Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию Региональной программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на перспективу. Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотреть основные принципы развития и реализации стратегии регионального развития туризма;
- изучить анализ состояния и перспективы развития туристской отрасли в регионе;
- проанализировать пути совершенствования туризма в ВКО.
«Стратегическое
планирование регионального развития
туризма».
ВВЕДЕНИЕ
Развитие отрасли туризма ускоренными темпами и возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения Казахстана пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них стала постоянной и вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.
Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития.
Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века.
В последние годы и в
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию Региональной программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на перспективу. Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
-
рассмотреть основные принципы
развития и реализации
- изучить анализ состояния и перспективы развития туристской отрасли в регионе;
-
проанализировать пути
Предметом исследования являются факторы, закономерности и тенденции развития туризма в Восточно-Казахстанской области.
Объектом исследования выступает Региональные программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на 2003-2012 гг.
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, общей теории экономики и менеджмента, а также работы ведущих отечественных ученых в исследуемой области. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа.
Научная новизна работы заключается в предложении рекомендаций и развития мероприятий по совершенствованию программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на 2009-2012 гг.
Структура работы включает введение, три
главы, заключение, списка использованной
литературы, приложений. В работе использованы
лекции и курсовые работы, материалы акимата
ВКО, отчеты отдела статистики.
1
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ И
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ
Современное состояние и текущая ситуация в области туризма в Республики Казахстан характеризуется положительными тенденциями повышения объемов как въездного туристского потока в страну так и внутреннего туризма, а также создания системы государственного регулирования туристского рынка.
При этом целью развития туризма являются превращение туристской отрасли в доходную отрасль экономики, создание высокорентабельной индустрии туризма, продвижение и реализация конкурентоспособного национального туристского продукта на международном рынке туристских услуг.
Реализация Программы развития туристской отрасли в Республике Казахстан на 2003—2008 годы, предусматривает внедрение Государственной программы "Возрождение исторических центров Великого Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма", выполнение международных соглашений о сотрудничестве в области туризма с различными зарубежными государствами.
Предусматривается обеспечение мер по развитию малого и среднего предпринимательства в туристской сфере, стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере; осуществление работы по дальнейшему упрощению процедур въезда и регистрации иностранных туристов.
Расширение
сотрудничества с Всемирной туристской
организацией обеспечит участие
Казахстана в мероприятиях, проводимых
данной организацией на международных
туристских ярмарках и выставках за рубежом,
в целях продвижения национального продукта
на мировой рынок туристских услуг.
Традиционные
долгосрочные и среднесрочные планы
в теории и практике рынка исходили из
неизменности внешнего окружения фирмы
в плановом периоде и ориентировались
на мобилизацию ее потенциала. С их помощью
происходило определение шагов, которые
необходимо предпринять в каждый конкретный
момент будущего для достижения се целей.
В условиях усиления неустойчивости хозяйственной жизни, непредсказуемости путей развития фирмы, динамично развивающейся среды экстраполяция, как основа составления планов, потеряла смысл. Постепенно крупные фирмы стали переходить к стратегическому планированию как своего рода синтезу маркетингового и традиционного долгосрочного планирования.
Отличие
стратегического планирования от долгосрочного
состоит, прежде всего, в различном
понимании роли внешнего фактора, который
в первом случае является решающим.
Таблица 1 – Сравнение различных видов планирования
|
В современных условиях для повышения гибкости управления большинство ведущих компаний переходят к перестройке своих структур, избавлению от излишних звеньев, созданию временных подразделений повышенной автономности, способных в полной мере реализовывать предпринимательские модели поведения, сокращению управленческого аппарата, спрямлению каналов информации, ослаблению регламентации хозяйственных связей.
Считается, что сегодня в рамках стратегического планирования должны решаться следующие основные задачи:
-
создание условий для быстрого реагирования
на изменение конъюнктуры;
-
борьба с бюрократизмом,
-
повышение активности
- постоянное обновление видения будущего компании, опережающего существующие цели и реализуемые стратегии.
Стратегическое планирование — это основной элемент стратегического управления, процесс моделирования будущей деятельности предприятия на определенный период.
Стратегический план – это формирование потенциала фирмы, конкурентных преимуществ и обеспечение условий выживания. Он должен базироваться на концепции развития предприятия и существовать отдельно от стратегии. Результатом его выполнения являются диверсификация, слияния, обеспечивающие адаптацию компании к среде.
На самом деле правильнее говорить не об одном плане, а о системе стратегических плановых документов, в которую входят: стратегические, функциональные планы подразделений, планы чрезвычайных ситуаций, планы финансовые и т.д.
Стратегический план организаций, конкретизирующий миссию, является основой для остальных планов, обеспечивает их совместимость, дает представление о будущих направлениях деятельности, связанных с результатами стратегического анализа и прогноза окружения компании по каждому подразделению (предположения о будущих угрозах, тенденциях развития, изменениях, характере конкуренции; описание сильных и слабых сторон).
Кроме того, стратегический план формулирует миссию и важнейшие цели, как фирмы, так и каждого стратегического подразделения предусматривает усиление конкурентных преимуществ, в которых могут быть сформулированы направления и способы конкурентной борьбы с реальными и потенциальными соперниками, оценены возможные последствия реализации или, наоборот, отказа от реализации. Результатом осуществления таких целей становятся крупные перемены в организации, чаще инновационного характера.
Мероприятия для каждого подразделения по реализации стратегии, как правил, включают:
- оперативный план, определяющий объем, конкретные направления и последовательность предстоящей деятельности для каждой функциональной подсистемы;
- план распределения ресурсов;
- план поставок.
Оперативный план и планы распределения ресурсов и снабжения отражают действия, которые предприятие должно осуществить в ближайшее время: захват рынков, разработка новых технологий и продуктов, развитие производственного и кадрового потенциала, диверсификация.
Методами, применяемыми при разработке
стратегических планов, является
построение дерева целей,
Поскольку
стратегические планы обеспечивают
решение взаимосвязанных
В то же время для претворения на практике подобных планов еще не всегда имеется нужный опыт; они часто оторваны от жизни, не гибки, чрезмерно сориентированы на рост прибыли, расширение рынка; создаются формально, как дань моде, поэтому рассматриваются, скорее, как способ выражения философии и идеологии компании, а не как основа для реальных действий.
Тем не менее, несмотря на эти их недостатки, считается, что без стратегического планирования организация не может выжить в современных нестабильных условиях.
Для осуществления основных стратегий, решения новых, перспективных, масштабных проблем, увязки планов различного функционального назначения в рамках компании формируются и реализуются специальные целевые комплексные программы. Они состоят из конкретных проектов (подпрограмм), направленных на решение частных задач и выполняемых как оперативными, так и функциональными подразделениями фирмы в течение двух-трех лет. Целевая комплексная программа обеспечивает эффективное развитие фирмы в определенном стратегией направлении с учетом всех связей (внутренних и внешних, основных и обеспечивающих). Обычно с ее помощью решаются проблемы, которые не являются «своими» для каждого отдельного субъекта. Например, речь может идти о программах технического перевооружения, экологического оздоровления и т.д.
Информация о работе Стратегическое планирование регионального развития туризма