Диверсификация платных образовательных услуг как фактор обеспечения экономико-правовой безопасности организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить угрозы, влияющие на экономическую безопасность организаций, оказывающих образовательные услуги и с учетом диверсификации платных образовательных услуг разработать мероприятия по нейтрализации угроз.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности организации
Экономическая безопасность образовательных учреждений: сущность, значение……………………..………………………………………………………9
Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения……………………………………………………… ……………17
Показатели и принципы оценки организации и реализации диверсифицированной образовательной деятельности ………………………25
Анализ и оценка степени диверсификации образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности (на примере МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»)
Анализ основных показателей деятельности МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»………….....32
Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»..40
Анализ и оценка динамики развития платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности………………………..…..49
Пути совершенствования механизма диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности
Возможные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения…………………..…………………………………………………….58
Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения………………………………………………….64
Обеспечение правовой безопасности образовательных учреждений при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
4.1 Правовая основа системы безопасности в учреждениях оказывающих образовательные услуги…………………………………………………………73
4.2 Правовые аспекты реализации платных дополнительных образовательных услуг………………………..………………………………………………………80
Заключение …………………………………………………………………………93
Список использованных источников……………………………………………...96

Работа содержит 1 файл

Диплом Кривко.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

    Понятие образовательных услуг современное  российское законодательство связывает, прежде всего, с платной образовательной  деятельностью. В связи с этим возникают вопросы урегулирования имущественных отношений, возникающих  между образовательной организацией и обучающимися, оплатившими обучение, либо между образовательной организацией и плательщиком и третьими лицами – обучающимися.

    В качестве основных видов платных  образовательных услуг в нашей  стране можно определить такие, как:

  • обучение на подготовительных курсах с возмещением затрат;
  • переподготовка и повышение квалификации специалистов;
  • предоставление второго высшего образования;
  • платное консультирование по учебным дисциплинам;
  • углубленное изучение отдельных дисциплин вне сетки расписания;
  • дополнительные дисциплины по заявкам студентов за рамками учебного плана;
  • дополнительные занятия с отстающими студентами.

    Классификация образовательных услуг представлена в таблице 2.

    Таблица 2 – Классификация образовательных  услуг9

п/п Показатели  Классификация
 
1
По длительности предоставления: долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);
среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п
краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи)
2 По используемым методам обучения традиционные,
программы проблемного обучения
программы, основанные на анализе деловых ситуаций.
  По способу  оплаты услуг: Платные
условно бесплатные
  по организационно-правовым формам Государственные
Муниципальные
Негосударственные частные, учреждения общественных и  религиозных организаций (объединений)

    В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится  образовательное учреждение, по-разному  регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг, и по-разному осуществляет влияние на экономическую безопасность. Так в ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждения вправе оказывать … платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами».

    Виды  платных образовательных услуг  учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Согласно законодательству доход от указанной  деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестируется в него же. 

    1. Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения
 

    Для того, чтобы определить факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения, необходимо классифицировать систему критериев, используемую для описания сущности экономической безопасности.

    В целях рассмотрения классификации  нужно определить основные аспекты:

    Первый  аспект - связан с ресурсным обеспечением. В связи с тем, что принципиально все ресурсы можно представить в денежном выражении, то данный фактор будет связываться с финансовым состоянием организации (ФП)10.

    Второй  аспект – связан с экономической  безопасностью личности, которые  участвуют в образовательном  процессе.

    Третий  аспект – связан с принятием управленческих решений в области экономической  безопасности, для данного образовательного учреждения.

    В формализованном виде можно сделать следующее обобщение:

    ЭБоу = f (ФП; ЭБЛ; УР) (1)

где:

ЭБоу - уровень безопасности образовательного учреждения;

ФП - финансовое состояние организации;

ЭБЛ- экономическая безопасность личности;

УР –  управленческие решения

Необходимо отметить, что уровень экономической безопасности образовательного учреждения зависит не только от уровня внутренних факторов представленных в зависимости (1), но и от того, каково состояние экономики образования в целом.

    Как показывает практика11, у современного нормально функционирующего общеобразовательного учреждения существует, как правило, несколько финансовых потоков, позволяющих организации на определенном уровне экономической безопасности осуществлять свою деятельность в быстро меняющихся экономических условиях. Систематизируя источники финансирования образовательного учреждения, можно выделить семь индивидуальных (в определенной степени независимых) потоков – каждый из которых в свою очередь имеет свою структуру, динамику, нормативно-правовое обеспечение и главное, с научной точки зрения, доступность для анализа данные представлены на рисунке 2. 

