Профессионально значимые качества менеджера туристской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Российская индустрия туризма, постепенно ускоряющая темпы своего развития, всё больше испытывает потребность в высококвалифицированных кадрах. Тезис «кадры решают всё» продолжает, как и раньше, оставаться весьма актуальным. Особенно важным является отбор кадров и выявление у них уровня профессионально значимых качеств для работы в туристских фирмах в условиях большой конкурентности. Выбор темы дипломной работы обусловлен необходимостью исследования рейтинга профессионально значимых качеств, которыми должен обладать современный менеджер, для работы в туристской фирме General Travel, так как от этого во многом зависит позитивное развитие и функционирование регионального туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы профессии менеджера
1.1 Общая характеристика профессии. История профессии.
1.2 Психологические особенности профессиональной деятельности и профессиональных качеств в современных исследованиях отечественных и зарубежных психологов
1.3 Особенности профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма
1.4 Специфика профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы
Исследование профессионально значимых качеств менеджера туристской фирмы (на примере General Travel)
2.1 Общая характеристика туристской фирмы General Travel
2.2 Проведение исследования в туристской фирме General Travel и анализ результатов
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Все это позволяет  совершенно по-новому анализировать  профессиональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне довольно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т. п.

В настоящее время  в научной литературе много говорится о формировании профессионализма в различных видах деятельности. Пути формирования профессионализма могут быть различными.

Так как самореализация личности наиболее плодотворно осуществляется в профессиональной деятельности, то именно профессиональная деятельность дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех основных потребностей личности (потребности в социальном признании, самоуважении, безопасности и т. д.). Само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

В последние десятилетия  исследования личности профессионала  ведутся в двух направлениях.

Во-первых, большое число  работ посвящено изучению отдельных  индивидуально-психологических особенностей личности в труде. С экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное изучение одной или нескольких черт личности, проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности, его влияние на процесс и результаты работы, нежели исследовать целостную личность. Работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности. В этом случае исследователь чаще всего опирается на концепцию профессионально важных качеств (ПВК) личности. Для каждого вида деятельности набор ПВК может быть достаточно специфичен. Усиленное внимание к определенному качеству личности позволяет разрабатывать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленному формированию данного свойства в профессиональной деятельности.

Второе направление, изучение целостной личности. Работы данного  направления являются комплексными исследованиями, рассматривающими целостный  комплекс ПВК, их взаимосвязь и взаимовлияние  в процессе конкретной профессиональной деятельности. Целесообразность синтетического подхода к исследованию личности профессионала подчеркивалась еще в 1930-е гг. С. Г. Геллерштейном. Он отмечал, что психологическое изучение профессий должно стремиться охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании (Геллерштейн, 1983). Особенно выделяется в этом ряду научная работа А. К. Марковой "Психология профессионализма" (1996), в которой наиболее полно и всесторонне рассмотрено целостное системное понимание профессионализма, выделены составляющие профессионализма - его мотивационная и операциональная сферы, намечены критерии, уровни, этапы, ступени продвижения работника к профессионализму, определены факторы, способствующие и препятствующие профессиональному росту.

В настоящее время  большинство специалистов склоняется к мнению, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей человека в профессиональной деятельности, но, прежде всего изучение путей становления целостной  личности профессионала.

Таким образом, от того, какое  определение профессионализма дает исследователь, какие отдельные  черты или качества личности он выделяет, ставит на первый план, считает определяющими  с неизбежностью будут детерминированы  пути формирования профессионализма конкретной личности.

Климов Е. А. в своей  работе "Образ мира в разнотипных  профессиях" на странице 47 отмечает: "Без ясности в вопросе о  том, образ чего (какого результата деятельности) должен удерживать в  сознании профессионал или обучающийся профессии, повышающий профессиональную квалификацию, мы не сможем рассчитывать ни на хорошую постановку профессионального образования, ни на хорошую организацию труда, ни на разумное проектирование каждым человеком.

