Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"
Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174
Второе упрощение состоит в том, что мы рассматривали одну базовую услугу (турпродукт), приобретаемую нами у поставщика услуг для своего будущего турпродукта. На практике туроператор приобретает несколько разных по качеству и цене базовых услуг (турпродуктов). Например, рассматривая варианты работы с данным средством размещения, туроператор, как правило, планирует бронировать не один тип номера, а несколько /одноместныые номера, стандартные двухместные, полулюксы, люксы и т. д./. В этом случае проведенное выше рассмотрение и расчет приемлемой цены ведется дифференцированно по каждой услуге /в приведенном примере – для каждого типа номеров/.
Обсуждая условия, при
которых имеет место
Но важно понимать, что удовлетворительная рентабельность единицы турпродукта является необходимым, но недостаточным условием экономической целесообразности создания этого турпродукта и что понятие экономической целесообразности создания данного турпродукта определяется не только рентабельностью единицы такого турпродукта, но и количеством реализованных единиц этого турпродукта, то есть объемом продаж данного турпродукта.
Указанную зависимость
легко понять путем следующих
рассуждений. Создание любого турпродукта,
как видно из предыдущего рассмотрения,
требует больших
Если мы хотим хотя бы только возместить, то есть вернуть себе все эти затраты, и, следовательно, выйти в точку самоокупаемости, необходимо сформировать и реализовать не одну сотню, а, возможно, и не одну тысячу туров, то есть единиц такого турпродукта. Если же мы планируем заработать на реализации нового турпродукта, хотим получить определенную величину прибыли, то объем создаваемого и реализуемого турпродукта должен быть еще больше.
Точка самоокупаемости данного турпродукта на уровне фирмы: такое количество единиц проданного турпродукта, при котором полная выручка от реализации этого турпродукта становится равной полным затратам на создание и реализацию этого турпродукта.
Иными словами, точка
самоокупаемости данного
Поскольку любая фирма планирует финансовые показатели своей деятельности, и, в частности, планирует величину прибыли, которую она хочет получить от реализации данного турпродукта, возникает проблема определения необходимого объема бронируемых у контрагентов услуг и, соответственно, объема производства проектируемого турпродукта, при котором будут достигнуты плановые финансовые показатели.
То есть, кроме определения приемлемой для нас цены каждой базовой услуги (турпродукта), нужно также рассчитать необходимый объем базовых услуг (турпродуктов), который мы должны забронировать на период действия нашего договора с каждым контрагентом.
Это еще одна важная цифра, необходимая нам для заключения договора.
Только зная, по какой максимальной цене нужной нам базовой услуги (турпродукта) имеет смысл бронировать эту услугу (турпродукт) и какой объем этих услуг нам необходим, можно садиться за стол переговоров.
В следующем разделе покажем, как делается такой расчет на примере услуги размещения.
Контрольные вопросы
1. Что определяет потенциальную экономическую целесообразность того или иного турпродукта?
2. Какое условие определяет реальную экономическую целесообразность создания данного турпродукта?
3. Что такое единица услуги размещения? Единица турпродукта?
4. В чем качественная разница между приобретением товара и услуги?
5. При каком соотношении приемлемой цены базовой услуги и ее равновесной цены целесообразно создание турпродукта на основе этой услуги?
6. Какими в условиях рыночной экономики будут цены близких по составу и качеству услуг турпродукты и почему?
7. В каких условиях устанавливается равновесная цена данной услуги?
