Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:03, дипломная работа
Российская индустрия туризма, постепенно ускоряющая темпы своего развития, всё больше испытывает потребность в высококвалифицированных кадрах. Тезис «кадры решают всё» продолжает, как и раньше, оставаться весьма актуальным. Особенно важным является отбор кадров и выявление у них уровня профессионально значимых качеств для работы в туристских фирмах в условиях большой конкурентности. Выбор темы дипломной работы обусловлен необходимостью исследования рейтинга профессионально значимых качеств, которыми должен обладать современный менеджер, для работы в туристской фирме General Travel, так как от этого во многом зависит позитивное развитие и функционирование регионального туризма.
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы профессии менеджера
1.1 Общая характеристика профессии. История профессии.
1.2 Психологические особенности профессиональной деятельности и профессиональных качеств в современных исследованиях отечественных и зарубежных психологов
1.3 Особенности профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма
1.4 Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы
Исследование профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы (на примере General Travel)
2.1 Общая характеристика туристской фирмы General Travel
2.2 Проведение исследования в туристской фирме General Travel и анализ результатов
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Мнения руководителей по поводу наличия у претендента на работу в туристскую фирму высшего профессионального образования в области туризма разделились следующим образом: 33,3% опрошенных считают наличие у претендента на работу в туристскую фирму высшего профессионального образования в области туризма - чрезвычайно важным;53,3% руководителей считают - очень важным; 6,7% считают наличие любого образования важным, не обязательно в туристской области; и такое же процент руководителей туристских фирм считают наличие у претендента на работу в туристскую фирму высшего профессионального образования в области туризма абсолютно не важным. Мы попросили руководителей прокомментировать свой выбор.100% руководителей считают, что уровень образования в области туризма в регионе КМВ пока не соответствует их требованиям к кадрам для своих предприятий. Всеми руководителями было отмечено, что ВУЗы не уделяют/ или очень мало внимания уделяют практической подготовке будущих специалистов. Часто производственная практика в структуре учебного процесса является лишь формальностью, как для студентов, так и для самих преподавателей. Последствия такого отношения весьма плачевны.
И как следствие выпускники специализированных ВУЗов (ВУЗов с туристской направленностью), практически ничем или мало чем отличаются от выпускников любых других ВУЗов. Поэтому руководителям часто приходится сталкиваться с тем, что «специалистов», прибывших на работу в туристскую фирму приходится обучать практически с нуля. Вот здесь то и встает проблема о склонности к обучению вчерашних студентов. Теперь понятно, почему в нашей анкете 100% руководителей отметили качество обучаемость как чрезвычайно важное.
Знание иностранных языков, по мнению 26,7% руководителей туристских фирм является чрезвычайно важным; 33,3% - очень важным; 26,7%- важным и 6,7% не важным; При этом руководители отмечают, что у большинства выпускников специализированных ВУЗов знание иностранного языка слабое.
Те руководители, которые считают знание менеджером иностранного языка не важным объясняют это тем, что в том объеме работы, который придется выполнять менеджеру иностранный язык ему не понадобится, деятельность предприятий в основном турагентская, общение с иностранными партнерами не предусмотрено, клиентура в основном местная, регион КМВ - небольшой и предприятия в основном малые, в отличии, например от туристских фирм Москвы, где без знания иностранных языков эффективная профессиональная деятельность невозможна.
Рейтинг знаний в области туризма
1 - Высшее/неполное высшее образование в области туризма.
2 - Знание иностранного языка
3 - Минимальный рабочий стаж/практика работы в туризме
Итак, рейтинг наиболее важных и профессионально значимых качеств работника туристской фирмы, по мнению руководителей туристской фирмы General Travel выглядит следующим образом:
На первом месте - личностные и деловые качества (коммуникабельность, ориентация на достижение результата, клиентоориентированность, ответственность, обучаемость, способность планировать работу, организованность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, аккуратность, внимательность, лояльность к компании.)
На втором месте - умения и навыки (навыки продаж/презентаций, работа на персональном компьютере с различными информационными системами.)
На третьем месте - знания (высшее/неполное высшее образование в области туризма, знание иностранного языка, минимальный рабочий стаж/практика в туризме.)
Рейтинг требований к персоналу туристских организаций
1 - Личностные и деловые качества
2 - Умения и навыки
3 - Знания
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время все большую важность и значимость приобретают личностные и деловые качества сотрудника туристской фирмы.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Персонал это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация: люди со сложным комплексом индивидуальных качеств - социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др.; сотрудники организации, а также партнёры по реализации некоторых проектов, эксперты, привлечённые для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д. Человеческие ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств, способна производить материальные блага или услуги.
Персонал в индустрии туризма является одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, а, следовательно, качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности их служащих.
Исследуя профессионально значимые качества менеджера туристской фирмы, мы рассмотрели понятие профессии, профессионально значимых качеств. Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица. Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником.
