Профессионально значимые качества менеджера туристской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Российская индустрия туризма, постепенно ускоряющая темпы своего развития, всё больше испытывает потребность в высококвалифицированных кадрах. Тезис «кадры решают всё» продолжает, как и раньше, оставаться весьма актуальным. Особенно важным является отбор кадров и выявление у них уровня профессионально значимых качеств для работы в туристских фирмах в условиях большой конкурентности. Выбор темы дипломной работы обусловлен необходимостью исследования рейтинга профессионально значимых качеств, которыми должен обладать современный менеджер, для работы в туристской фирме General Travel, так как от этого во многом зависит позитивное развитие и функционирование регионального туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы профессии менеджера
1.1 Общая характеристика профессии. История профессии.
1.2 Психологические особенности профессиональной деятельности и профессиональных качеств в современных исследованиях отечественных и зарубежных психологов
1.3 Особенности профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма
1.4 Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы
Исследование профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы (на примере General Travel)
2.1 Общая характеристика туристской фирмы General Travel
2.2 Проведение исследования в туристской фирме General Travel и анализ результатов
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Мнения руководителей  по поводу наличия у претендента  на работу в туристскую фирму высшего  профессионального образования  в области туризма разделились  следующим образом: 33,3% опрошенных считают  наличие у претендента на работу в туристскую фирму высшего профессионального образования в области туризма - чрезвычайно важным;53,3% руководителей считают - очень важным; 6,7% считают наличие любого образования важным, не обязательно в туристской области; и такое же процент руководителей туристских фирм считают наличие у претендента на работу в туристскую фирму высшего профессионального образования в области туризма абсолютно не важным. Мы попросили руководителей прокомментировать свой выбор.100% руководителей считают, что уровень образования в области туризма в регионе КМВ пока не соответствует их требованиям к кадрам для своих предприятий. Всеми руководителями было отмечено, что ВУЗы не уделяют/ или очень мало внимания уделяют практической подготовке будущих специалистов. Часто производственная практика в структуре учебного процесса является лишь формальностью, как для студентов, так и для самих преподавателей. Последствия такого отношения весьма плачевны.

И как следствие выпускники специализированных ВУЗов (ВУЗов с  туристской направленностью), практически ничем или мало чем отличаются от выпускников любых других ВУЗов. Поэтому руководителям часто приходится сталкиваться с тем, что «специалистов», прибывших на работу в туристскую фирму приходится обучать практически с нуля. Вот здесь то и встает проблема о склонности к обучению вчерашних студентов. Теперь понятно, почему в нашей анкете 100% руководителей отметили качество обучаемость как чрезвычайно важное.

Знание иностранных  языков, по мнению 26,7% руководителей  туристских фирм является чрезвычайно важным; 33,3% - очень важным; 26,7%- важным и 6,7% не важным; При этом руководители отмечают, что у большинства выпускников специализированных ВУЗов знание иностранного языка слабое.

Те руководители, которые  считают знание менеджером иностранного языка не важным объясняют это тем, что в том объеме работы, который придется выполнять менеджеру иностранный язык ему не понадобится, деятельность предприятий в основном турагентская, общение с иностранными партнерами не предусмотрено, клиентура в основном местная, регион КМВ - небольшой и предприятия в основном малые, в отличии, например от туристских фирм Москвы, где без знания иностранных языков эффективная профессиональная деятельность невозможна.

Рейтинг знаний в области  туризма

1 - Высшее/неполное высшее образование в области туризма.

2 - Знание иностранного  языка

3 - Минимальный рабочий  стаж/практика работы в туризме

Итак, рейтинг наиболее важных и профессионально значимых качеств работника туристской фирмы, по мнению руководителей туристской фирмы General Travel выглядит следующим образом:

На первом месте - личностные и деловые качества (коммуникабельность, ориентация на достижение результата, клиентоориентированность, ответственность, обучаемость, способность планировать  работу, организованность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, аккуратность, внимательность, лояльность к компании.)

На втором месте - умения и навыки (навыки продаж/презентаций, работа на персональном компьютере с  различными информационными системами.)

На третьем месте - знания (высшее/неполное высшее образование в области туризма, знание иностранного языка, минимальный рабочий стаж/практика в туризме.)

