Стратегическое планирование регионального развития туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию Региональной программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на перспективу. Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотреть основные принципы развития и реализации стратегии регионального развития туризма;
- изучить анализ состояния и перспективы развития туристской отрасли в регионе;
- проанализировать пути совершенствования туризма в ВКО.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

      Целевая комплексная программа, как базовая часть внедряемой стратегии, предусматривает совокупность организационных, финансовых, технических, социальных и иных мероприятий. В ее рамках происходит оптимальное распределение используемых ресурсов, увязка во времени соответствующих работ с помощью сетевых графиков и иных инструментов.

      Программы различаются по функциональной ориентации (экономической, технической, социальной и т. п.) и срокам (среднесрочные - от года до пяти лет; долгосрочные — свыше пяти лет).

      Целевая программа содержит:

       - постановку цели и подцелей;

       - описание решаемой проблемы  и причин ее появления, уже предпринятых шагов, но ее решению;

      - совокупность конкретных мероприятий,  согласованных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям.

        К таким мероприятиям могут  относиться научные и прикладные  исследования, опытно-конструкторские  разработки, испытания образцов, создание или реконструкция объектов, внедрение новых форм и методов управления и пр.

      Стоимость программы определяется суммированием  всех видов затрат, имеющих к ней отношение, независимо от источников их финансирования. Она распадается на стоимость соответствующих подпрограмм, проектов, заданий.

      В основе расчетов лежат экспертные оценки, нормативы, различные математические и статистические модели.

      Источники финансовых ресурсов могут быть как  собственными (прибыль, накопленная амортизация, взносы учредителей), так и заемными (кредиты, выпуск облигаций). Их необходимая величина определяется общими затратами на программу за вычетом ожидаемых компенсирующих доходов, получаемых в ходе ее реализации.

      Сегодня такие программы частично осуществляются с помощью лизинга соответствующего оборудования.

      В качестве научно-технического обеспечения  выступают результаты собственных научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также закупленные патенты, лицензии, ноу-хау.

      Источниками трудовых ресурсов является набор новых работников, внутреннее перераспределение, переобучение и повышение квалификации персонала, необходимого для реализации всех предусмотренных мероприятий с учетом их этапов и сроков.

      Наконец, информационное обеспечение программы составляет база стратегических данных, результаты специальных обследований, экспертные оценки, различного рода прогнозы, основывающиеся на математическом моделировании внутриорганизационных процессов.

      Организационное руководство программой осуществляет структура, специально созданная на высшем уровне управления фирмой. Она составляет бюджеты распределения ресурсов, планирует, координирует и контролирует исполнение программы.

      Специфической формой стратегических планов организации является бизнес-план. Обычно он составляется на 3-5 лет или при ее создании, или в переломные моменты существования, например при расширении масштабов деятельности, эмиссии ценных бумаг, привлечении крупных кредитов или займов. Часто эти мероприятия имеют целью предварить серьезные изменения во внешнем окружении компании.

      Хотя  многие позиции бизнес-плана скрупулезно  просчитываются, успех в деле его  реализации далеко неочевиден.

      Цель  бизнес-плана состоит в том, чтобы направлять хозяйственную деятельность фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получить ресурсы; определить конкретные ее вилы, рынки; обеспечивать эффективное использование потенциала и ресурсов.

      По  сравнению с другими видами планов бизнес-план обладает двумя специфическими особенностями. Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать всем заинтересованным лицам преимущества, которые те могут получить, приняв участие в его реализации.

      Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Главный и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а на основании его уже разрабатываются варианты с учетом различных видов пользователем. Это вполне попятно, ибо каждого интересуют только те моменты, которые создают гарантии соблюдения его интересов.

      По  сравнению с обычным стратегическим планом бизнес-план характеризуется  следующими особенностями:

      - способствует организации нового  дела и обеспечивает получение необходимых ресурсов;

      - включает только одну цель, связанную  с развитием определенного бизнеса,  а не весь комплекс целей  фирмы;

      - разрабатывается при личном участии  предпринимателей;

      - обладает функциональной направленностью.

      Структура бизнес-плана не канонизирована, но, тем не менее, в нем должен присутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого данный документ составляется.

      Любой бизнес-план открывается введением, которое помогает сразу же определить целесообразность дальнейшего знакомства с ним.

      В основных разделах бизнес-плана может  содержаться следующая информация: о целях предпринимательской деятельности, главной и функциональных стратегиях, о положении фирмы на рынке, её конкурентоспособности, потенциале, сроках и методах погашения кредита. На практике каждый банк выдает программу- содержание, по которой надо составить бизнес-план.

      Итоговый  раздел обычно посвящается финансовому плану компании, который концентрированно, в денежном выражении отражает все предыдущие разделы.

      Помимо  основных разделов  бизнес-план может  содержать приложения в виде различных  наглядных материалов — графиков, схем, диаграмм, таблиц, облегчающих восприятие материала, а также график основных мероприятий с указанием ответственных лип.

      Помимо  бизнес-плана, в организациях может  составляться технико-экономическое обоснование, методика составления которого разработана с учетом практике и основных требований документоведения, принципов планирования и финансовых расчетов. 

      1.2 Туризм как объект  стратегического  планирования 

      Анализ  существующих определений понятия  «туризм» приводит к выводу о том, что подавляющее большинство  авторов трактует туризм только с  точки зрения потребителя, т.е. туризм как путешествие, предпринятое с определенной целью. На наш взгляд, необходимо рассматривать туризм и с точки зрения производителя как сферы производства и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.

      Современное определение понятия «туризм» - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).

      Специфика сферы туризма как отрасли  национальной экономики заключается  в том, что ее продуктом является право на потребление определенного  рода услуг, в то время как сами услуги могут создаваться и в других, сложных отраслях экономики.

      Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечение занятости и создание дохода.  Некоторые ученые считают необходимым дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определяет место туризма в народно- хозяйственном комплексе страны.  Экономические функции туризма представлены в рисунке 1.

      Масштабность  и важность туризма свидетельствуют  о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует  непосредственного государственного планирования, с целью обеспечения  пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

      Многочисленные  связи туризма с другими отраслями  экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное планирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий. 

        
 
 
 

                 
 
 
 

      Рисунок 1- Экономические функции туризма 

      Туризм  уже давно рассматривается как  одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода, а в доли ВВП Италии, Испании, Турции, Болгарии, Тайланда он колеблется в пределах 14-18 %.

      К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

      Развитие  туризма играет важную роль в решении  социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

      Туризм  оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений  между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

      Современное развитие туризма в Казахстане характеризуется  наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

      С одной стороны, современное состояние  туризма в Казахстане расценивается  как кризисное, связанное с падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.

      С другой стороны, отмечаются высокие  темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким  мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории Казахстана.

      По  прогнозу Всемирной Туристской Организации  к 2020 году Казахстан может войти  в первую десятку стран - самых  популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), Республика Казахстан занимает 7 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,0% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 2006 году по сравнению с 2007 годом составил 6,23%.

      В настоящее время ВКО посещает порядка 3 676 туристов в год.  Около 72% посетивших нашу область – жители стран дальнего зарубежья.

      Классификация видов туризма и факторов, влияющих на развитие туризма связана в основном с развитием туризма, его видоизменениями и основными тенденции. Но туризм сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.

      Туризм  можно классифицировать по разным критериям:

      По  цели поездки. Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна  из них будет доминирующей.

      1) В зависимости от цели отличают  следующие виды туризма:

      a) познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха.

      b) деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.

Информация о работе Стратегическое планирование регионального развития туризма