Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:34, дипломная работа
Целю моей работы, является написание экскурсионного продукта «Готика в Калининграде» и разработка его маркетинга на региональном рынке
Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава1. Сущность экскурсионного процесса….…………………………………………………4
1.1.Понятие экскурсии…………………………………………………………………..4
1.2.Рольэкскурсиив туристском обслуживании………………………………………...16
Глава 2. Разработка экскурсионного продукта «Готическая архитектура в Кенигсберге»…22
2.1.Тематика, цели, задачи экскурсии…………………………………………………..22
2.2.Обьекты экскурсии и их характеристика…………………………………………...22
2.3.Маршрут экскурсии…………………………………………………………………..29
2.4.Контрольный текст экскурсии.....................................................................................30
2.5.Методическая разработка экскурсии..........................................................................42
2.6.Индивидуальный текст экскурсии..............................................................................47
Глава 3.Маркетинг экскурсионного продукта.............................................................................89
3.1.Маркетинговые особенности экскурсионного продукта..........................................89
3.2.Маркетинговый анализ регионального рынка услуг................................................91
3.3.Формы маркетинга экскурсионного продукта.........................................................102
3.4.Целевые группы и формы маркетинга разрабатываемого продукта «Готика в Калининграде»..................................................................................................................104
Заключение....................................................................................................................................113
Список литературы.......................................................................................................................115
Приложение 1 «Портфель экскурсовода»..................................................................................117
Приложение 2 «Пособие по структурным особенностям готической архитектуры»...........126
Приложение 3 «Карточки экскурсионных объектов»..............................................................130
В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности[12]..
Первые архитектурные памятники, сохранившиеся на территории Кенигсберга, относятся к началу XIII века. Выполнены они в романском стиле – этот стиль характеризует массивность конструкций, минимальное количество декоративных элементов, толстые стены здания, небольшие оконца-бойницы, преобладание цилиндрических и квадратных форм. Рыцари-храмовники, укрывались за массивные стены сооружаемых зданий, защищаясь от прусских восстаний. Готическая архитектура была совсем иной. Она получила свое развитие с приходом католической церкви Восточную Пруссию, покореную Тевтонским Орденом.
Сейчас мы с вами подъезжаем к древнему храму - Юдиттен-кирхе, расположенной на западе Калининграда. . Кирха является старейшим зданием Кенигсберга, памятником архитектуры раннегерманской готики XII—XIII веков. Здание кирхи относится к объектам исторического и культурного наследия федерального значения. Время постройки каменной кирхи Юдиттен точно не установлено. Принято считать датой основания 1288 год (однако в некоторых источниках упоминаются и более поздние даты).Кирха построена Тевтонским Орденом. Вот так кирха выглядела раньше, в пейзаже тех лет(Приложение 1. «Портфель экскурсовода» Изобр.4). Относительно происхождения слова «Юдиттен» существует несколько версий. Наиболее достоверной представляется «поселение племени юд». Другая версия говорит о том, что название произошло от имени прусса Юдетуса (или Юдо), которому в 1288 году ландмейстер Кверфур пожаловал земли в этом районе. Также есть мнение, что церковь носит имя святой Ютты (Юдитты) Ботишер, умершей в 1260 году в одном из монастырей Прибалтики[1].
Кирха была посвящена Деве Марии и служила местом массового паломничества верующих, т.к славилась чудесами исцеления. По характеру стилевых особенностей можно судить об изменениях которым подверглось здание, от ранней к поздней готике. Стены и нижний ярус башни были выполнены из полевого камня. Западная стена нефа возведена из большемерного кирпича с готической перевязкой , пятисторонний хор — из валунов и кирпичей, последними выложены углы постройки и оконные ниш., а фронтон сделан из красного обожженного кирпича[15].. Фронтон (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Стены сделаны так прочно, что при возведении здания не пришлось делать контрфорсы, толщины и массивности стен хватило, что бы принять на себя вес здания. Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов[18].. В конце XIV века была выстроена звонница с двумя колоколами. На стенах оформлены гербы гроссмейстеров Тевтонского ордена. Позже уникальность кирхи привлекла в Юдиттен и туристов. Все это и послужило причиной того, что поблизости стали селиться люди, и к началу двадцатого века поселок получил все права городского предместья.
Давайте пройдем внутрь здания.
Фрески в центральном зале представляли собой рыцарскую живопись и геральдику. Сводчатое покрытие потолка было редким, диагональные ребра делили помещение на диагональные поля(Приложение 1. «Портфель экскурсовода» Изобр.5). Главной достопримечательностью церкви была статую Мадонны с младенцем, которая по художественной выразительности не имела себе равных(Приложение 1. «Портфель экскурсовода» Изобр.6). При ремонте кирхи в 1577 на башне был установлен флюгер. Новый алтарь 1672 г. был выполнен из коричневого дерева с элементами живописи и во многих местах позолочен. Кафедра 1686 г. с деревянной резьбой и портретами евангелистов располагалась с правой стороны стрельчатой арки[1]..
