Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Содержание

Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174

Работа содержит 1 файл

Курс лекций для студентов игбит преподаватели- Веткин Владимир А.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

Если в предыдущем примере мы говорили о прибыльности одного тура П1 = Ц1 - С1, то в новой ситуации надо оперировать прибыльностью П1т/д одного туродня этого тура /туродень это период времени, включающий одни полные сутки пребывания туриста в дестинации/.

Если туроператор закладывает в расчеты определенную величину прибыли П1т/д с каждого туродня пребывания туриста в дестинации, то запланированная за весь срок действия договора величина полной прибыли Ппл = П1т/д × Кт/д от продажи туров с проживанием в номерах данного типа определяет необходимое количество туродней Кт/д, которые туроператор должен забронировать для своих туристов и заполнить их, чтобы получить эту прибыль.

Как в этом случае можно  рассчитать необходимое количество бронируемых оператором мест в номерах данного типа в данном Отеле? Здесь можно исходить из того, что на массовых направлениях обычным для договора туроператора с Отелем является условие, в силу которого туроператор обязан в течение срока действия договора полностью оплатить все забронированные места, то есть оплатить Кт/д туродней. Величины Кт/д и Км связаны следующим очевидным соотношением

Кт/д = Км ×Тд,

где Км – количество бронируемых мест в номерах данного типа, а Тд – срок действия договора. Поскольку при заданной величине прибыльности П1т/д одного туродня величина Кт/д определяется запланированной величиной прибыли Ппл, то есть величина Кт/д фиксирована, следовательно, фиксировано и значение Км независимо от продолжительности выбранного туристом тура.

Следовательно, полученная выше формула (24) носит универсальный характер и может использоваться для расчета необходимого туроператору количества мест Км независимо от выбранной туристом продолжительности тура. Просто для расчета принимается некая условная величина Тт (это может быть любое количество дней, кратное общей продолжительности действия договора туроператора с Отелем). Расчет по формуле (24) даст опять таки условную величину Ктпл, подставляя которую в   (15), рассчитаем величину реальную величину Км.

Для туроператора очень  важен еще один показатель – точка самоокупаемости данного турпродукта на уровне фирмы. Точка самоокупаемости данного турпродукта на уровне фирмы, как уже отмечалось, показывает, при каких условиях туроператор возместит все свои затраты на проектирование, производство и реализацию данного турпродукта. Поскольку еще до начала продаж туроператор производит очень существенные затраты, связанные с выбором турпродукта, его проектированием,  производством и продвижением на рынок туруслуг, ему очень важно знать, какое минимальное количество единиц турпродукта - туров /путевок/ должно быть продано, чтобы по крайней мере вернуть все денежные ресурсы, которые были при этом затрачены. Поскольку мы считаем, что количество проданных единиц турпродукта идентично количеству отправленных туристов, оперируем величиной Кт – количеством отправленных туристов.

Это количество, соответствующее  точке самоокупаемости, обозначим Кткр и назовем «критическим количеством проданных туров или отправленных туристов».

Такое название связано  с тем фактом, что цифра Кткр делит процесс реализации нашего турпродукта на две качественно различные фазы: пока количество проданных туров меньше, чем Кткр, то есть пока Кт < Кткр, фирма находится в состоянии убытка от деятельности, связанной с производством и реализацией данного турпродукта; как только количество проданных туров превысит величину Кткр, то есть, Кт > Кткр, фирма переходит в состояние получения прибыли от указанной деятельности.

Точка самоокупаемости, как видим, хатактеризуется тем, что в этой точке полная выручка от реализации данного турпродукта сравнивается с величиной полных затрат на создание и реализацию этого турпродукта. То есть прибыль в этой точке равна нулю.

Для определения величины Кткр, необходимо вернуться к общему выражению (10) для прибыли

                                 П(Кт) = В(Кт) – З(Кт)

и, полагая П(Кт) = 0, подставляем из формул (21) и (22) выражения для полных затрат З(Кт) и выручки В(Кт).  При этом получим

                         Зпос

                          Кткр =   ------------------             (25)

                      Ц1 – З1пер

 

Где Зпос = Зпрк + Ктпл (С1кос + Ц1ав + Ц1Б × Тт)  - полная сумма постоянных затрат, производимых нами при создании данного турпродукта.

