Бухгалтерский учет с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемос

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО УЧЕТНОЙ РАБОТЫ 5
1.1. Организация и содержание денежного оборота и безналичных расчетов в деятельности предприятия 5
1.2. Формы безналичных расчетов 8
1.3. Задачи учета и анализа в расчетных отношениях с поставщиками и покупателями 14
1.4. Нормативно-правовая база расчетных отношений с поставщиками и покупателями 17
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ В ООО «АЙРИС» 20
2.1. Краткая характеристика ООО «Айрис» 20
2.2. Документальное оформление поступления товаров, материалов 24
2.3. Аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями 31
2.4. Синтетический учет расчетов с поставщиками и покупателями 40
2.5. Пути улучшения учета расчетов с поставщиками и покупателями 46
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ В ООО «АЙРИС» 48
3.1. Анализ расчетов с поставщиками (подрядчиками) 48
3.2. Анализ расчетов с покупателями (заказчиками) 54
3.3. Резервы улучшения платежеспособности в ООО «Айрис» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа содержит 1 файл

ДипломБухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

    Дебет 62.2 «Расчеты по авансам полученным (в рублях)» Кредит 62.1 «Расчеты с покупателями и поставщиками (в рублях)» на сумму аванса 1983,60 руб.

    При проведении счета-фактуры проводки отражают начисление НДС со стоимости реализованных товаров:

    Дебет 90.3  «Налог на добавленную стоимость» Кредит 76.Н.1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость, отложенному до уплаты в бюджет» 302,58 руб.

    Учетной политикой ООО «Айрис» не предусмотрено  создание резерва по сомнительным долгам.

    По  итогам всех проведенных операций составляется оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 (см. Приложение 21), которая служит для обобщения, проверки правильности записей на счетах бухгалтерского учета и составления нового баланса. В данной оборотной ведомости приводится список покупателей, с которыми производились расчеты, сальдо на начало анализируемого периода, обороты и сальдо на конец. Данная ведомость составляется бухгалтером не только по всему списку контрагентов, но и по каждому в отдельности.

    Также по данным счетам составляется анализ счета 62 (см. Приложение 22), который дает возможность проследить все корреспонденции с другими счетами. Анализ счета также настраивается под необходимый уровень аналитики (по поставщикам, договорам, датам). Анализ счета отражает корреспонденцию 62 счета с другими счетами.

    На основании сделанных записей составляются регистры синтетического учета, которыми являются оборотно-сальдовые ведомости (см. Приложение 18), Главная книга (см. Приложение 23). На основании данных регистров составляется бухгалтерский баланс (см. Приложение 20).  
 
 

 

    1.  Пути улучшения учета  расчетов с поставщиками и покупателями
 

       В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и покупателями. Это обусловлено  тем, что постоянно совершающийся  кругооборот хозяйственных средств  вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и покупателями за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

       Рациональная  организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

       Для улучшения организации учета  расчетов огромное значение имеет автоматизация.  Использование средств вычислительной техники на базе электронной бухгалтерии “1:С” и справочной системы “Консультант Бухгалтер” позволяет добиться в работе бухгалтерии своевременного и качественного ведения учета расчетов; строить работу на актуализированной правовой информации и тем самым избежать серьезных ошибок. При использовании средств вычислительной техники экономится огромное количество времени необходимое для рутинных операций и бухгалтер может больше времени уделять аналитической работе.

    Для повышения аналитичности учета  расчетов с покупателями можно предложить следующее. Когда покупатели оплачивают счета-фактуры, они могут указать в платежном поручении, что это оплата по договору, а за какие именно товары или услуги не отметить. Однако, для того, чтобы лучше прослеживались оплаченные и не оплаченные счета и счета-фактуры, бухгалтеру рекомендуется самостоятельно разбивать эти суммы, указывая счета. Тем более что покупатели могут одной суммой оплатить не только полученные товары или услуги, но и перечислить аванс. А авансы необходимо учитывать на отдельном субсчете.

    Также необходимо соблюдать законодательство по налогу на добавленную стоимость. В частности, счета-фактуры предприятия  должны выставлять в течение пяти дней после фактической отгрузки товара или оказания услуги. Бухгалтер  же ООО «Айрис»  выставлял счета-фактуры по истечении пяти дней.

    Бухгалтер не заполняет реквизиты справочника  «Договоры», а именно, не указывается дата возникновения обязательств и дата погашения обязательств, что важно для разделения задолженности на долгосрочную, краткосрочную и просроченную при составлении отчетности. Кроме того, не заполняется название договора и какого числа он заключен. Это снижает аналитичность формируемых отчетов, так как программа указывает «основной» договор.

    Для улучшения ведения расчетов также  рекомендуется отслеживать движение документов, отдаваемых на подпись покупателю или принимаемых на подпись от поставщика. Документы часто теряются, поэтому их приходится формировать заново, что требует дополнительного времени и затрат, которых можно было избежать.

    Для улучшения и повышения аналитичности учета расчетов с поставщиками рекомендуется в группе «Поставщики» справочника «Контрагенты» сформировать подгруппы «Поставщики товаров», «Поставщики материалов» и «Разовые поставки», так как перечень содержит много наименований поставщиков, с которыми организация не взаимодействует в настоящее время, и поэтому информация о них на данный момент не представляет особой ценности.

