Теоретико-методологические особенности управления в международном туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования охарактеризовать объект в соответствии с предметом исследования.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические особенности управления в международном туризме, раскрыв сущность, виды и формы международного туризма, определить концептуальные подходы к организации и управлению в международном туризме и выделить тенденции в развитии международного туризма на современном этапе;
- выполнить анализ деятельности международного аваиаперевозчика "Аджун-авиатур", определив особенности организационно-экономического развития предприятия, основные направления деятельности компании и их организацию, оценить эффективности данной организации и управления международными авиаперевозками;
- предложить меры по совершенствованию управления международными авиаперевозками;
- обобщить результаты исследования в виде выводов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические особенности управления в международном туризме
1.1. Сущность туризма. Виды и формы международного туризма
1.2. Концептуальные подходы к организации и управлению в международном туризме
1.3. Резюме
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"
2.1. Общая характеристика деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"
2.2. Финансовый анализ деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"
2.3. Анализ системы управления международным туризмом ЧП "Аджунавиа-тур"
2.4. Резюме
Глава 3. Совершенствование системы управления международным туризмом чп "аджунавиа-тур"
3.1. Обоснование конкурентной привлекательности разработки нового туристического направления в деятельности ЧП "АДЖУНАВИА-ТУР"
3.2. Разработка организации турпоездок в ОАЭ в системе управления зарубежным туризмом ЧП "Аджунавиа-тур"
3.3. Резюме
Заключение

Работа содержит 1 файл

анализ хоз.doc

— 895.00 Кб (Скачать)

Третья особенность  туризма, как объекта управления, заключается в сильном влиянии  со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов. Кроме того, внутри отдельных заинтересованных групп имеются свои интересы. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами.

Наряду со всеми группами населения, заинтересованными в  развитии туризма, а также участвующими в туристской деятельности, туристская организация, как и любое другое предприятие, сотрудничает с кредиторами, с политическими структурами, с городскими управлениями, с туристами, а также с поставщиками. Туристская организация может быстрее уравновешивать интересы между различными задействованными в процессе обслуживания группами, если в своей деятельности она руководствуется общепринятыми нормами, приоритетами и представлениями о ценностях и имеет перед собой широкомасштабные цели по дальнейшему развитию региона. Именно поэтому нормативному менеджменту (на уровне туристской организации – политике предприятия, на уровне региона – планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяется очень большое значение.

Важнейшей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Если, например, потребитель туристского продукта в апреле заказал тур на июнь, а в мае туристская фирма прекратила свое существование, то эта услуга потребителю оказана не будет в силу отсутствия ее источника.

Так как туристский продукт  проявляется в виде услуги, необходимыми признаками является присутствие клиента  и невозможность складирования  этой услуги, т.е. речь идет о том, что  туристскую услугу нельзя переслать  по почте.

В связи с тем, что  при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, процесс  предоставления туристских услуг может  быть автоматизирован в гораздо  меньшей степени, чем, например, процесс  производства товаров. Ведь нельзя с  высокой степенью вероятности (даже с применением ЭВМ) спрогнозировать поведение туриста – оно зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных факторов. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений. Это прежде всего относится к работе туристских предприятий, услуги которых предоставляются при непосредственном контакте с людьми.

Внешние эффекты туристского  продукта также можно представить  как специфику туристской индустрии. Отношение путешествующего к ним и его мотивы обусловлены тем, как человек привык жить, работать, каковы его возможности в организации свободного времени. Чем больше в своей повседневной жизни человек ощущает ограниченность природных ресурсов, чем больше он заключен в рамки определенных норм поведения, тем больше у него желания выбрать для отдыха неизвестную страну.

Следующая особенность  туризма как объекта управления выражается в комплексности туристских услуг. Туристская услуга складывается для туриста из целого комплекса услуг (как материальных, так и нематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом. Эти отдельные туристские услуги являются дополняющими. Понятие "дополняющий" – важное для менеджмента туризма. Турист, который собирается в отпуск, вряд ли отправится в путешествие, если в конечном пункте поездки не будет возможности для проживания, или если он не будет обеспечен питанием; лыжник не станет бронировать в энном месте гостиницу, если у него не будет возможности покататься на лыжах. Эти примеры показывают тесную связь между отдельными услугами в сфере туризма. Эта зависимость может иметь значительные последствия при управлении предприятием. Так как отдельные дополнительные услуги выполняются различными фирмами, предлагающими их, следовательно, эти предприятия в высокой степени зависят друг от друга. Выход из такой ситуации видится только в кооперации.

