Стратегическое планирование регионального развития туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию Региональной программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на перспективу. Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотреть основные принципы развития и реализации стратегии регионального развития туризма;
- изучить анализ состояния и перспективы развития туристской отрасли в регионе;
- проанализировать пути совершенствования туризма в ВКО.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

      Протяженность автомобильных дорог общего пользования  в области составила 11,7 тыс. км, из них дороги республиканского значения 3,4 тыс. км и 8,3 тыс. км  дороги местного значения. Твердое покрытие имеет 95% дорог - 11,1 тыс.км. Услуги по заправке автомобильным топливом осуществляли 444 автозаправочные станции.

        Выделены основные автомобильные  дороги республиканского значения, связывающие регион с крупными городами  Республики Казахстан и  с приоритетными в туристском отношении районами области: А/Д «Омск - Майкапшагай», «Семипалатинск - гр. РФ», «Усть – Каменогорск – Шемонайха - гр. РФ»,   «Таскескен - Бахты», «Алматы - Усть-Каменогорск», «Усть – Каменогорск –Зыряновск - сан. Рахмановские ключи», «Усть-Каменогорск - Риддер - гр. РФ», «Семипалатинск – Кайнар», «Омск – Майкапшагай – Калжир - Теректы».

      В целом, в области наблюдается  неудовлетворительное состояние автомобильных  дорог. Акиматам городов и районов необходимо включить в планы социально-экономического развития ремонт и реконструкцию дорог, ведущих к основным объектам отдыха и рекомендовать владельцам частных дорог уделять внимание бездефектному содержанию дорожного покрытия.

      Наличие оперативной связи - необходимое условие для развития туризма. Плотность телефонной сети на конец 2004 года составила 17 аппаратов на 100 жителей региона. Число пунктов коллективного пользования телефонной связи насчитывает 411. Широкое развитие в области получил Интернет, его график по коммутируемым  линиям  составил 57, 9 млн. минут. 

      2.5 Сравнительный анализ  программ  развития туризма 

      Рассмотрим 2 программы – это  «Перспективная программа развития туризма в  ВКО на 2002-2005 гг.»,  «Региональная  программа развития туристской отрасли ВКО на 2006-2008 гг.»

      Для достижения поставленных перед исследованием  цели и задач, проанализируем -  «Перспективную программу развития туризма в  ВКО на 2002-2005 гг.»,  «Региональную  программу развития туристской отрасли  ВКО на 2006-2008 гг.» (Приложение А и Б). Анализ был проведен с учетом критериев:

      Основание для развития программы;

      Основные цели и задачи программы;

      Нормативно-правовая база;

      Инструменты реализации программ;

      Ожидаемые результаты.

      Программа  фактически преследует одну цель: создание благоприятный условий для развития туризма в ВКО и превращение его в одну из доходных отраслей экономики.

      Мероприятия, отмеченные в программах (см. Приложение В), как правило, четко следуют установленным задачам. Нужно отметить, в программах содержатся конкретные мероприятия,  направленные на развитие отрасли туризма в области (см. Приложение Г).

      Что касается критериев оценки реализации программ то, как правило, авторы программ представляют конечный результат деятельности в сфере туризма. Общими ожидаемыми результатами можно назвать: создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии; увеличение доходности федерального и местного бюджетов; привлечение иностранных инвестиций в экономику области; сохранение и возрождение объектов природного и культурного наследия; удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи).

      Программы развития туризма опирались на нормативно-правовые документы. Это такие документы как:

        1) Постановление Правительства РК "О плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства РК на 2000-2002 годы от 7.03.2000 г."

      2) Указ Президента РК "О государственной программе РК "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 20.02.1998г.

      3) Постановление заседания Правительства РК NQ 21 от 22.08.2000г. "О проектах индикативных планов социально-экономического развития РК на 2000- 2005 годы и 2001 год.

      4) Указ Президента Республики Казахстан от 15 августа 2003 года № 1165  «О дальнейших мерах по  реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г.  № 211 «О туристской деятельности в Республике Казахстан».       

      Основными инструментами реализации программ являются средства республиканского и  местного бюджетов. Большинство программ привлекают дополнительные средства к  реализации мероприятий по развитию туризма, такие как:

      - инвестиции, средства получаемых грандов от международных организаций;

      - средства туристских предприятий; 

      - средства от гостиничного сбора,  средства от лицензирования международной  туристской деятельности, арендной платы всех юридических и физических лиц;

      - доходы от государственной собственности в сфере туризма;

      - налоги от деятельности предприятий, обслуживающих туристов;

      - специального туристского сбора  с каждой ночевки независимо  от целей посещения с дифференциацией по сезонам;

      - доходы от выдачи лицензий на открытие предприятий и получение права на профессиональную деятельность на территории города;

      - штрафы за нарушение экологической обстановки;

      - добровольные пожертвования.

      Программа ВКО на 2003-2005 гг. предусматривает финансирование мероприятий не только из республиканского и местного бюджетов, но и с использованием  привлеченных средств.

      Что касается логики программ, надо отметить, что в этом случае программы можно  разделить на две категории: программы, придерживающиеся строгого неразвернутого плана, и наоборот, программы, содержащий в себе интересный развернутый план. Примерный неразвернутый план представляет собой Перспективная программа развития отрасли ВКО на 2003-2005г.г.

