Теоретико-методологические особенности управления в международном туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования охарактеризовать объект в соответствии с предметом исследования.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические особенности управления в международном туризме, раскрыв сущность, виды и формы международного туризма, определить концептуальные подходы к организации и управлению в международном туризме и выделить тенденции в развитии международного туризма на современном этапе;
- выполнить анализ деятельности международного аваиаперевозчика "Аджун-авиатур", определив особенности организационно-экономического развития предприятия, основные направления деятельности компании и их организацию, оценить эффективности данной организации и управления международными авиаперевозками;
- предложить меры по совершенствованию управления международными авиаперевозками;
- обобщить результаты исследования в виде выводов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические особенности управления в международном туризме
1.1. Сущность туризма. Виды и формы международного туризма
1.2. Концептуальные подходы к организации и управлению в международном туризме
1.3. Резюме
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"
2.1. Общая характеристика деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"
2.2. Финансовый анализ деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"
2.3. Анализ системы управления международным туризмом ЧП "Аджунавиа-тур"
2.4. Резюме
Глава 3. Совершенствование системы управления международным туризмом чп "аджунавиа-тур"
3.1. Обоснование конкурентной привлекательности разработки нового туристического направления в деятельности ЧП "АДЖУНАВИА-ТУР"
3.2. Разработка организации турпоездок в ОАЭ в системе управления зарубежным туризмом ЧП "Аджунавиа-тур"
3.3. Резюме
Заключение

Работа содержит 1 файл

анализ хоз.doc

— 895.00 Кб (Скачать)

Оценка эффективности туристической  деятельности предприятий и фирм, работающих на международном рынке  может быть проведена с помощью оценки нижеприведенных показателей [39, с.44].

Для туристической фирмы независимо от видов ее деятельности и форм собственности важно знать, может  ли она при носить достаточный  доход или прибыль, т.е. знать конечный финансовый результат работы. Маркетинговый подход рассматривает прибыль как основной фактор стимулирования деятельности фирмы. Она создает возможность для расширения деятельности, удовлетворения социальных и материальных потребностей членов коллектива, служит основным источником формирования бюджета. За счет прибыли погашаются долговые обязательства туристических фирм. Рентабельность работы туристических фирм и рентабельность продуктов рассматриваются со следующих позиций: чем выше уровень рентабельности, тем больше эффективность деятельности фирмы.

Тенденции в развитии международного туризма на современном этапе  развития

Большинство исследователей, занимающихся проблемами международного туризма (Пирожник И.И., Папирян Г.А., Зорин И.В., Квартальнов  В. А.,. Александрова А. Ю), отмечают высокую рентабельность приема иностранных туристов и указывают на большие выгоды, вытекающие из ориентации на развитие хозяйства в направлении туристской международной специализации по сравнению со специализацией в традиционном экспорте.

Международный туризм считается эффективной формой экспорта, которая реализуется на территории страны во всех местах обслуживания интуристов при реализации основных (размещение, питание, транспорт) и дополнительных (курортное лечение, экскурсии, спортивно-туристские и рекреационные занятия) услуг и товаров, необходимых для туристского потребления. Ориентация на создание экспортного туристского сектора способствует освоению природных ценностей страны, использование которых в туризме повышает его экономическую эффективность

По данным Всемирного Совета Путешествий и Туризма\World Travel & Tourism Council [29, с.3-6], на долю туризма и связанных с ним отраслей в настоящее время приходится 8,3% рабочих мест мира, 9,3% международных инвестиций, 12% экспорта и 3,6% мирового валового внутреннего продукта. Туристы расходуют 10,2% всех средств, которые тратятся мировыми потребителями. В 2000 году произошло знаковое событие. Тогда на долю туризма и индустрии путешествий пришлось 11% мирового экспорта товаров и услуг. Таким образом, туризм опередил объемы международной торговли продовольствием, текстилем и химикатами [29, с.3].

Международный туризм по-прежнему растет с завидным постоянством. Если в 2000 году в мире насчитывалось около 700 млн. туристов, в 2006 году - 842 млн., то к 2020 году их число увеличится до 1.6. млрд. В 2005 году страны мира заработали за счет приема туристов $680 млрд. Для сравнения в 2000 году этот показатель составлял $481 млрд., в 1990 году - $270 млрд [29, с.4].