Большое значение в рыночных отношениях уделяется осуществлению  партнерских отношений. Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как их благополучие находится в прямой зависимости от результатов его деятельности. Перечислим основные партнерские группы предприятия, юридические отношения между которыми регулируются различными договорами и соглашениями [9, с.79].

К первой группе относятся  собственники предприятия (акционеры  или представители государства, если оно владеет всем пакетом  или частью акций). Они вложили  в уставной фонд собственный капитал  с целью получения дивидендов.

Вторая группа - это кредиторы (заимодавцы). Они предоставили предприятию заем и ожидают, что оно выполнит свои обязательства по кредитным договорам, т.е. вовремя выплатит соответствующие проценты.

Третья группа - наемные менеджеры  предприятия, высший уровень администрации. Они вкладывают в дело свои знания, опыт, квалификацию, предпринимательские способности и рассчитывают получить за это достойную компенсацию в виде зарплаты, доли от прибыли сверх оговоренной суммы и, возможно, каких-либо льгот и привилегий (это часто имеет место на государственных предприятиях и в крупных компаниях).

Четвертая группа - наемный персонал (служащие) предприятия. Они выполняют  определенные виды работ согласно заключенным  договорам, получая зарплату, премии и определенные социальные гарантии.

Пятая группа - поставщики средств  и предметов труда. Это владельцы (производители) факторов производства, часто связанные с данным предприятием долгосрочными соглашениями.

Шестая группа - покупатели (клиенты) предприятия. Они обеспечивают платежеспособный спрос на его продукцию.

Седьмая группа - общество, а также  государство в лице налоговых  и иных контролирующих органов.

К не основным партнерским группам  относятся группы, непосредственно  не заинтересованные в успехах рассматриваемого предприятия. Это страховые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы, фондовые биржи, юридические фирмы, ассоциации, пресса, профсоюзы, регулирующие органы и т.п.

Договоры могут заключаться  как между предприятиями, так  и между гражданами и между  предприятием и гражданином. При этом некоторые договоры могут заключаться только между определенными сторонами. Например, договор о совместной деятельности может быть заключен между предприятиями либо между гражданами, но не может быть заключен между предприятием и гражданином.

Рассмотрим основных субъектов рынка туруслуг (рис.1.1. Приложения А) [2, с.126].

"Туристское агентство  (Travel Agency) - это розничная фирма,  выступающая посредником между  обслуживающими предприятиями или  туроператорскими фирмами, с одной  стороны, и клиентами-туристами - с другой. Турагентство либо реализует инклюзив-туры, предлагаемые туроператорскими фирмами, либо занимается предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосред-ственные связи с транспортными организациями, гостиничными кооперациями, экскурсионными бюро. Продажа инклюзив-туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператором и указанным в его проспектах. За реализацию инклюзив туров турагентство получает определенную комиссию от туроператора".

Для того чтобы иметь  возможность продавать отдельные  виды туристских услуг (билеты на транспорт, номера в гостинице и др.), турагентство заключает с соответствующими транспортными  и гостиничными предприятиями агентские  соглашения, на основе которых получает лицензию на продажу или франшизу. Реализация отдельных видов услуг на базе лицензии осуществляется по ценам, установленным производителем этих услуг.

При реализации отдельных  видов услуг на базе лицензии турагентство получает определенную комиссию от производителя услуг. В случае оказания туристу разрозненных услуг по его выбору турагентство может взимать с него определенные (торговые) наценки к розничным ценам производителей услуг. Услуги информационного характера турагентство обычно предоставляет бесплатно.

Турагентства по своему положению могут быть двух категорий [3, с.93]:

1) независимые, т.е.  не связанные родственными связями  с другими фирмами;

2) выступающие в форме  дочерних компаний и филиалов  туроператорских фирм, монополий  туристской индустрии, торговых фирм, банков, Страховых обществ и других компаний.

"Туроператорская фирма  (Tour Operator) - это туристская оптовая  фирма, выступающая посредником  между предприятиями туристской  индустрии и турагентствами. Она  организует инклюзив-туры и реализует их от своего имени через турагентства либо непосредственно клиентам. В процессе организации туров туроператор устанавливает связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, а также в зависимости от характера тypa - с культурно-просветительными учреждениями и экскурсионными бюро, выступая как оптовый покупатель туристских услуг. Довольно часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолеты, суда, автобусы, обеспечивая тем самым их максимальную загрузку и получая от производителя туристских услуг значительные скидки.

