Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:11, контрольная работа
5 Тенденции развития мирового туризма
6 Внешние и внутренние факторы развития
7 Индустрия туризма. Сферы деятельности
Таблица 8.1.
Численность
иностранных граждан, посетивших СССР,
страны СНГ и Российскую Федерацию
в 1985-1995 гг., тыс.человек
Источник:
ГКФТ России
Больше всего иностранцев в 1995 г. в Россию
прибыло из Финляндии - всего 1276,3 тыс. человек,
что составляет 12,4% всех прибытий в страну.
Почти половина из них прибыла с целью
туризма. Второе место занимала Польша,
хотя в советский период опережала Финляндию,
- 666 тыс. человек, большинство из которых
приезжало с целью туризма - 532 тыс. человек.
В 1989 г. поляки составляли 3,9% всех прибывших
в СССР, всего - 3034,7 тыс. человек, а туристов
в их числе было всего 792,5 тыс. человек.
К этим статистическим данным надо относиться
критически, так как СССР не использовал
принятые ВТО категории и стандарты.
Гости из несоциалистических стран в конце
80-х годов составляли одну треть всех приезжающих.
В этом немалую роль сыграли бюрократические
ограничения, связанные с визовым оформлением.
Политика ограничений международного
туризма была присуща не только Советскому
Союзу, но и странам Восточной Европы,
которые также уделяли мало внимания развитию
международного туризма у себя, ограничиваясь
развитием внутреннего туризма или в лучшем
случае туристскими потоками между собой.
Исключение составляла Югославия, которая
в 60-70-е годы начала развивать индустрию
отдыха, привлекая туристов с Запада.
Естественно, что из-за слабого развития
туризма инвестиции в развитие его инфраструктуры
были крайне низкие.
Сначала в СССР, а потом и в России динамика
численности граждан, выезжавших за границу,
показывает, что в перестроечный период
их число начало быстро расти с небольшим
перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило
21,3 млн человек против 2,8 млн человек в
1985 г. Если посмотреть тренд выехавших
в дальнее зарубежье, то наибольшее количество
было накануне распада СССР, т.е. в 1989-1991
гг. - с 8 до 10,8 млн человек, но даже эти показатели
были меньше 1 % общего мирового туристского
потока. После 1992 г. большая доля численности
выехавших из России обеспечивается благодаря
выезжавшим в ближнее зарубежье. Так, в
1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего
5,3 млн человек. В среднем, по оценкам экспертов,
каждый российский турист тратит за рубежом
более 1,5 тыс. долл., что в 2 раза больше
среднемирового уровня расходов.
Если в конце 80-х годов лидирующими странами
по приему советских гостей были Польша,
ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине
90-х годов лидерство захватила Турция,
куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, из
них 538 тыс. с целью туризма. Далее идут
Финляндия, Польша, Германия и Китай - соответственно
640,9 478,7 442,8 и 342,9 тыс. человек (табл. 8.2).
Таблица 8.2.
Численность
граждан СССР, стран СНГ и Российской
Федерации, выезжавших за границу в 1985-1995
гг., тыс.человек
Источник:
ГКФТ России
У российских туристов популярны такие
страны, как Италия, Испания, Греция, Кипр,
Марокко, Тунис, Египет, которые предлагают
нашим туристам и познавательный продукт,
и пляжный туризм.
Особенно большие потоки россиян в Турцию,
Грецию, Китай, ОАЭ связаны с так называемым
шоп-туризмом, который в будущем, естественно,
претерпит изменения со стабилизацией
рынка потребительских товаров в России.
Индустрию международного туризма в СССР
представляли Госкомитет "Интурист"
и Бюро международного молодежного туризма
"Спутник" ЦК ВЛКСМ, которые монопольно
занимались организацией приемов иностранных
гостей и отправкой граждан СССР за рубеж.
Крупные гостиницы страны, принимавшие
иностранных гостей, также принадлежали
им. В Советском Союзе в начале 90-х годов,
по оценкам ВТО, предлагалось всего 32 тыс.