( см. Приложение А)

      Наименование  программы;         Основания для разработки;

      Основной  разработчик;                Цель программы;

      Задачи  программы;                        Сроки реализации;

      Предполагаемые  расходы;             Ожидаемые результаты.

      Примерный развернутый план представляет собой Региональная программа развития отрасли ВКО на 2006-2008 г.г. (см. Приложение Б) включает информацию:

      1) Современное состояние туристской  отрасли:

      1.1 Въездной туризм;                     1.2 Выездной туризм;

      1.3 Внутренний туризм;                1.4 Туристские организации;

      1.5 Ресурсы;                                   1.6 Транспортные услуги и услуги связи;

      1.7 Рекреационные зоны.              2) Цели и задачи программы.

      3) Основные направления и механизм  реализации программы.

      4) Необходимые ресурсы и источники их финансирования.

      5) Ожидаемые результаты.

      Второй  тип плана наиболее выигрышен  для программы развития туризма, т.к. содержит в себе анализ уже существующей ситуации в туризме, и оценку состояния  туризма как отрасли и предполагает подробный перечень мероприятий реализации программы. В этом плане нужно отметить логику построения программы развития туристской отрасли ВКО на 2006-2008 г.г.

      Представляя центр деловой, финансовой, политической, научной, духовной  и  культурной  жизни ВКО получает уникальные возможности развивать наиболее перспективные виды туризма во  всех имеющихся  формах.  Существующие возможности по развитию различных видов туризма позволяют существенно  разнообразить  предложение  и повышают конкурентоспособность туристского продукта ВКО. Спектр туристского предложения города достаточно широк и может базироваться,  прежде всего, на сохранившихся фрагментах историко-архитектурной среды города, памятниках архитектуры, инженерного искусства, истории, археологии и культуры.

      Природные возможности близлежащих областей, где имеются объекты, принадлежащие  казахстанским предприятиям и учреждениям, позволяют расширять традиционное предложение за счет организации  кратковременных выездов на природу. Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое положение ВКО,  связанной с другими историко-культурными памятниками и городами прямым автомобильным и железнодорожным сообщением.

      Названные программы имеют как недостатки, так и достоинства. Все программы  следуют поставленной цели и задачам, разрабатывают определенные мероприятия, в соответствии с поставленными целями. Однако в некоторых  программах мероприятия расписаны четко и дают представление о конкретном назначении программы, в то время как в других предлагаемые мероприятия описаны достаточно пространно и нечетко. Также нужно отметить, что во все программы имеют ожидаемые конечные результаты, которые соответствуют целям и задачам.  
 

      3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИЗМА  В ВКО 

      3.1 Деятельность туристического предприятия  ТОО «VTOUR»

       

      С развитием цивилизации туризм начинает занимать все больше место в жизни  современного общества. Туризм- это  общение между странами и отдельными людьми, это - важнейшая потребность  современного человека. Значение туризма  как источника валютных поступлений, расширения международного сотрудничества, обеспечения занятости населения тоже возрастает. В зависимости от социально-экономического положения, туризм в разных странах развит неодинаково. И для многих, даже самых небогатых стран, туризм существенный источник дохода и роста национальной экономики.

      Туризм, как и все его формы, имеет  огромное значение в формировании представлений  о стране. И туристская фирма «VTOUR» прилагает все усилия для создания привлекательного туристского имиджа Казахстана, в частности, Восточно-Казахстанской области для иностранных туристов.

      ТОО «VTOUR»- была создана в 2004 году в городе Усть-Каменогорск. Открыла данное предприятие Т.В.Уварова вместе с другими активными молодыми людьми, которым была интересна идея развития туризма в нашем Восточно-Казахстанском регионе. Постоянный штат сотрудников насчитывает 3 человека-это директор фирмы Т.В.Уварова, менеджер по туризму Л.Е. Тикенева и руководитель группы КНР И.В.Латышкеевич. Все сотрудники фирмы имеют опыт работы в области туризма в течение 3-10 лет. Они выполняют различные должностные обязанности, заключают договора с различными организациями, ведут переговоры с зарубежными странами, то есть выполняют всю работу, связанную с деятельностью предприятия.

      Ниже  приводиться структура управления фирмы (см. Рисунок 6), так же предлагается новая структура управления фирмы  ТОО «VTOUR» разработанная нами (см. Рисунок 7). 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 6 – Структура управления ТОО  «VTOUR» 

      На  летний сезон фирма привлекает на работу более 22 внештатных сотрудников по организаций туров (это гиды, переводчики, инструкторы, шоферы, повара и т. д.)

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 7- Новая структура управления ТОО  «VTOUR» 
 

      Новая структура управления совершенствует политику в области  управлении персоналом, расширяет круг рассмотрения экономических, социальных проблем, разрабатывает новые технологии, эта структура сводится к минимилизации затрат финансов и облегчению упрощению дальнейшего развития туризма. (маркетинговые исследования) (ДОБАВИТЬ)

      Директорат  ТОО «VTOUR» ежеквартально проводит собрания, где решают вопросы о деятельности фирмы, рассматривают плюсы и минусы в работе фирмы, а также решают вопросы по повышению квалификации работников предприятия. Сотрудники туристской фирмы «VTOUR» постоянно улучшают свою квалификацию, проводя обучающие семинары, участвуя в выставках, в рекламных турах не только по области и Казахстану, но и за рубежом за счет бюджета фирмы.

Информация о работе Стратегическое планирование регионального развития туризма