Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:56, лекция
Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций (Всемирная Туристская Организации при ООН – United Nations World Tourism Organization, UN WTO; Всемирный Совет по путешествиям и туризму – World Travel & Tourism Council, WTTC). Эти и другие организации оказывают содействие лучшей организации индустрии туризма и путешествий как важной сферы международных экономических отношений.
Программы поездок составляются с учетом категории работников. В Европе служащим бытовых служб, как правило, предлагают поездки в крупнейшие европейские города и курорты, тогда как для торговых посредников организуются поездки в Сингапур, Гонконг, Египет, Кению и Бразилию.
На выбор направления поездки влияют следующие факторы:
Преобладающей формой путешествия на рынке инсентив-туризма является групповой туризм, на долю которого приходится свыше 70% всех поездок. Около 30% инсентив-поездок осуществляется на индивидуальной основе или в составе небольших групп. Продолжительность инсентив-туров – в среднем 5-6 дней.
Эксперты отмечают, что инсентив-туризм ждет большое будущее, он станет важнейшей формой поощрения работников. Привлечение туристов, путешествующих по инсентив-турам, является одной из важнейших задач туристских фирм и гостиниц, так как эта категория туристов приносит высокие доходы.
Научный туризм - это путешествия с целью обучения, повышения квалификации являются сравнительно новым в международном туризме. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса. Наиболее популярны поездки, ставящие задачу изучения языка, особенно в Великобританию и другие англоязычные страны.
Большой
популярностью в настоящее
Спортивные туры в зависимости от цели путешествия подразделяют на два вида: активный и пассивный. В первом случае основой являются занятия каким-либо видом спорта, во втором - интерес к спорту, например, посещение соревнований.
«Шоп-туры» по-прежнему характерны для России и стран СНГ. Целью поездок за границу является приобретение потребительских товаров для их последующей реализации (обуви, трикотажа и других товаров – в Турции, Италии, Португалии, Сирии; летнего текстиля – в Индонезии; шуб – в Греции и Аргентине; мебели – в Польше и Италии; теле- и радио товаров – в ОАЭ; автомашин – в Германии, Швеции, Финляндии, Голландии).
«Челночный» бизнес приносит ощутимую прибавку бюджету этих стран. Так в Турции «челноки» ежегодно закупают товаров на сумму 8-10 млрд. долларов. Правительство страны всячески поддерживает шоп-туризм. Советник турецкого министра туризма по связям с прессой сообщил, что туристы, что туристы, купившие некачественный товар, вправе в 15-дневный срок потребовать его обмена, снижения или возвращения уплаченной суммы либо безвозмездного устранения недостатков. В случае покупки товара со скрытым дефектом потребитель имеет право в течение 2-х лет предъявить претензию продавцу. Планировалось даже снизить цену авиабилета для «челноков» на 50%.
Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха и обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и занятие необычным видом деятельности («царская охота», «ловля лосося», «поиски пиратских кладов» и т.д.)
Приключенческий туризм подразделяется на несколько видов: походные экспедиции; сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т.д.); морские путешествия (яхтинг)
География и тематика приключенческих туров довольно обширны и разнообразны. Обычно это групповые туры. Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий, которые разрешают охоту, рыбалку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безопасности таких туров необходимы высококвалифицированные инструкторы. Данный вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.
Религиозный (паломнический) туризм в настоящее время пользуется спросом и популярностью. В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов:
Серьезной проблемой в данном виде туризма является вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров. Важно, чтобы они могли не только показать исторические и культурные и архитектурные достопримечательности, но и были знакомы с духовными и религиозными ценностями.
Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей посещать родственников, мест рождения и проживания близких занимает важное место в международном туристском обмене. Так, у туристов – выходцев из Германии пользуется популярностью туры по Поволжью, у евреев – Израиль, у потомков шотландских переселенцев в США и Австралии – на Каллоденское поле под Инвернессом в Шотландии и т.д.
Экологический туризм призван создавать экономические стимулы для сохранения окружающей среды. Понятие «экотуризм» охватывает широкий спектр путешествий – от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках. Получаемую прибыль от этого вида туризма частично можно направлять на природоохранные мероприятия.
Экотуризм – достаточно новое понятие, в трактовке которого допускаются разночтения. Он призван создавать экономические стимулы для сохранения окружающей среды. При этом само понятие «экотуризм» охватывает довольно широкий спектр путешествий – от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских в национальных парках и заповедниках. Прибыль от этого вида туризма частично можно использовать для финансирования природоохранных мероприятий.