8. Почему туроператор
не должен соглашаться
9. В силу каких факторов
цены поставщиков услуг и
10. В чем суть планирования
себестоимости
11. Какие параметры,
определяющие экономическую
Практические задания
1. Назовите факторы, способные повлиять на цены товаров и услуг
2. Выявите влияющие
на цены товаров и услуг
факторы, подчиняющиеся каким-
3. Выберите какой-либо
конкретный вид турпродукта в
определенной дестинации и
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в средствах размещения
Итак, мы определили приемлемые цены по каждой базовой услуге (турпродукту), то есть, по каждому поставщику и, в частности, по каждому средству размещения. Теперь надо определить, сколько же мест брать в каждом из выбранных средств размещения – в нашем случае - Отель. Предположим, мы планируем заключить договор о бронировании определенного количества мест и, возможно, других услуг /например, питания/ на какой-то период времени, который обозначим Тд /Например, в рассматриваемом нами турпродукте «Семейный отдых туркласса на Черноморском побережье России» договор, как правило, заключается с конца апреля до конца октября, то есть продолжительность действия договора Тд составляет примерно 180 дней. В принципе срок действия договора может быть самым разным/.
Вначале рассмотрим случай, когда конечный турпродукт, то есть тур привязан к конкретным датам и имеет определенную продолжительность, которую мы ранее обозначили Тт /например,12 дней/. При этом легко определить количество заездов Кз наших туристов в течение срока действия договора:
Кз = Тд/Тт (9)
Вначале рассмотрим ситуацию на примере номеров одного типа. Если мы спланировали на следующий сезон себестоимость С1 базового турпродукта в данном Отеле на основе определенного типа номеров, спрогнозировали рыночную цену Ц1 спроектированного нами турпродукта и задались величиной прибыли Ппл, которую мы хотим получить от реализации этого турпродукта, то можно рассчитать необходимый объем турпродукта, то есть количество отправленных в номера данного типа Отеля за весь сезон туристов, которое обеспечит нам получение запланированной прибыли.
Для упрощения вначале полагаем, что цена Ц1Б базового турпродукта – это, например, сумма, которую мы платим Отелю в сутки за проживание одного туриста в номере данного типа, пользование спортивными площадками, пляжем и т. п., а также себестоимость С1 нашего турпродукта на основе этого базового турпродукта и продажная цена Ц1 нашего продукта неизменны в течение срока действия договора.
Поскольку основным отчетным периодом в России и в других странах является календарный год, рассматриваем ситуацию за год. Введем следующие обозначения:
Ппл = П(Ктпл) - запланированная величина нашей полной прибыли от реализации туров в номера данного типа в данный Отель за год;
Ктпл – общее количество туристов, которое за время действия договора необходимо отправить в этот Отель в номера данного типа, чтобы получить за сезон прибыль Ппл, или, что тоже самое, полное количество частных турпродуктов – туров данного типа, которое мы должны создать в течение года. То есть Ктпл это объем производства турпродукта данного типа за отчетный период. Единицей турпродукта данного типа является тур этого типа, то есть набор услуг на одного туриста, привязанный к номерам данного типа.
Км - необходимое нам количество мест в номерах данного типа, постоянно забронированных для наших туристов в течение срока действия договора с Отелем и обеспечивающих за время действия договора возможность отправить в номера этого типа Ктпл туристов. Мы знаем, что гарантированные места обеспечивают такие варианты получения мест в данном Отеле, как аренда всего Отеля, получение блока мест на условиях комитмента или же элотмента. Важно помнить, что получение мест при любом из этих вариантов требует полной оплаты всех этих мест за весь период действия договора, причем эта оплата не зависит от реального количества приехавших в Отель туристов.
Не вдаваясь здесь в тонкости понятия « фактическая прибыль от реализации данного турпродукта», определим ее как разницу между полной фактической выручкой – В(Кт) от продажи данного турпродукта за год и полными фактическими затратами – З(Кт) на создание и реализацию этого турпродукта:
П(Кт) = В(Кт) – З(Кт) (10)
Здесь Кт – реальное, то есть фактическое количество туристов, отправленных туроператором в Отель, или, что тоже самое, количество проданных туров в номера данного типа. Фактически Кт это объем реализации турпродукта данного типа. Если мы хотим получить запланированную величину прибыли П(Ктпл), то ей соответствует определенная величина выручки – назовем ее «плановой выручкой» В(Ктпл), и определенная величина полных затрат– назовем ее «плановыми затратами» З(Ктпл). Таким образом,
П(Ктпл) = В(Ктпл) – З(Ктпл)
Плановая выручка – В(Ктпл) это та выручка, которую мы получим, если данный турпродукт купят Ктпл туристов, что считаем равносильным продаже Ктпл туров или Ктпл путевок. Эта величина соответствует объему производства туров данного вида.
