Проблема конкурентоспособности
туристической индустрии является
многофакторной и должна решаться по
многим направлениям одновременно. Макроэкономическая
стабилизация и институциональные
реформы, направленные на улучшение
инвестиционного климата, безусловно,
создают условия для эффективного
развития туристического бизнеса в
долгосрочной перспективе, но вместе с
тем, в силу объективных причин, эти
преобразования не обеспечивают сами
по себе достижения необходимых результатов
на ближайшие годы. Решение проблем
в туризме нецелесообразно ограничивать
лишь спектром отраслевых задач. Это
связано с главной особенностью
туристических услуг - их невозможно
перенести в пространстве. Для
туристических услуг наличие
смежных организаций является условием,
без которого не может быть совершено
потребление, поэтому туристские услуги
должны производиться при высоких требованиях
к инфраструктуре. Следовательно, совместная
деятельность турфирм и их сотрудничество
с организациями непосредственного обслуживания
туристов является важным условием производства
туристских товаров и услуг. При этом первостепенное
значение имеет транспорт, одна из составляющих
инфраструктуры туризма. Туристские перевозки
являются важнейшим составным элементом
туристской индустрии и неотъемлемой
частью туристского продукта. Самым молодым
и активно развивающимся видом транспорта
является воздушный. Авиаперевозки занимают
более одной трети от всех перевозок международных
туристов. Однако в настоящий момент существует
несколько проблем, которые возникают
на стыке услуг турфирм и транспортных
организаций. Самая главная из них состоит
в том, что транспортные затраты в структуре
цены тур услуги составляют 40-50%. Такое
соотношение не позволяет туристическим
фирмам вести гибкую ценовую политику
при продаже всего пакета услуги. Другой
проблемой является то, что многие транспортные
предприятия и компании не только осуществляют
перевозку туристов, но и обеспечивают
перевозку обычных пассажиров, почты и
грузов, не имеющих отношения к туризму.
Поэтому при перевозке туристов авиаперевозчики
не делают различий " между просто пассажиром
и туристом. На отечественном рынке авиаперевозок
практически полностью отсутствует предложение
дополнительных услуг для туристов, тогда
как у зарубежных перевозчиков это весьма
распространенная практика. Освоение
нашего туристического рынка иностранными
авиаперевозчиками, предлагающими услугу
на порядок выше по уровню качества и надежности
по сравнению с отечественными компаниями,
ведет к утечке валюты за рубеж. За последнее
время стоимость перевозок в ходе конкурентной
борьбы а также в результате падения спроса
была весьма снижена. Вследствие этого
на первый план выходят неценовые способы
конкуренции, которые предполагают привлечение
клиента путем повышения качества предлагаемой
услуги и предложения дополнительных
услуг к основным. Развитие современной
цивилизации характеризуется ускоренным
ростом сектора услуг по сравнению с другими
секторами национального хозяйства. Это
обусловлено в первую очередь действием
таких факторов, как рост общественной
производительности труда, следствием
которого является повышение материального
благосостояния людей, а также изменением
соотношения трудовой и досуговой деятельности
человека в результате общественного
разделения труда. До этого времени деятельность
в большинстве секторов услуг жестко регулировалась
государством, а в ряде из них государство
являлось основным поставщиком услуг.
С начала 90-х годов до настоящего времени
отечественный рынок услуг находится
в процессе непрерывного развития. Наибольшая
активность наблюдалась в туризме и в
целом в индустрии развлечений, страховании
и телекоммуникациях. Всем услугам присущ
один общий признак - результату предшествует
совершение действий, не имеющих материального
воплощения, составляющих вместе с ним
единое целое. Поэтому при оказании услуги
продается не сам результат, а действия,
к нему приведшие.
Из всего многообразия услуг рынок туризма
выступает как самостоятельный вид рынка,
входящий в общую рыночную систему, но
при этом сохраняющий свою ярко выраженную
индивидуальность. Усилению потребности
в туризме также способствует такое явление
как урбанизация. Урбанизация препятствует
отдыху после работы, т.к. жители городов
изолированы от природы. Поэтому исследователи
считают, что одним из лучших решений,
связанных со снятием усталости, вызванной
урбанизацией, являются путешествия. В
конечном итоге было определено, что все
факторы, вызывающие потребности в туризме,
можно разделить на четыре группы: познавательная,
региональная, экономическая, психологическая.
Туристское движение представляет собой
еще и несравнимое средство развития интеллекта,
а туристские потребности стали постепенно
обязательной нормой жизни всего населения.
Сегодня международный туризм трансформирует
прежде закрытые общества в открытые универсальные
общества, где контакты между людьми из
разных стран становятся повседневной
реальностью. Это удовлетворяет потребности
людей во встречах и обменах другими культурами.
