Виды туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:56, лекция

Описание работы

Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций (Всемирная Туристская Организации при ООН – United Nations World Tourism Organization, UN WTO; Всемирный Совет по путешествиям и туризму – World Travel & Tourism Council, WTTC). Эти и другие организации оказывают содействие лучшей организации индустрии туризма и путешествий как важной сферы международных экономических отношений.

Работа содержит 1 файл

Виды туризма.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

ВИДЫ  ТУРИЗМА 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИЗМА 

Туризм  является разновидностью путешествий  и охватывает собой круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся  за пределами их обычной среды, с  целью отдыха, в деловых или  иных целях. В процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

Пребывание  в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

Оплата  труда из источника  в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране), не считается туристом этого места.

3 этих  критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Есть и особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны – это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Анализ  приведенных выше особенностей, характеристик  и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:

деловые поездки, а также путешествия  с целью проведения свободного времени  – это перемещение за пределы  обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;

туризм  – это не только важная отрасль  экономики, но и важная часть жизни  людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ  ТУРИЗМА. 

2.1. Основанием  для выделения следующих видов  туризма является географический признак. Здесь выделяют внутренний и международный виды туризма.

Внутренний  туризм – путешествия с туристскими целями граждан страны, постоянно проживающих в пределах границ своего государства без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы и туристскими формальностями. Национальная валюта, язык, документы остаются прежними.

На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз  превышают расходы на международный  туризм. Особенно данный вид туризма  популярен в США.

Международный туризм – вид туризма, который охватывает поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства без занятия оплачиваемой деятельностью в месте постоянного пребывания.

На  конференции в Риме было разработано  определение международного туризма. «Иностранный турист – «временный посетитель», т.е. любое лицо, посещающее другую страну, нежели та, в которой он постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стране».

К иностранным  туристам относятся все временные посетители, прибывающие в данную страну не менее чем на 24 часа. Следует отметить, что в некоторых странах допускаются отклонения от рекомендаций Статистической комиссии ООН. Например, одни государства считают международными туристами тех, кто находится в стране не менее 3 дней, другие – не менее 2 недель, третьи -  не менее 1 месяца. В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% -- на Америку и около 15% -- на остальные регионы. Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

Приезжающие иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым а активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название «активного туризма».

В последнее  время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма, что обусловлено упрощением тенденция сближения внутреннего и международного, что обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе) 

2.2. Следующим классификационным признаком для деления видов туризма является направление туристского потока. Он бывает 2-х видов: въездной и выездной.

Туризм  въездной – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно, с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью.

Туризм  выездной - это путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с аналогичными целями без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемой стране. 

2.3. Также  туризм классифицируется по цели.

Рекреационный туризм – это туризм с целью отдыха для ряда государств является наиболее массовой формой. Поездки иностранных туристов в Испанию, Италию, Францию, Австрию преследуют прежде всего именно эту цель. Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, которые входят в маршрут, широким использованием авиационного транспорта, и прежде всего чартерных рейсов.

Поездки с целью отдыха отличаются большим  разнообразием и могут включать пляжный отдых (туризм «трех S» – sun, sand, sea), зрелищно-развлекательные программы (театр,  кино, фестивалями и т.д.), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное, художественное творчество и т.д.), этнические походы, связанные с изучением национальной культуры страны пребывания, и т.п.

Курортно-оздоровительный / оздоровительный туризм носит сугубо личный, индивидуальный характер. Однако нередки случаи, когда туристы объединяются для совместных поездок, что имеет своей целью получение групповых скидок за проезд. Обычная продолжительность тура на лечение – 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение  и т.д.

Рынок курортно-оздоровительного туризма очень широк и связан с рекреационными ресурсами. Оздоровительный отдых нужен каждому. Даже любителям спортивного или приключенческого туризма хотя бы раз в несколько лет необходим  оздоровительный отдых или необходимо сопроводить на такой отдых своих родных, близких или друзей.

