Стратегическое планирование регионального развития туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию Региональной программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на перспективу. Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотреть основные принципы развития и реализации стратегии регионального развития туризма;
- изучить анализ состояния и перспективы развития туристской отрасли в регионе;
- проанализировать пути совершенствования туризма в ВКО.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

   «Стратегическое планирование регионального развития туризма». 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

      Развитие  отрасли туризма ускоренными темпами и возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения Казахстана пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них стала постоянной и вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

        Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.    

      Туризм  оказывает огромное влияние на такие  ключевые отрасли экономики, как  транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров  народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития.

      Туризм  стал одним из самых прибыльных видов  бизнеса в мире. По данным Всемирной  туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним  связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века.

        В последние годы и в Казахстане  стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса Казахстана во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов, в этом же и актуальность выбранной тематики данной работы.

        Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию Региональной программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на перспективу. Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:

      - рассмотреть основные принципы  развития и реализации стратегии  регионального развития туризма;

      - изучить анализ состояния и перспективы развития туристской отрасли в регионе;

      - проанализировать пути совершенствования  туризма в ВКО.

      Предметом исследования являются факторы, закономерности и тенденции развития туризма в Восточно-Казахстанской области.

      Объектом исследования выступает Региональные программы  развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на 2003-2012 гг.

      Методологической  и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, общей теории экономики и менеджмента, а также работы ведущих отечественных ученых в исследуемой области. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа.

      Научная новизна работы заключается в предложении рекомендаций и развития мероприятий по совершенствованию программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на 2009-2012 гг.

        Структура работы включает введение, три главы, заключение, списка использованной литературы, приложений. В работе использованы лекции и курсовые работы, материалы акимата ВКО, отчеты отдела статистики. 
 
 
 
 

      1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ И  РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА 

      Современное состояние и текущая ситуация в области туризма в Республики Казахстан характеризуется положительными тенденциями повышения объемов как въездного туристского потока в страну так и внутреннего туризма, а также создания системы государственного регулирования туристского рынка.

      При этом целью развития туризма являются превращение туристской отрасли в доходную отрасль экономики, создание высокорентабельной индустрии туризма, продвижение и реализация конкурентоспособного национального туристского продукта на международном рынке туристских услуг.

      Реализация  Программы развития туристской отрасли в Республике Казахстан на 2003—2008 годы, предусматривает внедрение Государственной программы "Возрождение исторических центров Великого Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма", выполнение международных соглашений о сотрудничестве в области туризма с различными зарубежными государствами.

      Предусматривается обеспечение мер по развитию малого и среднего предпринимательства в туристской сфере, стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере; осуществление работы по дальнейшему упрощению процедур въезда и регистрации иностранных туристов.

      Расширение  сотрудничества с Всемирной туристской организацией обеспечит участие  Казахстана в мероприятиях, проводимых данной организацией на международных туристских ярмарках и выставках за рубежом, в целях продвижения национального продукта на мировой рынок туристских услуг. 

      
    1. Стратегическое  планирование
 

      Традиционные  долгосрочные и среднесрочные планы в теории и практике рынка исходили из неизменности внешнего окружения фирмы в плановом периоде и ориентировались на мобилизацию ее потенциала. С их помощью происходило определение шагов, которые необходимо предпринять в каждый конкретный момент будущего для достижения се целей.                                  

      В условиях усиления неустойчивости хозяйственной жизни, непредсказуемости путей развития фирмы, динамично развивающейся среды экстраполяция, как основа составления планов, потеряла смысл. Постепенно крупные фирмы стали переходить к стратегическому планированию как своего рода синтезу маркетингового и традиционного долгосрочного планирования.

      Отличие стратегического планирования от долгосрочного  состоит, прежде всего, в различном  понимании роли внешнего фактора, который в первом случае является решающим. 

      Таблица 1 – Сравнение различных видов  планирования

                  Виды  планирования
    Параметры Бюджетирование Долгосрочное Стратегическое
                    планирование планирование
    Допущения Прошлое Тенденции Частичная
            повторяется сохраняются предсказуемость
    Тип Медленнее Сравнимо Быстрее
    изменения реакции фирмы реакции фирмы реакции фирмы
    Процесс Циклический Циклический В реальном
                            времени
    Основа Контроль Предвидение Учет развития
    управления отклонений возможностей рынка и внешней
                            среды

 

      В современных условиях для повышения гибкости управления большинство ведущих компаний переходят к перестройке своих структур, избавлению от излишних звеньев, созданию временных подразделений повышенной автономности, способных в полной мере реализовывать предпринимательские модели поведения, сокращению управленческого аппарата, спрямлению каналов информации, ослаблению регламентации хозяйственных связей.

