Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Содержание

Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174

Работа содержит 1 файл

Курс лекций для студентов игбит преподаватели- Веткин Владимир А.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

Но  проблема не столько в том, чтобы  продать весь свой турпродукт, сколько  в том, чтобы продать его с достаточной выгодой для себя.

  Прибыльность П1 единицы будущего турпродукта определяется разностью между ценой реализации Ц1 единицы турпродукта и себестоимостью С1 этой единицы

                                 П1 = Ц1 – С1                  (1)

У разных туроператоров, создающих примерно одинаковые по составу и качеству турпродукты, цена реализации таких турпродуктов в рыночных условиях будет примерно одинаковой. Эта средняя рыночная цена – ее называют равновесной ценой - будет определяться соотношением спроса на данный турпродукт и предложения. Обзначим ее Ц1р. Поэтому достижение приемлемой для туроператора величины прибыльности П1пр при данной продажной цене Ц1р турпродукта требует от туроператора достижения приемлемой себестоимости С1пр этого турпродукта. То есть

П1пр = Ц1р - С1пр          

Откуда приемлемое значение себестоимости проектируемого турпродукта

С1пр = Ц1р – П1пр                 (2)

То есть, зная среднюю  рыночную цену Ц1р проектируемого турпродукта и задавшись приемлемой величиной прибыльности П1пр единицы этого турпродукта, можно из (2) определить величину приемлемой себестоимости С1пр проектируемого турпродукта. Это та величина себестоимости, которой необходимо достичь для получения приемлемой прибыльности нового турпродукта.

  А чем определяется величина себестоимости проектируемого турпродукта?

Себестоимость данного турпродукта: это сумма всех затрат производителя на производство и реализацию единицы этого турпродукта.

Если все затраты  сгрупировать по их отношению к себестоимости данного турпродукта, то, во-первых, все затраты можно разделить на две группы и, во-вторых, любой конкретный вид затрат может быть отнесен либо к группе прямых затрат, либо к группе косвенных затрат.

Прямые  затраты на данный турпродукт: затраты производителя этого турпродукта, которые целиком относятся именно к данному турпродукту и поэтому полностью переносятся на себестоимость этого турпродукта. (Например, в турпродукте, содержащем услуги доставки туриста в дестинацию, услугу трансфера и услугу размещения, к прямым затратам туроператора относятся затраты на оплату доставки туриста в дестинацию, затраты на оплату трансфера и оплату услуги размещения).

Косвенные затраты фирмы: любые правомерные затраты фирмы, которые не могут быть целиком отнесены ни к одному производимому фирмой турпродукту, поскольку они имеют отношение ко всем видам производимой продукции. (Например, затраты на аренду помещения для офиса фирмы, на его содержание, эксплуатацию и ремонт, оплата труда персонала турфирмы, амортизация всех видов имущества фирмы, оплата услуг всех видов используемой фирмой связи, затраты на хозяйственные нужды фирмы, на подготовку и переподготовку кадров и многое другое).

Косвенные затраты на данный турпродукт: некоторая часть общих косвенных затрат фирмы, которая условно может быть отнесена на себестоимость данного турпродукта. Существуют методы расчета той части общих косвенных затрат, которая относится к интересующему нас турпродукту.

Следовательно, величину себестоимости С1 данного турпродукта можно записать как

                        С1 =  С1пр + С1кос     (3)

где С1кос – косвенные затраты на создание и реализацию единицы данного турпродукта (к ним можно отнести некоторую долю затрат, перечисленных в определении понятия «косвенные затраты»). Иными словами, С1кос - это та часть себестоимости данного турпродукта, которая обусловлена косвенными затратами;

      С1пр – прямые затраты на создание и реализацию единицы данного турпродукта, то есть это часть себестоимости данного турпродукта, обусловленная прямыми затратами.

К прямым затратам, во-первых, необходимо отнести затраты на оплату базового турпродукта, включенного в единицу проектируемого турпродукта, а, во-вторых, к ним могут относиться затраты на те услуги, которые мы приобретаем у других поставщиков и добавляем их к базовому турпродукту, а также все остальные прямые затраты на создание и реализацию данного продукта. То есть можно записать

                     С1пр = СБ1 + С1доб     (4)

Где СБ1 – часть себестоимости проектируемого турпродукта, обусловленная затратами на оплату базового турпродукта; С1доб – часть себестоимости проектируемого турпродукта, обусловленная затратами на оплату добавочных услуг, включаемых нами в единицу проектируемого турпродукта, а также другими прямыми затратами на производство и реализацию единицы данного турпродукта.