номеров, из которых не все отвечали международным
стандартам для приема иностранцев.
Номерной фонд Госкомитета "Интурист"
в 1991 г. составлял 27,5 тыс. в 112 гостиницах.
Гостиничный фонд страны состоял из трех
основных видов:
- старые традиционные отели, построенные
в прошлом и утерявшие свой некогда роскошный
облик;
- современные сооружения из бетона и стекла,
но с меньшими удобствами, которые были
предназначены для приема гостей из социалистических
стран или внутренних туристов;
- новые гостиницы, построенные по международным
стандартам.
Некоторые иностранные компании в начале
90-х годов входили в совместные предприятия
с советскими учреждениями и участвовали
в реконструкции и построении новых гостиниц
в СССР, а также в управлении ими, например:
- французская гостиничная цепь "Аккор"
- гостиницы "Софитель" (195 номеров)
и "Новотель" (488 номеров);
- британская группа "Интер-Континентал
Отеле", с 1991 г. представленная фешенебельной
гостиницей "Метрополь" в центре
Москвы (403 номера);
- американская группа "Карлсон-Редиссон-Колони",
участвовавшая в построении и управлении
пятизвездного отеля в Москве "Редиссон-Славянская"
(430 номеров), а также в открытии в 1995 г.
отеля в Сочи "Редиссон-Лазурная"
(300 номеров); в дальнейшем обе эти гостиницы
стали представлять компанию "Карлсон-Редиссон-САС";
- группа "Пента", с 1991 г. представленная
в Москве гостиницей "Олимпик Пента
Ренессанс" (433 номера);
- канадская группа "ИМП Групп Лтд.",
с 1991 г. представленная гостиницей "Аэростар"
(413 номеров).
Только в Москве начиная с 1990 г. планировалось
строительство тринадцати гостиниц с
участием крупнейших гостиничных цепей
мира: "Шератон Корп.", "Холидей
Инн Уордвайд", "Оберой" и др.
В последнее время в России задействованы
другие западные гостиничные цепи: "Марко
Поло Отеле энд Резортс" с гостиницами в Москве "Марко Поло Пресня"
(68 номеров), "Москоу Палас Отел" (221
номер), "Невски Палас Отел" (287 номеров)
в Санкт-Петербурге, "Брест Палас Отел"
(250 номеров) в Новгороде; "Кемпински"
по одной гостинице в Москве и Санкт-Петербурге
"Балчуг Кемпински" (234 номера) и "Гранд
Отел Европ" (301 номер); группа "Форте"
- с гостиницей "Националь" в центре
Москвы. Крупнейшая американская гостиничная
цепь "Мариотт" в 1997 г. открыла гостиницу
"Грандъ" на 392 номера в центре Москвы.
Кроме Москвы, Петербурга и Сочи иностранные
компании начинают проявлять интерес
и к другим городам России, перспективным
в деловом отношении, например, группа
"Чойс Отеле Интернэшнл" открыла
гостиницу в Тюмени.
В настоящее время все еще наблюдается
недостаток в предложении услуг в столицах
и курортных зонах стран СНГ, поэтому иностранные
компании стремятся внедриться на этот
рынок, чтобы извлечь выгоду. Однако, как
и раньше, их сдерживают две причины: первая
- недостаточно четко определены права
собственности, вторая причина заключается
в несоответствии принципов и стандартов
бухгалтерского учета западным.
С началом экономических преобразований
сфера составления туристского продукта
и его реализации в России и других странах
СНГ кардинально изменилась, и сейчас
ее представляют негосударственные компании.
На рынке Российской Федерации, по данным
ГКФТ России, работает около 8000 фирм, 6000
из которых имеют лицензии на международную
туристскую деятельность (только в Москве
действуют 3000 таких фирм). Из них лишь 1,5%
используют иностранный капитал, а 0,3%
фирм основаны полностью на иностранном
капитале. Значительное большинство российских
туристских фирм специализируется на
отправке туристов за рубеж. Они предлагают
такие туристские продукты, как отдых
у моря, шоп-туры, познавательный туризм,
поездки на обучение, бизнес-туризм, морские
круизы и др.
