Бухгалтерский учет страховой организации на примере ОАО «Страховое общество ЖАСО»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:58, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности учета, анализа и аудита страховой организации.
Задачами работы являются:
- раскрыть теоретические основы понятий в страховании;
- подробно развернуть методы ведения бухгалтерского учета страховой организации с учетом его особенностей с приведением примеров по отдельным операциям;

Содержание

Введение…………………………………………………………………............6
1. Страховые организации в Российской Федерации: их сущность, особенности деятельности………………………………………………...….…11
1.1 Страховая деятельность, ее виды…………………………………………....11
1.2 Структура средств страховой организации…………………………………20
1.3 Нормативно-правовое обеспечение деятельности страховых организаций………………………………………………………………………28
1.4 Международные стандарты финансовой отчетности в деятельности страховой организации……………………………………………………….….34
2. Бухгалтерский учет страховой организации на примере ОАО «Страховое общество ЖАСО» ..…………………………………………………………….…41
2.1 Краткая характеристика ОАО «Страховое общество ЖАСО» ….…….…41
2.2 Учет операций по прямому страхованию …………………………….……46
2.3 Учет страховых резервов……………………………………………….…...61
2.4 Учет операций перестрахования…………………………………….…...…66
2.5 Учет доходов, расходов и финансовых результатов………………..….....73
3. Аудит и анализ страхового общества ОАО «ЖАСО» ………………..……83
3.1 Аудит ОАО «Страховое общество ЖАСО» ……………………….………83
3.2 Анализ страховых показателей ОАО «Страховое общество
ЖАСО» ……………………… ……………………………………..…........…99
3.3. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО «ЖАСО»……………………….……………………….…………………….…108
Заключение………………………………………………………………..........115
Список использованных источников ………………………………..............123

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский учет страховой организации на примере ОАО «Страховое общество ЖАСО».doc

— 1.02 Мб (Скачать)

Для принятия активов для покрытия страховых резервов устанавливаются определенные величины актива от суммарной величины страховых резервов. Так, стоимость государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации должна составлять не более 30% суммарной величины страховых резервов; стоимость векселей организаций — не более 10%, а дебиторская задолженность страхователей по договорам обязательного государственного страхования — 100%.

Важно обращать внимание на соблюдение соответствия активов и обязательств.

Для обеспечения гарантий платежеспособности страховщика размер его свободных от внешних обязательств активов должен составлять определенную долю принятых обязательств по договорам страхования Порядок расчета соотношения активов и обязательств страховщиков — основного нормативного показателя оценки финансового состояния страховых организаций установлен законодательно [39].

Размер свободных активов страховщика принимается равным размеру его собственных средств, уменьшенных на величину непокрытых убытков и величину нематериальных активов.

Размер страховых обязательств принимается равным общей сумме собранных страховых премий за вычетом определенной доли отчислений в резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования, умноженной на поправочный коэффициент меньше 1. Поправочный коэффициент рассчитывается как отношение общей суммы страховых выплат по догово­рам страхования иным, чем договоры страхования жизни, за вычетом доли перестраховщиков в общей сумме страховых выплат, к общей сумме страховых выплат по договорам страхования иным, чем договоры страхования жизни. Он не может быть менее 0,5.

Размер свободных активов страховщиков согласно нормативу, установленному органами страхового надзора России, должен быть не менее 16% размера его страховых обязательств.

Таким образом, для того, чтобы страховая деятельность организации была эффективной необходимо знать и соблюдать структуру ее средств.

1.3 Нормативно-правовое обеспечение деятельности страховых организаций

Система страховой защиты общественных экономических отношений и социальных интересов граждан обеспечивается осуществлением государственного регулирования и созданной законодательно-нормативной базой.