Рейтинг требований к  персоналу туристских организаций

1 - Личностные и деловые  качества

2 - Умения и навыки

3 - Знания

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  настоящее время все большую  важность и значимость приобретают  личностные и деловые качества сотрудника туристской фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И  РЕКОМЕНДАЦИИ

Персонал это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация: люди со сложным комплексом индивидуальных качеств - социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др.; сотрудники организации, а также партнёры по реализации некоторых проектов, эксперты, привлечённые для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д. Человеческие ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств, способна производить материальные блага или услуги.

Персонал в индустрии  туризма является одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ  организации, а, следовательно, качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности их служащих.

Исследуя профессионально значимые качества менеджера туристской фирмы, мы рассмотрели понятие профессии, профессионально значимых качеств. Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица. Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником.

Проанализировав полученные в ходе исследования результаты мы пришли к выводу, что помимо прочих ПВК, особое значение в социально - культурном сервисе и туризме придается  психологическим умениям будущих специалистов: владение приемами и методами формирования системы межличностного общения, умение организовать эффективную коммуникацию в сфере сервиса; участие в совершенствовании деятельности служб сервиса; умение принять решение в экстремальных ситуациях и т.д.

Так же нами были рассмотрены  психологические особенности профессиональной деятельности и профессионально  значимых качеств в сфере сервиса  и туризма. Психологические особенности  трудовой деятельности разрабатывались  многими отечественными и зарубежными психологами. Таким образом под профессионально значимыми качествами студента как будущего специалиста мы понимаем мы понимаем такие качества, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность учебной деятельности студента, дают ему возможность наиболее полно реализовать себя и развитие которых обеспечивает в дальнейшем высокое качество его профессиональной деятельности.

В процессе работы нами была изучена специфика профессионально  значимых качеств менеджера туристской фирмы. Ключевой фигурой в организации туристской деятельности является менеджер (специалист) - человек, умеющий и знающий, как направить эту деятельность в определенное русло, достичь максимального экономического эффекта, просчитать ее социокультурные последствия. Управление сферой туризма требует от менеджера большой гибкости, адекватной реакции на постоянно меняющуюся ситуацию, принятия нестандартных решений, творчества, изобретательности.

Таким образом, менеджеру  для эффективного и качественного выполнения своих профессиональных функций необходимы знания о культурных основаниях и культурном контексте своей деятельности, причем знания не абстрактные и оторванные от жизни, а вполне конкретные и прагматичные.

В рамах данной дипломной работы нами было проведено исследование по выявлению рейтинга наиболее важных и профессионально значимых качеств работника туристской фирмы General Travel.

Проанализировав результаты нашего исследования мы разработали  следующие рекомендации.

1. Учебным заведениям необходимо совершенствовать подготовку специалистов туристской сферы, создать необходимые условия для формирования у них профессиональных и деловых качеств. Это должно стать первостепенной задачей общей программы дальнейшего развития системы образования в области туризма.

2. Повысить уровень  подготовки студентов в области  информационных технологий. Компьютерная  подготовка студентов должна  быть направлена на получение  таких знаний, умений и навыков,  которые позволят выпускникам  туристских вузов и в практической деятельности решать профессиональные задачи с помощью этого вида техники, самостоятельно изучать все новые и новые программные и аппаратные средства. Это объясняется тем, что персональные компьютеры становятся атрибутом самых различных туристских комплексов, поэтому информатизация учебного процесса, широкое внедрение психолого-педагогических разработок, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к умению самостоятельно их приобретать, использовать возможности средств информационных технологий должны быть основаны на качественно новой методике обучения компьютерному прогнозированию. В этом может помочь создание дополнительных факультативных занятий.

3. Необходимо повысить  уровень практической подготовки, предоставляя студентам возможность реализовывать полученные на лекционных занятиях теоретические знания на реальных предприятиях индустрии туризма. Это даст возможность студентам быстрее адаптироваться к данному виду профессии. Для этого необходимо заключать договора с предприятиями туризма, привлекать к учебному процессу все больше практиков в сфере туризма.

4. Для более углубленной  профессиональной подготовки студентов  нужно увеличить число выездных  занятий по специальным дисциплинам.

5. Следует уделять  больше внимания психологической подготовке будущих специалистов социально - культурного сервиса и туризма. Необходимо разнообразить формы работы преподавателей со студентами. Это может быть достигнуто организацией деловых игр, праздников, творческих заданий, дискуссий и т. д. это позволяет развить эмоционально - познавательную сферу студента, его творческую деятельность. Таким образом, лишь аппелируя к эмоциональной сфере, можно решать важнейшую психолого-педагогическую задачу - включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир человека.

Новые эффективные методы и приемы включения предмета в  учебно-воспитательный процесс позволяют  сделать вывод, что характер использования  этих методов, их наглядность, достоверность, эффект неожиданности в сравнении  с ежедневно используемыми средствами и методами обучения, создают возможность для эффективного стимулирования процесса овладения знаниями и, вследствие этого, мобилизуют мотивы обучения.

6. Для развития профессионально  значимых качеств у студентов  в процессе обучения рекомендуется проводить психологические тренинги коммуникативной компетентности, способствующие развитию профессиональных способностей и качеств.

Таким образом, качество кадрового состава туристской сферы  зависит от содержания учебных программ, практической подготовки в ходе учебных и производственных практик, в которых особое место должно быть уделено развитию профессионально значимых качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Климов, Е.А. Психология  профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.,1996.

2. Зеер, Э. Ф. Психология  профессий. - Екатеренбург, 1997.

3. Климов, Е.А., Носкова,  О.Г. История психологии труда  в России. - М., 1992.

4. Каганов, А. Б. Рождение  специалиста: профессиональное становление  студента. - Минск: Изд - во БГУ, 1983.

5. Педагогика. Уч. Пособие  для студентов вузов и пед.  Колледжей/ под ред. Н.М. Швалевой. - Пятигорск. Гос. Лингвист. Ун - т,  Пятигорск 2003.

6. Шадриков, В. Д. Психология  деятельности и способности человека: М.: Логос, 1998.

7. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика. - М.: Профессиональное образование,1997.

8. Аванесова, Г. А.  Сервисная деятельность: Историческая  и современная практика, предпринимательство,  менеджмент: Учебное пособие для  студентов вузов / Г. А. Аванесова. - 2 - е изд., испр. И доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 320 с.

9. Психология профессии.  Методическое пособие./ Под ред.  Н. М. Швалевой. - Пятигорск. Гос.  Лингвист. Ун - т, Пятигорск 2003.

10. Власова, Т. И., Данилова, М. М., Шарухин, А. П. Профессиональное  и деловое общение в сфере туризма: учебное пособие. - СПб.: Д.А.Р.К, 2005. - 288с.

11. Психология. Учебник./ Под ред. А. А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ  М. А. Захаров, 2001.

12. Дубровина, И.В., Данилова  Е.Е., Прихожан А.М. Психология/ Под  ред. Дубровиной И.В. - М.: Асаdemia,1999.

13. Кузин, Ф.А. Культура делового общения. - М.: « Ось-89»,2000.

14. Петровский, А.В., Ярошевский  М.Г. Психология.- М., Академия,2000.

15. Рубинштейн, С. Л.  Основы общей психологии.. в М. - Л.,1946.

16. Проблемы и перспективы  развития туризма в Южном регионе России: Сборник материалов 2 межрегиональной студенческой научно - практической конференции «Проблемы и перспективы развития туризма в Южном регионе России» г. Пятигорск, 28 - 30 апреля 2004г. - г. Пятигорск издательство Кавминводского института сервиса.

17. Ожегов, С. И. и Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4 - е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.

18. Чудновский, А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. - М.:КНОРУС, 2004.- 448с.

19. Дурович, А.П., Кабушкин, Н.И., Сергеева Т.М. и др.; Под  общей редакцией Н.И. Кабушкин  и др./ Учебное пособие организация  туризма Мн.: Новое знание, 2003 - 632с.

20. Руденко, А. М., Довгалева  М.А. Психология социально-культурного  сервиса и туризма. Серия «Высшее  образование». Ростов- на -Дону: «Феникс», 2005. - 256 с.

21. Деловой этикет: - 2 - е изд. перераб. и доп. - К.: «Альтерпресс», 2001. - 352 с.

22. Квартальнов, В. А.  Теория и практика туризма:  Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с

23. Запесоцкий, А.С. Стратегический  маркетинг в туризме: Теория  и практика. - СПб.: СПбГУП, 2003.- 352 с.

24. Сидоренко, Е. В.  Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии, -- СПб.: Речь, 2003. - 208 с., илл.

25. www.tourbus.ru.

26. Мучински, П. Психология, профессия, карьера. - 7 - е изд. - СПб:  Питер, 2004. - 539 с.

27. Морозов, М. А.  Информационные технологии в  социально - культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник для студ. Высш. Учебн. Заведений / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. - 3 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.

Информация о работе Профессионально значимые качества менеджера туристской фирмы