Мировой туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:11, контрольная работа

Описание работы

5 Тенденции развития мирового туризма
6 Внешние и внутренние факторы развития
7 Индустрия туризма. Сферы деятельности

Работа содержит 1 файл

5 Тенденции развития мирового туризма.doc

— 826.00 Кб (Скачать)

Таблица 8.1.

Численность иностранных граждан, посетивших СССР, страны СНГ и Российскую Федерацию  в 1985-1995 гг., тыс.человек  

Источник: ГКФТ России  
 
Больше всего иностранцев в 1995 г. в Россию прибыло из Финляндии - всего 1276,3 тыс. человек, что составляет 12,4% всех прибытий в страну. Почти половина из них прибыла с целью туризма. Второе место занимала Польша, хотя в советский период опережала Финляндию, - 666 тыс. человек, большинство из которых приезжало с целью туризма - 532 тыс. человек. В 1989 г. поляки составляли 3,9% всех прибывших в СССР, всего - 3034,7 тыс. человек, а туристов в их числе было всего 792,5 тыс. человек. К этим статистическим данным надо относиться критически, так как СССР не использовал принятые ВТО категории и стандарты. 
 
Гости из несоциалистических стран в конце 80-х годов составляли одну треть всех приезжающих. В этом немалую роль сыграли бюрократические ограничения, связанные с визовым оформлением. 
 
Политика ограничений международного туризма была присуща не только Советскому Союзу, но и странам Восточной Европы, которые также уделяли мало внимания развитию международного туризма у себя, ограничиваясь развитием внутреннего туризма или в лучшем случае туристскими потоками между собой. Исключение составляла Югославия, которая в 60-70-е годы начала развивать индустрию отдыха, привлекая туристов с Запада. 
 
Естественно, что из-за слабого развития туризма инвестиции в развитие его инфраструктуры были крайне низкие. 
 
Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан, выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный период их число начало быстро расти с небольшим перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило 21,3 млн человек против 2,8 млн человек в 1985 г. Если посмотреть тренд выехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распада СССР, т.е. в 1989-1991 гг. - с 8 до 10,8 млн человек, но даже эти показатели были меньше 1 % общего мирового туристского потока. После 1992 г. большая доля численности выехавших из России обеспечивается благодаря выезжавшим в ближнее зарубежье. Так, в 1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3 млн человек. В среднем, по оценкам экспертов, каждый российский турист тратит за рубежом более 1,5 тыс. долл., что в 2 раза больше среднемирового уровня расходов. 
 
Если в конце 80-х годов лидирующими странами по приему советских гостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х годов лидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, из них 538 тыс. с целью туризма. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай - соответственно 640,9 478,7 442,8 и 342,9 тыс. человек (табл. 8.2).

Таблица 8.2.

Численность граждан СССР, стран СНГ и Российской Федерации, выезжавших за границу в 1985-1995 гг., тыс.человек  

Источник: ГКФТ России  
 
У российских туристов популярны такие страны, как Италия, Испания, Греция, Кипр, Марокко, Тунис, Египет, которые предлагают нашим туристам и познавательный продукт, и пляжный туризм. 
 
Особенно большие потоки россиян в Турцию, Грецию, Китай, ОАЭ связаны с так называемым шоп-туризмом, который в будущем, естественно, претерпит изменения со стабилизацией рынка потребительских товаров в России. 
 
Индустрию международного туризма в СССР представляли Госкомитет "Интурист" и Бюро международного молодежного туризма "Спутник" ЦК ВЛКСМ, которые монопольно занимались организацией приемов иностранных гостей и отправкой граждан СССР за рубеж. Крупные гостиницы страны, принимавшие иностранных гостей, также принадлежали им. В Советском Союзе в начале 90-х годов, по оценкам ВТО, предлагалось всего 32 тыс. номеров, из которых не все отвечали международным стандартам для приема иностранцев. 
 
Номерной фонд Госкомитета "Интурист" в 1991 г. составлял 27,5 тыс. в 112 гостиницах. 
 
