Разработка экскурсионного продукта "Готическая архитектура в Кенигсберге"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:34, дипломная работа

Описание работы

Целю моей работы, является написание экскурсионного продукта «Готика в Калининграде» и разработка его маркетинга на региональном рынке

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава1. Сущность экскурсионного процесса….…………………………………………………4
1.1.Понятие экскурсии…………………………………………………………………..4
1.2.Рольэкскурсиив туристском обслуживании………………………………………...16
Глава 2. Разработка экскурсионного продукта «Готическая архитектура в Кенигсберге»…22
2.1.Тематика, цели, задачи экскурсии…………………………………………………..22
2.2.Обьекты экскурсии и их характеристика…………………………………………...22
2.3.Маршрут экскурсии…………………………………………………………………..29
2.4.Контрольный текст экскурсии.....................................................................................30
2.5.Методическая разработка экскурсии..........................................................................42
2.6.Индивидуальный текст экскурсии..............................................................................47
Глава 3.Маркетинг экскурсионного продукта.............................................................................89
3.1.Маркетинговые особенности экскурсионного продукта..........................................89
3.2.Маркетинговый анализ регионального рынка услуг................................................91
3.3.Формы маркетинга экскурсионного продукта.........................................................102
3.4.Целевые группы и формы маркетинга разрабатываемого продукта «Готика в Калининграде»..................................................................................................................104
Заключение....................................................................................................................................113
Список литературы.......................................................................................................................115
Приложение 1 «Портфель экскурсовода»..................................................................................117
Приложение 2 «Пособие по структурным особенностям готической архитектуры»...........126
Приложение 3 «Карточки экскурсионных объектов»..............................................................130

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 8.95 Мб (Скачать)

Постройка Нового театра Луизы было частным сооружением, до того момента был только городской театр у Парадеплац (сейчас исчез), который с момента своего основания в 1808 г. служил для показа опер и драм. Новый театр должен был служить лёгкой музе, поэтому после перестройки в 1923 г. его назвали Комической оперой. Эта перестройка, ставшая следствием экономических трудностей инфляционного периода, не сохранила театр от новой катастрофы. В конце концов городская администрация взяла на себя полномочия и провела разделение: старый городской театр теперь отвечал за исполнение опер и оперетт, а в Новом драматическом театре (называемом также сценой для камерного исполнения) с того момента шли только драмы и комедии. По выбору стройплощадки можно видеть, какое значение приобрёл район Хуфен уже в 1911 г. Большая часть публики уже тогда жила в новом предместье вилл. При подходе или подъезде приближаешься прямо к порталу театра.

Реконструкция отдельных фаз строительства не только сложна, нельзя даже установить то состояние, которое имелось после последней перестройки в 1927 г., так как нельзя найти старых чертежей. В распоряжении имеется только советский чертёж по обмерам, выполненный в 1987 г. По нему был сделан расположенный рядом план, который показывает предположительное состояние несущей стены после её последней перестройки в 1927 г. Тогда за входным фронтом (реконструированному на чертеже вверху по старым фотографиям) было просторное фойе. Оттуда лестницы (чьё расположение неизвестно) вели в верхнее фойе.

Закреплено расположение обводных стен помещения для зрителей. Сценическая постройка, пожалуй, осталась ещё от самого первого здания. Первоначальное положение и тогдашнее использование примыкавших помещений, однако, неизвестно. И внешние очертания сценического блока были изменённые при перестройке. В общем, строительное тело с обратной (западной) стороны при восстановлении в 1960 г. было упрощено с повышением этажности. Прежде имевшийся подвал был при восстановлении частично засыпан[1]..

Проектированием восстановления занимался в конце 50-х годов проектный институт “Гипротеатр” из Москвы. Исполнение осуществляло строительное управление Балтийского флота. Так как театр сгорел, и стояли только главные стены (часть из них тоже обвалилась), использовались только самые важные части стеновой конструкции, ширина была незначительно уменьшена по обеим продольным сторонам, так и возник простой, но опробованный тип театра на 930 мест. Обычно  критике из-за пафосности, подвергается мощный портик в стиле неоклассицизма с его шестью тяжёлыми коринфскими колоннами. Однако, предпринимая такого рода оценку, надо помнить, что архитектурный монумент именно на этом месте не был выдумкой только московских архитекторов, вдохновение черпалось отнюдь не издалека. Расположенный в 200 м портик Высшей почтовой дирекции был закончен в 1916 г. В Драмтеатре достаточно точно были переняты его пропорции (а также такие детали, как ряд зубцов). Только вместо ионических были взяты более богатые коринфские колонны. Здание построено в стиле неоклассицизма[21]..

