Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"
Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174
В последнее время в связи с бурным развитием Интернета некоторые крупные западные туроператоры отказываются от Каталогов и Ценовых приложений на бумажных носителях и делают их на CD и расслылают их своим клиентам и партнерам. Кроме того, каждый туроператор имеет свой сайт в Интернете, на котором помещены подробные описания, красочные фотографии курортов, средств размещения или экскурсионных объектов, включенных в познавательные туры, дана вся информация, необходимая туристу как для приобретения тура, так и для его успешного осуществления.
Контрольные вопросы
1.В чем смысл систематизации предлагаемых потребителю туров в виде каталога?
2.Какие формы информационного обеспечения потребителя вам кажутся наиболее эффективными и почему?
Практические задания
1.Возьмите на любой
выставке по туризму несколько
каталогов туроператоров и
3.6. Стандартный набор документов
В соответствии с ГОСТ
Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное
При проектировании спортивных туров необходимо оформлять:
При проектировании экскурсионных услуг необходимо оформлять:
- технологическую карту экскурсии /приложение Е/;
3.7. Доработка и модернизация турпродукта
Доработка турпродукта.
Итак, турпродукт создан, запущен в производство, идет его реализация. Первая, а за ней следующие группы туристов отправились в тур. И здесь нередко появляются какие-то шероховатости, например, в скорости предоставления туристам услуг, в несоответствии реального времени на тот или иной переезд между городами или объектами показа и времени, запланированного в программе тура и т. д. Эти шероховатости могут быть связаны с локальными проблемами, возникшими у кого-либо из поставщиков услуг, с возросшим транспортным потоком и т. д.
Представитель туроператора, который должен вместе с туристами ощутить все достоинства и недостатки нового турпродукта, фиксирует все описанные шероховатости и выявляет факторы, вызывающие их возникновения. Затем разработчик турпродукта или ответственный за него вырабатывает рекомендации, внедрение которых позволит нейтрализовать негативное влияние выявленных факторов. В одном случае поможет некоторое изменение маршрута следования экскурсионного автобуса. В другом - необходимо изменить последовательность предоставления услуг. В третьем – изменить продолжительность того или иного этапа тура. В четвертом – надо договориться с одним из партнеров о выделении дополнительного обслуживающего персонала в определенный момент времени и т. д.
Такая доработка практически всегда происходит на начальном этапе реализации турпродукта. Ее необходимость может возникнуть и на других этапах.
Модернизация турпродукта
Итак, турпродукт производится, реализуется и живет полной жизнью.
Но как в жизни человека есть разные периоды – детство, юность, пора расцвета и старость, так и турпродукт имеет свой срок жизни (жизненный цикл турпродукта).
Вначале, пока турпродукт является достаточно новым и оригинальным для данного рынка, он качественно отличается от того, что предлагается и известно потребителю. Это пора его детства. Многие не только клиенты, но и турагентства опасаются нового, смотрят на него с опаской. И ему, как и ребенку, надо помогать «встать на ноги». На языке турбизнеса это означает, что новый турпродукт надо активно продвигать на рынок, писать о нем, проводить презентации. Тогда постепенно он окрепнет, завоюет потребителя и войдет в пору расцвета. Он становится массовым.
Технологию проектирования и создания именно такого турпродукта мы рассмотрели в настоящем пособии.
В этот период спрос на этот турпродукт становится высоким и неопытному менеджеру или руководителю турфирмы кажется, что так будет всегда. Но если мы вспомним Закон возвышения потребностей, то поймем, что рано или поздно любой турпродукт морально устаревает и спрос на него начинает падать.
Поэтому задача туроператора
– следить за развитием ситуации,
анализировать неизбежные подъемы
и спады спроса на данный турпродукт,
уметь понять, где спад обусловлен
сезонными или другими
Двадцать первый век – век динамичных изменений во многих сферах жизни и человеческой деятельности. Совершенствуются и меняются технологии создания многих продуктов, товаров и услуг, создаются новые материалы. Все это порождает новые возможности производителей и новые потребности потребителей.
Созданный турпродукт не должен оставаться неизменным. Возвышение потребностей потребителей требует от тех же владельцев средств размещения периодической реконструкции зданий, использования современных достижений науки и техники, внедрения новых более совершенных технологий обслуживания. Ускорение темпа жизни ведет ко все большему использованию технологий быстрого питания. В то же время, стремление многих людей к здоровому образу жизни выражается в сремлении питаться экологически чистыми продуктами, жить в экологически чистых домах, пользоваться экологически чистыми предметами. В условиях быстрого роста общей численности населения Земли, когда актуальными становятся технологии массового производства товаров и продуктов, это стремление требует все возрастающих затрат на производство натуральных продуктов питания, натуральных тканей и материалов.