Среднестатистический турист, посетивший Европу, принес местной экономике доход в размере $790 (для стран Восточной Европы и европейских республик бывшего СССР этот показатель составляет $370). Для Северной Америки (США и Канада) доход с одного туриста составляет $1190, для Азии - $890, для Африки - $590, для Ближнего Востока - $710 [29, с.5].

Почти 80% международных туристов приезжают  из стран Европы и Северной Америки. Восточная Азия, Австралия и Новая  Зеландия поставляют примерно 15% туристов. По данным Всемирной Туристической  Организации, в 2005 году наибольшее число туристов приняли Франция (76 млн), Испания (55.6 млн), США (49.4 млн), Китай (46.8 млн), Италия (36.5 млн), Великобритания (30 млн), Мексика (21.9. млн), Германия (21.5. млн), Турция (20.3 млн) и Австрия (19.9 млн). В последние годы отмечено заметное увеличение числа туристов, посещающих страны Ближнего Востока, Азии и Африки [29, с.6].

Перечень стран, получивших наибольше доходы за счет приема туристов, выглядит несколько иначе. Здесь  первенствуют США ($81.7. млрд), Испания ($47.9 млрд), Франция ($42.2. млрд), Италия ($35.4 млрд), Великобритания ($30.7 млрд), Китай ($29.3 млрд), Германия ($29.2 млрд), Турция ($13.2. млрд), Австрия ($15.5 млрд) и Греция ($13.7 млрд). Для сравнения, Россия заработала примерно $5.5 млрд., Украина - $3.1. млрд [29, с.6].

При распределении мест на основе двух основных туристских показателей - международных туристских прибытий и доходов от международного туризма - в обоих разрядах, хотя и в  разном порядке, стоят девять из десяти ведущих туристских центров. США  занимают первое место по доходам, но третье место по прибытиям, Франция стоит на первом месте по прибытиям, но на третьем по доходам, а Испания является второй в обоих разрядах [38, с.4].

Половина международных  туристов приезжает в иные страны на отдых, 26% - в гости к друзьям и родственникам, на лечение или по религиозным причинам (например, в рамках паломничества), 16% - в командировку, причины поездки оставшихся 8% неизвестны. Сорок пять процентов международных туристов для прибытия в страну назначения пользуются воздушным транспортом, 43% автомобильным, 7% - водным, 5% - железнодорожным. В последние годы авиационный транспорт приобретает все большую популярность [38, с.6].

На протяжении последних 20−25 лет ежегодно международный туризм прирастает примерно на 4−5%. Это норма ежегодного прироста [38, с.7].

В 2006 году число людей, посетивших другие страны, по сравнению  с 2005 года выросло на 25 миллионов. Об этом сообщается в докладе Всемирной  туристской организации (ВТО)"Барометр мирового туризма". В 2006 году путешествия за границу совершили 578 миллионов человек. В 2005 году за этот же период другие страны посетили 553 миллиона туристов. К концу 2005 года эта цифра выросла до 806 миллионов и стала рекордной. Для сравнения, следует отметить, что еще в 1950 году международных туристов насчитывалось 20 миллионов. Всемирная Туристическая Организация \ World Tourism Organization пришла к выводу, что 2006 год стал рекордным для мирового туризма. Количество туристов, посетивших другие страны, по сравнению с 2005 годом выросло на 4.5% и достигло 842 млн. человек. Наибольший приток количества туристов был отмечен в Южной Азии - по сравнению с 2005 годом, их число выросло на 10%. Для мирового туризма 2007 год начался даже успешнее, чем ожидалось: по данным последнего выпуска Всемирного барометра туризма ЮНВТО, с января по конец апреля международные туристские прибытия выросли в мире более чем на 6% и составили 252 миллиона, что на 15 миллионов больше, чем за тот же период 2006 года. ЮНВТО прогнозирует, что мировой рост в 2007 году будет выше прогнозируемых 4%, если до конца года не произойдет каких-либо неожиданных потрясений [38, с.7].

