Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:02, дипломная работа
Дебиторская задолженность — важный компонент оборотного капитала. Под дебиторской задолженностью понимается задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы). Соответственно, организация и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.
Дебиторская задолженность — это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение данной задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
Дебиторская задолженность — это элемент оборотного капитала, сумма долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц отражается в активе баланса.
Дебиторская задолженность, не погашенная своевременно и не обеспеченная соответствующими гарантиями, признается сомнительной.
Списание дебиторской
Кредиторская задолженность — это задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами, и отражается в пассиве баланса.
Если организация не погасила кредиторскую задолженность, а кредитор не предпринял никаких для того действий, чтобы взыскать, то организация по истечению срока исковой давности должна ее списать.
Срок исковой давности — срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено.
Истечение срока исковой давности кредиторской задолженности и является основанием для ее списания.
Данные о дебиторской и
ООО «Кристалл плюс» своевременно производит расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с работниками предприятия, с налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими организациями и предприятиями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и заключенными договорами.
По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения и результатов деятельности ООО «Кристалл плюс» за рассматриваемый период, которые приведены далее. При этом учтено, как текущее состояние показателей, так и их динамика.
Финансовое положение и
— за три года стоимость имущества ООО «Кристалл плюс» в 2011 г. увеличилось по сравнению с 2010 г. — на 52906 тыс. р. и увеличилось по сравнению с 2009 г. на 46598 тыс. р.;
— величина собственного капитала организации на протяжении трех лет увеличивается с 297342 тыс. р. в 2009 г. до 394266 тыс. р. в 2011 г.;
— выручка от продаж в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. на 45750 тыс. р., а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 301770 тыс. р. или темп роста составил 142,4%;
— прибыль от продаж за 2010 г. уменьшилась по сравнению с 2009 г. на 26021 тыс. р. а в 2011 г. прибыль увеличилась по сравнению с 2010 г. на 49917 тыс. р. или на 152,2%;
— численность персонала увеличилась в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 40 человек;
— выработка продукции на одного работника растет. В 2010 году увеличение составило 48тыс. р., а в 2011 году по сравнению с2010 г. 308 тыс. р., темп роста составил 137,1%;
— прибыль до налогообложения в 2011 г. по сравнению с 2010 г. возросла на 53436 тыс. р., чистая прибыль возросла на 40311 тыс. р.;
— рентабельность продаж в 2011 г. составила 14,4% (на 1,0% выше, чем в 2010 г.);
— рентабельность продукции равна 16,8% (на 1,3% выше, чем в 2010 г.);
— рентабельность активов составила 18,8% (на 7,5% выше, чем в 2010 г.);
— рентабельность собственного капитала составляет 23,4% (на 8,6% больше чем в 2010 г.);
— в 2011 г. дебиторская задолженность значительно снижается по сравнению с 2009 г. на 12229 тыс. р. или на 41,1%, по сравнению с 2010 г. на 28049 тыс. р. или на 38,5%;
— доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов в 2011 г. значительно снизилась, в 2009 г. она составляла 7,7%, в 2010 г. 10,5%, а в 2011 г. — 3,6%;
— кредиторская задолженность уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 4467 тыс. р., а по сравнению с 2010 г. уменьшение составляет 9645 тыс. р.;
— доля кредиторской задолженности в общей сумме краткосрочных обязательств во всех трех периодах велика. В 2009 г. она составила 61,7%, в 2010 г. 59,3%, а в 2011 г. 58,9%. При чем в 2010 г. наблюдается снижение доли кредиторской задолженности на 2,4% по сравнению с 2009 г., а в 2011 г. снижение по сравнению с 2010 г. составило только 0,4%;
— коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 13,2 оборота или на 169,8% и составляет 32,1 оборота;
— коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в 2011 г. увеличился и составил 11,6 оборотов, что на 3,6 оборота больше, чем 2010 г.;
— доля кредиторской задолженности в заемном капитале снижается в 2011 г. по отношению к 2010 г. в абсолютном выражении на 9645 тыс. р., а в относительном выражении на 0,4%;
— в 2011 г. коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности составил 0,479, т. е. на 52,1% кредиторская задолженность превышает дебиторскую.
В целом можно сказать, что работа
предприятия достаточно стабильная,
финансовое положение можно
В процессе проведения исследования были выявлены недостатки организации бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности.
Одной из важнейших задач данной работы было разработать рекомендации по совершенствованию учета дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
С целью совершенствования
— следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание первой создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а кредиторской над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
— контролировать оборачиваемость задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть планируемой стоимости, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;
— постоянно проводить анализ состава, структуры, а также движения дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным должникам, по срокам образования, аккумулировать в каком-либо отдельном документе (реестре);
— четко распределить ответственность за управление дебиторской и кредиторской задолженностью между бухгалтерией, финансовой и юридической службами.
— применять систему аналитического учета задолженности не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических и физических лиц;
— создать специальную комиссию по работе с задолженностью, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за расчетной дисциплиной, проведение регулярных сверок расчетов;
— ужесточить механизм истребования долга. Для этого предприятию рекомендуется применять систему штрафов, что должно быть предусмотрено в условиях договора с контрагентами. Размеры штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации (потерю дохода, инфляционные потер и др.);
— применять взаимозачеты, при чем не только двусторонние, но и много сторонние;
— еще одним из способов совершенствования управления задолженностью является использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности (факторинг, учет векселей выданных покупателями, форфейтинг).
Кроме того, для создания системы управления дебиторской задолженностью необходимо в первую очередь сформировать базу данных, которая включала бы следующую информацию о:
— выставленных покупателям счетах и неоплаченных на текущий момент;
— периодах просрочки платежа (в днях) по каждому из выставленных счетов;
— размере безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности;
— статистике платежной дисциплины каждого покупателя (средний период просрочки, средняя сумма предоставленного кредита).
С целью минимизации рисков возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности в условиях финансового кризиса необходимо предпринять меры об условиях предоставления кредита, о формировании кредитного рейтинга для каждого покупателя.
При формировании кредитного рейтинга всех покупателей необходимо распределить по группам риска непогашения дебиторской задолженности. В основу распределения могут быть заложены такие показатели:
— общее время работы с данным покупателем;
— объем продаж, приходящийся на данного клиента;
— объем и сроки просроченной задолженности по данному покупателю;
— показатели оборачиваемости дебиторской задолженности;
— качественная оценка значимости клиента и другие показатели.
В ООО «Кристалл плюс» практически все эти пункты применяются, но слабо развита контрольная функция, т. е., контроль осуществляется формально. Основным инструментом повышения качества дебиторской задолженности является усиление контроля.
Исходя из этого, рекомендуется:
— проводить регулярно инвентаризацию и мониторинг задолженности;
— перед началом планового периода рассчитать возможные суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту;
— при заключении договоров с покупателями жестко оговаривать кредитные условия, такие как срок предоставления кредита, его размер (кредитный лимит) и стоимость, система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями;
— вести контроль выполнения условий продажи с учетом форс-мажорных обстоятельств;
— организовать службу по выявлению и истребованию просроченной дебиторской задолженности.
Разработанные в дипломной работе предложения по совершенствованию бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности позволят отслеживать систему движения денежных потоков всего предприятия и своевременно принимать правильные управленческие решения.