    В общем и целом можно сделать  выводы, что бухгалтерский учет соответствует  правилам ведения, установленным на законодательном и нормативном уровне и значительных недостатков не имеет.

 

  1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ В ООО «АЙРИС»
 
    1. Анализ  расчетов с поставщиками (подрядчиками)

    Анализ  расчетов с поставщиками необходимо начать с анализа структуры и состава кредиторской задолженности, так как необходимо в-первую очередь выяснить из каких составляющих строится кредиторская задолженность, от этого зависят последующие процедуры и рекомендации. Состав кредиторской задолженности ООО «Айрис» представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Анализ  состава и структуры  кредиторской задолженности

  ООО «Айрис»

тыс. руб.

 
Показатели
Фактические данные
Изменения за период
На 31.12.2003 На 31.12.2004 Абсолютное
Темп  прироста, %
Кредиторская  задолженность, тыс. руб. 358 563 +205 +57,26
*поставщики  и подрядчики 145 282 +137 +94,48
доля  задолженности поставщиков и  подрядчиков в общей сумме  кредиторской задолженности (%) 40,5 50,09 +9,59 +23,68
*задолженность  перед государственными внебюджетными фондами 5 14 +9 +180,00
*задолженность  перед бюджетом 6 24 +18 +300
*авансы  полученные 163 139 -24 -14,72
*прочие  кредиторы 39 104 +65 +166,66
 

       По  рассчитанным  показателям можно  сделать следующие выводы.

       Величина  кредиторской задолженности растет, причем этот рост связан не только с увеличением закупок, и как следствие, ростом задолженности поставщикам и подрядчиками, но и с увеличением задолженности по налогам и сборам, что свидетельствует о затруднениях предприятия.

       Рост  кредиторской задолженности увеличивает риск возникновения штрафов и санкций, которые могут подорвать и без того неустойчивое положение фирмы. Увеличение кредиторской задолженности произошло за счет роста долга перед государственными внебюджетными фондами почти в 3 раза, увеличения в 4 раза долга перед бюджетом и перед прочими кредиторами (на 167 %).

       Задолженность перед поставщиками и подрядчиками выросла почти в 2 раза.

       Для анализа показателей ликвидности  принципиальное значение имеет обоснование величины краткосрочных обязательств, или текущих пассивов. К текущим пассивам относят обязательства, которые обычно покрываются за счет имеющихся оборотных активов или создания других текущих пассивов.

       Согласно  МСФО и Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России в состав текущих обязательств включают задолженность предприятия, которая подлежит срочной оплате по требованию кредитора, или задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года со дня отчетной даты (или в течение нормального операционного цикла).

       Часть долгосрочных обязательств, подлежащих погашению в течение отчетного года, также классифицируется как краткосрочные. Та часть долгосрочных обязательств, которая может быть рефинансирована и есть основание для этого, исключается из состава текущих обязательств, но с обязательным раскрытием данного факта в пояснительной записке.

       При анализе текущих обязательств необходимо выяснить следующие вопросы:

       полная  величина обязательств, включая плату  за пользование заемными средствами;

       дата  их образования и погашения; условия обеспечения;

       ограничения в использовании активов, обусловленные  обязательствами;

       ограничения в действиях, в частности на выплату  дивидендов (кредиторская задолженность  участвует в расчете стоимости  чистых активов предприятия; согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об акционерных обществах" организация не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям, если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения.

       Внутренний  анализ краткосрочной задолженности проводится на основе данных аналитического учета расчетов с поставщиками, сведений о полученных кредитах, расчетов с прочими кредиторами (журналов-ордеров № 4, 6, 8, 10, ведомостей и др.).

       В ходе анализа делается выборка обязательств, сроки погашения которых наступают в отчетном периоде, а также отсроченных и просроченных обязательств. Результаты анализа позволяют сделать выводы обо всех предстоящих платежах в разрезе основных видов задолженности, что позволяет спланировать их очередность.

       Информация  о состоянии расчетов, сгруппированная  в разрезе отдельных поставщиков, позволяет выделить среди них  наиболее значимых для обеспечения  нормальной операционной деятельности, дает возможность сопоставить условия предоставления коммерческого кредита поставщиками в части сроков и формы погашения (денежные средства, встречные поставки и др.), динамику цен на товары и услуги, скидки и т. д.

       Наличие такой информации помогает более  обоснованно подойти к разработке политики взаимоотношений с конкретными поставщиками (предложения о скидках, возможном увеличении сроков расчетов и иных льготных условиях).

       Кредиторская  задолженность предприятия возникает  в случае распространенной в настоящее время формы расчетов с покупателями на условиях предоплаты.

       На  платежеспособность организации непосредственное влияние оказывает период погашения  задолженности. В процессе анализа  этого важнейшего для каждой организации  показателя должны быть выявлены сроки  погашения основных видов задолженности, их динамика, а также сложившиеся в организации соотношения сроков погашения кредиторской и дебиторской задолженности.

       На практике, а также в методической литературе расчет показателей, характеризующих оборачиваемость кредиторской задолженности, а также период ее погашения, базируется на нескольких подходах, которые приводят к получению разных результатов.

       Главное различие способов расчета состоит  в обосновании базы для исчисления показателя.

       Так, в качестве базы для расчета используются следующие показатели:

       выручка;

       себестоимость проданной продукции;

Информация о работе Бухгалтерский учет с поставщиками и подрядчиками