Лекции по "Технологии туристической деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:32, курс лекций

Описание работы

Развитие туристического бизнеса на Украине с момента получения независимости характеризуется, во первых появлением большого количества туристических предприятий, которые созданы с целью удовлетворения спроса на путешествия, отдых и развлечения. Увеличения спроса в свою очередь предъявило повышенные требования к планировки маршрутов и туров и организации обслуживания. В таких условиях создания турпродукта турфирмами и его продвижение на рынок требует постоянного совершенствования качества услуг, технологии обслуживания, профессионального уровня работников предприятий туризма.

Содержание

Введение
Лекция 1. Понятие туристическая деятельность.
Место туризма в экономике страны
Лекция 2. Международный туристический рынок
Лекция 3. Государственное регулирование туристической деятельностью на Украине
Лекция 4. Технология туроператорской и турагетнской деятельности
Лекция 5. Теория туристического продукта
Лекция 6. Технология формирования туров
Лекция 7. Технология обслуживания клиентов
Лекция8.Технология взаимоотношения турфирмы с клиентами. Претензионная работа
Лекция 9. Сотрудничество туроператоров с гостиницами и предприятиями питания
Лекция 10. Технология транспортного обеспечения
Лекция 11. Взаимодействие турфирмы с экскурсионными фирмами и страховыми компаниями
Лекция 12. Аттракция клиентов во время отдыха
Лекция 13. Информационные технологии в туристической деятельности
Лекция 14. Туристические формальности
Лекция 15. Безопасность в туризме
Лекция 16. Международное сотрудничество в туризме
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курс лекций по технологии туризма.doc

— 689.50 Кб (Скачать)
 

     Объем турпатоков в Украине составил в 2002 г.: иностранный 6,3 млн. ч. внутренний 7,2 млн. ч. Объем туристического потребления 22,6 млрд. грн. или 4,2 млрд. дол. США Темп роста + 6,4% . В том числе иностранный туризм вырос на +9,2%, внутренний на +4,1%. Объемы потребления выросли на + 8,1 %. Среднее число работников туристической отрасли 189 тыс. Количество субъектов 3134. Количество санаторно-курортных учреждений 3242, гостиниц и аналогичных заведений 1254 . Наибольшее количество туристов из России 2,8 млн. (45%), Молдовы 1,2 млн. (19%), Венгрии 619 тыс.(10%), Беларуси 579 тыс. (9%), Польши 377тыс. (6%). По цели посещения: служебные 19%, организованный туризм 11%, частные поездки 61%. Наши граждане выезжали в Россию 3,5 млн. ( 38%), Польша 2,5 млн. (27%), Венгрия 1 млн. (11%),Молдова 657 тыс. (7%), Беларусь 520 тыс. (6%). По служебным целям 15%, организованный туризм 23%, частные поездки 62%

     Стратегическая  цель Украины это создание конкурентоспособного туристического продукта на международном  рынке. Создание позитивного образа нашей страны.

     Туристы приезжающие к нам должны убедиться что Украина – независимое европейское государство.

     Функции туризма:

     - Рекреационная

     - просветительная 

     - социальная

     - культурная

     - экономическая

     - воспитательная

     - экологическая.

     - восстановительная 

     - развивающая 

     - развлекательная 

     Факторы развития туризма: биологические, социальные, психологические, экономические, технологические, физико-географические, политические.

 

      1.3. История международного  туризма 

     1841г.  Томас Кук английский священник  организовал прогулку по железной дороге от Ланкастера до Долнгборуга в которой приняли 600 чел.

     1847г.  Общество Кука стало распространять  билеты на путешествия и экскурсии  в.т.ч. и за рубеж.

     1852г.  Кук основал в Лондоне первое  Туристическое Бюро.

     1863г.  Кук организовал поездку в Швейцарию положив начало Международному туризму.

     1918г.  Америкен экспресс туристическая  фирма с филиалами на всех  континентах.

     1958г.  Первый трансатлантический авиарейс.

     1975г.  Создана Всемирная туристическая  организации с штаб квартирой  в Мадриде. 

     1.4 Виды современного туризма 

     По  значению туризм делят на иностранный( путешествия иностранцев по нашей  стране), международный (путешествия  граждан Украины и лиц проживающих  здесь постоянно в другие страны), внутренний( путешествия лиц здесь  проживающих внутри страны).

     По  масштабу туризм делится на континентальный ( Столицы Европы), трансконтинентальный ( например круиз Лондон-Нью-Йорк), кругосветный ( Лондон - Нью-Йорк – Майами – Рио -Токио – Кейптаун -Каир-Рим-Париж).

     По  характеру организации туризм бывает организованный( поездка за путевками) и дикий.

     По  продолжительности туризм делятся  на кратковременный и продолжительный.

     По  интенсивности туристические потоки подразделяются на постоянные( туры в  Париж, Рим или Токио) ,сезонные(лето – Крым, зима- Карпаты) и временные ( например в Донецк на футбольный матч Шахтер – Реал).

     По  возрасту выделяют детский, молодежный, взрослый, и туризм людей пенсионного  возраста.

     По  средствам передвижения выделяют авиационный, автомобильный ,велосипедный, железнодорожный, морской, речной , гужевой, пешеходный.

     По  социальному статусу туристов выделяют туризм социальный и коммерческий

     По  цели путешествия выделяют лечебно-оздоровительный, спортивный, экскурсионный, деловой, фестивальный, поощрительный туризм, научный, политический, зеленый, агротуризм, космический, религиозный.