В 1819-20 гг., была произведена реконструкция кирхи, построен поперечный притвор с цилиндрическим сводом между нефом и башней. Перестроены западный щипец, северная паперть и ризница. В конце XIX века верх колокольни был выстроен заново. Главный неф имел своды из пяти пролётов треугольных рёбер, доходящих до тяжело нависающей стрельчатой арки, за которой располагался хор, имеющий звёздчатый свод. У северного угла главного нефа — небольшой вход, ведущий к лестнице.В 1840 г. в кирхе был построен орган[1]..
На территории кладбища рядом с кирхой в 1743 году похоронен фельдмаршал Эрхард фон Раедер (1665—1743), комендант Кенигсберга, в 1768 году здесь был погребён фельдмаршал Левальд, командующий прусскими войсками в сражении при Гросс-Егерсдорфе. В 1943 году — известный кенигсбергский скульптор Станислав Кауэр. Живя в Кёнигсберге, Кауэр занимался творческой и педагогической деятельностью, делал памятники, выполнял резьбу по камню для архитектурных строений, малую пластику. В Калининграде сохранилось около ста его небольших пластических работ на зданиях. Самой известной его работой является скульптура «Нимфа». После войны скульптура была установлена во внутреннем дворике Калининградского дома художников. Помимо этого в кирхе крестился видный деятель немецкого Просвещения Иоганн Готтшед. Иога́нн Кри́стоф Го́ттшед (2 февраля 1700 — 12 декабря 1766) — известный немецкий писатель и деятель культуры, — критик, историк литературы и театра, теоретик раннего Просвещения. Как писатель Готтшед занимает выдающееся место в истории развития немецкой литературы. Готшед родился в селении Юдиттен (Juditten) под Кёнигсбергом (королевство Пруссия) (теперь — Октябрьский район города Калининграда, Россия) в семье проповедника. В 14 лет он поступил в Кёнигсбергский университет , чтобы изучать теологию, но, тем не менее, посвятил себя исключительно изучению философии. В январе 1724 Готтшед защитил диссертацию по философии (одновременно с Христианом Вольфом) и читал публичные лекции об изящных искусствах. В 1730 он был назначен экстраординарным профессором поэзии на философском факультете, а в 1734 — профессором логики и метафизики на том же факультете. Художественное мировоззрение Готтшеда носило узко рационалистический характер: в поэзии и литературе наибольшее значение он придавал поучительности. Он боролся с традициями барокко, особое внимание уделяя реформе немецкой драмы, которую преобразовывал по французским классическим образцам[21]..
Кирха практически не была повреждена во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 г. Сразу после выселения немцев кирха подверглась разрушению переселенцами из СССР.В 1985г руины церкви были переданы Российской Православной Церкви и ее Свято-Никольской общине. Имя святого Николая Угодника в первой православной церкви было дано не случайно. Он покровитель путешественников и мореплавателей. Он один из самых почитаемых на Руси святых. Первая служба в восстановленном храме состоялась уже через год в 1986г. Спустя 133 лет храм был преобразован в женский монастырь. Недавно гравюра здания была запечатлена на монетах выпущенных к 750-ти летию истории образования Кенигсберга. Если есть вопросы, задавайте. У нас есть немного времени, можно сфотографироваться..
Далее мы с вами отправляемся к кирхе Святого Адальберта.
А по дороге я расскажу вам об основных конструктивных элементах готики. Их изображения вы найдете в пособиях, выданных вам в начале экскурсии.
Готические здания отличала новаторская система конструкции здания: каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений. Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры[20]..
Распределение нагрузки( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр.1) Посмотрите на изображение 1.
Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передает их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчетах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода. Разницу во внутреннем убранстве вы видите на изображении 2( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр.2) .
Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр.3) .
Так возник готический каркас — хотя предпосылки для него появились несколько ранее: Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр.4)
Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр.5) , давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы-устои — которые могли быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн» ( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр.6) Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной. Обратите внимание ( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр.7) . Это фото Аркбутан Страсбургского собора.
Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы[20].. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
Еще один новый архитектурный конструкторский элемент- нервюрный свод. Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть «погашен». Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы.
Таким образом, конструкция сильно облегчается за счет перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».
Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти ребра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — легкой кладкой кирпича или камня[18]..
Готические своды[20].
Стрельчатый крестовый свод
Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр. 8) . Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.
Предыстория его возникновения такова — сначала путем пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось все тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.
Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure — жилка, ребро, складка).
Нервюрные своды представляли собой квадратные в плане ячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложилась т. н. связанная система — на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма. Посмотрите на изобр.9 ( методическое пособие «Структурные особенности готической архитектуры» Изобр.9) . Там представлена схема каркаса нервюрного свода
Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата — щековых арок, и 2 диагонально пересекающихся — ожив. Цифрой 1 обозначена щековая арка. Цифрой 2 ожив. При полуциркульном профиле щековые арки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение между ними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту стало очень легко — щековые арки стали делать стрельчатыми (будто сложенными в щелыге — хребте свода), а оживы сохранили полуциркульную форму. Распалубки опираются на нервюры, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Эти распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
Информация о работе Разработка экскурсионного продукта "Готическая архитектура в Кенигсберге"