Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Содержание

Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174

Работа содержит 1 файл

Курс лекций для студентов игбит преподаватели- Веткин Владимир А.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

                                          Зф(Ктпл) = С1кос × Ктпл ,

где С1кос = Зфкос × С1пр / Зфпр,    Зфкос – полные косвенные затраты фирмы за год; Зфпр – полные прямые затраты фирмы за год;  С1пр – себестоимость турпродукта рассматриваемого типа, обусловленная прямыми затратами.  С1кос – это фигурирующая в формуле (3) себестоимость рассматриваемого турпродукта, обусловленная косвенными затратами. Видим, что С1кос определяется как доля величины себестоимости единицы рассматриваемого турпродукта на уровне прямых затрат, причем эта доля определяется отношением величины полных косвенных затрат фирмы за год к величине полных прямых затрат за тот же год.

Могут существовать еще какие-то не упомянутые нами виды затрат. Это не существенно, поскольку если мы знаем их, то легко можем учесть. Существенным для решения поставленной в этом разделе задачи является зависимость каждого вида затрат от объема реализованной продукции, то есть от фактического количества КТ человек, купивших данный турпродукт.

  Для выявления этой зависимости необходимо проанализировать все перечисленные нами затраты и разделить их на постоянные - Зпос, то есть не зависящие от объема реализованной продукции, и переменные – Зпер(Кт), то есть пропорциональные фактическому количеству туристов, купивших данный турпродукт.

Полные фактические затраты З фирмы на производство и реализацию данного турпродукта за год, очевидно, будут равны сумме постоянных и переменных затрат

       З = Зпос + Зпер(Кт) = Зпос + З1пер × Кт                   (11)

где З1пер – сумма переменных затрат, относящихся к единице турпродукта, или, что то же самое, к одному туристу в течение тура;  Кт – фактическое количество туристов, купивших данный турпродукт в течение года.

Какие из перечисленных  нами ранее затрат являются постоянными, то есть не зависящими от объема релизации данного турпродукта?

В первую очередь, это  некоторая условно относящаяся к рассматриваемому турпродукту доля всех затрат на содержание турфирмы и общих затрат на продвижение и реализацию всего созданного на фирме турпродукта – мы обозначили ее Зф(Ктпл), поскольку эта доля зависит от объема производства турпродукта данного типа, но не зависит от реально проданного количества туров. /Действительно, плата за помещение под офис никак не зависит от того, сколько человек купят наш турпродукт. То же, как правило, можно отнести к величине зарплаты персонала, хозяйcтвенным расходам, затратам на рекламу, оплату телефона, факса и т. п./.

Во-вторых, это затраты  на проектирование данного турпродукта  – Зпрк.  Они не зависят ни от объема производства турпродукта данного типа, ни от объема реализации этого турпродукта. Для определенности учтем их полностью в себестоимости турпродукта, произведенного за первый год.

В-третьих, это затраты  на оплату забронированного нами блока  мест в Пансионате за весь сезон – Зпан(Ктпл), являющиеся фиксированной и невозвратной суммой. Эти затраты определяются количеством туристов, которое мы должны послать в Пансионат, но не зависят от количества, реально приехавших туристов.

В данном случае эта сумма, как легко сообразить, определяется количеством бронируемых нами мест Км, продолжительностью договора Тд, то есть количеством дней, в течение которых мы владеем этими местами и, следовательно, платим за них, и ценой Ц1Б, которую мы платим за базовую услугу или базовый турпродукт / в нашем примере это цена только услуги размещения одного человека в номере данного типа, поскольку мы приняли, что питание оплачивается по фактически прибывшему количеству туристов/.

Таким образом, затраты  на пансионат – Зпан(Ктпл) определяются произведением

                         Зпан(Ктпл) =  Км × Тд × Ц1Б                                           (12)

В общем случае, когда  туроператор выбирает в данном средстве размещения не один тип номеров, а  несколько, общее количество мест разделится на совокупность мест по каждому из взятых типов номеров. По каждому  типу номеров будет своя цена Ц1Б базовой услуги /турпродукта/. Таким образом, в общем случае затраты на оплату услуг Отеля запишутся в виде суммы нескольких слагаемых – по количеству типов забронированных номеров

        

      n

                     Зпан(Ктпл) =   ∑ Кмi × Тд × Ц1Бi    (13)

     i=1

Где i – принятый нами порядковый номер типа номера; n – количество типов номеров, выбранных нами для бронирования и создания своего турпродукта; Кмi – количество мест в номерах i-того типа; Ц1Бi – цена единицы i-той базовой услуги /например, цена размещения в сутки одного человека в номере i-того типа/, или единицы i-того базового турпродукта /например, цена в сутки комплекса услуг на базе размещения в номере i-того типа/.