По определению
экспертов Всемирной туристской
Организации (ВТО), экотуризм – это
целевые поездки в места с
относительно нетронутой природой и
хорошо сохранившимся культурно-
Организация экологических туров требует исключительного профессионализма на всех уровнях – от проводников на маршрутах до менеджеров высшего звена.
В отличие от некоторых других видов туризма экологический туризм не носит массового, конвейерного характера. В отличие, например, от пляжного туризма (туризма трех S – sun, sand, sea), его масштабы сравнительно ограничены, что во многом объясняется удаленностью и труднодоступностью посещаемых объектов.
Эксперты ВТО определили ряд условий функционирования рынка экологического туризма:
Результаты проведенных в разных странах исследований показывают, что главным мотивом посещения туристами экологических туров является желание насладиться первозданной природой.
Практические
аспекты организации
Экологический туризм – это прогулка по паркам, зеленым насаждениям, национальным паркам с целью наслаждения природой и добровольной помощи по охране природы.
В некоторых
странах под экотуризмом
Забота
об охране природы всегда составляла
одну из важнейших задач туризма.
Наряду с общими задачами в области
охраны природы при организации
практических мероприятий необходимо
учитывать и некоторые
Экзотический туризм. В последние годы появились туры, поражающие своей необычностью.
Например, французская фирма «АПСАРА» организует туры на ледоколах в Антарктиду и Арктику. Первый круиз в Антарктиду был организован в 1989 г. в настоящее время туристы путешествуют на высококомфортабельных ледоколах с сауной, бассейном, гимнастическим и конференц-залом. Ледокол снабжен катерами и вертолетами для экскурсий. Путешествие включает проживание в этих экзотических местах, где туристы наблюдают за жизнью местных «жителей» - тюленей, моржей и пингвинов. В 1997 г. Антарктиду посетили около 10 тыс. туристов, заплатив за тур от 9 до 16 тыс.$.
Много желающих познакомиться с подводным миром. Самый перспективный проект в этом направлении – путешествия на подводной лодке. Один из ее маршрутов планируется проложить к месту крушения «Титаника». Согласно статистике, начиная с 1985 г. в эксплуатации находится 46 туристских субмарин. В 1996 г. число туристов, побывавших в глубинах и океанов, составило более 2 млн., при этом прибыль организаторов путешествий достигла 147 млрд.$.
В Германии у туристов-любителей экзотики пользуется популярностью бывшая тюремная камера, где можно всего лишь за 20 € ощутить себя арестантом. Обстановка камеры состоит из узкой кровати и стула, ее размер – 4 неполных шага, объем воздуха 22,3 куб. м. Судя по тому, что фирма процветает, тур пользуется спросом.
Ориентир на потребителей заставляет производителей туристских услуг изыскивать новые сегменты рынка. Доходным бизнесом становится организация свадебных туров. Так, британская компания «Томпсон Холидейз» продает около 5 тысяч свадебных туров в год.
Турфирмам выгодно заниматься этим видом туризма, поскольку расходы на проживание существенно сокращаются ввиду предоставления высоких скидок гостиницам молодоженам (до 60-80%). Пакет туристских услуг, кроме базовых, включает видеосъемку, лимузин, цветы, шампанское и т.д. В случае если обряд бракосочетания планируется совершить в поездке, его организуют как запоминающийся фольклорный праздник. Практика показывает, что молодожены предпочитают отдыхать в районе Карибского моря или в странах Юго-Восточной Азии, в Европе популярна Италия, в США – Лас-Вегас.
Развлекательные туры.
Это очень популярные во всем мире и разнообразные туры. Основная их цель, естественно, - развлечение во время туристской поездки. Развлекательные туры все, как правило, имеют непродолжительный срок проведения. Их продолжительность составляет обычно 2-4 дня. Самыми распространенными развлекательными турами являются «туры в конце недели» (week-end tour). Некоторые туры, предполагающие посещение тематических парков развлечений, имеют продолжительность 5-7 дней.
Основные программы – экскурсионные и развлекательные.
Экскурсия, как правило, предоставляется одна – обзорная по городу. Основное же направление – развлечения согласно выбранному их виду. Один из видов услуг на таких турах – участие в фестивальных программах, праздничных мероприятиях, проходящих в месте отдыха. При посещении тематических парков – собственно их посещение (обеспечение туристов входными билетами, часто по льготным ценам).