По словам Генерального секретаря ЮНВТО Франческо Франжиалли, "сильный рост подчеркивает крепнущую  зависимость между туризмом, изменением климата и снижением уровня бедности. Ответственный и устойчивый рост турсектора обеспечит экспортные возможности и рабочие места для всей мировой экономики и, в особенности, для беднейших стран" [29, с.7].

На рост, отмеченный в  первое полугодие 2007 года, повлиял ряд благоприятных обстоятельств, которые должны сохранить свое положительное действие до конца года. Увеличение доли располагаемого дохода и распространение низко-бюджетных авиакомпаний открывают доступ к путешествиям все более широким слоям населения, что обещает международному туризму еще один год роста выше среднего. Факторами, определяющими развитие туриндустрии, являются увеличение инвестиций в инфраструктуру, маркетинг и рекламу, развитие внутренних рынков, либерализация воздушного транспорта, рост межрегионального сотрудничества и государственно-частных партнерств.

Региональная динамика развития международного туризма в 1 полугодии 2007 года свидетельствует  о нижеследующих тенденциях в  развитии.

Несмотря на то, что  Европа (+6%) является самым посещаемым и зрелым турнаправлением мира, ее темпы роста прибытий в 2005 и 2006 годах несколько отставали от среднемировых. Укрепление роста в первое поугодие 2007 года обеспечено бурной активностью мировой экономики, в которой Европа играет все более заметную роль благодаря высоким темпам роста ВВП в зоне евро [15, с.5].

Азиатско-Тихоокеанский  регион (+9%) занимает лидирующую позицию  по результатам первого поугодия2007 года, подтверждая свою репутацию  одной их движущих сил развития международного туризма. Самый высокий рост прибытий был отмечен в Южной Азии (+12%), Юго-Восточный и Северо-Восточный регионы Азии (по +9%) сохранили свои хорошие показатели 2006 года. В тенденцию мощного роста на вписалась только Океания (+2%). Американский регион (+4%) начал 2007 год с удвоения своих прошлогодних показателей. Успешно выступили Центральная (+7%) и Южная Америки (+9%), нельзя не отметить достижение Северной Америки (+4%) на фоне прошлогоднего роста в 1%. Есть, однако, и исключения. Карибы (-2%) оказались единственным субрегионом мира, давшим отрицательный результат за первые 4 месяца 2007 года, что вызвано снижением посещаемости его турцентров гражданами США [15, с.7].

Объем туристического потока в Украине в 2007 году ожидается  на уровне 2006 года - 18,3 млн. человек, сообщил первый заместитель председателя Государственной службы туризма и курортов Сергей Семкин. Он уточнил, что данные за 2006 г. получены по статистической методике Всемирной туристической организации. Семкин также отметил, что приоритетной задачей для правительства является развитие внутреннего туризма. По методике ВТО каждый турист, в среднем, тратит в стране пребывания чуть больше 100 долларов в сутки. Исходя из этого получается, что в 2006 году 10 ведущих украинских туроператоров вывезли из Украины 3,5 млрд гривен. Однако мы не можем приказом заставить турфирмы работать на внутренний рынок. Надо создать для этого экономические стимулы", - отметил Семкин. (По материалам news. bigmir. net) [23, с.9].

В настоящее время  развитие международного туризма испытывает на себе большие изменения. Эксперты в области международной туристической деятельности достаточно четко указывают на возможность качественных изменений данной сферы деятельности.

Европейские футурологи в области развития международного туризма прогнозируют действие следующих тенденций [36, с. 209]:

1. Европе придется  выдержать жесткую конкуренцию  в борьбе за доходы от туризма,  что потребует от европейской  индустрии туризма повышения  качества предоставляемых услуг.

2. Расходы на все  виды путешествий, и в первую очередь на транспорт, будут увеличиваться быстрее, чем другие статьи семейного бюджета. Путешествия станут более частыми, но менее продолжительными, так как расходы на одну поездку снизятся. В целом же затраты на путешествия возрастут за счет потребления более качественного отдыха.

3. Число поездок будет  увеличиваться за счет межконтинентальных  путешествий из Европы в Америку,  Азию и Океанию.

4. Сезонные изменения  рыночной конъюнктуры в ближайшем  будущем перестанут быть проблемой  для индустрии туризма, так как удачный маркетинг будет способствовать их выгодному использованию. Для этого потребуется активное сотрудничество между государствами и частными туристическими структурами.