При составлении туров  туроператоры ориентируются на спрос  на туристские услуги на международном  рынке, определяемый на основе тщательного  изучения рынка с использованием принципов маркетинга.

Туроператор обычно выдает лицензию на продажу своих туров  на основе заключаемого между ним  и турагентством агентского договора. Он снабжает турагента рекламно-коммерческой литературой и обеспечивает покрытие известной части других рекламных расходов турагента. Он вводит также определенную систему бухгалтерской отчетности турагента за проданные туры и обусловливает оптимальный объем продажи им туристских услуг.

Туристские корпорации. Мелкие и средние турагентства иногда объединяются в кооперативы или консорциумы с целью выработки общей политики и общих условий соглашений с туристскими оптовыми фирмами. Примером такого объединения в США может служить кооператив "Джай-ентс", включающий 210 розничных турагентств. Этот кооператив осуществляет централизованное исследование туристического рынка и совместную рекламу, а также бронирование мест в гостиницах, на транспорт, обмен клиентурой.

Взаимоотношения между  основными субъектами операций туризма  юридически оформляются несколькими  договорами (контрактами), например между туристической фирмой и туристом.

Юридический аспект деятельности в договоре с клиентом отражается в виде таких сведений, как дата заключения договора, сроки предоставления услуг, вид транспорта до места отдыха и обратно, класс гостиницы, ее наименование и место расположения.

В зависимости от содержания отношений между турфирмами договор  между туроператором и турагентом может быть нескольких видов.

Агентские соглашения предусматривают, что производитель услуг передает туристическому агенту право на продажу отдельных видов услуг и инклюзив-туров от имени и за счет туоператора.

В договоре обычно содержатся четкие инструкции по выполнению возложенных  задач, территориальное ограничение  сферы действия, устанавливаются  права и обязанности сторон, а тюке порядок выплат комиссионных вознаграждений [17, с.156].

В отдельных случаях  соглашение предусматривает внесение оговорки, обязывающей агента не вступать в деловые отношения с другими  фирмами, а также оговорки о монопольном  праве продажи отдельных туристических услуг. Подобная форма деятельности, с одной стороны, дает возможность работать, не имея больших затрат на рекламу, маркетинг, организацию туров и получая комиссионные, но с другой - препятствует существенному расширению и получению больших прибылей.

Кроме того, агент зачастую слишком зависит от туроператора и, по сути дела, лишен самостоятельности.

Агентское соглашение может  быть оформлено как в письменном, так и устном виде. Оформленное  в письменном виде на специальном  бланке агентское соглашение обычно подтверждается лицензией. В ней обозначаются наименование и адрес фирмы, получившей лицензию, вид предоставляемых туристических услуг и район, на который распространяется деятельность агента, наименование и адрес туристического агентства. Крупные компании, выступающие в роли таких агентств, обычно имеют свои типовые бланки лицензий или используют варианты, разрабатываемые различными туристическими ассоциациями.

Большое распространение  получила и система взаимоотношений  между производителем туристских услуг и турагентством, называемая системой франшизы. Она во многом совпадает у системой лицензирования, однако идет дальше, привязывая франшизополучателя к методам управления и технологическим процессам франшизодателя [18, с.48].

По системе франшизы между двумя сторонами заключается договор франшизы, предусматривающий передачу прав и привилегий на сбыт туристских услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на основе технологии франшизодателя.

Содействуют заключению туристических  договоров между туроператорами и потребителями услуг такие специализированные учреждения, как агентство курортно-туристической информации и маркетинга (АКТИМ). Крымское отделение РАТА к каждому сезону при поддержке Министерства курортов и туризма АР Крым выпускают ежегодный иллюстрированный каталог здравниц, турфирм и курортно-туристических ресурсов Крыма "КРЫМ. КУРОРТЫ. ТУРИЗМ". Тираж каталога - 5000 экз., формат А4, объем 100-120 страниц, полноцветная печать. Информация в каталоге предназначена для использования в работе участниками курортно-туристического бизнеса Крыма, Украины, России и Беларуси, в первую очередь туроператорами и турагентами.

Информация о работе Теоретико-методологические особенности управления в международном туризме