Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:30, дипломная работа
Цель работы – исследовать развитие санаторно-курортного дела в Омской области.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы санаторно-курортного дела
2. Определить уровень развития санаторно-курортных учреждений в Омской области.
3. Выявить отношение населения г. Омска к отдыху и лечению в Омской области.
4. Проанализировать охрану окружающей среды во время отдыха человека.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 5
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДЕЛА….. 8
1.1. Рекреационная сущность санаторно-курортного дела………………….. 8
1.2. Организация санаторно-курортного дела………………………………… 12
1.2.1. Принципы организации санаторно-курортного дела…………… 12
1.2.2. Санаторно-курортный маркетинг………………………………… 13
1.3. Роль государства в развитии санаторно-курортного дела………………. 18
1.3.1. Необходимость в развитии санаторно-курортного дела………... 18
1.3.2. Стратегия развития курортов……………………………………... 21
1.3.3. Система управления качеством на санаторно-курортные услуги 22
1.4. Современный рынок лечебного отдыха………………………………….. 23
1.4.1. Природные ресурсы в санаторно-курортном лечении………….. 25
1.4.2. Аппаратная физиотерапия………………………………………… 39
Выводы….……………………………………………………………………….. 39
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДЕЛА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………………..
41
2.1. Природные ресурсы Омской области, используемые для оздоровления населения………………………………………………………………………...
41
2.2. Развитие лечебно-оздоровительных учреждений Омской области……..
45
2.3. Анализ маркетингового исследования, определяющий уровень развития санаторно-курортного дела в Омской области……………………………
51
Выводы…………………………………………………………………………..
54
ГЛАВА 3. ОТДЫХ ЛЮДЕЙ И ОХРАНА ПРИРОДЫ……………………….
56
3.1. Проблемы рекреационной экологии и способы их решения……………. 56
3.2. Охрана природы в условиях рекреации Омского региона………………. 60
Выводы…………………………………………………………………………... 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 68
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 72
Приложение 1. Анкета для маркетингового исследования (опрос специалистов санаторно-курортных учреждений)……………………………………
72
Приложение 2. Анкета для маркетингового исследования (опрос населения) ………………………………………………………………………………
74
Таким
образом, подразделения маркетинга
в санаторном учреждении выполняют
двоякую функцию. Во-первых, они действуют
как агенты по сбыту для всех остальных
подразделений предприятия; во-вторых,
они выступают как представители рынка,
на котором они действуют.[34]
1.3. Роль государства в развитии санаторно-курортного дела
1.3.1.Необходимость
развития курортного дела
В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что в современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 41), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, неотъемлемым правом человека является право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Одним из условий практической реализации этих прав является санаторно-курортное обеспечение населения.
Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха. Ранее государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, который был рассчитан на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования. Финансирование развития санаторно-курортного комплекса осуществлялось как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников. [37]
Структура управления санаторно-курортным комплексом сложилась с учетом наличия общегосударственного рынка санаторно-оздоровительных услуг. Функционировала отраслевая система реализации санаторно-курортных путевок, гармонично сочетающая централизованные формы управления и горизонтальные связи. Планово-распределительный метод реализации санаторно-оздоровительных услуг обеспечивал оптимальную загрузку здравниц.
Установлено, что в последнее десятилетие реформирование российской экономики привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительных организаций. Прекратила существование общегосударственная система реализации санаторно-оздоровительных услуг. Разрушилась существующая ранее централизованная система управления санаторно-курортным комплексом.
Принятые решения по переводу народного хозяйства на рыночные отношения по вопросам собственности и правовым аспектам хозяйственной деятельности требовали пересмотра государственных подходов к перспективам развития санаторно-курортного комплекса, разработки новых подходов к организации и регулированию рынка санаторно-оздоровительных услуг, в том числе совершенствования структуры управления санаторно-курортным комплексом. И если для государственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономики можно обойтись универсальными методами, то регулирование и надзор за соблюдением законодательства в санаторно-курортном комплексе в силу специфики, связанной со здоровьем человека и его санаторно-оздоровительным лечением, требует формирования специальных подходов.
Государство несет ответственность за состояние здоровья людей и поэтому, казалось бы, не должно терять свои позиции в курортном деле.
За прошедшие годы законодательство, решающее основные проблемы как о санаторно-курортной деятельности, так и о санаторно-курортном рынке, полностью не сформировано. Были приняты относящиеся непосредственно к санаторно-курортной системе Федеральные Законы "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и "Об особо охраняемых природных территориях" и ряд региональных законов в развитие этих федеральных законов.
Было принято несколько Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, которые также нацелены на решение частных вопросов санаторно-курортного обеспечения и развития отдельных курортных регионов. Также была разработана Федеральная целевая программа "Развитие курортов федерального значения" на период 1996-2000 годов. К сожалению, в первую очередь из-за недостаточного финансирования эта программа не была реализована.
До настоящего времени не сформирована отраслевая система стандартизации, сертификации и лицензирования, не налажена унифицированная система подготовки кадров и их аттестация.[43]
Многообразие природных лечебных факторов, богатство курортных ресурсов и чрезвычайно высокая эффективность их применения в практике отечественного здравоохранения издавна определили то особое внимание, которое во все времена уделяло развитию курортного дела Российское государство. Известно, что за последние годы значительно ухудшились показатели общественного здоровья населения России.