Международный
туризм в России и других странах
СНГ переживает не самые лучшие времена,
что связано прежде всего с
политической и экономической
Туристский бизнес в России "находится
в стадии глубокой структурной перестройки,
институционального становления, формирования
внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных
и внешнеэкономических связей. В полной
мере это относится к процессу формирования
туристской инфраструктуры, соответствующего
сегмента рынка труда, системы государственного
регулирования туристской деятельности"
[14, с.61].
Для решения этих проблем российское правительство
26 февраля 1996 г. утвердило разработанную
ГКФТ России Федеральную программу развития
туризма в Российской Федерации.
"Становление в России современного
высокоэффективного и конкурентоспособного
туристского комплекса как основной цепи
программы связано с решением ряда актуальных
задач, таких, как создание нормативно-правовой
базы и основ системы государственного
регулирования туристской деятельности,
формирование современного отечественного
туристского рынка на основе развития
конкуренции, углубления специализации
и кооперации в работе туристских предприятий,
обеспечение условий для развития различных
видов внутреннего и въездного туризма,
интеграции России в систему мирового
туристского рынка и развитие международного
сотрудничества в области туризма"
[14, с. 4-5].
Программа будет проводиться в два этапа.
Первый этап рассчитан на полтора года,
в основном, по мнению авторов, для вывода
туризма из состояния структурного кризиса,
формирования правовых и организационных
механизмов его защиты, а также предполагает
развитие материальной базы в рамках реконструкции
и завершения строительства туристских
объектов, расположенных в районах с наиболее
высоким туристским потенциалом. В результате
реализации первого этапа программы ожидаются
стабилизация и начало постепенного роста
внутреннего и въездного туризма на 4%
ежегодно, а при определенных благоприятных
условиях рост достигнет 8-9%, а ежегодный
прирост валютных поступлений составит
1 млрд долл. Согласно прогнозным оценкам
к концу этого этапа в сфере туризма и
сопряженных отраслей будет создано 60
тыс. рабочих мест.
Второй этап более продолжительный, чем
первый, с 1998 по 2005 г., предполагает активное
строительство новых объектов для размещения
туристов и туристской инфраструктуры,
модернизацию существующей материальной
базы, а также проведение широкомасштабной
рекламной кампании по продвижению туристского
продукта России на мировом рынке. В результате
реализации второго этапа авторы Федеральной
программы ожидают дальнейшего роста
туристских потоков на 14-15%.
В программе планируется реализовать
мероприятия по кадровому и научному обеспечению,
а к 2000 г. предполагается завершить работы
по созданию современной системы подготовки
кадров для сферы туризма.
В рамках рекламно-информационного обеспечения
развития международного туризма планируются
следующие мероприятия:
- подготовка и создание базового пакета
информационно-рекламных материалов о
возможностях российского рынка;
- участие организаций в проведении международных
туристских выставок;
- проведение рекламных кампаний в прессе
с целью формирования положительного
имиджа России;
- создание информационных банков данных
об отечественных и зарубежных туристских
фирмах;
- создание единой туристско-информационной
сети на территории России, ее интеграция
с аналогичными международными сетями;
- реформирование сети заграничных представительств
ГКФТ с целью придания им функций национальных
рекламно-информационных туристских центров
России за рубежом.
Для проведения всех перечисленных мероприятий
по рекламно-информационному развитию
международного туризма, кроме последнего,
по программе выделялось на 1995-1997 гг. около
5,4 млрд руб. (в ценах 1995 г.). Для проведения
последнего мероприятия 4,2 млн долл. было
распределено поровну по годам.