Гостиничный фонд страны состоял из трех основных видов: 
 
- старые традиционные отели, построенные в прошлом и утерявшие свой некогда роскошный облик; 
- современные сооружения из бетона и стекла, но с меньшими удобствами, которые были предназначены для приема гостей из социалистических стран или внутренних туристов; 
- новые гостиницы, построенные по международным стандартам. 
 
Некоторые иностранные компании в начале 90-х годов входили в совместные предприятия с советскими учреждениями и участвовали в реконструкции и построении новых гостиниц в СССР, а также в управлении ими, например: 
 
- французская гостиничная цепь "Аккор" - гостиницы "Софитель" (195 номеров) и "Новотель" (488 номеров); 
- британская группа "Интер-Континентал Отеле", с 1991 г. представленная фешенебельной гостиницей "Метрополь" в центре Москвы (403 номера); 
- американская группа "Карлсон-Редиссон-Колони", участвовавшая в построении и управлении пятизвездного отеля в Москве "Редиссон-Славянская" (430 номеров), а также в открытии в 1995 г. отеля в Сочи "Редиссон-Лазурная" (300 номеров); в дальнейшем обе эти гостиницы стали представлять компанию "Карлсон-Редиссон-САС";  
- группа "Пента", с 1991 г. представленная в Москве гостиницей "Олимпик Пента Ренессанс" (433 номера); 
- канадская группа "ИМП Групп Лтд.", с 1991 г. представленная гостиницей "Аэростар" (413 номеров). 
 
Только в Москве начиная с 1990 г. планировалось строительство тринадцати гостиниц с участием крупнейших гостиничных цепей мира: "Шератон Корп.", "Холидей Инн Уордвайд", "Оберой" и др. 
 
В последнее время в России задействованы другие западные гостиничные цепи: "Марко Поло Отеле энд Резортс" с
гостиницами в Москве "Марко Поло Пресня" (68 номеров), "Москоу Палас Отел" (221 номер), "Невски Палас Отел" (287 номеров) в Санкт-Петербурге, "Брест Палас Отел" (250 номеров) в Новгороде; "Кемпински" по одной гостинице в Москве и Санкт-Петербурге "Балчуг Кемпински" (234 номера) и "Гранд Отел Европ" (301 номер); группа "Форте" - с гостиницей "Националь" в центре Москвы. Крупнейшая американская гостиничная цепь "Мариотт" в 1997 г. открыла гостиницу "Грандъ" на 392 номера в центре Москвы. Кроме Москвы, Петербурга и Сочи иностранные компании начинают проявлять интерес и к другим городам России, перспективным в деловом отношении, например, группа "Чойс Отеле Интернэшнл" открыла гостиницу в Тюмени. 
 
В настоящее время все еще наблюдается недостаток в предложении услуг в столицах и курортных зонах стран СНГ, поэтому иностранные компании стремятся внедриться на этот рынок, чтобы извлечь выгоду. Однако, как и раньше, их сдерживают две причины: первая - недостаточно четко определены права собственности, вторая причина заключается в несоответствии принципов и стандартов бухгалтерского учета западным. 
 
С началом экономических преобразований сфера составления туристского продукта и его реализации в России и других странах СНГ кардинально изменилась, и сейчас ее представляют негосударственные компании. На рынке Российской Федерации, по данным ГКФТ России, работает около 8000 фирм, 6000 из которых имеют лицензии на международную туристскую деятельность (только в Москве действуют 3000 таких фирм). Из них лишь 1,5% используют иностранный капитал, а 0,3% фирм основаны полностью на иностранном капитале. Значительное большинство российских туристских фирм специализируется на отправке туристов за рубеж. Они предлагают такие туристские продукты, как отдых у моря, шоп-туры, познавательный туризм, поездки на обучение, бизнес-туризм, морские круизы и др.

Перспективы развития международного туризма в  России

Международный туризм в России и других странах  СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано прежде всего с  политической и экономической нестабильностью. Эти обстоятельства отпугивают, с  одной стороны, потенциальных иностранных  гостей от визитов в вышеназванные страны, а с другой - иностранных бизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры этих стран.  
 