Неоспоримо, что туризм является одним
их влиятельнейших феноменов (если не
самый влиятельный) экономического и социального
развития общества. Составление информации
о туристских потоках и в целом экономический
анализ международного туризма базируется
на принятых точных и универсальных определениях,
которые описывают характеристики международного
туризма, классифицируют разные виды туристских
потоков. Основные определения туризма
были сформулированы Организацией Объединенных
Наций (Конференция по туризму и международным
путешествиям, Рим, 1963г.) и Комиссией по
статистике ООН (апрель 1968г.) Эти определения
были пересмотрены и приняты на конференции,
проводимой Всемирной туристской организацией
в Оттаве в июне 1991г. Там же были сформулированы
некоторые рекомендации, которые ВТО опубликовала
в своем отчете «Рекомендации по статистике
в международной миграции».
Согласно рекомендациям
ВТО, всех путешественников, пересекающих
внешние границы стран, подразделяют
на тех, которые должны быть включены
в статистику туризма и названы
гостями и на тех, кого не включают
в статистику исходя из мотивов их
визита. Обобщив все вышеизложенное,
можно выделить три группы международных
путешественников:
1) иностранный гость -
любая персона, уезжающая в
другую страну, не являющуюся
его постоянным местом жительства,
на период, не превышающий 12 месяцев,
при этом главная цель визита
иная, чем оплачиваемая деятельность;
2) иностранный турист - это
гость, проживающий в стране
временного пребывания по крайней мере
24 часа с целью отдыха (проведение отпуска,
оздоровительные, познавательные, религиозные
и иные цели);
3) экскурсант - это иностранный
гость, который не ночует в
стране пребывания, а возвращается,
например, на судно или на поезд,
на котором он прибыл в страну.
Туризм характеризуется
наиболее динамичным и бурным развитием,
особенно за последние десятилетия.
Индустрия туризма - это неотъемлемая
составная часть экономики всех
развитых стран.
Совмещение
отдыха с познанием жизни, истории,
культуры других народов - вот
та задача, которую в полной
мере может выполнить туризм.
Гуманитарное значение туризма
значительно шире познавательной
функции.
Туризм заинтересован в дружбе
и мире между народами, так
как это является одним из
условий его деятельности. Воспроизводящая,
одна из основных функций туризма,
с социальной точки зрения, направленная
на восстановление сил, затраченных
при выполнении определенных
производственных и бытовых функций.
Туризм может дать человеку
перемещение, обеспечивающее смену
обстановки и изменение привычного
образа жизни, то есть дополнительный
контраст производственной жизни.
Несмотря на то, что туристический
рынок рассматривается как один
из компонентов единого рынка
услуг, туристическим услугам
присущи свойства услуг как
таковых, но в то же время
эти свойства имеют отличительные
черты, которые выделяют их
из всего многообразия услуг.
В Кыргызстане можно развивать
следующие виды туризма связанные со следующими
видами транспортами.
Одним из популярных
видов отдыха за рубежом, в
частности в зарубежной Европе,
становятся путешествия на колесах.
Кроме путешествий на экскурсионных
автобусах такой вид отдыха
включает и кемпинг туризм, когда
люди совершают поездки на
трейлерах или легковых автомобилях
с прицепами. Это вид отдыха
очень распространен в силу
ряда обстоятельств. Он
экономичен и не требует дорогостоящих
трат в отелях. Также большим
успехом пользуется моунтибайкинг,
- катание на велосипеде по горам и пересеченной
местности. Это достаточно дорогостоящий
вид экстремального туризма. Но, несмотря
на дороговизну в мире ежедневно проходят
десятки международных соревнований по
горному велосипеду, которые собирают
большое количество поклонников этого
вида спорта.
Заключение
Наша страна, благодаря
своему уникальному природному и
культурному потенциалу, а также
все возрастающему интересу зарубежных
туристов как к новому неохваченному
направлению, имеет все основания для
развития всех видов туризма. К причинам
неразвитости туристской инфраструктуры
можно отнести не только объективные экономические
трудности, но и несовершенное налоговое
и туристское законодательство, в частности,
полное отсутствие необходимых для контроля
за развитием отрасли и соблюдением прав
потребителя государственных стандартов.
Главными направлениями в развитии туризма
являются расширение международных туристских
связей и реализация межправительственных
соглашений в сфере туризма.
Превращение туризма в
массовое явление создает ряд
проблем, связанных с его транспортным
обслуживанием. Это относится как
к транспорту общего пользования, так
и специализированному транспорту,
функционирующему в рамках туристских
организаций. В общем виде эти
проблемы сводятся к следующему: созданию
материально-технической базы туристского
транспорта общего пользования, соответствующего
туристским потребностям страны; совершенствованию
организации транспорта; улучшению
качества транспортного обслуживания
туристов. Несомненно, что и само географическое
положение области может и должно рассматриваться
как одна из составляющих местного туристского
потенциала. В связи с этим, основными
потребителями туристских услуг в плане
развития въездного туризма являются
жители столичного мегаполиса и превращение
области в полноценную туристскую дестинацию.
В заключение хотелось бы отметить
- для того, чтобы отрасль туризма
стала высокодоходной, как показывает
мировая практика развития туризма,
необходима консолидация усилий всех
участников туристского рынка, государственного
и частного секторов. И здесь роль
Правительства республики заключается
в обеспечении координации политики
развития и планирования в туристской
индустрии на межгосударственном, государственном
и частном уровнях.