      Считается, что сегодня в рамках стратегического  планирования должны решаться следующие основные задачи:

      - создание условий для быстрого реагирования на изменение конъюнктуры;                   

      - борьба с бюрократизмом, препятствующим  реализации новых проектов;

      - повышение активности менеджеров  и специалистов в деле поиска и выявления новых коммерческих и технологических возможностей фирмы;

      - постоянное обновление видения  будущего компании, опережающего  существующие цели и реализуемые стратегии.

      Стратегическое  планирование — это основной элемент стратегического управления, процесс моделирования будущей деятельности предприятия на определенный период.

      Стратегический  план – это формирование потенциала фирмы, конкурентных преимуществ и обеспечение условий выживания. Он должен базироваться на концепции развития предприятия и существовать отдельно от стратегии. Результатом его выполнения являются диверсификация, слияния, обеспечивающие адаптацию компании к среде.

      На  самом деле правильнее говорить не об одном плане, а о системе  стратегических плановых документов, в которую входят: стратегические, функциональные планы подразделений, планы чрезвычайных ситуаций, планы финансовые и т.д.

      Стратегический  план организаций, конкретизирующий миссию, является основой для остальных планов, обеспечивает их совместимость, дает представление о будущих направлениях деятельности, связанных с результатами стратегического анализа и прогноза окружения компании по каждому подразделению (предположения о будущих угрозах, тенденциях развития, изменениях, характере конкуренции; описание сильных и слабых сторон).

      Кроме того, стратегический план формулирует  миссию и важнейшие цели, как фирмы, так и каждого стратегического подразделения предусматривает усиление конкурентных преимуществ, в которых могут быть сформулированы направления и способы конкурентной борьбы с реальными и потенциальными соперниками, оценены возможные последствия реализации или, наоборот, отказа от реализации. Результатом осуществления таких целей становятся крупные перемены в организации, чаще инновационного характера.

      Мероприятия для каждого подразделения по реализации стратегии, как правил, включают:

      - оперативный план, определяющий  объем, конкретные направления  и последовательность предстоящей деятельности для каждой функциональной подсистемы;

      - план распределения ресурсов;

      - план поставок.

      Оперативный план и планы распределения ресурсов и снабжения отражают действия, которые предприятие должно осуществить в ближайшее время: захват рынков, разработка новых технологий и продуктов, развитие производственного и кадрового потенциала, диверсификация.

        Методами, применяемыми при разработке  стратегических планов, является  построение дерева целей, разработка  альтернативных сценариев, портфельных  матриц, математическое моделирование и пр. Сами планы строятся от будущего к настоящему, фактически переходя в прогнозирование.

      Поскольку стратегические планы обеспечивают решение взаимосвязанных проблем, последствия которых сказываются  в течение длительного времени, их разрабатывают с особой тщательностью. При этом исходят из того, что будущее далеко не всегда лучше прошлого, то есть из противоположного традиционному планированию постулата.

      В то же время для претворения на практике подобных планов еще не всегда имеется нужный опыт; они часто оторваны от жизни, не гибки, чрезмерно сориентированы на рост прибыли, расширение рынка; создаются формально, как дань моде, поэтому рассматриваются, скорее, как способ выражения философии и идеологии компании, а не как основа для реальных действий.

      Тем не менее, несмотря на эти их недостатки, считается, что без стратегического планирования организация не может выжить в современных нестабильных условиях.

      Для осуществления основных стратегий, решения новых, перспективных, масштабных проблем, увязки планов различного функционального  назначения в рамках компании формируются и реализуются специальные целевые комплексные программы. Они состоят из конкретных проектов (подпрограмм), направленных на решение частных задач и выполняемых как оперативными, так и функциональными подразделениями фирмы в течение двух-трех лет. Целевая комплексная программа обеспечивает эффективное развитие фирмы в определенном стратегией направлении с учетом всех связей (внутренних и внешних, основных и обеспечивающих). Обычно с ее помощью решаются проблемы, которые не являются «своими» для каждого отдельного субъекта. Например, речь может идти о программах технического перевооружения, экологического оздоровления и т.д.

Информация о работе Стратегическое планирование регионального развития туризма