Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:30, дипломная работа
Цель работы – исследовать развитие санаторно-курортного дела в Омской области.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы санаторно-курортного дела
2. Определить уровень развития санаторно-курортных учреждений в Омской области.
3. Выявить отношение населения г. Омска к отдыху и лечению в Омской области.
4. Проанализировать охрану окружающей среды во время отдыха человека.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 5
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДЕЛА….. 8
1.1. Рекреационная сущность санаторно-курортного дела………………….. 8
1.2. Организация санаторно-курортного дела………………………………… 12
1.2.1. Принципы организации санаторно-курортного дела…………… 12
1.2.2. Санаторно-курортный маркетинг………………………………… 13
1.3. Роль государства в развитии санаторно-курортного дела………………. 18
1.3.1. Необходимость в развитии санаторно-курортного дела………... 18
1.3.2. Стратегия развития курортов……………………………………... 21
1.3.3. Система управления качеством на санаторно-курортные услуги 22
1.4. Современный рынок лечебного отдыха………………………………….. 23
1.4.1. Природные ресурсы в санаторно-курортном лечении………….. 25
1.4.2. Аппаратная физиотерапия………………………………………… 39
Выводы….……………………………………………………………………….. 39
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДЕЛА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………………..
41
2.1. Природные ресурсы Омской области, используемые для оздоровления населения………………………………………………………………………...
41
2.2. Развитие лечебно-оздоровительных учреждений Омской области……..
45
2.3. Анализ маркетингового исследования, определяющий уровень развития санаторно-курортного дела в Омской области……………………………
51
Выводы…………………………………………………………………………..
54
ГЛАВА 3. ОТДЫХ ЛЮДЕЙ И ОХРАНА ПРИРОДЫ……………………….
56
3.1. Проблемы рекреационной экологии и способы их решения……………. 56
3.2. Охрана природы в условиях рекреации Омского региона………………. 60
Выводы…………………………………………………………………………... 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 68
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 72
Приложение 1. Анкета для маркетингового исследования (опрос специалистов санаторно-курортных учреждений)……………………………………
72
Приложение 2. Анкета для маркетингового исследования (опрос населения) ………………………………………………………………………………
74
Медицинские аспекты курортного дела (методы санаторного лечения), основанные на применении природных лечебных и иных факторов, определении показаний и противопоказаний к направлению больных на те или иные курорты, изучаются институтами курортологии или центрами медицинской реабилитации и физиотерапии. Вопросами выявления, эксплуатации и охраны природных лечебных ресурсов занимаются специализированные гидрогерологические организации.
Территориальное планирование здравниц и курортных зон, проектирование санаторно-курортных объектов осуществляют проектные институты, занимающиеся проблемами рекреационной архитектуры.
Организация санаторно-курортного дела, по мнению автора [20] производится на трех уровнях:
1. Высшее звено – государственные органы управления курортами и туризмом. В России в настоящее время это Управление санаторно-курортным делом при Государственном комитете по физкультуре, спорту и туризму, а также региональные комитеты и отделы при администрациях субъектов РФ. В их функции входят: определение стратегии развития отрасли; составление федеральной и региональных программ развития курортов; контроль над грамотной эксплуатацией и охраной природных лечебных ресурсов; организация научно-исследовательской деятельности; проведение рекламных мероприятий (выставок, ярмарок и т.п.); подготовка кадров курортологов различных специальностей.
2. Среднее звено – это производители лечебных услуг: санаторно-курортные учреждения (санатории и пансионаты с лечением) и внекурортные учреждения (санатории-профилактории, заводы розлива минеральных вод, производители лечебных грязей).
Санаторно-
Функции менеджеров этого звена многоплановые:
-
обеспечение лечебного
-
организация анимационной и
-
обеспечение хозяйственной
-
финансово-экономическая
3. Низшее звено – реализаторы распределения лечебных услуг. К ним относятся Фонд социального страхования, занимающийся выкупом и распределением курортных путевок по льготным ценам, и турфирмы, выкупающие у здравниц и продающие потребителям лечебные туры.
Менеджеры данных посреднических организаций должны уметь ориентироваться на российском и зарубежных рынках лечебных услуг, выбирать для потребителя здравницы необходимого профиля, с учетом лечебных ресурсов и условий климатической и временной адаптации, а также формировать и реализовывать лечебные туры.[37]
1.2.2.
Санаторно-курортный маркетинг
В России, в том числе и Омской области санаторно-курортный маркетинг имеет относительно небольшую историю. Его применение в сфере рекреационных услуг было обусловлено формированием рыночных отношений и возникновением конкуренции как внутри отрасли, так и межотраслевой. В соответствии со степенью зрелости рыночных отношений автор [32] выделяет три исторически сложившихся этапа развития санаторно-курортного маркетинга.
