Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Содержание

Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174

Работа содержит 1 файл

Курс лекций для студентов игбит преподаватели- Веткин Владимир А.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

В последнее время  в связи с бурным развитием  Интернета некоторые крупные  западные туроператоры отказываются от Каталогов и Ценовых приложений на бумажных носителях и делают их на CD и расслылают их своим клиентам и партнерам. Кроме того, каждый туроператор имеет свой сайт в Интернете, на котором помещены подробные описания, красочные фотографии курортов, средств размещения или экскурсионных объектов, включенных в познавательные туры, дана вся информация, необходимая туристу как для приобретения тура, так и для его успешного осуществления.

Контрольные вопросы

1.В чем смысл систематизации  предлагаемых потребителю туров в виде каталога?

2.Какие формы информационного  обеспечения потребителя вам  кажутся наиболее эффективными  и почему?

Практические  задания

1.Возьмите на любой  выставке по туризму несколько  каталогов туроператоров и проанализируйте  качество составления каждого каталога, удобство пользования им, информативность и привлекательность приведенных описаний

 

3.6. Стандартный  набор документов

В соответствии с ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование нового для туроператора турпродукта должно сопровождаться оформлением следующих документов:

  • технологическая карта туристского путешествия /приложение А/;
  • график загрузки туристского предприятия /приложение Б/;
  • информационный листок к туристской путевке /приложение В/.

При проектировании спортивных туров необходимо оформлять:

  • отчет о проведении экспедиционного обследования маршрута туристского похода /приложение Г/;
  • паспорт трассы похода /приложение Д/;

При проектировании экскурсионных  услуг необходимо оформлять:

- технологическую карту  экскурсии /приложение Е/;

  • контрольный текст экскурсии;
  • схему трассы маршрута транспортной экскурсии /приложение Ж/;
  • материалы «Портфеля экскурсовода».

 

3.7. Доработка и модернизация турпродукта

     Доработка турпродукта.

Итак, турпродукт создан, запущен в производство, идет его реализация. Первая, а за ней следующие группы туристов отправились в тур. И здесь нередко появляются какие-то шероховатости, например, в скорости предоставления туристам услуг, в несоответствии реального времени на тот или иной переезд между городами или объектами показа и времени, запланированного в программе тура и т. д. Эти шероховатости могут быть связаны с локальными проблемами, возникшими у кого-либо из поставщиков услуг, с возросшим транспортным потоком и т. д. 

Представитель туроператора, который должен вместе с туристами ощутить все достоинства и недостатки нового турпродукта, фиксирует все описанные шероховатости и выявляет факторы, вызывающие их возникновения. Затем разработчик турпродукта или ответственный за него вырабатывает рекомендации, внедрение которых позволит нейтрализовать негативное влияние выявленных факторов. В одном случае поможет некоторое изменение маршрута следования экскурсионного автобуса. В другом - необходимо изменить последовательность предоставления услуг. В третьем – изменить продолжительность того или иного этапа тура. В четвертом – надо договориться с одним из партнеров о выделении дополнительного обслуживающего персонала в определенный момент времени и т. д.

Такая доработка практически всегда происходит на начальном этапе реализации турпродукта. Ее необходимость может возникнуть и на других этапах.

Модернизация  турпродукта

Итак, турпродукт производится, реализуется и живет полной жизнью.

Но как в жизни  человека есть разные периоды – детство, юность, пора расцвета и старость, так и турпродукт имеет свой срок жизни (жизненный цикл турпродукта).

Вначале, пока турпродукт является достаточно новым и оригинальным для данного рынка, он качественно  отличается от того, что предлагается и известно потребителю. Это пора его детства. Многие не только клиенты, но и турагентства опасаются нового, смотрят на него с опаской. И ему, как и ребенку, надо помогать «встать на ноги». На языке турбизнеса это означает, что новый турпродукт надо активно продвигать на рынок, писать о нем, проводить презентации. Тогда постепенно он окрепнет, завоюет потребителя и войдет в пору расцвета. Он становится массовым.

Технологию  проектирования и создания именно такого турпродукта мы рассмотрели в настоящем пособии.

В этот период спрос на этот турпродукт становится высоким  и неопытному менеджеру или руководителю турфирмы кажется, что так будет  всегда. Но если мы вспомним Закон возвышения потребностей, то поймем, что рано или  поздно любой турпродукт морально устаревает и спрос на него начинает падать.

Поэтому задача туроператора – следить за развитием ситуации, анализировать неизбежные подъемы  и спады спроса на данный турпродукт, уметь понять, где спад обусловлен сезонными или другими временными факторами, а где он обусловлен моральным старением турпродукта.

 

Двадцать первый век – век  динамичных изменений во многих сферах жизни и человеческой деятельности. Совершенствуются и меняются технологии создания многих продуктов, товаров  и услуг, создаются новые материалы. Все это порождает новые возможности производителей и новые потребности потребителей.

Созданный турпродукт не должен оставаться неизменным. Возвышение потребностей потребителей требует  от тех же владельцев средств размещения периодической реконструкции зданий, использования современных достижений науки и техники, внедрения новых более совершенных технологий обслуживания. Ускорение темпа жизни ведет ко все большему использованию технологий быстрого питания. В то же время, стремление многих людей к здоровому образу жизни выражается в сремлении  питаться экологически чистыми продуктами, жить в экологически чистых домах, пользоваться экологически чистыми предметами. В условиях быстрого роста общей численности населения Земли, когда актуальными становятся технологии массового производства товаров и продуктов, это стремление требует все возрастающих затрат на производство натуральных продуктов питания, натуральных тканей и материалов.