Проанализировав полученные в ходе исследования результаты мы пришли к выводу, что помимо прочих ПВК, особое значение в социально - культурном сервисе и туризме придается психологическим умениям будущих специалистов: владение приемами и методами формирования системы межличностного общения, умение организовать эффективную коммуникацию в сфере сервиса; участие в совершенствовании деятельности служб сервиса; умение принять решение в экстремальных ситуациях и т.д.
Так же нами были рассмотрены
психологические особенности
В процессе работы нами была
изучена специфика
Таким образом, менеджеру для эффективного и качественного выполнения своих профессиональных функций необходимы знания о культурных основаниях и культурном контексте своей деятельности, причем знания не абстрактные и оторванные от жизни, а вполне конкретные и прагматичные.
В рамах данной дипломной работы нами было проведено исследование по выявлению рейтинга наиболее важных и профессионально значимых качеств работника туристской фирмы General Travel.
Проанализировав результаты нашего исследования мы разработали следующие рекомендации.
1. Учебным заведениям необходимо совершенствовать подготовку специалистов туристской сферы, создать необходимые условия для формирования у них профессиональных и деловых качеств. Это должно стать первостепенной задачей общей программы дальнейшего развития системы образования в области туризма.
2. Повысить уровень
подготовки студентов в
3. Необходимо повысить
уровень практической
4. Для более углубленной
профессиональной подготовки
5. Следует уделять больше внимания психологической подготовке будущих специалистов социально - культурного сервиса и туризма. Необходимо разнообразить формы работы преподавателей со студентами. Это может быть достигнуто организацией деловых игр, праздников, творческих заданий, дискуссий и т. д. это позволяет развить эмоционально - познавательную сферу студента, его творческую деятельность. Таким образом, лишь аппелируя к эмоциональной сфере, можно решать важнейшую психолого-педагогическую задачу - включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир человека.
Новые эффективные методы и приемы включения предмета в учебно-воспитательный процесс позволяют сделать вывод, что характер использования этих методов, их наглядность, достоверность, эффект неожиданности в сравнении с ежедневно используемыми средствами и методами обучения, создают возможность для эффективного стимулирования процесса овладения знаниями и, вследствие этого, мобилизуют мотивы обучения.
6. Для развития профессионально значимых качеств у студентов в процессе обучения рекомендуется проводить психологические тренинги коммуникативной компетентности, способствующие развитию профессиональных способностей и качеств.
Таким образом, качество кадрового состава туристской сферы зависит от содержания учебных программ, практической подготовки в ходе учебных и производственных практик, в которых особое место должно быть уделено развитию профессионально значимых качеств.
Библиографический список
1. Климов, Е.А. Психология
профессионального
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. - Екатеренбург, 1997.
3. Климов, Е.А., Носкова, О.Г. История психологии труда в России. - М., 1992.
4. Каганов, А. Б. Рождение
специалиста: профессиональное
5. Педагогика. Уч. Пособие
для студентов вузов и пед.
Колледжей/ под ред. Н.М.
6. Шадриков, В. Д. Психология
деятельности и способности
7. Батышев, С. Я. Профессиональна
8. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. - 2 - е изд., испр. И доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 320 с.
9. Психология профессии. Методическое пособие./ Под ред. Н. М. Швалевой. - Пятигорск. Гос. Лингвист. Ун - т, Пятигорск 2003.
10. Власова, Т. И., Данилова,
М. М., Шарухин, А. П.
11. Психология. Учебник./ Под ред. А. А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.
12. Дубровина, И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология/ Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Асаdemia,1999.
13. Кузин, Ф.А. Культура делового общения. - М.: « Ось-89»,2000.
14. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М., Академия,2000.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии.. в М. - Л.,1946.
16. Проблемы и перспективы
развития туризма в Южном
17. Ожегов, С. И. и Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4 - е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.
18. Чудновский, А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. - М.:КНОРУС, 2004.- 448с.
19. Дурович, А.П., Кабушкин, Н.И., Сергеева Т.М. и др.; Под общей редакцией Н.И. Кабушкин и др./ Учебное пособие организация туризма Мн.: Новое знание, 2003 - 632с.
20. Руденко, А. М., Довгалева
М.А. Психология социально-
21. Деловой этикет: - 2 - е изд. перераб. и доп. - К.: «Альтерпресс», 2001. - 352 с.
22. Квартальнов, В. А. Теория и практика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с
23. Запесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика. - СПб.: СПбГУП, 2003.- 352 с.
24. Сидоренко, Е. В.
Тренинг коммуникативной компет
25. www.tourbus.ru.
26. Мучински, П. Психология, профессия, карьера. - 7 - е изд. - СПб: Питер, 2004. - 539 с.
27. Морозов, М. А. Информационные технологии в социально - культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник для студ. Высш. Учебн. Заведений / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. - 3 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.
Информация о работе Профессионально значимые качества менеджера туристской фирмы