Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:15, контрольная работа
Тема данной работы – классификация видов и форм туризма, в ходе написания которой, автором были проанализированы теоретические научные труды, раскрывающие сущность и содержание туризма. Перед автором стояла цель – овладеть в полной мере знаниями по теоретическим основам туризма, в данном случае – классификации видов и форм туризма по разным критериям.
Контрольная работа включает в себя: введение, 3 параграфа, заключение, список литературы и приложения.
Введение 3
1. Сущность и содержание туризма 4
1.1. Туризм как понятие 4
1.2. Основные понятия туризма по российскому законодательству 6
1.3. Турист как объект туризма 7
2. Основные классификации в туризме 9
2.1. Формы туризма 9
2.2. Виды туризма 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Приложение 1 18
Приложение 2 19
17
Содержание
Введение
1. Сущность и содержание туризма
1.1. Туризм как понятие
1.2. Основные понятия туризма по российскому законодательству
1.3. Турист как объект туризма
2. Основные классификации в туризме
2.1. Формы туризма
2.2. Виды туризма
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Туризм является неотъемлемой частью жизни людей на нашей планете. Этот сложный, высокодоходный межотраслевой комплекс представляет собой один из основных секторов мировой экономики, способствует обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также развитию, экономическому единству и культурному разнообразию государств и регионов мира. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
С начала 90-х годов Российская Федерация приступила к формированию национального туристского рынка, который в настоящий момент активно становится частью международного.
Тема данной работы – классификация видов и форм туризма, в ходе написания которой, автором были проанализированы теоретические научные труды, раскрывающие сущность и содержание туризма. Перед автором стояла цель – овладеть в полной мере знаниями по теоретическим основам туризма, в данном случае – классификации видов и форм туризма по разным критериям.
Контрольная работа включает в себя: введение, 3 параграфа, заключение, список литературы и приложения.
Туризм (французское tourisme, от tour – прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время. Туризм – наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности – оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека.[1]
Изучение туризма с научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития.[2]
В Манильской декларации по мировому туризму 1980 года – туризм определяется как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.[3]
В Гаагской декларации 1989 года отмечается, что «туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов людей и:
1) включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений;
2) представляет собой вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций;
3) должен быть заботой каждого. Он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе.
Поэтому парламентам и правительствам следует уделять все более активное внимание туризму с целью обеспечения его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества».[4]
Туризм, по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако), представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания.[5]
Туризм – составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. Когда мы говорим о туризме, мы подразумеваем людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром.[6]
В России в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации, приняты следующие определения понятий туризма:
1) Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
2) Туризм внутренний – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
3) Туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
4) Туризм въездной – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
5) Туризм социальный – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
6) Туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно. [7]
Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.
1) Туристы – это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.
2) Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.
3) Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.
4) Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.[8]
В 1963 году на Конференции ООН по международному туризму в Риме было принято определение понятия «турист», которое применительно к российским условиям в полном виде выглядит следующим образом:
Турист – потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 12 месяцев в течение календарного года или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий, по меньшей мере, одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.[9]
Аналогично приведенному определению можно выделить следующих участников туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.
1. Международный (иностранный) турист. Комитетом статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 году было дано следующее определение: иностранный турист – это лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 часов без занятия оплачиваемой деятельностью.
2. Внутренний турист – это ночующий временный посетитель, то есть совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
3. Экскурсант – это временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, и находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 часа. К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов.[10]
Развитие туризма сопряжено с появлением различных новых форм и видов туризма. Существует много возможностей, позволяющих классифицировать формы туризм по внешним критериям:
по происхождению туристов;
по организационной форме;
по длительности пребывания в путешествии;
по возрасту;
по транспортным средствам;
по времени года или сезону.
1. В зависимости от происхождения туристов различают внутренний и международный туризм. В данном случае слово «происхождение» означает не место рождения человека, а место его жительства и работы.
2. Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы). В зависимости от форм организации различают паушальный и индивидуальный туризм.
Паушальный туризм – это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг (предоставление комплекса услуг за одну стоимость).
При индивидуальном туризме турист организует и осуществляет его самостоятельно, по собственному плану.
Путешествие в составе группы по плану туристского предприятия называется групповым туризмом.
Путешествие одного или группы туристов по точному маршруту и регламенту, установленному туристским предприятием, называется организованным туризмом. Организованные туристы и туристское предприятие связаны между собой взаимными требованиями и обязательствами.
3. Формы туризма в зависимости от продолжительности путешествия. Продолжительность путешествия – это время, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране.
Однодневные путешествия классифицируются следующим образом:
менее трех часов;
3 – 5 часов;
6 – 8 часов;
9 –11 часов;
12 и более часов.
Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом:
1 – 3 ночи;
4 – 7 ночей;
8 – 28 ночей;
29 – 91 ночь;
92 – 365 ночей.
Как правило, продолжительные путешествия дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитный, однодневный и кратковременный туризм.