Санитарно-курортное дело

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:30, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследовать развитие санаторно-курортного дела в Омской области.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы санаторно-курортного дела
2. Определить уровень развития санаторно-курортных учреждений в Омской области.
3. Выявить отношение населения г. Омска к отдыху и лечению в Омской области.
4. Проанализировать охрану окружающей среды во время отдыха человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 5
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДЕЛА….. 8
1.1. Рекреационная сущность санаторно-курортного дела………………….. 8
1.2. Организация санаторно-курортного дела………………………………… 12
1.2.1. Принципы организации санаторно-курортного дела…………… 12
1.2.2. Санаторно-курортный маркетинг………………………………… 13
1.3. Роль государства в развитии санаторно-курортного дела………………. 18
1.3.1. Необходимость в развитии санаторно-курортного дела………... 18
1.3.2. Стратегия развития курортов……………………………………... 21
1.3.3. Система управления качеством на санаторно-курортные услуги 22
1.4. Современный рынок лечебного отдыха………………………………….. 23
1.4.1. Природные ресурсы в санаторно-курортном лечении………….. 25
1.4.2. Аппаратная физиотерапия………………………………………… 39
Выводы….……………………………………………………………………….. 39
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДЕЛА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………………..
41
2.1. Природные ресурсы Омской области, используемые для оздоровления населения………………………………………………………………………...
41
2.2. Развитие лечебно-оздоровительных учреждений Омской области……..
45
2.3. Анализ маркетингового исследования, определяющий уровень развития санаторно-курортного дела в Омской области……………………………
51
Выводы…………………………………………………………………………..
54
ГЛАВА 3. ОТДЫХ ЛЮДЕЙ И ОХРАНА ПРИРОДЫ……………………….
56
3.1. Проблемы рекреационной экологии и способы их решения……………. 56
3.2. Охрана природы в условиях рекреации Омского региона………………. 60
Выводы…………………………………………………………………………... 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 68
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 72
Приложение 1. Анкета для маркетингового исследования (опрос специалистов санаторно-курортных учреждений)……………………………………
72
Приложение 2. Анкета для маркетингового исследования (опрос населения) ………………………………………………………………………………
74

Работа содержит 1 файл

Рабочий диплом.doc

— 594.50 Кб (Скачать)

     Прием ведут специалисты разного медицинского профиля.

     В санатории лечатся заболевания сердечно-сосудистой, нервной систем, гинекологических заболеваний, с заболеваниями органов движения, дыхания, болезни кожи и желудочно-кишечных заболеваний. Все методы лечения применяются дифференцировано, в зависимости от характера заболевания и активности его течения на фоне диетического или сбалансированного питания по заказной системе. В санаторий принимаются дети с пятилетнего возраста.

     Для активного отдыха в распоряжении гостей санатория – спортивный и тренажерный залы, плавательный бассейн и сауны с микробассейнами, биллиард, кафе, детские игровые комнаты, волейбольные площадки, теннисные корты. Отличный оздоровительный эффект получают посетители санатория от пеших и велосипедных прогулок.

           Обеденный и банкетные  залы, пятиразовое диетическое питание по заказной системе придутся по вкусу любому гурману.

           В санатории созданы  все условия для семейного отдыха. Предлагаются экскурсии по памятным и историческим местам города.[24]

     Санаторий-профилакторий «Железнодорожник» находится в г. Омске в экологически чистой зоне. Период функционирования круглогодичного действия. Санаторий принимает на лечение и отдых взрослых и родителей с детьми. Дети принимаются с 4 лет.

     Основной  медицинский профиль санатория-профилактория - заболевания системы кровообращения, нервной системы, органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения, нарушения обмена веществ, заболевания уха, горла, носа.

     Применяется бальнеотерапия, электролечение, светолечение, магнитотерапия, ультрозвуковая терапия, теплолечение, ингаляционная терапия, спелеотерапия, мониторная очистка кишечника.

       Имеются одно-, двухместные номера. Питание трехразовое, диетическое, заказное меню. По программе «Мать и дитя» предоставляется пятиразовое питание.

       Санаторий располагает главным корпусом, грязелечебницей, сауной, спортивным залом, тренажерным залом, бильярдом, библиотекой, детской игровой комнатой, закрытым бассейном.

       Санаторий «Меркурий» расположен на берегу Иртыш в 67 км от Омска по Черлакскому тракту, в экологически чистом районе, рядом со знаменитым Ачаирским монастырём.

       Здравница имеет комфортабельные спальные корпуса, соединенные теплыми переходами с лечебным корпусом и спортивно-оздоровительным комплексом. Для размещения предлагаются двухместные номера полулюкс и люкс, и четерехместные семейные номера (блок 2х2). В каждом номере: ванна/душ, телевизор, холодильник.

