Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:24, реферат
Многие люди, планируя отпуск, стремятся сменить обстановку, чтобы спокойно отдохнуть от работы в уютном местечке или поклониться святым местам. Другие наоборот, стремятся отправиться за тысячи верст от родного дома к черту на кулички, чтобы с риском для жизни забраться на непокоренный пик, сплавиться по бушующей горной реке, пересечь пустыню…
Введение
Многие люди, планируя отпуск, стремятся сменить обстановку, чтобы спокойно отдохнуть от работы в уютном местечке или поклониться святым местам. Другие наоборот, стремятся отправиться за тысячи верст от родного дома к черту на кулички, чтобы с риском для жизни забраться на непокоренный пик, сплавиться по бушующей горной реке, пересечь пустыню…
Впрочем, есть и такие, кто
мечтает внести свой посильный вклад
в археологические
Это «новый» активный вид отдыха в последнее время усиленно предлагается различными туристическими фирмами как «научный туризм».
Давайте рассмотрим историю и понятие этого термина, где здесь наука, а где туризм, и как они совмещаются, ибо в понятии многих наука – это серьезная тишина кафедр и лабораторий, а туризм — море, пляж, дискотеки..., попробуем определить, «что было раньше, курица или яйцо».
Невозможно сказать, когда появился туризм. В том или ином виде в различные периоды истории он существовал всегда. Стремление человека узнать: что лежит там, за горизонтом, за тем лесом или за той горой – его неотделимое свойство, таинство, заложенное в него природой, и как ни странно (на первый взгляд) далеко не всегда ведущее к практическим результатам. Впрочем, если во время путешествия ведутся какие-либо наблюдения, проводятся исследовательские работы, пишутся дневники, вот тогда туризм и становится научным.
Научный туризм как способ познания зародился в древнейшие времена, когда в составе сухопутных торговых караванов, команд речных и морских судов, или армий ведущих завоевательные походы – принимали участие хронисты или ученые (Аристотель, Геродот, Страбон…). Впрочем, иногда бывало, что познавать мир на свой страх и риск отправлялись и любознательные непоседы (как то Пифей из Массалии…).
Да и с завоевателями и купцами не все ясно. Что заставляло Александра Македонского придумывать причины и идти с боями в неизвестные дали с огромной армией (при этом везти с собой учёных, которые описывали встречаемые на пути армии народы и их обычаи, города и историю стран, природу)? Только ли желание завоевать пол мира?
А какую выгоду преследовал Афанасий Никитин, совершив хождение под предлогом торговой деятельности «за три моря», тщательно описывая всё, что видел в путешествии?
Или что толкало Николая Миклухо-Маклая, выполнявшего задание военно-морского ведомства по изучению возможности базирования флота в Новой Гвинее, заниматься изучением папуасов.
Примеров тому множество: в разведывательных плаваниях Кука участвовал ученый Бенкс, Беринга - Стеллер, Крузенштерна — Горнер, Тилезиуса и Лангсдорф…
Казалось бы, на первый взгляд, особого практического смысла для стран, снарядивших эти экспедиции во всех этих «туристских» вояжах не было. Но все они обогатили науку, и через ее выводы способствовали ускорению экономического развития всего человечества.
Научный туризм.
Научный туризм можно отнести к специальным видам туризма, главной особенностью которого является непосредственное участие туристов в научной или исследовательской программе тура. Принятая ЮНЕСКО и Всемирной туристской организацией (ВТО) Хартия научного и культурного туризма, Манильская декларация по мировому туризму дают следующее определение: «Научный и культурный туризм имеет своей целью interalia – личное познание научных достижений и открытие исторических мест и памятников». ЮНЕСКО на передний план в отношении научного, культурного и природного наследия выдвигает туризм как эффективное средство массовой востребованности, широкой доступности научных, культурных и рекреативных ценностей, как действенный канал и источник сохранения и познания наследия через его использование в интересах нации, мира и развития. Научный туризм, в свою очередь, является источником занятости местного населения, гарантом наполняемости научных исследований, открытий, сохранения утраченного, развитие научных учреждений, специализированных инфраструктур, рычагом самофинансирования, источником внебюджетных инвестиций.
К научному туризму относят и путешествия, позволяющие вояжерам изучить и исследовать природу, ее флору, фауну благодаря помощи и объяснениям ученого персонала. К научному экологическому туризму можно отнести изучение удаленных и новых районов, проведение научных полевых исследований, не требующих высокой квалификации, с совмещением отдыха на природе. По оценкам Всемирной туристской организации на сегодня доля экологического туризма достигла 20% всего рынка мирового туризма.
Сегодня научный туризм разделяют на три основных типа:
1. Наиболее широко распространенный (под видом научного), обыкновенный ознакомительный туризм, когда во время поездок гиды (на основе открытий ученых) знакомят путешественников с природными и антропогенными объектами, дают адаптированные пояснения, а затем отдых: море, пляж, дискотеки...
- Это обычный туризм ничего общего не имеющий с научным туризмом.
2. Непосредственная работа
в составе научных экспедиций,
когда туристы участвуют,
Здесь в качестве нормального дополнения вполне уместны и экскурсии по близлежащим интересным местам, и море, и пляж, и дискотеки...
- Это уже реальный
3. Самостоятельные исследования
- когда группы энтузиастов, на
свой страх и риск едут в
малоизученные районы, посещают
заброшенные или дикие места,
где почти не ступала нога
человека, ищут пещеры, остатки поселений,
затонувшие корабли,
- В зависимости
от квалификации участников
В советское время «научный туризм» как самостоятельное направление возникло в 1980 г. в Географическом обществе Академии Наук СССР (в настоящее время Русское Географическое общество) по инициативе президента Общества академика А.Ф. Трешникова.