Эта диалектичность развития человечества требует от всех производителей и, в частности, от производителей туруслуг и от туроператоров периодического изменения состава предлагаемых услуг и турпродукта, уровня их качества, уровня обслуживания, да и самих целей турпродукта, определяемых меняющимися потребностями и предпочтениями потребителей.
Появление новых средств размещения, новых вариантов и способов доставки туристов к месту проведения тура, открытие новых объектов показа – все это должно учитываться туроператором при доработке, модернизации существующего турпродукта. И, поняв, что данный турпродукт начал устаревать и не может в полной мере удовлетворить изменившиеся потребности людей, необходимо приступить к переработке, модернизации этого турпродукта.
Основой для этих действий является постоянное или, по крайней мере, периодическое изучение меняющихся потребностей и предпочтений потребителей турпродукта, постоянное изучение всего нового, что появляется в области как туристского обслуживания, так и в области обслуживания вообще и умение формировать у потребителя новые потребности на базе возникающих новых услуг.
В турбизнесе выигрывает тот,
кто раньше других придает своему
турпродукту новые
Заключение
В настоящем пособии на основе собственного опыта авторов и опыта, накопленного российским турбизнесом, сделана попытка систематизировать знания, касающиеся технологии проектирования и создания пакетного турпродукта. Понятно, что не существует рецепта, гарантирующего оператору создание привлекательного и прибыльного турпродукта. Огромную роль играет профессионализм всех, кто имеет отношение и к проектированию и к производству и к реализации турпродукта. Наличие одного слабого звена может свести на нет усилия всего коллектива. Очень важно наличие необходимых финансовых, кадровых, коммуникационных и иных ресурсов туроператора, необходимых для проектирования и производства нового для него турпродукта. Очень важно наличие опыта работы, наличие деловых связей и умение их налаживать. Для успеха в бизнесе важны все эти и многие другие условия.
Цель настоящего пособия – помочь туроператору в создании оптимального турпродукта, показать, что следование описанным принципам и правилам работы если не гарантирует успех, то, по крайней мере, дает основания надеяться на то, что при правильной организации остальных этапов (продвижение и реализация) созданный турпродукт принесет удовлетворение не только тысячам туристов, но и самому туроператору. Понятие же оптимальности турпродукта, затронутое в пособии, относится не только к любому частному турпродукту, но и ко всему ассортименту турпродуктов, производимых данным туроператором, и требует отдельного исследования, которому должна быть посвящена специальная книга.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
_________________ наименование туристского предприятия, обслуживающего маршрут
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Туристского путешествия по маршруту ___________________________ на 20__ г
(наименование маршрута)
1. Основные показатели маршрута
Вид маршрута ______________________________
Категория сложности_____________________
Протяженность маршрута
(км) ______________________________
в том числе пешком
(на лыжах) ______________________________
на лодках
(плотах) ______________________________
Продолжительность путешествия
(сут) ______________________________
Число туристских групп
______________________________
Число туристов в группе ______________________________
Всего туристов по маршруту
______________________________
Всего человеко-дней обслуживания
______________________________
Начало обслуживания на маршруте первой группы _____________________________
Начало обслуживания на маршруте последней группы __________________________
Конец обслуживания последней
группы ______________________________
Стоимость путевки (руб)
______________________________
Месяц Число График заезда туристских групп Число групп в месяц
туристов по месяцам
в месяц
01____________________________
02____________________________
....
12____________________________
Адрес туристского предприятия, с которого начинается путешествие _____________
______________________________
Населенные пункты, расстояния между ними, способы передвижения, время прибытия в пункт и выезда из него |
Наименование туристских
предприятий и условия |
Запланированные туристские услуги. Наименование экскурсий (с перечнем основных объектов показа) |
Внутримаршрутные перевозки |
Экскурсионные расходы на 1 чел. |
Всего ______________________________
в т. ч. 1 ______________ предприятие
______________________________
в т. ч. 2 ______________ предприятие
______________________________
в т. ч. и т. д. __________ предприятие
______________________________
Внутримаршрутные перевозки осуществляются предприятиями:
______________________________
______________________________
______________________________
(главных бухгалтеров) предприятий
Передача групп производится в пункте:
Условные обозначения:
Х – обслуживание в туристском предприятии
Сп – сухой паек
Пу – ночлег в полевых условиях (походные палатки)
«____» ________ 20___
3. Краткое описание
путешествия (повторяется в
______________________________
4. Руководитель туристского
предприятия, обслуживающего
Подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ГРАФИК ЗАГРУЗКИ
Туристского предприятия группами туристов на ____________ 20___ г.
Номера групп |
Номер маршрута |
Д а т ы о б с л у ж и в а н и я | ||
1 |
2 ........ 30 |
31 | ||