 

      Лекция 2. Международный  туристический рынок 

     2.1 Понятие и схема  туристического рынка 

     В последнее время туризм получил  значительное развитие и стал массовым социально экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

     С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления  туристами материальных благ, услуг  и товаров, который выделяется в  отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями.

     Рынок место, где спрос встречается  с предложением. это не конкретное место, а собственно встреча спроса и предложения, на которой решается вопросы: а) что купить? б) что продавать и по какой цене?

     Рынок – сфера обмена товарами между  производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда.

     Туристический рынок – система отношений (экономических, социальных, юридических), связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые заинтересованы в определенном виде тур продукта., которые имеют возможность продавать и покупать.

     Туристский  рынок можно рассматривать в  качестве:

     совокупности  покупателей и продавцов туристского продукта;

     инструмента согласования интересов покупателей  и продавцов туристского продукта;

     сферы реализации туристского продукта;

     сферы проявления экономических отношений  между покупателями и продавцами туристского продукта.

     Туристский  рынок выполняет следующие функции:

     реализацию  стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте;

     организацию процесса доведения туристского  продукта до потребителя (туриста);

     Виды: национальный и международный туристический рынок.

     Субъектом тур рынка являются потребители  и производители тур продукта, посредники правительство и.т.д.

     Туристский  рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

     Емкость туристского рынка - его способность "поглотить" то или иное количество туристского продукта, то есть возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении

     Тур рынок – экономическая система взаимодействия 4 основных элементов:

     - тур спрос, - предложение, - цена, - конкуренция

     Тур спрос – подтверждение платежеспособностью  рекреационных потребностей людей, выраженных в определенном кол-ве т.п. и услуг, которые потребители  могут приобрести при определенных ценах на тур продукт.

     Спрос – показатель, отражающий объем  продаж определенного тур продукта на выбранном сегменте рынка.

     Спрос:

     - неэластичный

     - стабильный (вне зависимости от колебания цен)

     - эластичный (изменяющийся в ту или иную сторону, в зависимости от изменяющихся цен)

     Спрос может быть:

     - отрицательный (большая часть рынка недооценивает т.п., и согласна на дополнительные издержки, чтобы избежать его)

     - отсутствующий (потребители игнорируют предлагаемый продукт)

     - открытый (потребители испытывают нужду в тур направлении или чем-либо, что рынок по каким-то причинам предложить не может)

     - падающий ( потеря потребителей интереса к определенному т.п.)

     - нерегулярный (сезонный, ежедневный, вплоть до почасовых колебаний)

     - полноценный (ту предприятие – продавец удовлетворен своим торговым оборотом)

     - нерациональный (вредные для здоровья или аморальные товары и услуги)

     Основой тур спроса является потребность  человека в отдыхе, познании, общении, которое и побуждает его к  путешествию.

     Являясь элементом тур рынка, спрос формируется  на основе многих факторов объективного и субъективного характера

     Динамическое  развитие обусловлено действием  комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических, научно-технических факторов.

     На  ряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающая вкусы, предпочтения, национальные традиции.

     Предложение турпродукта – количествово турпродуктов (тур услуг), которое выставлено на рынок при определенном уровне цен. Если спрос отражает предположительную емкость рынка, то предложение – это фактический объем туриско-экскурсионных услуг, которые предлагают потребителю на рынке.

     Соотношение м/у спросом и предложением зависит  от многих факторов, одним из которых  является цена. Завышенные цены приводят, за исключением единичных случаев, к падению спроса, а занижение к потере прибыли и нерентабельности предприятия.

     Цена  – мера и регулятор равновесия м/у спросом и предложением на туррынке. Это основной критерий выбора тур продукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж.

     На  уровень цен м. оказать влияние  факторы:

     цены  на услуги поставщиков тур услуг (гостиницы, транспорт)

     цены  на услуги, предоставляемые конкурентами на рынке

     колебания в спросе

     сезонность

     психологические факторы, связанные с модой, престижем  и т.д

     Существуют 3 метода разработки цен:

     установление  цены в зависимости от спроса на рынке

     установление  цены в зависимости от уровня цен  конкурентов

     расчет  цен по себестоимости тур продукта (услуг/товаров)

     В туризме применяют дифференцированные цены. Дифференциация цен проводится в зависимости от:

     времени (сезон, не сезон, проведение конгрессов, Олимпиада)

     сегмента  рынка

     формы оплаты (предварится – скидки, в  минимальный срок)

     Конкуренция – взаимная борьба предприятий за монопольное/лучшее положение на тур рынке.

     Взаимодействие  элементов рынка приводит к его  цикличности (если предложение тур  продукта больше спроса, то цены на него падают. Это вызывает снижение предпринимательской  активности по производству данного/конкретного тур продукта, если наоборот, то наступает повышение цен и эта ситуация стимулирует производство этого продукта на рынке). После определенного колебания цен наступает период равновесия спроса и предложения. В этот период рынок приходит в равновесное состояние. 

     2.2 Факторы, влияющие  на туристический  рынок 

     Туристический рынок – это рынок услуг. Он имеет специфические особенности, учитывать которые необходимо при  организации туристического бизнеса.

Информация о работе Лекции по "Технологии туристической деятельности"