Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:34, дипломная работа
Целю моей работы, является написание экскурсионного продукта «Готика в Калининграде» и разработка его маркетинга на региональном рынке
Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава1. Сущность экскурсионного процесса….…………………………………………………4
1.1.Понятие экскурсии…………………………………………………………………..4
1.2.Рольэкскурсиив туристском обслуживании………………………………………...16
Глава 2. Разработка экскурсионного продукта «Готическая архитектура в Кенигсберге»…22
2.1.Тематика, цели, задачи экскурсии…………………………………………………..22
2.2.Обьекты экскурсии и их характеристика…………………………………………...22
2.3.Маршрут экскурсии…………………………………………………………………..29
2.4.Контрольный текст экскурсии.....................................................................................30
2.5.Методическая разработка экскурсии..........................................................................42
2.6.Индивидуальный текст экскурсии..............................................................................47
Глава 3.Маркетинг экскурсионного продукта.............................................................................89
3.1.Маркетинговые особенности экскурсионного продукта..........................................89
3.2.Маркетинговый анализ регионального рынка услуг................................................91
3.3.Формы маркетинга экскурсионного продукта.........................................................102
3.4.Целевые группы и формы маркетинга разрабатываемого продукта «Готика в Калининграде»..................................................................................................................104
Заключение....................................................................................................................................113
Список литературы.......................................................................................................................115
Приложение 1 «Портфель экскурсовода»..................................................................................117
Приложение 2 «Пособие по структурным особенностям готической архитектуры»...........126
Приложение 3 «Карточки экскурсионных объектов»..............................................................130
По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить все больше дополнительных деталей. Посмотрите на изображение 10( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр.10). Иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — т.н. лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине — тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами. Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т.д.
В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части. Так появился звездчатый свод ( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр.11) .
Преимущества полученные с появлением готического стиля::
- Большая экономия строительного материала
-Увеличение высоты здания, а также освещенности его внутреннего пространства
-Объединение внутреннего пространства в одно целое
-Сокращение сроков строительства
А сейчас мы подъезжаем к католической часовне святого Адальберта. В настоящее время там находится административное здание Исследовательского института земного магнетизма
Здание расположено на Лавскер Аллее 35/ угол Каштановой аллеи 11-13 — проспект Победы, 41
Построена кирха в 1904. Архитектором часовни является Фридрих Хайтманн, один из самых известных архитекторов Кенигсберга, любитель историзма. В 1932 г. здание была расширена на большую чем первоначально площадь после пристройки нефа по юго-западной стороне. В 1944/45 гг. старая часовня и башня получили незначительные повреждения. Пристройка была полностью разрушена, на сегодняшний момент полностью отсутствует.
Обратите внимание на вход находится в стороне, что типично для большинства церквей Хайтманна; фундамент башни становится сенями; а сама башня расположена асимметрично по отношению к нефу.. Нефом называется помещение для верующих, где они находились во время служб. С точки зрения градостроительства, часовня занимает превосходное положение: крыша башни была видна из далека. Членение здания с наружной стороны происходит с помощью контрфорсов, они придают часовне готический характер. Видно, что Хайтман сознательно подражал стилевым особенностям готики. Обратите внимание на окна кирхи.Каждое узкое окно, округляется оконный полем, а возвышающемся очень плоской стремительной аркой, вверху оканчивающемся крутой стрельчатой крышей. На нем в качестве готического элемента установлены фиалы. Своим высоким нефом и стройной башней, часовня производит впечатление большего размера, чем есть на самом деле. У нее 4 пролета, а длина вместе с апсидой составляет 18.8м, при ширине 6.8м. [14].
Апси́да (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой) [18]..
В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
Однако полная высота свода 10.4м изумляет. Внутренние помещение производит впечатление большого размера с помощью хитрого хода: изначально окна не доходили до нынешнего размера по низу, в низу стены они были закрыты, создавалось впечатление, что свет падает с большой высоты и потолки казались сильно поднятыми.
Дале мы с вами направимся в Центральный парки там познакомимся с кирхой посвященной прусской королеве Луизы. Необычность этого здания в том, что оно выполнено в стиле романтизма.
Романтизм появился в конце XIX века и историю его развития можно проследить до начала XX века[18].
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведет родословную от испанского romance (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), через англ. romantic (романтический), передаваемое по - французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 веке «странное», «фантастическое», «живописное». Романтизм ( в традиционном смысле): конкретно - историческом значение этого слова явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально - идеологическая предпосылка - разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые контрасты и антогонизмы, а также «дробление», духовное опустошение личности.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и всего естественного в человеке. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме[7]..