Тогда же при Президиуме Общества, для осуществления целей и задач Общества, направленных на развитие туризма в СССР, была создана Комиссия научного туризма, активно и плодотворно работающая все эти годы.
Тогда же были определены и основные цели работы Комиссии: как-то проведение экспедиционной и исследовательской работы по выявлению перспективных районов и объектов туризма в России, изучение этих районов, описание выявленных объектов и памятников, разработка новых ниток туристских маршрутов и экскурсий, составление отчетов, туристических карт, путеводителей; мониторинг тенденций развития внутреннего и зарубежного туризма: научного, историко-познавательного, паломнического, промыслового, спортивного и др.; организация и проведение конференций, семинаров, докладов способствующих развитию туризма; взаимодействие и координация действий со всеми заинтересованными в развитие туризма организациями.
По мнению специалистов
РГО, под понятие научного
1. Экспедиционный научный туризм в составе полевого отряда научной организации.
2. Самостоятельный научный туризм на свой страх и риск.
Научный туризм: перспективы развития.
1. Научный туризм как один из специальных видов туризма позволяет привлекать подготовленных энтузиастов к проведению различных фундаментальных и прикладных исследований в различных областях науки и техники, значительно расширять границы этих исследований в нашей стране по всем направлениям.
2. Развитие научного туризма
как одного из самых современных
познавательных, культурных видов туризма
требуют объединения усилий
всех ветвей и уровней государственной
и законодательной власти, включая
федеральные министерства, ведомства
и местные органы управления, для
решения разноплановых задач, расширения
материальной базы и
инфраструктуры туризма, формирование
государственного, академического,
частного и социального партнерства, осуществления
эффективной
туристской политики, создания новых туристских
продуктов и расширение
спектра туристских услуг.
3.Социальная функция научного
туризма состоит в том, чтобы
предоставлять молодежи возможность испытать
себя и попробовать
различные виды научной работы в сфере
личных интересов для осознанного
выбора будущей профессиональной деятельности.
Научный туризм
предоставляет возможность изменить привычный
жизненный уклад и
состоявшимся личностям, готовым воплотить
в жизнь самые смелые мечты.
Главное, что научный туризм является
действенным инструментом для
развития и социализации любого индивидуума,
обретения новых жизненных
целей, объединения людей вокруг интересного
дела, развития общества и
государства.
4. Приоритетными целями
развития науки является
частных инвестиций, создание новых перспективных
направлений исследований, консолидация
научных, организационных и экономических
ресурсов. Научный туризм позволяет в значительной
мере решить проблемы финансирования научных
исследований даже на самых затратных направлениях,
например, в исследованиях космоса, полярных
территорий, мирового океана.
5. Развитие научного туризма позволяет значительно увеличить спрос на внутренний туризм в нашей стране. Туроператорским компаниям следует обратить внимание на возможность диверсификации своей деятельности за счет объединения усилий и финансовых возможностей с научными организациями и предприятиями, высшими учебными заведениями для разработки и продвижения туристских продуктов научного направления, организации экспедиций, походов научной направленности, тематических лагерей и баз для молодежи, межвузовского обмена студентов.
6. При условии успешной деятельности
в развитии научного туризма
на внутреннем рынке, имеется возможность
более широкого привлечения
иностранных туристов для участия в научных
исследованиях, как это
происходит сегодня в космическом туризме.
В этом случае туроператорами
расширяется спектр предложений во въездном
туризме.
7. Одним из перспективных
направлений развития научного туризма
является организация проведения или
участия российских и зарубежных
ученых в работе симпозиумов, конференций,
семинаров, деловых встреч и
др. Технология организации
подобных мероприятий предполагает
объединение в рамках путешествия не только
научных, но и рекреационных,
познавательных, а также и медицинских
целей. Для эффективной
деятельности в данном направлении как
во внутреннем, въездном и
выездном туризме, необходима не только
узкая специализация, но и тесное
сотрудничество с научными и профильными
предприятиями и
организациями.
8. Для организации путешествий
по направлениям научного туризма
необходимо проведение
исследовательской работы по созданию
базы
перспективных научных направлений, заинтересованных
предприятий и
организаций по отраслям знаний, научных
регионов и пунктов назначения, в
которых возможны
проведение экспедиций и походов, технологических
приемов выявления и организации условий
для проведения исследований.
Необходимо также
создание специализированных региональных
служб
наблюдения и обеспечения безопасности
научных экспедиций.
9. Организация и продвижение
научного туризма на рынке туристских
услуг требует специальных исследований
по технике и технологиям
туроператорской турагентской деятельности,
подготовки
квалифицированных специалистов индустрии
туризма, готовых к работе с
научной информацией
и профессионалами любой области научных
знаний.
Там, где встречаются океаны и начинается день.
Самый край России, первым встречающий рассвет, загадочный и суровый край. Древний и в то же время юный край, сумевший сохранить жизнь, способность к расцвету в суровых полярных условиях.
Краткое, как миг, северное лето в условиях вечной мерзлоты - это чудо, буйство природы, неповторимый и прекрасный праздник жизни. Путешественника ожидает здесь традиционные гостеприимство и доброжелательность исконных хозяев этой земли: чукчей, эскимосов, эвенцев, чуванцев, порадует их древнее, самобытное искусство. В суровых условиях северного края, где весь уклад бытия - это борьба за жизнь, пращуры нынешних жителей Чукотки создали подлинные шедевры творчества, воплотившего душу северных народ