Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:27, дипломная работа
Цель исследования – выявить угрозы, влияющие на экономическую безопасность организаций, оказывающих образовательные услуги и с учетом диверсификации платных образовательных услуг разработать мероприятия по нейтрализации угроз.
Введение ……………………………………………………………………………5
Теоретико-методологические основы диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности организации
Экономическая безопасность образовательных учреждений: сущность, значение……………………..………………………………………………………9
Факторы, влияющие на экономическую безопасность образовательного учреждения……………………………………………………… ……………17
Показатели и принципы оценки организации и реализации диверсифицированной образовательной деятельности ………………………25
Анализ и оценка степени диверсификации образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности (на примере МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»)
Анализ основных показателей деятельности МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»………….....32
Факторы, влияющие на экономическую безопасность МБУ «Центр финансово-экономического обеспечения учреждений в сфере образования»..40
Анализ и оценка динамики развития платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности………………………..…..49
Пути совершенствования механизма диверсификации платных образовательных услуг как фактора обеспечения экономической безопасности
Возможные угрозы экономической безопасности образовательного учреждения…………………..…………………………………………………….58
Мероприятия по нейтрализации угроз экономической безопасности образовательного учреждения………………………………………………….64
Обеспечение правовой безопасности образовательных учреждений при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
4.1 Правовая основа системы безопасности в учреждениях оказывающих образовательные услуги…………………………………………………………73
4.2 Правовые аспекты реализации платных дополнительных образовательных услуг………………………..………………………………………………………80
Заключение …………………………………………………………………………93
Список использованных источников……………………………………………...96
В
четвертой главе рассмотрена
правовая основа системы безопасности
в учреждениях оказывающих
В
заключении сделаны выводы проведенного
исследования
1.
Теоретико-методологические
основы диверсификации
платных образовательных
услуг как фактора обеспечения
экономической безопасности
организации
В
настоящее время система
В системе общего образования работает 1,7 млн. человек преподавателей или 2% трудоспособного населения России, в системе начального профессионального образования 1,2 млн.человек, в системе высшего профессионального образования 1,9 млн. человек.1
На образование в настоящее время выделяется 324 млрд. руб., причем считается, что в теневой экономике циркулирует более двух млрд. руб. Таким образом, экономическая безопасность образовательных учреждений есть одна из острейших проблем современного общественного развития.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года записано: «страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане – все заинтересованные в качественном образовании»2.
Одним
из важнейших показателей
Рисунок 1 – Средняя заработная плата преподавателей по регионам3
На сегодняшний день средняя заработная плата преподавателей отстает по уровню не только от среднемировых показателей развитых стран, но даже от средней зарплаты в промышленности (1,52%).
Детальный анализ развития системы образования за последние 20 лет показывает, что основная масса изменений произошедших в ней напрямую или косвенно связана с экономикой, распределением денежных потоков, борьбой с финансовыми кризисами и т.д.
Таким
образом, можно констатировать, что
вопросы экономической
В
то же время ряд серьезных
Российская система образования только тогда может стать конкурентно способной и вернуть во многом утраченные передовые позиции, когда каждое образовательное учреждение будет иметь качественно функционирующую на высоком уровне систему экономической безопасности.
Экономическая безопасность образовательных систем (рискозащищённость образовательной системы) – это, прежде всего, обеспечение образовательного учреждения необходимыми ресурсами в первую очередь финансовыми, причём как минимум, на пороговых значениях. При этом обычно утверждается, что безопасность самих образовательных учреждений как физических и технологических объектов важна и необходима (в среднем на обеспечение безопасности общеобразовательных учреждений выделяется более 400 млн. рублей в год)4, и определённым образом взаимодействует с экономической безопасностью образовательных систем (учреждений и лиц).
Предметом экономической безопасности образовательного учреждения, как научного направления, является:
Учитывая вышеизложенное под «экономической безопасностью образовательного учреждения» понимается состояние наличия требуемых ресурсов и системы взаимоотношений между агентами ресурсообращения, позволяющими качественно осуществлять функции организации и создающие состояние её защищённости в изменяющихся экономических, социальных и политических условиях.
Цели функционирования экономической безопасности образовательного учреждения зависят от этапа развития экономики и соответствия этому этапу уровня экономической безопасности образовательного учреждения.
Современная стратегия развития всей экономики страны имеет тенденцию, которую ряд ученых – Дж. Гелбрэйт, П. Друкер, М. Блауг, Э. Хансен, Ф. Янсен, Ю.В. Яковец, Р. Акофф, Дж. Форрестер, Н.Н. Моисеев, Я. Д. Вишняков и многие другие определяют как движение от выживания в процессе системного кризиса (экономика выживания), через стабилизацию экономика стабилизации – иногда экономику выживания совместно с экономикой стабилизации называют транзитивной экономикой к радикальным изменениям всей жизни общества – инновационная фаза развития (инновационная экономика).
Образовательные учреждения имеют многоукладную систему экономического развития: одни живут с позиций экономической безопасности в основном в рамках выживания, другие в рамках стабилизации, третьи медленно, но уверенно строят инновационные отношения. Это в свою очередь принципиально изменяет требования к экономической безопасности всей системы образования в целом и каждого образовательного учреждения в частности.
Сравнительный анализ проблемы финансирования и поддержания на должном уровне экономической безопасности общеобразовательных учреждений свидетельствует о необходимости совершенствования финансирования Российской системы образования.
Так, расходы на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в процентах к ВВП составили 3,9 %5, а в среднем по развитым странам 4,8 % (например: Швеция – 6,3 %, Великобритания – 4,5%, США – 4,8%), данные представлены по состоянию на 01.01.09.
И
вышеизложенного можно
В
современной литературе имеется
большое количество понятий связанных
с представлениями
Таблица
1 - Отличительные черты
|
Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг.
Под образовательными услугами понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.7
Специфика образовательной услуги состоит в том, что ее оказывает преподаватель, состоящий с образовательной организацией в договорных отношениях, иные исполнители, обеспечивающие учебный процесс. Предмет образовательного договора – комплексная услуга по обучению, которая может служить родовым признаком при отграничении его от других обязательств, не связанных с оказанием услуг. Критерий же отграничения договора об оказании образовательных услуг от других обязательств об оказании услуг целесообразно искать в содержании разграничительных обязательственных отношений.
Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом - педагогической деятельности. Таким образом, педагогическая деятельность является способом бытия особой сферы общества, в рамках которой осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, наращивание человеческого капитала, человекопроизводство.
Под образовательным пространством понимается та сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности.
В
рамках образовательного пространства
реализуется производство социально-духовного,
интеллектуального и
Образовательные услуги как экономическая категория включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмой, государством) вследствие чего образовательную услугу можно определить более узким понятием «платные образовательные услуги»8
Возможность предоставления образовательных услуг на платной основе стала значительным импульсом к развитию образования в России. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимися уровня и вида образования, с другой — позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их модернизации.