образовательного учреждения зависит не только от уровня внутренних факторов представленных в зависимости (1), но и от того, каково состояние экономики образования в целом.
Как
показывает практика11, у современного нормально
функционирующего общеобразовательного
учреждения существует, как правило, несколько
финансовых потоков, позволяющих организации
на определенном уровне экономической
безопасности осуществлять свою деятельность
в быстро меняющихся экономических условиях.
Систематизируя источники финансирования
образовательного учреждения, можно выделить
семь индивидуальных (в определенной степени
независимых) потоков – каждый из которых
в свою очередь имеет свою структуру, динамику,
нормативно-правовое обеспечение и главное,
с научной точки зрения, доступность для
анализа данные представлены на рисунке
2.
бюджетное финансирование
платные образовательные услуги
благотворительные пожертвования
участие
в национальных проектах
Система
экономической безопасности образовательного
учреждения
предпринимательская деятельность
инновационная деятельность
«теневые
деньги»
Рисунок 2 - Источники финансирования общеобразовательного учреждения12
Главный финансовый поток - это бюджетные поступления из федерального, регионального или муниципального бюджетов, выделяемые централизованно, и также централизовано контролируемые государством.
Данный денежный поток влияет как на экономическую безопасность всей организации в целом, так и каждого её сотрудника. С позиций экономической безопасности данный денежный поток является в большинстве случаев основополагающим, т.е. именно он ответственен за благополучие или неблагополучие функционирования государственного образовательного учреждения.
Дополнительные
источники финансирования, помимо основного
бюджетного, находятся в тесной взаимосвязи
с целями создания и функционирования
системы экономической
Обеспечение
независимости технико-
Обеспечение
высокой финансовой эффективности
работы организации и ее финансовой устойчивости
с учетом состояния окружающей среды
Обеспечение
высокой эффективности
Обеспечение
высокого уровня квалификации персонала
организации, интеллектуального потенциала
сотрудников, эффективность корпоративной
деятельности
Создание системы
максимизации эффективности привлечения
легальных дополнительных источников
финансирования образовательного учреждения
с оптимизацией и последующей
минимизацией нелегальных источников
генерирования денежных потоков
Рисунок
3 - Цели создания и функционирования
системы экономической
Согласно представленным целям для выполнения цели функционирования системы экономической безопасности целесообразно выделять следующие пороги социально-экономической безопасности, которые влияют на систему экономической безопасности образовательного учреждения:
При
исследовании, появилась возможность
определения пороговых значений
в целях обеспечения
Таблица
3 - Сравнение социально-
|
На
основании исследовательских
Важную роль в образовательных учреждениях занимают платные образовательные услуги, в средних образовательных учреждениях данный вид услуг начинает только развиваться, в средне профессиональных и высших учебных заведениях, данный показатель практически в полном объеме достиг порового значения.
Еще
один финансовый поток, о котором
все более активно говорят
в последнее время, связан с благотворительностью
и деятельностью попечительских
советов общеобразовательных