А из чего складывается величина плановых затрат – З(Ктпл) на создание и реализацию данного турпродукта. Мы уже называли затраты, связанные с процессом выбора данного турпродукта и его проектированием. Обозначим эту сумму - Зпрк. Поскольку все частные турпродукты общего проектируемого нами турпродукта равноценны в плане затрат, величина Зпрк определиться как частное от деления полной суммы затрат при проектировании общего турпродукта на количество частных турпродуктов. В зависимости от подхода туроператора к вопросу отнесения на себестоимость тех или иных видов затрат, затраты на проектирование турпродукта могут быть полностью или частично отнесены на себестоимость турпродукта, произведенного в первый год. Частичное отнесение этих затрат на себестоимость турпродукта, произведенного в первый год, исходит из плана производить этот продукт в течение нескольких лет.
Если мы будем формировать спроектированный турпродукт, то для обеспечения гарантированных мест нам придется заплатить Отелю некоторую невозвратную сумму – Зпан(Ктпл) за блок мест для наших туристов за весь сезон. Эта сумма рассчитывается на основе цены услуги размещения и определяется количеством туристов, которое мы планируем прислать в Отель за все время действия договора, то есть объемом произведенного за год турпродукта данного вида. Питание во многих российских пансионатах принято оплачивать отдельно за каждого фактически приехавшего в Отель туриста. Чтобы отразить этот общий случай, затраты на питание одного туриста в течение тура обозначим З1пит /Заметим, что любое обозначение, в котором есть единица, относится к единице турпродукта, то есть к одному туристу/.
Если мы в общем случае к базовому турпродукту Отеля добавляем какие-либо услуги, - например, доставку самолетом в дестинацию и обратно, трансфер от аэропорта в Отель и обратно, и страховку от несчастного случая и при этом берем «жесткий блок» мест в авиалайнере, то прибавятся и затраты на оплату этого блока мест – Зав(Ктпл), затраты на индивидуальный трансфер для наших туристов, исходя из затрат З1тр на одного человека и общего количества туристов, и, наконец, затраты на
страхование, исходя из затрат З1стр на одного туриста в период его тура и общего количества туристов за время действия договора.
Для определения величины плановых затрат З(Ктпл) за весь год, необходимо включить в нее указанные затраты на оплату блока мест в Отеле и блока мест в самолете /там и там за весь сезон/, а также затраты на питание, трансфер и страхование наших туристов, исходя из планового значения Ктпл.
Кроме того, к полным затратам, относящимся к данному турпродукту, надо прибавить некоторую часть затрат на содержание фирмы: - оплата аренды помещения под офис; - зарплата сотрудников; - хозяйственные расходы; - затраты на телефонные переговоры, факсы, электронную почту, интернет и т. п., а также некоторую часть затрат, относящихся ко всем видам производимых в фирме турпродуктов: - затраты на общую рекламу и продвижение с помощью выставок, рассылок и т. п. предлагаемого фирмой общего турпродукта и т. д. и т. п. Эти затраты обозначим Зф(Ктпл). Не вдаваясь в тонкости экономики турфирмы, что выходит за рамки нашего пособия, заметим, что, во-первых, указанные затраты зависят от Ктпл, то есть от объема произведенного нами турпродукта данного типа, и, во-вторых, существуют методы расчета той части затрат на содержание фирмы, на продвижение и реализацию общего турпродукта, которая относится к интересующему нас типу турпродукта. То есть существуют методы расчета величины Зф(Ктпл) и эта величина может быть представлена в виде