Термин "профессионально  значимые качества" трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности профессионально личностных качеств специалиста, ими называются те качества личности, которые "призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели /11/. Так, основными профессиональными личностными качествами инженера 80-х годов считались интерес к профессии, склонность к инженерной деятельности, профессиональная самостоятельность, творческий подход к выполняемой работе, подготовленность к руководству трудовым коллективом. Для педагога профессионально значимые личностные качества включают в себя "спектр личностных ценностей, развитость которых обеспечивает высокое качество педагогической деятельности, репутацию мастера обучения, воспитания, повышенные заработки, личное и служебное благополучие, нравственно-психологический комфорт, возможности научной карьеры" /24/.

В.Д. Шадриков называет "индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения", профессионально важными качествами, включая в них и способности человека /37/. Деятельность понимается им в широком смысле - деятельность инженера, рабочих, учебная деятельность студента, воспитательная и обучающая деятельность педагога и т.д. С.Я. Батышев, выделяя в "лестнице" становления личности ступень профессиональной компетентности, связывает ее с формированием таких "профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности" /3/.

На основании, каких критериев свойство личности может считаться профессионально значимым качеством? Первым критерием мы называем социальную значимость определенного профессионального качества, которое задается обществом в виде требования, предъявляемого к личности специалиста.

Становление будущего специалиста  включает в себя развитие его как  личности. В системе образования впервые на первое место ставятся интересы личности: в Законе "Об образовании" провозглашаются "гуманистический характер образования, приоритет ... свободного развития человека" [Закон “Об образовании” // "Первое сентября". № 29. 14 марта. 1996.]. Поэтому качество должно быть и личностно значимым. Это означает, по нашему мнению, понимание личностью того, что оно должно оказывать влияние на возможность наиболее полной самореализации в жизни и на эффективность основной деятельности человека. Для студента - будущего специалиста - основной деятельностью является его учеба, которая рассматривается им как средство приобретения специальности. Значит, профессионально значимые качества должны оказывать влияние на успешность его учебной деятельности. В учебной деятельности студент приобретает и укрепляет такие качества, которые помогут ему стать специалистом высокого класса и, следовательно, достичь высокого уровня самореализации в жизни. Поэтому вторым критерием профессиональной значимости определенного качества личности будущего специалиста мы считаем его влияние на успешность учебной деятельности и на возможность наиболее полной реализации себя как личности.

Так как успешность учебной  деятельности обуславливает в будущем  эффективность его профессиональной деятельности, то личностная значимость для студента определенного качества означает осознание его потенциального влияния на успешность будущей профессиональной деятельности. Эффективность - это степень, в которой процессы обслуживания удовлетворяют ожидания и нужды потребителей./8./ Итак, третьим критерием профессиональной значимости качества для студента мы называем влияние данного качества на успешность будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, под профессионально  значимыми качествами студента как будущего специалиста мы понимаем такие качества, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность учебной деятельности студента, дают ему возможность наиболее полно реализовать себя и развитие которых обеспечивает в дальнейшем высокое качество его профессиональной деятельности.

1.2 Особенности  профессиональной деятельности  в сфере сервиса и туризма

Сфера сервиса является в настоящее время одной из перспективных отраслей развития экономики. Развитие сферы сервиса и производимых ею продуктов является подтверждением того, что люди стали задумываться о более комфортной жизни, а также того, что новые ценности, призывающие ценить не большую серую массу общества, а отдельную личность и её потребности, находят свое воплощение во многих сферах жизни человека: в магазине, в автосалоне, в мастерской, на работе, а также и на отдыхе. Везде и всюду нужен сервис: у человека есть потребности, которые он не может реализовать сам, без помощи профессионалов своего дела и тут на помощь должны прийти специалисты сервиса. Это и автосервис, и сервис в быту и социально - культурный сервис, и у каждой отрасли есть свои особенности.