В случае рекреационного туризма, в  котором базовым турпродуктом является комплекс услуг на основе услуги размещения, предоставляемых нашим туристам данным Отелем, СБ1 – стоимость этого комплекса услуг, который мы как туроператор оплачиваем данному Отелю за каждого нашего туриста (вначале для простоты рассматриваем турпродукт на базе номеров одного типа и не учитываем различные скидки). В экскурсионном туризме это может быть цена набора экскурсий по определенной тематике. В спортивном туризме это может быть цена всего набора услуг, входящих в основную часть тура. Аналогично и в других видах туризма.

Что касается добавочных услуг, то в нашем примере семейного  отдыха на Черноморском побережье России добавочными к базовому турпродукту  могут быть: - услуга трансфера от аэропорта или ж/д вокзала до средства размещения; - услуга доставки туриста от места проживания в дестинацию.

С учетом сказанного, себестоимость  проектируемого турпродукта можно  записать как

                С1 = СБ1 + С1доб + С1кос = СБ1 + С1доп             (5)

где С1доп = С1доб + С1кос это часть себестоимости проектируемого турпродукта, обусловленная дополнительными затраты на создание и реализацию единицы этого турпродукта (дополнительные по отношению к затратам на оплату базового турпродукта, включенного в единицу проектируемого продукта).

Необходимо установить связь между ценой базовой услуги (турпродукта) - Ц1Б, по которой мы будем покупать у поставщика данную услугу (турпродукт), и величиной СБ1.

Мы уже отмечали, что  в рекреационном туризме цена базовой услуги и базового турпродукта устанавливается за сутки. Поскольку любой рекреационный тур, сформированный на основе данной базовой услуги, имеет определенную продолжительность Тт в днях, величина затрат СБ1 на базовую услугу (турпродукт), включенную в этот тур, определится произведением цены Ц1Б (она, как мы помним, всегда дается за одни сутки) этой услуги (турпродукта) на продолжительность проектируемого нами тура в днях:

СБ1 = Ц1Б × Тт     (6)

Подставляя это в (5), получим

С1 = Ц1Б × Тт + С1доп     (7)          

Сопоставляя формулы (1) и (5), видим, что если рыночная цена проектируемого нами и аналогичных ему турпродуктов конкурентов имеет примерно одинаковое значение Ц1р, и даже если поставщик продает свой базовый турпродукт, лежащий в основе данного продукта, всем туроператорам примерно по одной и той же цене Ц1Б, то величина себестоимости, как видим из (5) и (7), а, следовательно, и прибыльности (1) турпродукта определяется величиной тех дополнительных затрат С1доп на единицу проектируемого турпродукта, которые у каждого туроператора свои. Ситуация является еще более индивидуальной, если  поставщик базовой услуги или турпродукта продает эту услугу или турпродукт разным туроператорам по разным ценам.

Именно из-за разницы в себестоимости произведенного туроператорами турпродукта получается, что для одного оператора данный турпродукт имеет высокую прибыльность (рентабельность), и создание такого продукта для него экономически целесообразно, а для другого оператора тот же турпродукт имеет низкую рентабельность и, следовательно, нецелесообразен для создания.

Ту максимальную величину Ц1Б, покупая по которой данную базовую услугу (турпродукт), мы с учетом наших дополнительных затрат получим приемлемую для себя рентабельность R1, мы и называем приемлемой ценой Ц1Бпр этой базовой услуги (турпродукта).

Зная среднюю рыночную цену Ц1р какого-либо конкретного будущего тура, его продолжительность Тт, рассчитав величину С1доп, и задавшись величиной приемлемой прибыльности П1пр единицы этого тура, легко рассчитать /см. (2) и (7)/ величину Ц1Бпр, при которой будет обеспечена приемлемая прибыльность этого тура:

                      С1пр = Ц1р – П1пр = Ц1Бпр × Тт + С1доп,                    откуда

        Ц1р – П1пр – С1доп

Ц1Бпр = ---------------------------------    (8)

Тт

Если в каком-то виде туризма цена базовой услуги (турпродукта) устанавливается не за сутки, а за весь тур, то в этом случае будет СБ1 = Ц1Б.

Напомним, что рентабельность единицы продукции R1 = (П1/С1) × 100%, а рентабельность всей реализованной продукции R = (П/З) × 100%, где П – полная сумма прибыли, полученной от реализации данной продукции за отчетный период, а З – полные затраты на производство и реализацию данной продукции за отчетный период. Основной отчетный период для всех предприятий, фирм – календарный год. В качестве отчетного периода можно также рассматривать календарный месяц, квартал, полугодие или девять месяцев.

Равновесная рыночная цена базовой услуги (турпродукта)

Мы рассмотрели понятие  приемлемой цены базовой услуги (турпродукта), опираясь на учет внутренних факторов, то есть исходя из наших внутренних возможностей обеспечить достаточную рентабельность. Но нашего потенциального контрагента – поставщика данной базовой услуги (турпродукта) мало интересует, какая цена его услуги (турпродукта) является для нас приемлемой. Он хотел бы получить интересующую его цену. И, естественно, встает вопрос: «Какая цена данной базовой услуги (турпродукта) может стать компромиссной, то есть устроить обе стороны»?