Членство России в ВТО, участие в генеральных
ассамблеях, заседаниях исполкома и других
мероприятиях, проводимых по линии ВТО,
в указанный трехгодичный период обошлось
бы по 100 тыс. долл. в год, а что касается
участия России в организации и проведении
международных туристских выставок, создании
единого национального стенда, то на такое
международное сотрудничество из казны
пришлось бы выделить по 56 тыс. долл. в
первые два года и 58 тыс. долл. в третий
год.
Для столицы России московское правительство
также разработало Концепцию развития
международного туризма в Москве до 2005
г., согласно которой планируется произвести
реконструкцию существующих гостиниц
и построить новые на 38 тыс. гостиничных
мест. По предварительным оценкам, на это
потребуется 5,9 млрд долл., которые Правительство
Москвы намерено получить от приватизации,
валютных отчислений от гостиниц в бюджет
города, налогов на проживание иностранных
гостей и др.
"К 2005 г. число прибытий иностранных
туристов в Москву может достичь 10,6 млн
человек, валютные поступления при этом
могли бы составить 2,4 млрд долл."[4].
Для формирования нормативно-правовой
базы развития туризма очень важным и
своевременным стало принятие в конце
1996 г. Федерального закона о туризме. "Закон
определил принципы государственной политики,
которая направлена на установление правовых
основ единого туристского рынка в Российской
Федерации, на регулирование отношений,
возникающих при реализации прав граждан
на отдых, туризм и путешествие" [9].
Как гласит статья 3 Закона: "Государство,
признавая туристскую деятельность одной
из приоритетных отраслей экономики РФ,
содействует туристской деятельности
и создает благоприятные условия для ее
развития; определяет и поддерживает приоритетные
направления туристской деятельности;
формирует представление о Российской
Федерации как стране, благоприятной для
туризма; осуществляет поддержку туристов,
туроператоров, турагентов и их объединений".
Приоритетным направлением государственной
поддержки является развитие внутреннего
и въездного, социального и самостоятельного
туризма, из которых первые два вида нацелены
на устранение дефицита платежного баланса
РФ.
Из других стран бывш. СССР аналогичные
законы уже приняты на Украине и в Грузии.
Межпарламентской ассамблеей стран-членов
Содружества принят рекомендательный
законодательный акт "Об основных принципах
сотрудничества государств-участников
СНГ в областях туризма".
В ближайшем будущем в России большое
внимание будет уделено стимулированию
инвестиционной активности в сфере туризма.
Допускается возможность прямых государственных
инвестиций с последующим возмещением
расходов из бюджета с помощью реализации
государственной собственности на фондовом
рынке. А для привлечения частного капитала
для строительства объектов индустрии
туризма государство планирует освобождать
от налогов средства, направляемые на
эти цели, а также от таможенных пошлин
на импорт материалов и оборудования и
т.д.
В будущем индустрия туризма в России
и других странах СНГ может возрасти за
счет франчайзинговых договоров и контрактов
на управление. Этот подход подразумевает
следующую схему: государство владеет
землей, приватизированная государственная
гостиница или гостиничная компания владеет
имуществом, а иностранная компания инвестирует
деньги на реконструкцию или восстановление
гостиницы, в дальнейшем возвращая их
за счет доли в прибыли.
От делового туризма будет зависеть дальнейшее
развитие высокоразвитых отелей в крупных
городах - деловых центрах. Согласно структурной
теории спроса в гостиничном бизнесе Клейнуорта-Бенсона
страны Восточной Европы и бывшего СССР
находятся в первой фазе, когда в экономике
доминируют добывающие и производственные
отрасли. Деловые путешественники в основном
являются работниками служб маркетинга
и сбыта разных учреждений. По мере роста
сферы услуг страны войдут во вторую фазу
и число бизнес-туров увеличится. В третьей
фазе, когда установлены корпоративные
структуры в сфере услуг, количество деловых
путешественников остается на высоком
уровне, однако темпы роста ниже, чем во
второй фазе.
Для сравнения континентальная Европа
по этой теории входит во вторую фазу,
а Великобритания - в третью. Это говорит
об огромном потенциале делового туризма
в России и странах СНГ.