Романтическое отношение к прошлому, и в особенности увлечение средневековьем, наложило отпечаток и на архитектуру той поры. Подражание готическому стилю получило начало в Англии. Это направление в архитектуре, известно как псевдоготика, отличалось тонкостью и красотой. Даже промышленные здания украшали деталями средневековых церквей или иных построек, созданных совсем для других целей. Этот принцип соединения различных стилей называют эклектическим, а соответствующую ему архитектуру- эклектикой. В связи с быстрым развитием в 19 в. промышленности с невиданной скоростью стали расти города, и вновь строящиеся районы состояли именно из таких эклектичных зданий, не лишенных иной раз и своеобразного обаяния.. Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики.
Сейчас мы с вами пройдем в парк к кирхе.
Здание кирхи было возведено в 1910г. В той части парка, где в 1808-1809гг нравилось гулять любимице горожан Прусской королеве Луизы.(Приложение1 «Портфель экскурсовода» изобр. 8) После ее ранней смерти в 1910г горожане в память о ней называли улицы, школы, театры. Вам наверное интересно- чем же заслужила Луиза любовь своих поданных? Королева Луиза Августа Вильгельмина Амалия супруга Фридриха Вильгельма III, была матерью прусского короля Фридриха Вильгельма IV, первого германского императора Вильгельма I и жены Николая I Шарлотты (Александры Фёдоровны).
Став королевой, она скоро привлекла к себе сердца подданных и примкнула к партии реформ. Когда король осенью 1806 года выступил в поход, она последовала за ним в Тюрингию. После битвы при Иене она бежала, с детьми, в Кёнигсберг, затем в Мемель (январь 1807). Королева решила лично просить Наполеона в Тильзите о более мягких условиях мира, но её усилия были напрасны. Тяжёлые страдания, выпавшие на долю государства и королевского дома, она переносила с мужеством, поддерживая убитого горем короля. Она с радостью приветствовала великие реформы и государственных людей, работавших над возрождением Пруссии. Много она делала для горжан, открывала новые школы и больницы.В декабре 1809 она вернулась в Берлин, но вскоре заболела и умерла. Её останки погребены в дворцовом саду в Шарлоттенбурге, где ей и её супругу воздвигнут мавзолей.
После её смерти даже парк Луизенваль стали связывать с именем королевы, хотя парк был назван владельцем в честь своей жены Луизы. Кирха памяти королевы Луизы была построена на пожертвования кенигсбергжцев[15].. Земля была подарена с условием, что кирха будет названа именем королевы. По плану архитектора ф. Хайтмана, было воздвигнуто 3-х нефное здание, ассиметричного заложения. Необычная ориентация хоров на восток было выбрано, что бы создать связь с тем местом, где гуляла королева Луиза. Хо́ры (греч. χορός — хор) — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви или в парадном зале. На хорах обычно размещаются музыканты, певчие или орган.В храме находятся обычно с западной стороны (противоположной алтарю) или опоясывают неф с южной, западной и северной сторон. Первоначально (в раннем средневековье) хоры предназначались для представителей высших слоев общества, позднее на хорах стали размещаться певчие[18]..
С южной стороны к церкви были пристроены дом священника и еще одно небольшое помещение, по стилю похожие на саму церковь. До наших дней они не сохранились Стоя на большом удалении от других высоких зданий, на краю парка Кирха, по замыслу архитектора производила впечатление большого вооружения. Что не совсем соответствует правде. Длина кирхи 47м, ширина 22м. Средний неф имеет высоту 17м. Поначалу планировалось возвести храм в стиле раннего ренессанса, но был избран другой стиль - романтизм, т.к. с его помощью лучше отражался поминальный характер церкви. Он должен был произвести впечатление чего-то спокойного, исполненного достоинством. Что бы отделать стены кирхи камнем не хватило средств. Поэтому большая часть здания была отделана штукатуркой, а углы и порталы входа выполнены из песчаника, привезенного из Берлина[21].. На восточной части здание украшают простые романтические архитектурны формы, позаимствованные романтизмом в готике: ступенчатые контрфорсы, характерные для поздней готики, окна-розетки, изображения массверков на слепых окнах. Элементы готики придают зданию средневековую элегантную стройность, в то же время в большом количестве декоративных элементов и орнаментов, круглых формах проявляется романтическая наигранность 19 века. Во время штурма Кенигсберга здание практически не пострадало. В долгие послевоенные годы оно оставалось бесхозным, в шестидесятых годах планировался снос кирхи, но церковь была спасена архитектором государственного проектного института гражданского строительства Юрием Вагановым, который разработал проект переоборудования здания бывшей кирхи в здание театра кукол. В соответствии с этим проектом кирха была восстановлена и начала действовать в новом качестве в 1976 году. Архитектор Ю. Ваганов, восстанавливая здание под театр кукол сумел сохранить внешний облик кирхи. В облике кирхи восстановленной в 1976г вновь заиграл прежний архитектурный стиль романтизм. У нас есть немного времени, можно сфотографироваться.