Цена Ц1Бi в рассматриваемом случае зависит как от конкретного типа номера, так и от варианта получения мест – блок мест на условиях договора комитмента или элотмента, от размера блока и т. п.

Суть расчетов при  этом не меняется, поэтому мы для  простоты продолжаем вести рассмотрение для номеров одного типа.

Если количество мест, в номерах данного типа, которое мы бронируем в пансионате на каждый заезд - Км, а количество заездов за время действия договора Кз, то легко определить связь этих величин с количеством туристов Ктпл, которое надо отправить в Отель, чтобы заполнить все взятое количество мест в течение всего срока действия договора

                       Ктпл = Км × Кз                                  (14)

откуда можно получить величину Км

                         Км = Ктпл / Кз

Подставляя сюда Кз из (9), получим   

           Км = Ктпл × Тт / Тд                                                    (15)

Подставляя (15)  в (12), получим

        Зпан(Ктпл) = Ктпл × Тт × Ц1Б                                       (16)

Полученное выражение  подтверждает наше утверждение о том, что затраты на оплату услуг Отеля в течение всего срока действия договора пропорциональны количеству туристов Ктпл, которое мы планируем отправить в Отель в течение срока действия договора и под которое мы бронируем и оплачиваем места. То есть пропорциональны объему произведенного нами турпродукта данного типа. При этом, как видим, величина этих затрат не зависит от фактического количества присланных оператором туристов, то есть не зависит от объема реализованной продукции. Это невозвратная сумма и, следовательно, она относится к постоянным затратам.

Если в наш турпродукт включена доставка туристов в дестинацию, например, самолетом, где мы бронируем  места на условиях «жесткого блока», то исходя из планового значения Ктпл отправленных за год в Отель туристов, полные затраты за год Зав(Ктпл) на оплату перевозки туристов составят

Зав(Ктпл) = Ктпл × Ц1ав                            (17)

где Ц1ав – стоимость для туроператора авиаперевозки одного туриста в дестинацию и обратно.

С учетом всех описанных видов постоянных затрат: косвенных – Зф(Ктпл), на проектирование турпродукта – Зпрк, на оплату услуг Отеля – Зпан(Ктпл) и перевозчика – Зав(Ктпл), полные постоянные затраты фирмы за год можно записать в виде        Зпос = З1кос × Ктпл + Зпрк + Ктпл × Ц1ав + Ктпл × Тт × Ц1Б                (18)

Для правильного учета  различных видов постоянных затрат, необходимо отделять затраты, практически  не зависящие от объема производства Ктпл турпродукта данного типа, от затрат, пропорциональных величине Ктпл.

Теперь рассмотрим переменные затраты. Это, как мы помним, затраты, пропорциональные фактическому объему реализованного турпродукта данного типа или, проще говоря, пропорциональные количеству проданных путевок или отправленных туристов - Кт. Питание в Отеле, - если оно входит в тур, мы оплачиваем только при наличии реального клиента, оплатившего тур. Трансфер также оплачивается по факту. Затраты туроператора на страхование туриста З1стр от несчастного случая или иных неблагоприятных событий в период тура также производятся по каждому реальному туристу и, следовательно, относятся к переменным.

Следовательно, в принятом нами составе затрат затраты на питание туриста З1пит, трансфер З1тр и страхование З1стр относятся к переменным. В самом общем случае могут быть и другие виды переменных затрат /Например, затраты на входные билеты в музеи, в театры и т. д., - если эти услуги входят в оплачиваемую туристом программу тура/. Их легко добавить в наши расчеты.