Для ответа на этот вопрос надо вспомнить рыночный механизм образования цены рассматриваемой базовой услуги (турпродукта). Этот механизм определяет ту цену этой услуги (турпродукта), на которую вынуждены ориентироваться все продавцы такой услуги (турпродукта). Эта цена называется равновесной рыночной ценой Ц1Бр интересующей нас базовой услуги (турпродукта).

Равновесная рыночная цена Ц1Бр данного товара, услуги, и в частном случае – равновесная цена интересующей нас базовой услуги (турпродукта) – это цена этого товара, услуги, возникающая в рыночных условиях, когда спрос уравновешивается предложением. Различные факторы нарушают это равновесие, но рыночный механизм всегда действует в направлении его восстановления.

То есть в рыночных условиях, равновесная  цена данного товара, услуги – это объективная оценка рыночным механизмом той цены, которая соответствует данному товару, услуге. Эта цена базовой услуги или турпродукта и должна стать той компромиссной ценой, которая может устроить и туроператора и поставщика этой услуги (турпродукта). Туроператору важно знать эту величину как ориентир: цена, по которой он хотел бы приобретать данную базовую услугу (турпродукт) должна быть не выше равновесной цены этой услуги (турпродукта). Для поставщика этой услуги (турпродукта) эта величина – также ориентир: цена, по которой он хотел бы продавать услугу (турпродукт), должна быть не ниже равновесной цены. Таким образом, равновесная цена Ц1Бр данной услуги (турпродукта) и есть тот компромисс, который может сделать туроператора и поставщика услуги (турпродукта) компаньонами.

Итак, для нас важно  знать равновесную цену интересующей нас базовой услуги (турпродукта), чтобы не переплачивать и, следовательно, не упустить всю возможную прибыль. Дело в том, что рассчитанная выше приемлемая цена базовой услуги (турпродукта) может оказаться выше равновесной цены этой услуги (турпродукта), и в этом случае, ориентируясь на величину приемлемой цены, мы по существу соглашаемся покупать данную услугу (турпродукт) по завышенной цене, то есть теряем возможную прибыль. Для того, чтобы этого не произошло, должны выполняться следующие условия.

Первое условие: базовая цена рассматриваемой услуги или турпродукта не должна превышать равновесную рыночную цену аналогичных услуг или турпродуктов такого же качества.

То есть туроператор должен следить, чтобы выполнялось условие

Ц1Б ≤ Ц1Бр

Другими словами, нам  как покупателю важно, чтобы цена покупаемого нами товара или услуги была не дороже, чем средняя рыночная цена подобного товара, услуги. (Базовой ценой мы называем цену услуги, по которой поставщик этой услуги продает ее конечному покупателю, то есть это цена, возникающая в том случае, когда поставщик сам занимается продвижением своей услуги до конечного покупателя).

Второе  условие: величина скидки с базовой цены должна соответствовать выбранному нами варианту получения данной услуги, турпродукта.

     В случае базового турпродукта на основе средства размещения закономерность соответствия величины скидки варианту получения мест в этом средстве размещения отражена, например, в таблице, приведенной в конце раздела «Варианты получения мест в средствах размещения». Поскольку, например, в рекреационном турпродукте, при создании которого оператор чаще всего пользуется такими вариантами получения мест, как аренда средства размещения или блоки мест, видим, что цена Ц1Б, по которой мы собираемся покупать базовую услугу (турпродукт) у поставщика, должна быть заведомо ниже базовой цены этой услуги (турпродукта).

Таким образом, оба приведенных  условия можно заключить в  одно: Цена Ц1Б приобретаемой туроператором услуги или турпродукта не должна превышать равновесную рыночную цену Ц1Бр аналогичных услуг или турпродуктов такого же качества, причем, с учетом варианта бронирования данной услуги или турпродукта.

Мы должны выявить величину Ц1Бр интересующей нас базовой услуги (турпродукта) и в своих расчетах и планах на заключение договора с данным средством размещения исходить из того, что цена приобретения указанной услуги /турпродукта/ должна быть не выше Ц1Бр.

Знание равновесной цены данной базовой услуги (турпродукта) – наш важнейший аргумент в получении этой цены при переговорах с поставщиком этой услуги (турпродукта). Если во время переговоров поставщик предлагает более высокую цену, чем равновесная, знание равновесной цены поможет нам убедить его снизить цену. С другой стороны, зная равновесную цену своей продукции, поставщик едва ли согласится на цену более низкую, чем равновесная.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"