А далее мы с вами отправимся к оборонительным сооружениям, несущих в себе элементы готики.
С рыцарских времен 3 города: Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт были обнесены каменными стенами, но город после объединения рос и его границы вышли за пределы стен. По отдельности вальные сооружения состояли из неглубокого рва с водой различной ширины и незначительного по высоте вала с казематом и крытым ходом. Не имелось никаких сложных форм или каких-либо укрытий, было только 26 полных бастионов, 8 полубастионов и 8 ворот, встроенных в вальное окружение, последние были снабжены проходами, вторыми этажами и крышей со скатом. Горожане стонали из-за возложенных на них обязанностей по выполнению общественных работ. В 1640 году, когда работы были готовы только наполовину, на них уже ушла большая сумма денег. Тот факт, что вальное кольцо было чересчур большим, показывает то большое число свободных площадей, использовавшихся в качестве садов или в сельском хозяйстве, которые ещё можно было найти на плане города 1725 года. И ещё одна особенность проявляется на плане Кёнигсберга: помимо укреплённого замка в застроенном центре города мы находим на западном фланге у Преголи вторую укреплённую крепость. Этот форт Фридрихсбург был введён в 1657 году в состав вальных сооружений по указанию Великого курфюрста с тем, чтобы в любой момент можно было перекрыть Преголю и исключить для кёнигсбержцев возможность торговли по морю.
Во время семилетней войны 1756-63 годов вальные укрепления были уже в плохом состоянии. Так как прусские войска были отведены, гражданская гвардия были слишком слаба для защиты широких валов, русские вошли, не встретив сопротивления. И во время наполеоновского похода Кёнигсберг остался без всякой обороны, достойной упоминания. В 1807 году вошли французы, через месяц — после заключения Тильзитского мир — Наполеон провёл в городе три дня. Во второй раз он остановился в Кёнигсберге в 1812 году перед своим большим походом на Россию. В 1814 году Кёнигсберг был отъявлен открытым городом, и уже в 1815 году на части валов были посажены аллеи, а в южной части валы были даже выровнены для тренировочных стрельб артиллерии. Кёнигсберг потерял своё значение города-крепости, зато стал административной резиденции провинции, а также экономическим центром со значительным портом. Он постепенно вновь становился зажиточным городом, и уже в 1820 году в нём насчитывалось 64000 жителей. Только теперь город начал использовать свободные площади на своём плане 1725 года. При этом определённое преимущество принесли первые вальные сооружения: из разбросанных поселенческих площадей трёх бывших городов, в конце концов, возникла связная община. Но к концу 18 века вновь встал вопрос о сооружении новых укреплений. В результате 8 лет работы город опоясывала кольцевая система оборонительных сооружений из вала со рвом, укрепленного бастионами и равелинами. Реконструкция оборонительного кольца длилась 20 лет. Валы как муравейники были пронизаны сотнями казематов. На пересечении с основными магистралями появилось 8 живописных ворот. Каждое из которых отличалось разнообразием архитектурных форм[14]...
Слева виден Астрономический бастион
Время его строительства: примерно 1855/60 гг.
Архитекторами были неизвестные военные инженеры.
В кольцо из валов, ядро которых состояло из земли, и которые только в немногих местах были усилены кирпичной кладкой, были введены бастионы и равелины, которые по внутренней сути своей состояли из очень прочных каменных конструкций, способных противостоять артиллерийскому обстрелу. [21]..
Лежащий по западной стороне бастион “Астрономический” образовывал во время боёв в апреле 1945 г. одну из последних оборонительных позиций немецких войск. Сейчас он служит казармой для сил полиции, т. е. в качестве единственной постройки из вального кольца по-прежнему служит военным целям; для этих целей была возведена дополнительная стена уже после 1945 г., видная на фотографии на переднем плане. Типичная для бастиона заостряющаяся внешняя стена и части стены, выходящие на восток нынче снесены; сохранилось полукруглое среднее сооружение, возвышающееся над всем бастионом. Оно выполнено на двух этажах и имеет мощный кирпичный свод. На нём по-прежнему земляное покрытие. Присоединяющийся с востока редут (также покрытый землёй) изображён только частично. Оконные проёмы у него теперь увеличены.
А теперь мы с вами осмотрим Аусфальские ворота.
Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, во 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.
Ворота с самого начала врезались вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен. Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.
Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми[1]..
После войны в ворота использовались как склад, позднее — как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а позднее в них был расположен коллектор сточных вод.
В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга. Весной 2007 года Аусфальские были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.
Информация о работе Разработка экскурсионного продукта "Готическая архитектура в Кенигсберге"