     Если сложить все переменные затраты на одного туриста на весь тур, получим сумму, которую мы обозначили З1пер.   В рассмотренном примере

                   З1пер =  З1пит + З1тр + З1стр                                         (19)  Тогда полные переменные затраты фирмы за год, связанные с фактическим количеством Кт отправленных нами туристов, можно записать как

                       Зпер = З1пер × Кт                                          (20)

где Кт – количество фактически отправленных нами в данный Отель туристов /не путать с Ктпл – количеством туристов, которое мы должны отправить, чтобы выполнить свой план/

С учетом полученных выражений для полных постоянных затрат (18) и полных переменных затрат (20), полные фактические затраты З фирмы за год (11) на производство и реализацию данного турпродукта составят

    З = З1кос × Ктпл + Зпрк + Ктпл × Ц1ав + Ктпл × Ц1Б × Тт + З1пер × Кт   (21)

Итак, в формуле (10) для полной фактической прибыли от работы с данным Отелем по реализации турпродукта данного типа мы определили величину полных фактических затрат фирмы на проектирование, производство и реализацию нашего турпродукта. Теперь перейдем к расчету выручки от реализации нашего спроектированного турпродукта данного типа, включающего, как в нашем примере, авиаперелет, трансфер, размещение, питание и страхование туриста.

Если цену тура на одного туриста мы обозначили Ц1, то полная сумма, полученная от Кт туристов, - назовем ее выручкой - В будет равна

В(Кт) = Ц1 × Кт                  (22)

Для получения запланированной  прибыли Ппл мы должны отправить в пансионат все запланированное количество туристов, то есть должно выполняться равенство Кт = Ктпл. Эту величину мы и хотим рассчитать, чтобы определить необходимое нам количество мест, которое необходимо бронировать на срок действия договора с данным Отелем. При отправке Ктпл туристов, мы получим запланированную выручку 

                                  В(Ктпл) = Ц1 × Ктпл                  (23)

При этом полные затраты, которые в этом случае достигнут  планового значения Зпл

           Зпл = З1кос × Ктпл+Зпрк+Ктпл × Ц1ав+Ктпл × Ц1Б × Тт+З1пер × Ктпл            

а запланированная прибыль 

П(Ктпл)=В(Ктпл) – Зпл = Ц1 × Ктпл – З1кос × Ктпл –Зпрк – Ктпл (Ц1ав + Ц1Б × Тт + З1пер)

Переносим в левую  часть уравнения величины, не содержащие искомую величину Ктпл

        П(Ктпл) + Зпрк = Ктпл × (Ц1 – З1кос - Ц1Б × Тт – Ц1ав - З1пер)

Откуда получаем интересующую нас величину Ктпл

 

           П(Ктпл) + Зпрк           П(Ктпл) + Зпрк

            Ктпл = ---------------------- = ------------------------              (24)

            Ц1 – С1                          П1

 

где П(Ктпл) = Ппл – величина прибыли, запланированной нами от реализации турпродукта данного типа; Зпрк – затраты на проектирование турпродукта данного типа;

 Ц1 – цена, по которой мы планируем реализовывать турпродукт данного типа;          С1 = Ц1Б × Тт + Ц1ав + С1кос + З1пер – это, как видим, сумма полных затрат на производство и реализацию единицы данного турпродукта, то есть это себестоимость единицы этого турпродукта. Сюда вошли все прямые затраты С1пр = Ц1Б × Тт + Ц1ав + З1пер и относящаяся к данному турпродукту доля С1кос косвенных затрат. П1 = Ц1 – С1  это прибыльность единицы данного турпродукта.

Из полученных формул видно, что в том случае, когда  в проектируемый турпродукт входят другие услуги, учесть их влияние на экономические показатели не составляет труда.

Таким образом, видим, что  общем случае количество туристов, которое мы должны отправить в Отель в номера данного типа в течение всего сезона, чтобы получить запланированную прибыль, пропорционально сумме величины запланированной прибыли и величины затрат, не зависящим от объема производства этого турпродукта, и обратно пропорционально величине прибыльности данного турпродукта.

Эта формула носит  универсальный характер и позволяет, задавшись величиной плановой прибыли по данному виду турпродукта, определять количество туров или путевок, которое необходимо продать, чтобы получить эту прибыль.

Определив Ктпл и зная (14) связь между Ктпл и количеством необходимых нам мест Км, в Отеле, которое нам надо забронировать на весь сезон, чтобы иметь возможность получить запланированную прибыль, найдем искомую величину

                                         Км = Ктпл / Кз

 где Кз – количество заездов в течение периода действия нашего договора с пансионатом.  

Дополняя представленный расчет, можно рассмотреть ситуацию, которая иногда реализуется на массовых направлениях. Ее суть в том, что  при большом потоке туристов в  данную дестинацию доставка туристов осуществляется ежедневно /такая ситуация наблюдается, например, на турецком  направлении/ и туроператор имеет возможность, во-первых, отправлять туристов в любой день недели, а, во-вторых, при продаже тура предоставить туристу возможность выбрать любую продолжительность тура.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"