     Таким образом, количество проданных путевок, соответствующее точке самоокупаемости данного турпродукта на уровне фирмы, пропорционально величине полных постоянных затрат, относящихся к данному турпродукту, и обратно пропорционально разности между ценой, по которой мы реализуем этот турпродукт и переменными затратами на оплату базовых услуг и турпродуктов, необходимых для создания единицы нашего турпродукта.

Для получения верных результатов проводимых расчетов, важно  правильно разделять затраты  на постоянные и переменные. Авторы некоторых книг одни виды затрат считают относящимся всегда к постоянным затратам, а другие виды затрат - к переменным. На практике  отнесение любого данного вида затрат к постоянным или переменным определяется не столько видом затрат, сколько условиями, согласно которым производятся эти затраты.

/Примеры:  Затраты на аренду помещения под офис фирмы. Эти затраты определяются договором аренды турфирмы с арендодателем и арендодателю абсолютно безразлично какое количество туров будет продано в его помещении туроператором и, следовательно, величина арендной платы никак не зависит от

указанного количества. Следовательно, та доля арендной платы, которая условно приходится на данный турпродукт, определяется самим туроператорм, его волей и применямыми им методиками расчета, и относится к постоянным затратам, не зависящим от количества реально проданных путевок.

Другой пример: Затраты по договору с пансионатом на оказание услуги размещения для наших туристов. К какому виду затрат – постоянным или переменным – надо относить данные затраты? Это определяется условиями нашего договора с данным пансионатом. Если пансионат предоставляет нам услугу размещения на условиях аренды пансионата, или на условиях комитмента или жесткого элотмента, то сумма, которую мы обязаны выплатить пансионату определяется тем количеством мест, которое мы бронируем на весь сезон и которое планируем заполнить. Но эта сумма никак не зависит от реально заполненного нами количества мест. То есть в данном случае указанная сумма, выплаченная нами пансионату, относится к постоянным затратам.

Если же мы заключили  договор на условиях мягкого элотмента  или бронируем места по разовым  заявкам или на условиях приоритетного  бронирования или на условиях повышенной комиссии, то есть выплачиваем пансионату только за реально заполненные места, то в этом случае наши затраты на оплату услуги размещения в данном пансионате относятся к переменным затратам, поскольку сумма этих затрат пропорциональна количеству проданных путевок.

Возможен смешанный вариант, когда часть затрат на оплату услуги размещения относится к постоянным, а другая часть к переменным. Этот вариант возникает и в том случае, когда туроператор часть мест бронирует на условиях, например, комитмента, а част мест на условиях мягкого элотмента, или в том случае, когда оператор заполнил на ближайший заезд весь свой блок мест, а под каждого из туристов, которые хотели бы купить путевку сверх данного блока, оператор получает места по разовым заявкам. Учет затрат в смешанных вариантах получения мест требует аккуратного отделения постоянной части затрат от переменной/.

 

Мы рассмотрели общий  подход к расчету необходимого количества мест в данном средстве размещения и при этом  использовали некоторые упрощения.

Первое существенное упрощение состояло в том, что  мы исходили из предположения равномерной и полной загрузки взятого нами блока мест.  Но известно, что спрос на большинство турпродуктов имеет сезонную зависимость, то есть спрос в разные месяцы и даже недели может заметно изменяться. Поэтому полностью загружать постоянный блок мест сложно.

На практике туроператор  поступает следующим образом. Заключая договор с Отелем, оператор старается, чтобы на низкий сезон, то есть на период низкого спроса действовали условия «мягкого» элотмента, дающие возможность отказаться от непроданных мест без штрафных санкций. А на высокий сезон, когда спрос очень высок, он работает в условиях «жесткого» элотмента или в условиях комитмента, дающих максимальную гарантию получения мест.

Зная из своего опыта  работы с аналогичными турпродуктами, что средняя за сезон загрузка взятого блока мест составляет Н%, туроператор легко может определить, каких размеров блок мест Км(р) ему надо взять реально, чтобы получить запланированную прибыль Ппл.

/Например, зная, что места  в средствах размещения загружаются  в течение всего сезона в среднем на 70% и рассчитав по формулам (15) и (24), что при полной, т. е. 100%-ной загрузке величина необходимого блока мест Км = 150, туроператор понимает, что ему с учетом этой неравномерности загрузки реально нужен блок 

 Км(р) = Км × 100% / Н% = 150 × 100% / 70% = 214   

То есть реально нужен  блок в 214 мест, а не в 150.