1
этап – советский (конец 1920-
Концепция управления
санаторно-курортным
2 этап – переходный (с 1992 по 2001 г.), характерными особенностями которого являются: ликвидация вертикали управления, разрушение централизованного распределения путевок и формирование свободного рынка санаторно-курортных услуг, стирание существовавших ранее ведомственных границ между различными базами размещения. Впервые предложение начало превышать спрос, появилась конкуренция производителей санаторно-курортных услуг. Еще сохраняются остатки командно-административной системы в виде бюджетных санаторно-курортных учреждений с распределительным механизмом реализации путевок. Основная продажа санаторных путевок (до 80% объема) осуществляется через государственные внебюджетные фонды (социального страхования, социальной защиты и др.). Однако в отрасли уже действуют рыночные механизмы. Ценообразование стало осуществляться не только с учетом издержек, но и спроса, действий конкурентов. Появились рыночные посредники в сбыте санаторного продукта. задействованы методики продвижения курортных услуг, особенно стимулирование сбыта, реклама и связи с общественностью (Public Relations – PR). Большее внимание стали уделять маркетинговым исследованиям.
Появилось понятие
«санаторно-курортный
3 этап – рыночный
(с 2001 г.), свидетелями и участниками
которого мы являемся, начался с изменения
роли фондов социального страхования
в приобретении и распределении путевок.
Это соответствует основному направлению
действий правительства в социальной
политике – последовательный переход
от распределения социальных благ к индивидуальной
помощи тем, кто в ней наиболее нуждается.
Значительное уменьшение государственного
заказа и ликвидация прежнего механизма
приобретения путевок внебюджетными фондами
вынуждает санаторно-курортные организации
переориентировать свою деятельность
на удовлетворение потребностей индивидуального
покупателя. Борьба за клиента еще более
обостряется и преимущество в ней будет
иметь не тот санаторий, где лучше материальная
база, а те здравницы, которые быстрее
овладеют концепцией маркетинга. Этот
этап можно охарактеризовать как применение
управленческой концепции маркетинга
в санаторно-курортной отрасли. Обобщенная
схема содержания маркетинговой управленческой
системы представлена на рис.1.1. Успех
работы на рынке санаторно-курортной организации
требует координации работы разных отделов
и служб санатория для достижения одной
цели: путем удовлетворения потребностей
клиентов получить более высокий размер
прибыли.[34]
Рис.1.1
Содержание управленческой концепции
маркетинга санаторно-курортной организации.
Для успешной работы на рынке санаторно-курортной организации необходимо проведение постоянных исследований спроса, конкурентов, среды, выявления соответствия уровня оказываемых услуг требованиям клиентов, определение целевых сегментов рынка и воздействие на них всеми составляющими комплекса, гибкое ценообразование, продуманные мероприятия по продвижению санаторного продукта.
Таким образом, необходимо осуществить реформирование всех основных элементов системы управления предприятием, как показано в табл. 1.1 , следовательно, и всей системы на основе концепции маркетинга.
Таблица 1.1
Содержание
реформирования системы управления санаторно-курортной
организацией
Элементы системы управления | Содержание реформирования |
1. Аппарат управления | Изменение прежней организационной структуры и появление отдела маркетинга, перераспределение кадрового аппарата, его обучение и переориентация на решение новых задач |
2. Методы управления | Для достижения необходимого уровня сервиса переход от командно-административных методов к экономическим, повышение заинтересованности персонала в сбыте услуг |
3. Функции | Появление новых функций: сбытовой, продвижения услуг; изменение содержания прежних: планирование на основе прогноза сбыта, ценообразования на основе определения безубыточности, тактики конкурентов, спроса, сезонности; аналитической – анализа новых показателей производственно-финансовой деятельности; перераспределение функций между подразделениями |
4. Информация | Проведение специально разработанных и спланированных исследований внешней среды (рынка, потребителей, конкурентов) и внутреннего состояния предприятия (с позиций адекватности потребностям клиентов) |
5. Техника и технология | В связи со значительным
объемом разнообразной |
Формирование
Авторы [32] выделяют следующие этапы формирования маркетинговой системы управления (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2
Этапы
формирования маркетинговой системы
управления организациями санаторно-курортного
учреждения
Этапы | Содержание | Организационная структура | Уровень руководства |
1.Домаркетинговый | Выполнение отдельных маркетинговых функций рассредоточено по разным подразделениям, единой системы нет | Отдел сбыта, коммерческий отдел, плановый отдел | Единого руководства маркетинговой деятельности нет |
2.Начальный | Сосредоточение основных функций маркетинга в соответствующем отделе, функциональное взаимодействие отделами с другими подразделениями | Отдел маркетинга | Заведующий отделом |
3. Зрелый | Служба маркетинга становится ведущей в организационной структуре управления, координируя работу других подразделений для достижения целей предприятия на основе удовлетворения потребностей клиентов | Служба маркетинга, состоящая из нескольких отделов (исследований, сбыта, рекламы, аналитического и др.) | Вице директор |
На
первом этапе специальной
Реализация концепции маркетинга в санаторно-курортных организациях требует создания соответствующих служб. Эти службы должны одинаково успешно решать ряд вопросов по реализации принятой концепции маркетинга, т.к. они представляют интересы предприятия во взаимоотношениях с потребителем. Так, отдел маркетинга должен иметь возможности, позволяющие ему определять и выявлять потребности на рынке, опережать своих конкурентов в определении тенденций развития потребностей, перерабатывая их в идеи, и принимать затем активное участие в планировании и разработке нового санаторно-курортного продукта.