Анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы путем обобщения теоретических материалов и анализа практики исследовать состояние расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО "Саратов-Техноавиа".
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
раскрытие экономической сущности и значения расчетов с поставщиками и покупателями;
рассмотрение документального оформления расчетов с поставщиками и покупателями;
анализ задолженности покупателей и заказчиков;
проведение сравнительного анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками, и с покупателями и покупателями.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками 6
1.1. Сущность, значение и классификация расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.2. Виды и формы расчетов организации 13
1.3. Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками 18
2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Саратов-Техноавиа» 24
2.1. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками 24
2.2. Документальное оформление расчетов с покупателями заказчиками 37
2.3. Учет резерва сомнительных долгов 40
2.4. Раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в финансовой отчетности 46
3. Анализ расчетов с покупателями и заказчиками 52
3.1. Анализ состава, динамики и структуры дебиторской задолженности 52
3.2. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности 52
3.3. Анализ погашения дебиторской задолженности и ее оценка с учетом инфляции 52
3.4. Анализ показателей финансовой устойчивости: платежеспособности и ликвидности 52
3.5. Анализ управления дебиторской задолженностью 52
Заключение 52
Список используемой литературы 52

Работа содержит 1 файл

Дебит зад-ть.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

       Введение 

     В настоящее время, с переходом экономики  к рыночным отношениям, повышается самостоятельность  предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

     В данных условиях становится практически невозможно управлять сложным  экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной  экономической информации, основную часть которой дает четко налаженная система бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности. Данные бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности используются для оперативного руководства работой хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений, для принятия управленческого решения, для составления экономических прогнозов и текущих планов и, наконец, для изучения и исследования закономерностей развития экономики страны.

     В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно контактируют с различными контрагентами: поставщиками и подрядчиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности – с одной стороны, и с покупателями и заказчиками за проданные им товары, выполненные работы и оказанные услуги – с другой. В ходе этих процессов возникают расчеты с юридическими и физическими лицами, пенсионным фондом, органами социального и медицинского страхования, бюджетами всех уровней и др. Следовательно, поддержание оптимального объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними - необходимая составляющая обеспечения стабильной и эффективной работы предприятия. В свою очередь, стабильность и эффективность работы предприятия во многом зависит от его способности погашать свои текущие и долговременные обязательства, а также вовремя получать причитающиеся ему средства от реализации продукции, услуг и пр., чтобы поддерживать непрерывность воспроизводственного цикла - иными словами, от степени платежеспособности предприятия.

     В условиях нестабильной рыночной экономики  риск неоплаты или  несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, что приводит к  появлению дебиторской  и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий.

     Поэтому наиболее важным, остро  стоящим перед  всеми хозяйственниками в настоящее время  является вопрос, который  напрямую связан с расчетно-платежной дисциплиной на предприятии. В этой связи анализ дебиторской и кредиторской задолженности является важной частью финансового анализа на предприятии и позволяет выявлять не только показатели текущей (на данный момент времени) и перспективной платежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на их динамику, а также оценивать количественные и качественные тенденции изменения финансового состояния предприятия в будущем.

     Таким образом, данная тема анализа расчетов с покупателями является одной из актуальных тем в рамках развития современной рыночной экономики и данный анализ представляет собой важный этап в развитом обществе, нуждающегося в правильной организации расчетов на предприятии.

     То  есть, организация  расчетов не возможна без глубокого и детального анализа всех процессов связанных с ней. Следовательно, аналитическая работа очень важна для организации и функционирования расчетной системы на предприятии, а так как состояние расчетов меняется постоянно, то и реагировать на негативные изменения нужно своевременно.

     Актуальность  проблемы и необходимость  ее дальнейшей разработки в современных  условиях обусловили выбор темы, цели и задачи исследования.

     Цель  дипломной работы заключается в  том, чтобы путем  обобщения теоретических  материалов и анализа практики исследовать состояние расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО "Саратов-Техноавиа".

     Поставленная  цель обусловила необходимость  решения следующих  задач:

    • раскрытие экономической сущности и значения расчетов с поставщиками и покупателями;
    • рассмотрение документального оформления расчетов с поставщиками и покупателями;
    • анализ задолженности покупателей и заказчиков;
    • проведение сравнительного анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками, и с покупателями и покупателями.

     При написании данной дипломной работы были использованы работы в области учета и экономического анализа следующих исследователей: Бабченко Т.Н., Безруких П.С., Богатко А.Н., Ефимова О.В., Кондраков Н.П., Савицкая Г.В., и других.

     Представленные  в работе методические и теоретические положения, выводы и рекомендации автора могут найти применение при принятии управленческих решений в области оптимизации состояния оборотных средств  предприятия.