Но есть и то, что  объединяет их. А именно то, что мы понимаем под «сервисом»: это - выполнение силами сторонних квалифицированных специалистов действий, обеспечивающих качественно высший уровень существования конкретного человека по сравнению с результатом, которого этот же человек может достигнуть, выполняя эти же действия собственными силами с собственной квалификацией. Лозунг такого вида деятельности звучит как: «принять, понять и удовлетворить». Иными словами, сервисное обслуживание должно качественно повышать уровень жизни людей, но достичь этого реально возможно только при условии, если обслуживаемый и обслуживающий понимают друг друга в процессе обслуживания. Как клиента принять - учат многие, и процедура эта, в общем-то, стандартна, хотя и может иметь специфические черты. А вот насчет "понять" и "удовлетворить"- особый разговор! Начнем с того, что для возможности удовлетворения запросов клиента у персонала должна быть соответствующая квалификация и избыточные ресурсы, которые предоставляются клиенту. Но помимо чисто профессиональных знаний (знаний специфики той сферы, в которой работаешь) необходимы знания специальные, необходимые для того, чтобы процесс оказания услуг стал взаимовыгодным.

Как уже было сказано  выше, психологическая структура  деятельности практически в любой  сфере может быть представлена в  следующем виде:

Д= S-O-Ц-М-Сп-Ср-Р,

Где Д- деятельность, S- субъект  деятельности, О- объект деятельности, Ц-цели деятельности, М- мотивы деятельности, Сп- способы деятельности, Ср- средства деятельности, Р- результат.

В данной формуле следует  обратить внимание на два первых элемента S-O. В социальной системе взаимодействия «человек-человек» элементы S-O выступают как субъект- субъектное взаимодействие, т. к. в качестве объекта «О» выступает человек, а не природа, знак, техника, как в других системах взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Теперь можно сравнить психологическую структуру деятельности со структурой общения по Г. Лассуэллу:

Кто говорит? - S

Кому? - О

Зачем? - Ц

Как? - Сп, Ср

С каким эффектом? - Р

Приведенное сравнение  позволяет сделать вывод о  том, что деятельность специалиста в области сервиса есть коммуникативная деятельность, т.е. деятельность общения.

Профессионально значимые качества специалистов сервиса можно  определить, ознакомившись с общей  характеристикой специальности  по Госстандарту. Специалист - работник, обладающий знаниями, умениями и навыками, приобретёнными путём специальной подготовки и необходимыми для определённого вида деятельности в рамках профессии.

Специалист по сервису  и туризму должен отвечать следующим  требованиям:

- знать основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;

- знать законодательство  в сфере социально - культурного  сервиса и туризма, правовые  нормы, регулирующие отношения  между личностью и семьёй, обществом, окружающей средой;

- знать нормы деловой  письменной и устной речи, процессы  организации эффективной речевой  коммуникации в сфере социально  - культурного сервиса и туризма;

- иметь способность  продолжать обучение и вести  профессиональную деятельность в иноязычной сфере;

- обладать знаниями  по созданию условий для формирования  рынка услуг социально - культурного  сервиса и туризма с учётом  применения прогрессивных технологий;

- знать возможности  современных информационных технологий  и владеть методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально - культурном сервисе и туризме;

- принимать участие  в организации, планировании и  совершенствовании деятельности  служб социально - культурного  сервиса и туризма и разрабатывать мероприятия по повышению эффективности их деятельности;

- принимать управленческие  решения в рамках компетенции  и осуществлять связь с общественностью;  участвовать по подбору, расстановке  и повышению квалификации кадров  служб социально - культурного сервиса и туризма;

- иметь способность  в условиях развития науки  и изменяющейся социальной практики  к переоценке накопленного опыта,  анализу своих возможностей; уметь  приобретать новые знания, использовать  современные научные технологии;

- иметь способность обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально - культурному сервису и туризму;

- понимать сущность  и социальную значимость своей  будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний; внедрять современные научные знания, передовые технологии в социально - культурном сервисе и туризме, рекреации и других сферах деятельности;

- уметь разрабатывать  стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально - культурного сервиса и туризма;

- использовать несколько  иностранных языков при организации  услуг социально - культурного  сервиса и туризма;

- владеть приёмами  и методами формирования системы межличностного общения;

- обладать знаниями  и навыками по разработке и  внедрению инновационных технологий  в социально - культурный сервис  и туризм;

Информация о работе Профессионально значимые качества менеджера туристской фирмы