Понятие, виды и формы туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Тема данной работы – классификация видов и форм туризма, в ходе написания которой, автором были проанализированы теоретические научные труды, раскрывающие сущность и содержание туризма. Перед автором стояла цель – овладеть в полной мере знаниями по теоретическим основам туризма, в данном случае – классификации видов и форм туризма по разным критериям.
Контрольная работа включает в себя: введение, 3 параграфа, заключение, список литературы и приложения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание туризма 4
1.1. Туризм как понятие 4
1.2. Основные понятия туризма по российскому законодательству 6
1.3. Турист как объект туризма 7
2. Основные классификации в туризме 9
2.1. Формы туризма 9
2.2. Виды туризма 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Приложение 1 18
Приложение 2 19

Работа содержит 1 файл

Понятие, виды и формы туризм.doc

— 156.00 Кб (Скачать)


17

 

Содержание

             

Введение

1.              Сущность и содержание туризма

1.1.              Туризм как понятие

1.2.              Основные понятия туризма по российскому законодательству

1.3.              Турист как объект туризма

2. Основные классификации в туризме

2.1. Формы туризма

2.2. Виды туризма

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Туризм является неотъемлемой частью жизни людей на нашей планете. Этот сложный, высокодоходный межотраслевой комплекс представляет собой один из основных секторов мировой экономики, способствует обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также развитию, экономическому единству и культурному разнообразию государств и регионов мира.  Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

С начала 90-х годов Российская Федерация приступила к формированию национального туристского рынка, который в настоящий момент активно становится частью международного.

Тема данной работы – классификация видов и форм туризма, в ходе написания которой, автором были проанализированы теоретические научные труды, раскрывающие сущность и содержание туризма. Перед автором стояла цель – овладеть в полной мере знаниями по теоретическим основам туризма, в данном случае – классификации видов и форм туризма по разным критериям.

Контрольная работа включает в себя: введение, 3 параграфа, заключение, список литературы и приложения.

 

1.       Сущность и содержание туризма

1.1.           Туризм как понятие

 

Туризм (французское tourisme, от tour – прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время. Туризм – наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности – оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека.[1]

Изучение туризма с научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития.[2]

В Манильской декларации по мировому туризму 1980 года – туризм определяется как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.[3]

В Гаагской декларации 1989 года отмечается, что «туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов людей и:

1)     включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений;

2)     представляет собой вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций;

3)     должен быть заботой каждого. Он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе.

Поэтому парламентам и правительствам следует уделять все более активное внимание туризму с целью обеспечения его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества».[4]

Туризм, по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако), представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания.[5]

Туризм – составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. Когда мы говорим о туризме, мы подразумеваем людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром.[6]

 

1.2.           Основные понятия туризма по российскому законодательству

 

В России в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации, приняты следующие определения понятий туризма:

1)     Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

2)     Туризм внутренний – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

3)     Туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

4)     Туризм въездной – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

5)     Туризм социальный – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

6)     Туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно. [7]

 

1.3.           Турист как объект туризма

 

Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.

1)     Туристы – это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.

2)     Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3)     Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4)     Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.[8]

В 1963 году на Конференции ООН по международному туриз­му в Риме было принято определение понятия «турист», которое применительно к российским условиям в полном виде выглядит следующим образом:

Турист – потребитель тура, туристского продук­та или туристских услуг; временный посетитель ме­стности, населенного пункта, территории или стра­ны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местнос­ти не менее чем 24 часа, но не более 12 месяцев в тече­ние календарного года или находящийся вне места сво­его проживания в пределах своей страны и осуществ­ляющий, по меньшей мере, одну ночевку; путешеству­ющий ради удовольствия или с познавательными, ле­чебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.[9]

Аналогично приведенному определению можно выделить сле­дующих участников туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.

1.      Международный (иностранный) турист. Комитетом статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 году было дано следующее определение: иностранный турист – это лицо, пу­тешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за преде­лами его обычной среды, на срок не менее 24 часов без занятия оплачиваемой деятельностью.

2.      Внутренний турист  – это ночующий временный посети­тель, то есть совершающий в посещаемом месте как минимум од­ну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой дея­тельностью в месте временного пребывания.

3.      Экскурсант – это временный (однодневный) посетитель ме­стности, населенного пункта или страны, независимо от его граж­данства, пола, языка и религии, и находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 часа. К категории экскурсан­тов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участни­ки туристских железнодорожных маршрутов.[10]

 

 

 

2. Основные классификации в туризме

2.1. Формы туризма

 

              Развитие туризма сопряжено с появлением различных новых форм и видов туризма. Существует много возможностей, позволяющих классифицировать формы туризм по внешним критериям:

      по происхождению туристов;

      по организационной форме;

      по длительности пребывания в путешествии;

      по возрасту;

      по транспортным средствам;

      по времени года или сезону.

1. В зависимости от происхождения туристов различают внутренний и международный туризм. В данном случае слово «происхождение» означает не место рождения человека, а место его жительства и работы.

2. Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы). В зависимости от форм организации различают паушальный и индивидуальный туризм.

      Паушальный туризм – это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг (предоставление ком­плекса услуг за одну стоимость).

      При индивидуальном туризме турист организует и осуществляет его самостоятельно, по собст­венному плану.

Путешествие в составе группы по плану туристского предпри­ятия называется групповым туризмом.

Путешествие одного или группы туристов по точному маршру­ту и регламенту, установленному туристским предприятием, на­зывается организованным туризмом. Организованные туристы и туристское предприятие связаны между собой взаимными тре­бованиями и обязательствами.

3. Формы туризма в зависимости от продолжитель­ности путешествия. Продолжительность путешествия – это время, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пре­бывания в посещаемом месте или стране.

Однодневные путешествия классифицируются следующим образом:

      менее трех часов;

      3 – 5 часов;

      6 – 8 часов;

      9 –11 часов;

      12 и более часов.

Путешествия с ночевкой можно классифицировать следую­щим образом:

      1 – 3 ночи;

      4 – 7 ночей;

      8 – 28 ночей;

      29 – 91 ночь;

      92 – 365 ночей.

Как правило, продолжительные путешествия дополняются не­продолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитный, однодневный и кратковременный туризм.

Информация о работе Понятие, виды и формы туризма