Стратегическое планирование регионального развития туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию Региональной программы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области на перспективу. Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотреть основные принципы развития и реализации стратегии регионального развития туризма;
- изучить анализ состояния и перспективы развития туристской отрасли в регионе;
- проанализировать пути совершенствования туризма в ВКО.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

      c) этнический. Цель этого туризма - посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия, Югославия.

      d) религиозный.  Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к «святым местам» с целью посещения храмов  и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренний (в пределах отдельной страны) и международный. Паломники оставляют в стане пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

      e) спортивный.  Спортивный туризм - это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две  разновидности: активный - поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный - когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя.

      f) рекреационный. Рекреационный туризм или отпускной - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.

      g) учебный. Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучения иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка.

      h) экзотический. Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных народов, архитектура,  национальные обычаи и др.

      i) экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время, на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.

      2) По способу передвижения:

      - пешеходный туризм;                          - велосипедный туризм;

      - конный туризм;                                    - альпинизм;

      - лыжный туризм;                                   - мототуризм.

      3)  По степени использования транспортных  средств.

      Туризм  предполагает перемещение людей  из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие  с использованием стандартных видов транспорта:

       - воздушный транспорт (рейсы по  расписанию, вне расписания);

       - водный транспорт (пассажирские  линии и паромы, круизы);

       - сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.);

       - использованием экзотических видов  транспорта (канатная дорога, фуникулер,  воздушный шар, дельтаплан и  др.).

      4) В зависимости от средств размещения  туристов различают следующие  виды туризма:

      - туризм в отеле;                                                     - туризм в мотеле;

      -туризм  в пансионе;    

      - туризм в туристической деревне,  на турбазе и т.д.

      Отели, как правило, расположены либо в  центре города, либо недалеко от аэропорта, железнодорожного вокзала и должны удовлетворять по качеству услуг международным стандартам.

      5) По сроку пребывания поездки делятся на:

      - продолжительные;                               - краткосрочные;

          - туры выходного дня.

      6) По сезонности:

      - летний (май - сентябрь);                       - зимний (декабрь - февраль);

      - межсезонье. 

      7) По уровню организации:

      - индивидуальный тур - независимое путешествие одного или нескольких лиц и связанно с обслуживанием, носящим персональный характер, как правило, с более высокими ценами.

      - групповой тур - совместная поездка нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну группу обуславливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок.

      Характер организации путешествия может быть организованный и самодеятельный.

      8) По демографическому и социальному  составу участников поездки.

      В зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.) Играет роль и возраст туриста, в последнее время, значительно увеличилось количество путешественников преклонного (пенсионного) возраста.

      9) По направленности туристических потоков:

      - въездной - путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других станах;

      - выездной - путешествие лиц постоянно проживающих в стране,  в другую страну;

      - внутренний - путешествие по стране лиц, постоянно в ней проживающих.

      10) По принципу оплаты:

      - коммерческий. Это стандартный вариант, когда туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и соответственно получает прибыль;

      - социальный. Под социальным туризмом понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство, в порядке, установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера;

      - интенсив-туризм. Представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.).

      Факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. К их числу относятся экономические и финансовые факторы:

        - улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;

        - увеличение (снижение) персонального дохода;

        - более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов;

        - возрастание (снижение) доли общественно - выделяемых средств на  покрытие расходов на туризм и путешествия.

      К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран.

      Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.

      Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

      Особое  место среди факторов, оказывающих  влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристической деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %),  развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный, деловой  и т.д.

      Этапы развития и реформирования отрасли  туризма связан с его особенностями.

      Туризм - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его развития берут свое начало в глубокой древности.

      Как известно, процесс познания человеком  окружающего мира тесно связан с  путешествиями. Уже в древние  времена народы Средиземноморья  располагали географическими описаниями, которые давали общие представления  о соседних территориях. Развитие обмена и торговых связей требовало достоверных и подробных сведений о странах, их  населении и обычаях.

      С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия  древние ученые (Геродот – 5 в. до н.э.) и исследователи других стран (Пифей – 4 в. до н.э.).

      Накопившиеся  к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г. до н.э. – 20 г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90 – 168 гг. н.э.)

      Огромная  заслуга в открытии новых территорий в это время принадлежит арабским путешественникам  VII – XI вв. Например, купец из Басры Сулейман посетил Китай и Индию, а Ибн-Хордабех и Ибн-Фадиан дали подробное описание нашей страны.

      Период  Средневековья был ознаменован  началом путешествий к  целебным источникам. Особо известными путешественниками этого периода можно назвать Шокана Валиханова, Семенов, Мухтар Ауэзов, Марко Поло, Христофора Колумба.  

      1.3 Нормативно – правовые акты по туристской деятельности и реализация программы туризма 2003-2008 гг 

      Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года N 211 «О туристской деятельности в Республике Казахстан».

      Постановление Правительства РК "О плане мероприятий  по реализации Программы действий Правительства  РК на 2000-2002 годы от 7.03.2000 г."

      Постановление заседания Правительства РК NQ 21 от 22.08.2000г. "О проектах индикативных планов социально-экономического развития РК на 2000- 2005 годы и 2001 год.

      Туризм - одна из приоритетных отраслей экономики. Цель закона - создание благоприятных  условий для развития туризма, для более полной реализации прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, на отдых и образование, развития международных и внутригосударственных туристских связей на основе взаимной выгоды, создание условий для использования культурного и природного наследия.

      Основная  цель программы: создание благоприятных  условий для дальнейшего развития туризма ВКО и превращения  его в одну из доходных отраслей экономики области.

       Основные  задачи программы: создание всех условий  для развития туризма; развитие въездного и внутреннего туризма;  развитие туристской инфраструктуры.

      Указ  Президента Республики Казахстан от 15 августа 2003 года № 1165 «О дальнейших мерах  по  реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года»,   Закон  Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211 «О туристской деятельности в  Республике Казахстан».       

      Основными целями государственного регулирования  туристской деятельности на территории области является: создание благоприятных  условий для развития туризма  в Восточно-Казахстанской области и превращения его в одну из  доходных отраслей экономики.

      Основными задачами государственного регулирования  туристской деятельности на территории области являются:  развитие въездного и внутреннего туризма и обеспечение мер для развития малого и среднего  предпринимательства в области туризма, а так же создание условий для кредитования и других  форм  финансирования туристской отрасли.

      Сумма финансирования Программы подразумевает  финансирование из областного бюджета  на мероприятия по туристской деятельности, на создание ТОО «Саяхат-Восток», разработку генеральных планов застройки рекреационных зон области на 2006 год – 88 000,0 тыс. тенге, 2007 год – 60 373, 0 тыс. тенге на реализацию плана туристских мероприятий,  разработку ТЭО и генеральных планов застройки рекреационных зон области, 2008 год – 42 216,0 тыс. тенге на реализацию плана туристских мероприятий, разработку ТЭО и генеральных планов застройки рекреационных зон области.

Информация о работе Стратегическое планирование регионального развития туризма