бюджетное финансирование

платные образовательные услуги

благотворительные пожертвования

участие в национальных проектах 

    

Система экономической безопасности образовательного учреждения 

предпринимательская деятельность

инновационная деятельность

«теневые  деньги» 
 
 

      
 

    Рисунок 2 - Источники финансирования общеобразовательного учреждения12

    Главный финансовый поток - это бюджетные  поступления из федерального, регионального или муниципального бюджетов, выделяемые централизованно, и также централизовано контролируемые государством.

    Данный  денежный поток влияет как на экономическую  безопасность всей организации в целом, так и каждого её сотрудника. С позиций экономической безопасности данный денежный поток является в большинстве случаев основополагающим, т.е. именно он ответственен за благополучие или неблагополучие функционирования государственного образовательного учреждения.

    Дополнительные  источники финансирования, помимо основного  бюджетного, находятся в тесной взаимосвязи  с целями создания и функционирования системы экономической безопасности образовательного учреждения. Основные цели представлены на рисунке 3. 
 

Обеспечение независимости технико-технологического потенциала и высокой конкурентоспособности  организации, как в краткосрочной, так и средне и долгосрочной перспективе 
 

Обеспечение высокой финансовой эффективности  работы организации и ее финансовой устойчивости с учетом состояния окружающей среды 
 
 
 

Обеспечение высокой эффективности менеджмента  организации, создание оптимальной  организационной структуры 

Обеспечение высокого уровня квалификации персонала  организации, интеллектуального потенциала сотрудников, эффективность корпоративной деятельности 
 
 

Создание системы  максимизации эффективности привлечения  легальных дополнительных источников финансирования образовательного учреждения с оптимизацией и последующей  минимизацией нелегальных источников генерирования денежных потоков 
 
 
 

    Рисунок 3 - Цели создания и функционирования системы экономической безопасности образовательного учреждения13

    Согласно  представленным целям для выполнения цели функционирования системы экономической  безопасности целесообразно выделять следующие пороги социально-экономической  безопасности, которые влияют на систему  экономической безопасности образовательного учреждения:

  • средний возраст педагогического коллектива;
  • величина ротация (смена) кадров;
  • процент пользователей Интернетом среди педагогического коллектива;
  • отношение средней зарплаты преподавателя к средней зарплате работника производственной сферы;
  • соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений.

    При исследовании, появилась возможность  определения пороговых значений в целях обеспечения экономической  безопасности, данные представлены в  таблице 3.

      Таблица 3 - Сравнение социально-экономических  порогов безопасности общеобразовательного учреждения14

Наименование  порога безопасности «выживания» «стабили-зации» «инновацион-ности» статистические  показатели
Средний возраст педагогического коллектива 55 лет 50 лет 45лет 52 года
Процент пользователей Интернетом среди  педагогического коллектива - 30% 85% 59,9%.15
Отношение средней зарплаты учителя к средней зарплате работника производственной сферы 0.9 1,1 не менее 2,0 0,62
Соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений 0,4 0,8 1,2 0,1

    На  основании исследовательских данных, представленных в таблице 2, статистические показатели среднего возраста педагогического коллектива составляет 52 года, что выше на 1,2 раза для уровня инновационности, и повышения уровня экономической безопасности. Пользование сети интернет с каждым годом увеличивается, на сегодняшний момент образовательные учреждения приближаются к запланированному показателю.

    Важную  роль в образовательных учреждениях  занимают платные образовательные  услуги, в средних образовательных  учреждениях данный вид услуг  начинает только развиваться, в средне профессиональных и высших учебных  заведениях, данный показатель практически в полном объеме достиг порового значения.

    Еще один финансовый поток, о котором  все более активно говорят  в последнее время, связан с благотворительностью и деятельностью попечительских советов общеобразовательных учреждений. Важным фактором является то, что в современной России в силу объективных обстоятельств, крайне низкая культура благотворительности. Это приводит к незнанию основ благотворительности как особого вида деятельности и в результате неправильных действий по привлечению в общеобразовательное учреждение благотворительных пожертвований.

Информация о работе Диверсификация платных образовательных услуг как фактор обеспечения экономико-правовой безопасности организация