При таком блоке реальная средняя загрузка Крср этого блока составит Крср = Км(р) × 0,7 = 150 мест и, следовательно полная загрузка в течение  сезона достигнет плановой величины Ктпл/

Так что учет реальной загрузки только скорректирует величину необходимого нам блока мест.

О других упрощениях мы говорили по ходу рассуждений.

 

Итак, в результате произведенного проектирования выбранного турпродукта, мы выявляем реальную экономическую целесообразность его производства и реализации, выявляем приемлемые для нас цены по всем базовым услугам и турпродуктам и другим основным услугам, а также рассчитываем объем базовых услуг /турпродуктов/, который необходимо бронировать у поставщиков услуг, чтобы получить запланированную величину прибыли.

Необходимо отметить, что приведенная выше методика расчета  количества туристов, которое надо отправить в рамках данного варианта турпродукта, или в рамках данного  средства размещения, чтобы получить запланированную величину прибыли, используется в привязке к общему количеству туристов, которое туроператор способен отправить в рамках данного турпродукта. А это количество, как мы видели в разделе 2.4., определяется собственными возможностями туроператора: его финансовыми, кадровыми, материальными, коммуникационными, информацион-ными и иными ресурсами.

Проделав все описанные  выше процедуры и расчеты туроператор  выявляет как общую экономическую  целесообразность производства и реализации выбранного турпродукта, так и конкретных поставщиков базовых услуг и турпродуктов, с которыми имеет смысл сотрудничать при создании нового турпродукта.

 

Контрольные вопросы

1.Как условия договора  туроператора с поставщиком услуг  влияют на характер зависимости затрат на оплату услуг данного поставщика от объема реализованного турпродукта?

2.Какими особенностями  обладает точка самоокупаемости?

3.Какие условия договора  с поставщиками услуг позволяют  туроператору снизить финансовые  риски при переходе от высокого  сезона к низкому?

 

Практические  задания

1.Выберите иной чем в данном разделе вид турпродукта. Выберите состав услуг, включаемых в оплату, задайтесь определенными условиями бронирования и оплаты каждой услуги. Задайтесь всеми необходимыми временными и ценовыми параметрами выбранного турпродукта, а также величиной плановой прибыли за год и рассчитайте  величины Ктпл и Кткр

2.В задаче п. 1 определите  величину затрат на проектирование  выбранного турпродукта, при которой  неразумно всю эту величину  включать в затраты первого года работы с данным турпродуктом

 

      1. Составление рекомендаций по улучшению базового турпродукта

В разделах 2.1. и 2.2. мы говорили о том, что в процессе изучения ресурсов выбранной дестинации туроператор должен выявить базовые услуги и турпродукты, относящиеся к выбранному виду туризма и целевой группе и выявить свойства и цели этих услуг и турпродуктов. При изучении свойств исходного турпродукта оператор выявляет потребности потенциальных покупателей будущего турпродукта и, в первую очередь, их приоритетные потребности. Сопоставление выявленных свойств базовых продуктов с потребностями и предпочтениями покупателей этих продуктов позволяет понять, какие потребности и предпочтения членов нашей целевой группы удовлетворяются свойствами каждого базового продукта и, соответственно, понять, что надо изменить в том или ином базовом продукте, чтобы он максимально удовлетворял указанные потребности. Это сопоставление вместе с учетом Закона ограниченности ресурсов показало, что существует некий оптимальный турпродукт данного вида для данной целевой группы и для туроператора. К этому турпродукту должен стремиться туроператор при создании своего турпродукта на основе базовых услуг или турпродуктов.

Мы выявили, что оптимальный  турпродукт – это турпродукт, удовлетворяющий приоритетные потребности целевой группы. Понятие «оптимальный турпродукт» мы привязали к каждому конкретному базовому турпродукту, например, к средству размещения в рекреационном туризме и выявили, что для каждого средства размещения есть оптимальный набор услуг, включающий уже имеющиеся услуги.

Сопоставляя приоритетные потребности целевой группы со свойствами каждого конкретного базового турпродукта, мы можем выявить, какие потребности клиентов и в какой степени способны удовлетворить услуги, имеющиеся в базовом продукте. А также можем уточнить, каким приоритетным потребностям клиентов в наибольшей степени соответствуют услуги, имеющиеся в данном базовом продукте.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"