5. Использование воздушного  транспорта будет более интенсивным  благодаря увеличению числа удобных прямых рейсов

6. Группы, включая семейные, будут уменьшаться и выбирать  все более гибкую программу  отдыха.

7. По мере все более  активного внедрения компьютерных  систем бронирования уменьшатся  сроки бронирования.

8. Активнее других  станут путешествовать две возрастные группы - люди пожилого возраста и молодежь.

9. Будет продолжать  расти спрос на туризм, связанный  с посещением культурных достопримечательностей, а также с активным отдыхом.

10. Состояние окружающей  среды станет одним из доминирующих факторов в привлечении туристов, особенно в сельских и прибрежных районах.

11. Маркетинговое сегментирование  рынка станет более четко выраженным. Предложение необходимо будет  подстраивать под потребности  каждой группы потребителей.

Поиск равновесия станет главной задачей туриндустрии в новом веке. Умение определять, поддерживать и управлять этим балансом превратится в основное условие выживания турфирм. Те организации, компании и туристские направления, которым в своей деятельности удастся соблюсти равновесие, смогут обеспечить себе достойное существование. Остальных же ждет порочный замкнутый круг взлетов и падений.

В исследованиях, проведенных  агентством Рacific Asia Travel Association выделены 20 направлений и проблем, которые  будут оказывать существенное влияние на осуществление международной туристической деятельности в XXI веке.

Перечислим наиболее значительную аргументацию влияния, определенного  данными исследователями [41].

Экономический эффект и  отток капитала из туризма станут, видимо, самой важной тенденцией начала нового столетия. Правительства государств будут стараться максимально увеличить воздействие туризма на экономику, делая упор прежде всего на сохранение доходности туризма в своих странах, а затем и внутри региона. Данная тенденция будет идти вразрез с интересами глобальных транснациональных корпораций, которые будут вливать денежные средства в экономику отдельных стран в форме франчайзинга, оплаты труда управленческого персонала и пр.

Экспансия США. Наиболее заметно влияние США сказывалось на кино, сети ресторанов "фаст фуд", гостиничных цепях, тематических парках, авиалиниях, компаниях кредитных карточек, средствах массовой информации и Internet. В ближайшие годы влияние США в туризме будет возрастать посредством заключения сделок с акциями, контрактов по управлению и франчайзингу. И поскольку туризм является высокодоходной отраслью экономики, реакция местных деловых кругов может быть непредсказуемой, особенно в тех странах, где популярность Соединенных Штатов невысока.

Либерализация визовых и пограничных формальностей и установление режимов благоприятствования инвестированию. Многие страны и региональные объединения понимают, что недооценка вышеназванных явлений станет помехой для роста межстрановых туристских обменов и товаропотоков. Шаг за шагом эти барьеры будут сломлены, когда страны смогут приспособиться к новым реалиям.

Налогообложение. Многие государства облагают высокими налогами эту отрасль, так как, по их мнению, посетители не являются избирателями. Это заблуждение, ибо туристы "голосуют ногами": иными словами, они поедут в страны с низкими налогами.

Социальные аспекты  туризма. Самая сложная задача туриндустрии многих государств - убедить избирателей  в том, что туризм не является отраслью экономики, возглавляемой богатыми людьми для удовлетворения нужд таких же богатых. Например, в Азии многие отели похожи на острова роскоши в окружении нищеты. Здесь либо нужно строить более скромные гостиницы, либо местной туриндустрии необходимо предпринять серьезные шаги, чтобы объяснить, почему зарплата горничной равна стоимости 20 чашек кофе, подаваемых гостям. Сюда же относятся негативные социальные аспекты туризма, такие как детская проституция.

Занятость. Поскольку  престиж туриндустрии постоянно  растет, все большее число молодых  специалистов, мечтающих увидеть мир, стремятся найти здесь работу. Этому процессу будет способствовать использование глобальной сети Internet, сайты которой позволят людям находить рабочие места в разных уголках земного шара. В туриндустрии будет расти спрос на людей со знанием иностранных языков и способностями трудиться в странах с различными культурными укладами.

Информация о работе Теоретико-методологические особенности управления в международном туризме