Туристский бизнес в России "находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности" [14, с.61]. 
 
Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996 г. утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации. 
 
"Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма" [14, с. 4-5]. 
 
Программа будет проводиться в два этапа. Первый этап рассчитан на полтора года, в основном, по мнению авторов, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа программы ожидаются стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма на 4% ежегодно, а при определенных благоприятных условиях рост достигнет 8-9%, а ежегодный прирост валютных поступлений составит 1 млрд долл. Согласно прогнозным оценкам к концу этого этапа в сфере туризма и сопряженных отраслей будет создано 60 тыс. рабочих мест. 
 
Второй этап более продолжительный, чем первый, с 1998 по 2005 г., предполагает активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторы Федеральной программы ожидают дальнейшего роста туристских потоков на 14-15%. 
 
В программе планируется реализовать мероприятия по кадровому и научному обеспечению, а к 2000 г. предполагается завершить работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма. 
 
В рамках рекламно-информационного обеспечения развития международного туризма планируются следующие мероприятия: 
 
- подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка; 
- участие организаций в проведении международных туристских выставок; 
- проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России; 
- создание информационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах; 
- создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями; 
- реформирование сети заграничных представительств ГКФТ с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом. 
 
Для проведения всех перечисленных мероприятий по рекламно-информационному развитию международного туризма, кроме последнего, по программе выделялось на 1995-1997 гг. около 5,4 млрд руб. (в ценах 1995 г.). Для проведения последнего мероприятия 4,2 млн долл. было распределено поровну по годам. 
 
Членство России в ВТО, участие в генеральных ассамблеях, заседаниях исполкома и других мероприятиях, проводимых по линии ВТО, в указанный трехгодичный период обошлось бы по 100 тыс. долл. в год, а что касается участия России в организации и проведении международных туристских выставок, создании единого национального стенда, то на такое международное сотрудничество из казны пришлось бы выделить по 56 тыс. долл. в первые два года и 58 тыс. долл. в третий год. 
 
Для столицы России московское правительство также разработало Концепцию развития международного туризма в Москве до 2005 г., согласно которой планируется произвести реконструкцию существующих гостиниц и построить новые на 38 тыс. гостиничных мест. По предварительным оценкам, на это потребуется 5,9 млрд долл., которые Правительство Москвы намерено получить от приватизации, валютных отчислений от гостиниц в бюджет города, налогов на проживание иностранных гостей и др. 
 
"К 2005 г. число прибытий иностранных туристов в Москву может достичь 10,6 млн человек, валютные поступления при этом могли бы составить 2,4 млрд долл."[4].  
 
Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального закона о туризме. "Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие" [9]. 
 
Как гласит статья 3 Закона: "Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений". 
 
Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного, социального и самостоятельного туризма, из которых первые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ. 
 
Из других стран бывш. СССР аналогичные законы уже приняты на Украине и в Грузии. Межпарламентской ассамблеей стран-членов Содружества принят рекомендательный законодательный акт "Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в областях туризма". 
 
В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д. 
 
В будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ может возрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подход подразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированная государственная гостиница или гостиничная компания владеет имуществом, а иностранная компания инвестирует деньги на реконструкцию или восстановление гостиницы, в дальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли. 
 
От делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие высокоразвитых отелей в крупных городах - деловых центрах. Согласно структурной теории спроса в гостиничном бизнесе Клейнуорта-Бенсона страны Восточной Европы и бывшего СССР находятся в первой фазе, когда в экономике доминируют добывающие и производственные отрасли. Деловые путешественники в основном являются работниками служб маркетинга и сбыта разных учреждений. По мере роста сферы услуг страны войдут во вторую фазу и число бизнес-туров увеличится. В третьей фазе, когда установлены корпоративные структуры в сфере услуг, количество деловых путешественников остается на высоком уровне, однако темпы роста ниже, чем во второй фазе. 
 
Для сравнения континентальная Европа по этой теории входит во вторую фазу, а Великобритания - в третью. Это говорит об огромном потенциале делового туризма в России и странах СНГ.

Информация о работе Мировой туризм