      Проводится лечение сердечно-сосудистой системы, центральной и периферической нервной систем, эндокринной системы, обмена веществ, опорно-двигательного аппарата, гинекологии, органов пищеварения, бронхологической системы, ЛОР-органов у детей.

       Минеральная вода, минеральные ванны, электролечение, теплолечение, лазеротерапия, инголяторий, спелеотерапия, ЛФК, массаж (ручной, подводный), фитотерапия, стоматологический кабинет, озокеритолечение – все это входит в лечебную базу санатория.

       Предлагаются следующие дополнительные услуги: столовая, бассейн, солярий, сауна, бильярд, библиотека, настольный теннис, прокат спортинвентаря, автостоянка, бар, магазин, кинозал, игровые площадки. 

     2.3. Анализ маркетингового исследования, определяющий уровень развития санаторно-курортного дела 

     В нашей дипломной работе было проведено маркетинговое исследование с целью выявления уровня развития санаторно-курортного дела в Омской области. Было опрошено 20 санаторных учреждений, сотрудникам которых предлагалась анкета, состоящая из 12 вопросов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Опрос проводился в пределах г. Омска лично, за пределами города – по факсу.

     Первый  вопрос анкеты касался даты основания  учреждения. По результатам опрошенных первым санаторием Омской области стал «Колос», который был основан в 1972 году. Далее идут по возрастанию «Рассвет» (1974 г.), «Меркурий» (1985 г.), «Коммунальник» (1986 г.) и др.

     На  второй вопрос анкеты респонденты распределились следующим образом: в 100% санаторных учреждений создаются новые технологии, из них 30% внедряют новые технологии менее года, 45% - каждый год, 20% - более года, 5% ответили - другой вариант.

     На  вопрос о дополнительных услугах  практически все  санаторные учреждения (90%) предлагают своим клиентам дополнительные услуги помимо лечения и профилактики различных заболеваний.

     На  четвертый вопрос анкеты, 100% респондентов ответили, что заботятся об охране окружающей среды на территории учреждения.

     Анализируя  пятый вопрос анкеты, 74% опрошенных сотрудничают с туристскими агентствами  для увеличения объема продаж, остальные  респонденты продают путевки самостоятельно. Также по данному вопросу было опрошено 120 турфирм г. Омска, 72 фирмы из которых сотрудничают с санаторными учреждениями региона.

     На  вопрос имеется ли в учреждении служба маркетинга или маркетолог больше половины (58%) ответили положительно, остальные санатории не занимаются маркетинговыми разработками.

     Седьмой вопрос касался возрастных критериев. Мы выяснили, что люди третьего возраста чаще пользуются услугами таких здравниц, как «Омский», «Колос», «Мечта», «Иртыш». Данные санатории, а также остальные, принимают население практически всех возрастных категорий, за исключением детей до 3 лет, но чаще обращаются за услугами люди среднего и третьего возраста.  Два омских санатория принимают только детей. 

     Восьмой вопрос предполагал общие знания респондентов о природных лечебных ресурсах Омской области. Как видно из ответов, 60% специалистов отказались отвечать на вопрос по причине того, что не используют данные лечебные ресурсы в практике.

     Девятый и десятый вопросы касались образования персонала и повышения уровня квалификации работников. Оказалось, что 100 % персонала повышают квалификацию.

     На  вопрос «Считаете ли Вы, что Омская область развивается в санаторно-курортном деле?», 92% согласны, 8% -не согласны с данным мнением.

     Также проводилось анкетирование среди  населения г. Омска различного возраста и социального уровня (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Было опрошено 303 человека. Цель исследования: выявить отношение населения к отдыху и лечению в Омской области.

     Первый  вопрос анкеты был связан с определением ассоциаций на следующие слова: отпуск, отдых, поход, природа.

           Отпуск – это  свободное от работы время в году у каждого человека, и, поэтому, больше половины участников анкетирования (63%) ассоциируют его с отдыхом, 13% опрошенных представляют его на море, 14% омичей ассоциируют отпуск с радостью, вероятно потому, что она связана с предстоящим путешествием.

           Со словом «отдых»  у 25% респондентов возникла ассоциация «расслабление», у 20% - это «развлечения». У 20% отдых представляется на пляже, а в лесу, на море, за городом и за границей – по 7 % каждый.