Эта диалектичность развития человечества требует от всех производителей и, в частности, от производителей туруслуг и от туроператоров периодического изменения состава предлагаемых услуг и турпродукта, уровня их качества, уровня обслуживания, да и самих целей турпродукта, определяемых меняющимися потребностями и предпочтениями потребителей.

Появление новых средств  размещения, новых вариантов и  способов доставки туристов к месту  проведения тура, открытие новых объектов показа – все это должно учитываться  туроператором при доработке, модернизации существующего турпродукта. И, поняв, что данный турпродукт начал устаревать и не может в полной мере удовлетворить изменившиеся потребности людей, необходимо приступить к переработке, модернизации этого турпродукта.

Основой для этих действий является постоянное или, по крайней мере, периодическое изучение меняющихся потребностей и предпочтений потребителей турпродукта, постоянное изучение всего нового, что появляется в области как туристского обслуживания, так и в области обслуживания вообще и умение формировать у потребителя новые потребности на базе возникающих новых услуг.

В турбизнесе выигрывает тот, кто раньше других придает своему турпродукту новые потребительские  качества и умеет заинтересовать потребителя этими новациями.

 

 

Заключение

В настоящем пособии  на основе собственного опыта авторов и опыта, накопленного российским турбизнесом, сделана попытка систематизировать знания, касающиеся технологии проектирования и создания пакетного турпродукта. Понятно, что не существует рецепта, гарантирующего оператору создание привлекательного и прибыльного турпродукта. Огромную роль играет профессионализм всех, кто имеет отношение и к проектированию и к производству и к реализации турпродукта. Наличие одного слабого звена может свести на нет усилия всего коллектива. Очень важно наличие необходимых финансовых, кадровых, коммуникационных и иных ресурсов туроператора, необходимых для проектирования и производства нового для него турпродукта. Очень важно наличие опыта работы, наличие деловых связей и умение их налаживать. Для успеха в бизнесе важны все эти и многие другие условия.

Цель настоящего пособия  – помочь туроператору в создании оптимального турпродукта, показать, что  следование описанным принципам  и правилам работы если не гарантирует  успех, то, по крайней мере, дает основания надеяться на то, что при правильной организации остальных этапов  (продвижение и реализация) созданный турпродукт принесет удовлетворение не только тысячам туристов, но и самому туроператору. Понятие же оптимальности турпродукта, затронутое в пособии, относится не только к любому частному турпродукту, но и ко всему ассортименту турпродуктов, производимых данным туроператором, и требует отдельного исследования, которому должна быть посвящена специальная книга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

_________________ наименование туристского предприятия, обслуживающего маршрут

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Туристского путешествия  по маршруту ___________________________ на 20__ г

(наименование маршрута)

 

1. Основные показатели  маршрута

 

Вид маршрута ___________________________________________________________

Категория сложности______________________________________________________

Протяженность маршрута (км) ______________________________________________

в том числе пешком (на лыжах) _____________________________________________

      на лодках (плотах) _____________________________________________________

Продолжительность путешествия (сут) _______________________________________

Число туристских групп ___________________________________________________

Число туристов в группе ___________________________________________________

Всего туристов по маршруту ________________________________________________

Всего человеко-дней обслуживания __________________________________________

Начало обслуживания на маршруте первой группы _____________________________

Начало обслуживания на маршруте последней группы __________________________

Конец обслуживания последней  группы ______________________________________

Стоимость путевки (руб) ___________________________________________________

Месяц      Число      График заезда туристских групп           Число групп в месяц

               туристов               по месяцам              

     в месяц

01_______________________________________________________________________

02_______________________________________________________________________

....

12_______________________________________________________________________

 

 

Адрес туристского предприятия, с которого начинается путешествие _____________

_________________________________________________________________________

 

    1. Программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту _______________________________________________

Населенные пункты, расстояния между ними, способы передвижения, время прибытия в пункт и выезда из него

Наименование туристских предприятий и условия размещения

Запланированные туристские услуги. Наименование экскурсий (с перечнем основных объектов показа)

 

Внутримаршрутные перевозки

 

Экскурсионные расходы  на 1 чел.

         
         
         
         

 

Всего __________________________________________________________________________________________________

в т. ч. 1 ______________ предприятие ____________________________________________________________________________

в т. ч. 2 ______________ предприятие ____________________________________________________________________________

в т. ч. и т. д. __________ предприятие ____________________________________________________________________________

 

Внутримаршрутные перевозки  осуществляются предприятиями:

________________________________________________          Место печатей        Подписи руководителей предприятий,

________________________________________________     обслуживающих маршрут

________________________________________________            Подписи руководителей финансовых служб

      (главных  бухгалтеров) предприятий

Передача групп производится в пункте:

 

Условные обозначения: 

Х – обслуживание в  туристском предприятии

Сп – сухой паек

Пу – ночлег в полевых  условиях (походные палатки)

 

 

«____» ________ 20___

 

3. Краткое описание  путешествия (повторяется в информационном  листке к туристской путевке)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Руководитель туристского  предприятия, обслуживающего маршрут

 

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

ГРАФИК ЗАГРУЗКИ

Туристского предприятия группами туристов на ____________ 20___ г.

 

 

Номера групп

Номер маршрута

              Д а т ы     о б с  л у ж и в а н и я

      1

2             ........                  30

     31

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"