Уровень общей заболеваемости, по данным лечебно-профилактических учреждений, имеет тенденцию к росту и составляет среди детей - 1829,8 случаев на 1000 человек, подростков - 1511,4 и взрослых - 1188,2 случаев на 1000 человек. Рост показателей заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней.
За последние 10 лет, несмотря на рост общей заболеваемости населения, значительно сократилось число санаторно-курортных организаций. В связи со стихийным процессом приватизации и акционирования санаториев в значительной степени разрушены системы функционирования, а финансирование санаторно-курортного лечения снизилось.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере курортного дела должен осуществлять:
1) ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
2) разработку и координацию федеральных программ развития курортов;
3) организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;
4) подготовку кадров в сфере курортного лечения;
5) контроль над исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.[66]
Однако, как показала проверка, Минздравом России не выполняются в полном объеме вышеперечисленные требования.
Современный уровень развития мировой медицины требует объективной оценки эффективности санаторно-курортного лечения, подготовки и переподготовки кадров на основе программ с современным научно-методическим обеспечением.
Принятый в 1995 году Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" имел преимущественно охранную направленность и не решал ряда проблем курортного дела. В нем не были раскрыты взаимоотношения государства (как владельца курортных земель, ресурсов и т.д.) и пользователя (санатории и прочие курортные объекты), в нем не отражались вопросы налогообложения, лицензирования; не конкретизировались вопросы курортного строительства, курортной инфраструктуры; вопросы управления и координации курортной деятельности, а также развития курортной науки.
В тоже время закон позволил сохранить основные курортные территории и их природные лечебные ресурсы, составляющие основу деятельности санаторно-курортных объектов.[63]
Все вышеизложенное показывает, что в настоящий момент существует необходимость в срочном порядке наметить и осуществить комплекс мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, способной решать как медико-социальные задачи обеспечения доступной населению эффективной санаторно-курортной помощью, так и экономические проблемы формирования индустрии курортного дела. При этом следует учитывать, что упадок курортного дела в России, безусловно, стал одним из важных факторов ухудшения показателей здоровья нации. В этих условиях восстановление системы массового санаторно-курортного лечения и оздоровления, возрождение российских курортов представляется важной общенациональной задачей, способной внести большой вклад в повышение уровня общественного здоровья населения.
В области охраны и рационального использования
природных лечебных ресурсов следует
укрепить законодательную базу, обновить
и разработать соответствующие ГОСТы,
усилить контроль за состоянием лечебно-оздоровительных
территорий, гидроминерального хозяйства,
розливом минеральных вод, а также более
эффективно бороться с их подделкой.[43]
1.3.2.
Стратегия развития курортов
По мнению авторов [21], существуют четыре основных стратегических подхода к возможному развитию курортов:
1) стратегия кардинального изменения, применяемая в случае падения загруженности курорта, которая требует выяснения причин падения и поиска мер поддержки здравницы с целью привлечения общественных и частных инвестиций в развитие курорта. При этом возможен вариант перепрофилирования здравницы;
2) стратегия сохранения роста, направленная на поддержание низкого уровня роста при неблагоприятных внешних условиях, на привлечение отдыхающих за счет введения новых услуг (медицинских и анимационных);
3) стратегия достигнутого роста, применяемая для удержания достигнутого уровня в случае, когда курорт располагает лишь ограниченным набором нового продукта и не способен переработать новый рынок;
4) стратегия избирательного роста, выбираемая курортом, ориентированным на определенный сегмент рынка.
Этот принцип
Программа развития санаторно-курортной системы на уровне Федерации или региона должна предусматривать:
-
определение соответствующих
-
установление приоритета
- определение объемов будущего развития и финансирования;
-
обозначение рамок
Комплекс финансовых мер следует направлять на поддержку сектора размещения на курортах, малой инфраструктуры курортов, проектов улучшения системы обслуживания.[20]
1.3.3. Система управления качеством
на санаторно-курортные услуги.
Разработка и утверждение в установленном порядке положения о лицензировании медицинской и других определенных законодательством, видов санаторно-курортной деятельности, аккредитации санаторно-курортных учреждений и сертификации санаторно-курортных услуг, а также аттестации специалистов курортного дела. Разработать и утвердить системы государственной статистики в санаторно-курортной сфере.
Внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных учреждений, системы консалтинга и бронирования санаторно-курортных услуг.
Разработку предложений по системе государственного заказа и внедрению научно-технической продукции и методик высоких технологий в практику работы санаторно-курортных учреждений.
Разработку
положений и организация
Разработку требований и утверждение норм использования природных лечебных факторов, а также отраслевых стандартов лечения при организации медицинской деятельности санаторно-курортных учреждений.
Необходимо определиться с их статусом; установить округа санитарной (горно-санитарной) охраны; переработать в соответствии с современными требованиями положения о каждом курорте, учитывая его специфику и перспективы развития; организовать службу наблюдения (мониторинга) за природными лечебными ресурсами: подготовить и утвердить проект постановления Правительства Российской Федерации о мерах пресечения и предотвращения разбазаривания особо охраняемых Законом природных территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов.[43]
С целью поддержки курортологии как науки, изучающей природные лечебные факторы и разрабатывающей эффективные методы их медицинского применения, а также поднятия роли науки в санаторно-курортном деле в целом необходимо:
Создание комплексных программ по совершенствованию имеющихся и разработке новых методов медицинской реабилитации с использованием основных лечебных факторов курортов (минеральных вод, климата, лечебных грязей) и других немедикаментозных технологий.