           Большинство опрошенных (70%) ассоциируют «природу» с какими-либо естественными объектами – лесом, растениями, грибами, горами, озерами, небом. У 10% людей природа вызывает эстетические ассоциации – «красота». И это не случайно, т.к. Омская область богата природными ресурсами. Практически все дома отдыха, санаторно-курортные учреждения располагаются в лесах, у рек и озер, где красота сочетается с чистым, свежим загородным воздухом, богатым отрицательными ионами, которые обладают чудесной способностью быстро и эффективно снимать усталость. Тишина леса, простор полей, аромат и краски садов – все неповторимое многообразие природы – заставляют забыть о будничных делах и заботах, создают приподнятое настроение, раскрепощают нервную систему. Леса и кустарники покрывают 24% всей территории. Вдоль Иртыша сохранились реликтовые сосновые боры, ближайший из них к Омску – Чернолучинско-Красноярский бор, который весьма популярен у горожан.

           Второй вопрос анкеты был посвящен знанию о санаторных учреждениях Омской области. Ответы распределились следующим образом:

     По 25% известны горожанам  «Омский», «Русский лес», «Колос», «Рассвет», «Мечта»; «Автомобилист», «Железнодорожник» знают 23%; «Меркурий», «Химик», «Русь» - по 10% каждый; «Родник» - 3%.

     На  вопрос «Вы когда-нибудь оздоравливались  в санаториях, профилакториях Омска и Омской области?» 45% респондентов ответили положительно, остальные 55% дали отрицательный ответ.

     На  четвертый вопрос анкеты 40% опрошенных пользовались только услугами проживания, питания, 15% пользовались всеми услугами, 30% - всеми услугами, за исключением лечения.

     На  вопрос о том, как часто население  посещает санаторные учреждения, 64% ответили «редко», 18% - «каждый год», 2% - «каждые полгода», 16% - «другой вариант».

     Практически всем (92%) опрошенным нравится уровень  обслуживания персонала, остальные оказались не довольны.

       Ответив на восьмой вопрос, важнее  всего на отдыхе для населения оказалось комфортность и качество обслуживания (50%, 13% соответственно). Четыре процента  заботятся о стоимости во время отдыха. Для 23% людей полученные положительные впечатления играют большую роль и для 10% необходимо постоянно расширять виды услуг, которые предоставляют оздоровительные учреждения. Поэтому при разработке программ особое значение имеет необходимость уделить внимание различным уровням комфортности.

     На  десятый вопрос о месте провождения  отпуска в этом году   были даны следующие ответы: намерены остаться дома (30%), на дачном участке (26%). Тринадцать процентов омских жителей будут отдыхать на базах отдыха Омской области, 7% - в других городах России. В другие страны поедут 6% опрошенных. Двадцать четыре процента населения затруднились с ответом.

     На  вопрос «Довольны ли вы экологической  обстановкой в месте отдыха, оздоровления?» 51% населения г. Омска ответили положительно, 34% - нет, 15% - не знают ответа на вопрос. Незнание об актуальной на сегодняшний день проблеме как экология и защита окружающей среды заставляет задуматься органов государственной власти, родителей и учителей в воспитании будущего поколения.

     Девятый вопрос касался развития санаторно-курортного дела в Омской области, ответы представлены на рисунке 2.1. 

        

     Рис. 2.1 Развитие санаторно-курортного дела в Омской области

     (по  мнению жителей г. Омска) 

     Одиннадцатый  вопрос предполагал анализ источников сбора информации о том или ином месте отдыха, и, как выяснилось, 57% из них являются родственники и друзья. 23% респондентов узнают о местах отдыха через рекламу. 13% опрошенных сами подыскивают себе альтернативу в месте отдыха. Остальным  предлагают места отдыха на работе. 

     Выводы 

     Проанализировав данные по двум анкетным опросам можно сделать выводы, что Омская область среднеразвитая в санаторно-курортном деле, но уровень ее развития повышается с каждым годом. Важными факторами в развитии санаторно-курортного дела служат качество  и многообразие предоставляемых услуг. Для клиентов важна не столько цена, сколько комфорт, уровень обслуживающего персонала и полученные впечатления. В санаторно-курортных учреждениях должны быть созданы маркетинговые службы для успешной работы на рынке санаторно-курортной организации. Необходимо проведение постоянных исследований спроса, конкурентов, среды, выявления соответствия уровня оказываемых услуг требованиям клиентов, определение целевых сегментов рынка и воздействие на них всеми составляющими комплекса, гибкое ценообразование, продуманные мероприятия по продвижению санаторного продукта.

       Немаловажным процессом совместной работы туристских фирм и специализированных средств размещения, таких как санатории, профилактории, дома отдыха, спортивные туристские базы, базы отдыха, кемпинги является реклама. Реклама в туризме – активное средство осуществления связи между производителем и потребителем туристских услуг. Сотрудничество туристских фирм с санаторно-курортными учреждениями позволит не только увеличить объем реализации путевок, но и будет развивать внутренний лечебно-оздоровительный туризм.

Информация о работе Санитарно-курортное дело