В мировой  практике понятие курорта (resort) включат в себя как отдых, так и санаторий, т.е. санаторно-курортное обслуживание также является частью курортно-оздоровительного туризма.

Курортная местность – это территория с хорошей экологией и благоприятными климатическими условиями, расположенная в живописной местности, с присутствием лечебных природных факторов: особого целебного климата, минеральных источников и грязей, чае всего с водоемом и иногда источником столовой минеральной воды.

Программы курортно-оздоровительных туров  разнообразны, однако существуют общие  специфические требования к организации  именно таких туров. Готовя туристский продукт, необходимо  помнить, что  это делается для людей, желающих отдохнуть и поправить свое здоровье. Поэтому необходимо спланировать и создать такой маркетинг-микс туристского продукта, который позволит наиболее успешно удовлетворять нужды и запросы клиентов во время оздоровительного отдыха.

Программы оздоровительных туров строятся с учетом того, что примерно половину времени необходимо уделять на лечебно-оздоровительные процедуры. Экскурсионная программа не должна быть слишком насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение более здоровым мероприятиям. Допускаются спортивные программы в виде необременительных прогулок-походов по окрестностям, несложных спортивных соревнований, занятий по аэробике, шейпингу, плаванию и др. при этом рекомендуется создавать в курортных местностях, тяготеющих к семейному отдыху, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении – лечиться и отдыхать.

Курортные программы в зависимости от места  проведения тура могут предусматривать  специальные морские оздоровительные процедуры, отдых в соляриях, грязе- и водолечение, принятие минеральных вод и пр.

Большую популярность получили spa-услуги.

Само  слово SPA произошло от названия бельгийского курорта Спа, который с XVI в. стал излюбленным местом отдыха в Бельгии. С XVII в. названием этой бальнеолечебницы в Британии стали называть минеральные источники, и лишь во 2-й половине XX столетия слово приобрело новый смысл – теперь словом spa стали называть wellness-оазисы в отелях.

Часто встречающееся толкование слова  SPA как аббревиатуры латинского словосочетания sanus per aquam – «здоровье через воду» – не совсем верно. Грамматика латинского языка не допускает такой комбинации, ведь слово sanus означает не «здоровье», а «здоровый», и если перевести словосочетание «здоровье через воду» на латынь, получится aquae vi sanus, aqua sanatus.

Сегодня понятие SPA трактуется очень широко.

SPA – это оздоровительный комплекс процедур с использованием морской, термальной, минеральной или пресной воды, морских водорослей, целебных растений и лечебных грязей, программы водолечения, цель которых – гармония тела, души и духа. Также к spa относятся фитнес-программы, диетические программы, программы регенерации и программы по омоложению кожи лица и тела. Spa-процедура – это не только минеральные воды, лечебные грязи, морские купания, соли и водоросли, положенные в основу косметических ритуалов. Это еще и уникальные климатические условия, бани, сауны, массаж и лечебная гимнастика и многое другое. Например, талассотерапия (от греч. thálassa – море, therapéia — забота, уход, лечение), раздел климатотерапии, изучающий комплекс климатотерапевтических (воздушные ванны, солнцелечение, пребывание на морском воздухе) и гидротерапевтических (морские купания) процедур на приморских курортах. Словом spa обозначают также курорты, в которых проводится водолечение. По сути, spa в наше время – неотъемлемый атрибут философии жизненного стиля wellness (особенно популярный у женщин).

Для организации  оздоровительных туров используются удобные, комфортабельные гостиницы (кур-отели, spa-отели) расположенные в тихих  озелененных районах, желательно вблизи естественных или искусственных водоемов.

Не допускается, как правило, совместное проведение оздоровительных и деловых туров, так как они по ритму противоречивы и отрицательно сказываются на качестве друг друга.

Культурно-познавательный / познавательный / экскурсионный туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вида досуга выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. По сравнению с путешествиями на других видах транспортных средств поездки на автомашинах и автобусах предоставляют туристам гораздо большую познавательную возможность.

Информация о работе Виды туризма