Функции государственного регулирования распространяются на лицензирование, методическое руководство, надзор и контроль за деятельностью субъектов страховых отношений. Государственное регулирование направлено на формирование страхового рынка, системы антимонопольного регулирования страховых отношений в целях защиты конкуренции на страховом рынке, определение полномочий и функций государственного органа страхового надзора и наделение его системой полномочий для обеспечения соблюдения страхового законодательства всеми субъектами страхового рынка, способствование развитию приоритетных для экономической и социальной стабильности видов страхования.

Государственное регулирование страхования обеспечивается через использование законов в области страхования, гражданского и налогового права, а также через нормативные акты федерального органа по надзору за страховой деятельностью.

В целях обеспечения соблюдения требований страхового законодательства и регулирования деятельности страховых организаций государством в структуре Минфина России Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба страхового надзора. Этот орган государственной исполнительной власти наделен властными полномочиями по контролю за соблюдением законодательства [16]. Служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральная служба наделена рядом функций, связанных с лицензированием страховой деятельности, осуществлением контроля за соблюдением субъектами страхового дела законодательства, проведением анализа отчетности страховых организаций и рядом других.

Государство осуществляет финансовый контроль за соблюдением страховщиками требований финансовой устойчивости и платежеспособности, без которых невозможно формирование и инвестирование средств страховых резервов. Контроль предусматривает проведение проверок финансовой состоятельности страховых организаций и выполнения ими обязательных условий осуществления страховой деятельности.

Для проведения регулирования экономической деятельности страховых организаций необходима нормативно-правовая база. Такая база в стране начала складываться с 1993 г., с момента вступления в силу Федерального закона «О страховании». К настоящему времени в стране сформирована система страхового законодательства, включающая нормы гражданского, административного, государственного, финансового и международного права.

К основным нормам, регламентирующим деятельность страховых организаций, относятся:

- Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ). Он устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций [3 гл. 48], определяет возможные формы страхования, порядок проведения обязательного страхования, ответственность за его неосуществление; дает характеристику договоров имущественного и личного страхования, их подотраслей; устанавливает основные требования, предъявляемые к страховым организациям; дает характеристику общих принципов проведения взаимного страхования и перестрахования; регламентирует принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика и других лиц, участвующих в страховании; устанавливает требования к форме договора страхования; дает характеристику его существенных условий; определяет порядок заключения и случаи досрочного прекращения договоров страхования; порядок регулирования действия сторон при наступлении страховых случаев.

В ГК РФ выделены два вида договоров страхования:

договор имущественного страхования [3 ст. 929 ГК РФ];

договор личного страхования [3 ст. 934 ГК РФ].

Договор страхования может быть заключен путем составления документа [3 п. 2 ст. 940] либо путем вручения страховщиком страхователю страхового полиса (свидетельства) о заключении договора.

Существенными условиями для договора имущественного страхования являются указание в нем имущества как объекта страхования, характера события, при наступлении которого осуществляется страхование, размера страховой суммы, срока действия договора.

Обязательными условиями договора личного страхования являются сведения о зарегистрированном лице, характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страховой случай), размере страховой суммы и сроке действия договора.

Условия договора страхования могут быть определены в стандартных правилах страхования. Документ должен содержать необходимые для такого документа обязательные реквизиты. Договор страхования вступает в силу в момент уплаты страхователем страховой суммы или ее первого взноса, если договором не предусмотрено иное [3 ст. 957 ГК РФ].

Страховая выплата осуществляется страховщиком в соответствии с договором страхования или законом на основе заявления страхователя и страхового акта, составляемого страховщиком или уполномоченным лицом.

Договор страхования может быть признан недействительным судом (арбитражным или третейским).

- Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. Федерального Закона N 313-ФЗ от 29.11.2010) «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в котором устанавливаются основные положения, регламентирующие порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью, сформулированы цели такого надзора, порядок выдачи лицензий на страхование; функции и права государственного органа страхового надзора; регламентируется порядок ведения страховыми организациями учета и составления отчетности. Законом определены условия обеспечения финансовой устойчивости страховщика, в котором пунктом 1 регламентировано, что гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование [11 гл.3]. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. Страховщики (за исключением обществ взаимного страхования) должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного настоящим Законом минимального размера уставного капитала [11 ст. 25]. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:

 

1 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Закона;

 

1 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и (или) пунктом 2 статьи 4 Закона;

2 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Закона;

 

2 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 4 Закона;

 

4 - для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.

C 1 января 2012 года минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 миллионов рублей [12 ст.1]. Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 миллионам рублей;

Также в Законе регламентированы требования об учете и отчетности страховой организации и страховых брокеров [11 ст. 28]:

- с        траховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового регулирования в соответствии с законодательством;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

- учет операций по страхованию объектов личного страхования,  и учет операций по страхованию иных объектов страхования ведутся раздельно;

 

- страховщики представляют в орган страхового надзора бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также иные сведения по формам и в порядке, которые установлены органом страхового регулирования. (см. текст в предыдущей редакции)

 

Страховые брокеры представляют в орган страхового надзора сведения о страховой брокерской деятельности в порядке, установленном органом страхового регулирования.

Страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений [11 ст. 28].

 

Опубликование годовых бухгалтерских отчетов должно осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Сведения об опубликовании сообщаются страховщиком в орган страхового надзора.

Также регламентировано лицензирование деятельности страховых организаций и брокеров, в которой определяется порядок получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии [11 ст.32]: субъект страхового дела представляет в орган страхового надзора заявление и документы в соответствии с требованиями: 

- руководители субъекта страхового дела - юридического лица обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет;

- главный бухгалтер страховщика должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации [11 ст. 32.1]. (см. текст в предыдущей редакции)

 

Наряду с основным Законом, регламентирующим страховую деятельность в Российской Федерации, существуют другие законодательные акты, определяющие отдельные направления в деятельности страховых организаций. В их числе:

Указ Президента РФ от 06.04.94 № 667 (в ред. от 29.12.06) «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», в котором определены принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательном порядке;

Федеральный закон «О медицинском страховании граждан» от 28.06.91 № 1499-1 (в ред. от 24.07.09), который регламентирует порядок проведения медицинского страхования;

приказ Минфина России от 11.06.02 № 51н от ( в ред. от 22.07.10 № 77-н) «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни»;

приказ Минфина России от 08.08.05 № 100н «Об утверждении правил размещения страховщиками страховых резервов» (в ред. от 13.07.09 № 72н);

приказ Минфина России и Федеральной комиссии по ценным бумагам «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ» от 01.01.07 № 7н и № 07-10/ПЗ-Н;

приказ Минфина России «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» от 02.11.01 № 90н (в ред. приказа Минфина РФ от 14.01.05 № 2н);

приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» от 20.10.08 № 113н (в ред. от 22.03.10 № 25н). Данный нормативный акт не действует со второго полугодия 2010 года.

Нормативно-правовое обеспечение страховой деятельности позволяет осуществлять ее эффективно.

1.4 Международные стандарты финансовой отчетности в деятельности страховой организации

Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете с целью адекватного раскрытия финансового положения и финансовых результатов экономических субъектов, является одной из важнейших задач финансовых служб страховых организаций. Особую роль в этом в последние годы играет реформирование системы российского бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). По замыслу Правительства Российской Федерации реформа системы учета и отчетности в соответствии с МСФО состоит из трех основных этапов. На первом этапе на МСФО должны перейти компании, чьи ценные бумаги имеют котировки на зарубежных фондовых торговых площадках. Этот этап можно считать завершившимся, поскольку практически все такие компании уже составляют отчетность по МСФО. На втором этапе предполагается составление по МСФО отчетности страховыми организациями, а на третьем - всеми остальными компаниями [49].                                                                   

Информация о работе Бухгалтерский учет страховой организации на примере ОАО «Страховое общество ЖАСО»