Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:56, лекция
Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций (Всемирная Туристская Организации при ООН – United Nations World Tourism Organization, UN WTO; Всемирный Совет по путешествиям и туризму – World Travel & Tourism Council, WTTC). Эти и другие организации оказывают содействие лучшей организации индустрии туризма и путешествий как важной сферы международных экономических отношений.
Рынок
познавательного туризма
Существуют 2 разновидности познавательных туров:
При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры – столичные города (такие, как Париж, Рим, Лондон и т.п.)
Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, знакомство с живописью (по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой (по знаменитым оперным театрам: Милан, Париж, Вена), по местам действия известных литературных произведений (Петербург в произведениях Достоевского, Лондон в произведениях Диккенса), по местам жизни великих писателей (городок Хауорт в Йоркшире, Англия – писательница Шарлотта Бронте), природоведческие и многие другие.
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.
Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия – это посещение театров, концертов, просмотр пьес национального – исторического характера. В программу включается посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т.д.
Программа тура строится в зависимости от тематики тура.
Досуг
на таких турах культурно-
Размещение туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах это от 2 до 4 звезд).
Питание на маршрутных турах – обычно полный пансион, так как основное время уделяется экскурсиям, музеям, театрам и у туристов нет времени самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще всего предлагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых мероприятий включает в себя обед или ужин.
В познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях – экскурсоводы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в крайнем случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона. И негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.
В программе туров необходимо выделять свободное время для города и знакомства с его магазинами. Как правило, на стационарных турах ежедневно половина дня у туристов свободна, так как в день обычно планируется одна экскурсия, и это время туристы могут использовать для знакомства с городом. На маршрутных турах также необходимо предусмотреть свободные «окна» в обслуживании. Обычно массив свободного времени в размере от 0,5 до 1 дня предусматривается в крупных туристских центрах, где туристы останавливаются на 2 или 3 дня. В городах, на посещение которых выделяется всего один день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это и это, конечно, зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.
Профессионально-деловой / деловой туризм. К данному виду туризма относятся поездки с деловыми целями. Жизнь в современном цивилизованном обществе вызывает необходимость международных контактов. Поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер. Ряд туристических фирм специализируется на организации групповых поездок бизнесменов с различными целями. Большим преимуществом делового туризма является возможность его организации в невысокий сезон. При этом при этом турфирмы могут предоставлять как чисто туристские услуги – транспортные, размещение, питание экскурсионное обслуживание, так и специфические – изучение информации, сбор данных о возможных торговых партнерах, переводы, предоставление необходимых экономических материалов, организации деловых встреч и т.д. Специально для этого создаются крупные конгресс-центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов вместе с туристской фирмой предлагают чисто туристскую программу. Часто и сами участники знакомятся с достопримечательностями города, а после завершения конгресса совершают туристские поездки по стране.
Отличительной чертой этого вида туризма является то, что участники деловых встреч тратят во время пребывания в стране значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и других подобных мероприятий.
Туристские поездки с деловыми целями (бизнес-путешествия / business travel) в том или ином виде существуют уже не одно десятилетие. Но, пожалуй, только в 90-е гг. ХХ в. они приобрели наибольший размах и стали в удельном отношении самой доходной отраслью туризма. По оценкам экспертов ВТО, доля делового туризма в мире составляет около 20%.
Деловой
туризм достаточно многогранен и
по сложившейся международной
Деловой туризм является одним из самых высокодоходных и перспективных видов путешествий, который характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политических, климатических, погодных и других факторов. В англоязычном мире деловой туризм (business travel) принято называть туризмом MICE. Аббревиатура MICE означает Meetings, Incentives, Conferences / Congresses, Events / Exhibitions.
M. (Meetings – деловые поездки, встречи);
I. (Incentives – премиальные, поощрительные, мотивационные поездки для персонала);
C. (Conferences / Congresses – конференции, конгрессы, симпозиумы);
E. (Events – события / Exhibitions – выставки).
Таким образом, получается, что MICE туризм – это гармоничное объединение четырех направлений делового туризма.
Обращает на себя внимание на себя и тот факт, что даже на фоне сокращения въездного туризма в страны СНГ в начале 1990-х гг. деловой туризм продолжал развиваться, хотя и менее быстрыми темпами. Тенденция развития делового туризма в России и странах СНГ соответствует общемировым тенденциям развития этого вида туризма. Так, с середины 1980-х до середины 1-го десятилетия XXI в. среднегодовые темпы прироста делового туризма в Европе составляли 9%, тогда как туризма в целом – 4-5%.
Для того, чтобы туристское предложение заинтересовало клиента, особенно такого клиента, который путешествует достаточно часто и является опытным и требовательным туристом, необходимо четко представлять себе его потребности, пожелания, привычки при потреблении туристского продукта и предпочтения по обслуживанию.
Разработку нового продукта, в том числе организацию конгресса, деловой встречи, необходимо начинать с маркетинговых исследований.
На начальном
этапе анализируются
На основе анализа возможностей приема и материальной базы определяется, какой рынок соответствует этим конкретным условиям. Это может быть рынок крупных конгрессов и симпозиумов, а может быть и рынок деловых встреч служащих одной компании или фирмы и т.д.
Экскурсионная, социальная и культурная программы строятся с учетом расписания деловых мероприятий и оставшегося свободного времени, а также согласно пожеланиям клиентов.
Деловая
клиентура предъявляет
При организации встреч и конгрессов гостиница должна обеспечить безопасность и приватность мероприятий.
Конгрессное обслуживание – один из специфических видов туристского обслуживания. Конгрессный туризм является одним из наиболее выгодных видов туризма в мире, так как приносит принимающей стране значительно большие доходы, чем многие другие виды туризма (например, туризм с целью отдыха и развлечения).
Кроме того, конгрессный туризм имеет еще 2 больших преимущества перед прочими видами путешествий:
Наблюдается непрерывный рост конгрессного туризма. Приблизительно 1 из 5 международных деловых туристов (или 1% общего числа международных туристов) совершает поездку с целью участия в конгрессах и конференциях.
Конгрессы и другие мероприятия подобного рода организуются в местах, где, помимо соответствующей материальной базы (гостиницы высокого класса, предоставляющие большой набор услуг, наличие конгресс центров), имеются и возможности для отдыха, развлечений, занятий спортом. Значительные средства деловые туристы вкладывают в услуги, связанные с постконгрессным обслуживанием (т.е. в конце дня – после того, как завершились мероприятия конгрессной программы).
Инсентив-туризм.
Поощрительный туризм представляет современное средство поощрения сотрудников фирм и предприятий за достижения в труде наряду с такими традиционными формами поощрения, как денежная премия, дотация к покупке товаров и др.
Инсентив-тур имеет некоторые отличительные особенности по сравнению с обычными поездками:
Все это роднит инсентив-туризм с деловым обслуживанием на туристском рынке.
Инсентив-поездка – один из современных приемов менеджмента, применяемых руководством фирм, предприятий с целью повышения производительности труда сотрудников. Компании рассматривают туристы поездки как одно из самых эффективных средств поощрения сотрудников различного уровня.