А теперь мы оправляемся фортификационному сооружению входящему в самый мощный оборонительный пояс Кенигсберга-  форт № 5

Пятый форт - один из пятнадцати, входивших в кольцо фортификационных сооружений на ближних подступах к городу. Это сооружение из кирпича и бетона, построенное в конце XIX века и сохранившееся до сих пор, представляло собой массивный шестиугольник, окруженный рвом с водой, каменной стеной и земляным валом, с оборудованными траншеями, огневыми позициями для пулеметов, огнеметов, минометов и артиллерийских орудий. Перекрытия из кирпича, песка, бетона, поросшие сверху деревьями, достигают шести метров толщины. Форт окружен рвом шириной в 21 метр, глубиной в 4,5 метра, заполненным водой. Траншеи, огневые позиции делали его поистине неуязвимым. (Приложение 1. «Портфель экскурсовода» Изобр.3). Фашисты считали их непреступными, Геббельсовская пропаганда называла это кольцо "ночной рубашкой" Кенигсберга. Укрепления были рассчитаны на самостоятельную долговременную оборону. Предварительное разрушение этого форта было предпринято 3-5 апреля 1945 года орудиями особой мощности, но стены форта выдержали этот удар. 6 апреля новый шквал артиллерийского огня был обрушен на крепость. Штурмовые отряды 801-го и 806-го стрелковых полков вплотную подошли к форту. Одним из первых к форту пробрался пулеметчик 1-го стрелкового батальона 801-го стрелкового полка рядовой Дворский И. И. и прицельным огнем не давал врагу выйти из укрепления на огневые позиции. Личное мужество и умелое руководство действиями 1-го батальона 801-го стрелкового полка проявил старший лейтенант Нырков. Воины 2-й стрелковой роты 806-го стрелкового полка форсировали водную преграду и овладели казематом на правом фланге. Лейтенант Джабиев Мирза и сержант Кондруцкий водрузили на нем Красное знамя. Так был блокирован форт. Далее задача сломить сопротивление врага была возложена на воинов 550-го стрелкового полка 126-й стрелковой дивизии. Боем за форт № 5 стал руководить старший лейтенант Бабушкин. Саперы осуществляли подрыв каземата на левом фланге. С наступлением темноты опытные саперы организовали подрыв напольного капонира форта. Штурмовые отряды на плотах стали переправляться через ров с водой, и решающие событие боя переместились внутрь сооружения. Всю ночь с 7 на 8 апреля шел бой. Утром 8 апреля фашистский гарнизон капитулировал. Форт пал. За блокаду и взятие форта № 5 пятнадцать советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Их имена увековечены на мемориальном камне, а подвиг всех сражавшихся при взятии форта запечатлен в экспозиции мемориала. Форт стал символом массового героизма советских солдат. В День Победы, 9 мая 1973 года, состоялось открытие этого мемориала. Теперь остатки казематов и укреплений форта - музейная реликвия. От шоссе, ведущего на взморье, на границе города отходит влево мощенная плитками дорога. В конце ее посетителей встречает монументальная стела "Штурм", выполненная скульптором В. Моргуновым[19].. Здесь же неподалеку - площадка, где у ветеранских костров проходят встречи участников Великой Отечественной войны с молодежью. На территории форта экспонируется выставка боевой техники периода Великой Отечественной войны. Давайте подойдем поближе. Отсюда видны сводчатые потолки форта. Такая форма потолка характерна для готической архитектуры. Важнейшим элементом, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

 

Итак, пока мы едем к следующему экскурсионному объекту, ознакомимся с готическим стилем, его внешними особенностями, и историей

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно  культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики  характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное  воздействие на верующих[20]..

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные   изменения   в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений,  расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные

типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные  улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки  постепенно превращались в сложные комплексы  крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился  собор, становившийся средоточием городской  жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания, (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и  4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами – распалубками.

Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы.   Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных     стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические  декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. На главной  площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней. Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством, строились особняки богатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество инженерной мысли человека,   позволила  преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать   динамическое   единство внутреннего пространства[7]..

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы   материнства,   нравственного  страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху  расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В поздней Готике, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную  скульптуру и темперную живопись на деревянных  досках. Сложился новый эмоциональный  строй образов, отличающийся драматической  (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов. Появились росписи на светские сюжеты. В миниатюрах  наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов  украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом,     изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). Популяризатором и инициатором нового стил я стал аббат,первый министр Людовика VI Сугерий. Он спроектировал церковь в Сен-Дени. Помещения плавно перетекали друг в друга, что сопровождалось игрой света и тени. Как становится ясным из высказываний Сугерия, свет является смыслом готического собора.О нартексе и хоре, которые Сугерий построил на западе и востоке каролинского нефа, он написал в стихотворной форме:

 

Когда задняя новая часть(собора) соединиться

                                                       с передней

Здание просветится, осиянное в середине,

Ибо сияет лишь то, что в сиянии связано

                                                     со светом

И залитое новым светом, сияет благородное

                                                     творение…

                                                 (перевод В.В. Симонов)[20]

Информация о работе Разработка экскурсионного продукта "Готическая архитектура в Кенигсберге"