 

    1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов предприятия с покупателями и заказчиками 

      1.1. Сущность, значение и классификация расчетов с покупателями и заказчиками 
       

     В современных условиях развития рыночной экономики  каждое предприятие  имеет многообразные  хозяйственно-экономические  связи с другими  организациями, с которыми непрерывно вступает в разнообразные расчеты.

     Эти расчеты могут  выступать как  в безналичной  форме, так и наличными. Посредниками безналичных  расчетов являются банки, которые созданы  для аккумулирования  денежных средств  и эффективного их размещения на условиях возвратности, платности и срочности. Наличные расчеты производятся посредством организованных касс на предприятии.

     В обеспечении правильного  кругооборота хозяйственных  средств предприятий, его своевременного завершения, большую  роль играет избранная система расчетов. Рациональная их организация способствует своевременной реализации продукции и бесперебойному возобновлению кругооборота средств.

     В процессе финансово-хозяйственной  деятельности хозяйственные  связи организации  являются необходимым условием работы любого предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Так в процессе хозяйственной деятельности организации взаимодействуют как с поставщиками, так и с покупателями. Закрепляются и оформляются соответствующие связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

     В бухгалтерском (финансовом) учете для учета  расчетов с покупателями и заказчиками  используется счет 62 "Расчеты  с покупателями и  заказчиками", который  предназначен для  обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками. Дебетуется он со счетами 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, по которым представлены расчетные документы. Кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» со счетами по учету денежных и валютных средств, а также со счетами расчетов при «не денежных» расчетных операциях.

     Покупателями  товарно-материальных ценностей могут  выступать как  физические, так и  юридические лица. В ходе заключения договора с предприятием-поставщиком  покупатель обязуется  принять имущество  и уплатить за него определенную денежную сумму, а поставщик соответственно передать имущество в собственность покупателя.

     Таким образом, в ходе соответствующих  расчетных взаимоотношений  на предприятии возникает  как дебиторская, так и кредиторская задолженности.

     Необходимо  обратить внимание на то, что между категорией расчеты с покупателями и заказчиками и категорией дебиторская задолженность существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, однако, синонимизировать эти два понятия не стоит. Дело в том, что в расчеты с покупателями и заказчиками включаются задолженность покупателей за отгруженную, но не оплаченную продукцию, а также полученные от покупателей авансы.

     Согласно  российским стандартам бухгалтерского учета  и отчетности и  международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), под дебиторской задолженностью понимается задолженность организаций, учреждений и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, авансы выданные поставщикам и пр.), представляющая собой временное отвлечение оборотных средств в сферу расчетов. Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами, - это одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя и более лицами.

     Под кредиторской задолженностью понимают задолженность  конкретного предприятия  другим юридическим  и физическим лицам.

     Погашение кредиторской задолженности  у одних организаций  есть погашение дебиторской задолженности у других организаций. Поэтому ликвидация кредиторских задолженностей имеет большое значение, т.к. уменьшение средств в сфере расчетов и ускорение последних содействуют ускорению оборачиваемости оборотных средств.

     Таким образом, в расчеты с покупателями и заказчиками включается как дебиторская задолженность в размере суммы долгов покупателей за отгруженную, но не оплаченную продукцию, а также часть кредиторской задолженности в пределах авансов, выданных покупателями.

     В связи с тем, что львиную долю в расчетах с покупателями и заказчиками составляет дебиторская задолженность, в данной дипломной работе основное внимание мы будем уделять именно этой экономической категории.

     Причина возникновения дебиторской задолженности  состоит в том, что факт поставки товара (предоставления услуг) не всегда совпадает по времени с поступлением денежных средств.

     Управление  системой взаимоотношений организации  с ее контрагентами осложняется  несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Вместе с тем, при всей объективной сложности управления дебиторской задолженностью, на ее величину существенное влияние оказывают специфические условия деятельности организации, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами.

     На  величину дебиторской задолженности  предприятия влияют:

    • общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты (с ростом объема продаж растут и остатки дебиторской задолженности);
    • условия расчетов с покупателями и заказчиками (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов ведут к росту дебиторской задолженности);
    • политика взыскания дебиторской задолженности – политика инкассации (чем активнее предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше ее качество);
    • платежная дисциплина покупателей и общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся;
    • качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов. При удовлетворительном состоянии аналитической работы на предприятии создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого, в основном, к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающего целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.

     Для анализа дебиторской  и кредиторской задолженности  на каждом предприятии  необходимо вести  их учет. Так как  ситуация с задолженностью меняется в организации ежедневно, то и реагировать на негативные изменения в ней нужно незамедлительно.

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками