Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Содержание

Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174

Работа содержит 1 файл

Курс лекций для студентов игбит преподаватели- Веткин Владимир А.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

 

2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг

При необходимости организовать экскурсию или цикл экскурсий по определенной тематике туроператор использует следующие варианты бронирования:

  • заказ экскурсовода /гида-переводчика/;
  • заказ комплекса экскурсионных услуг, включающего туристский автобус, экскурсовода /гида-переводчика/, посещение музеев и т. п.

Первый вариант используется, когда автобус заказывается в  транспортной компании и нужен экскурсовод, услуга которого заказывается в экскурсионном  бюро, ассоциации гидов-переводчиков, или в частном порядке.

При втором варианте все, связанные с организацией экскурсии услуги заказываются в экскурсионном бюро или в турфирме, специализирующейся на организации экскурсионных туров.

 

2.6.2.6. Бронирование услуг страховых компаний

В практике работы турфирм  наиболее развитых в туристском плане стран повсеместным является обязательное включение в набор предлагаемых клиенту услуг услуги страхования. В практике работы российских туроператоров страхование туристов широко практикуется при организации поездок в зарубежные страны, сопряженных с необходимостью получения виз. Это связано в первую очередь с требованием страхования туристов принимающей страной.

При организации туров  в безвизовые страны и внутри России некоторые туроператоры и турагенты для снижения цены не включают стоимость страховки в цену тура.

Туроператор и турагент должны понимать, что страхование туриста в период его путешествия – процедура не только повышающая уровень безопасности туриста, но и оберегающая самого оператора или агента от больших возможных затрат, связанных с возникновением несчастного случая с туристом, его серьезного заболевания или при расторжении туристом договора с турфирмой в силу условий, предусмотренных Законом об основах туристской деятельности в РФ

 

Пример 1: Если турист не был застрахован и с ним произошел, например, несчастный случай, требующий медицинской помощи, транспортировки пострадавшего и т. п., то все необходимые затраты, связанные с этим событием скорее всего лягут на плечи туроператора или турагента.

Пример 2: Турист имеет право требовать расторжения договора с турфирмой в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. Одним из существенных изменений считается невозможность туристом совершить поездку из-за болезни или других существенных причин. Если турфирма еще при заключении договора не убедит туриста в необходимости застраховать себя на случай невозможности совершить поездку, а турист, например, заболел и требует расторгнуть договор, то при судебном разбирательстве суд может потребовать от турфирмы вернуть покупателю всю стоимость тура.

 

Используются следующие варианты страхования:

- страхование здоровья граждан: этот вид страхования обеспечивает застрахованному туристу компенсацию ущерба жизни и здоровья, возникшего в результате заболевания или несчастного случая в период путешествия. При этом в зависимости от условий страхования туристу бесплатно оказываются те или иные виды медицинской помощи, либо возмещаются затраты на медицинское обслуживание, необходимость которого возникла у туриста в период его пребывания в оплаченном туре. Кроме медицинских услуг самому туристу в страховку могут быть включены услуги по оформлению потерянных документов, посещению больного родственниками, юридическая помощь и т. п.;

- страхование туриста на случай невозможности совершить оплаченную поездку /страховка от невыезда/: этот вид страхования предполагает возмещение затрат туриста на оплату тура, в который он не смог поехать по оговоренным в договоре страхования причинам (получение застрахованным травмы, болезнь, смерть родственника, неполучение въездной визы и т. п.);

- страхование имеющегося при  себе имущества туриста: этот вид страхования гарантирует туристу возмещение материального ущерба, возникшего у него вследствие пропажи, утраты или кражи какого-либо личного имущества в период путешествия.

Спектр услуг, предлагаемых страховыми компаниями постоянно расширяется, в силу чего перечисленные варианты страховых услуг пополняются  новыми.

 

Контрольные вопросы

1. Какой вариант получения мест в средствах размещения является для туроператора выгодным во всех отношениях?

2. Почему получение туроператором более мягких условий договора со средством размещения всегда ведет к увеличению цены приобретаемой услуги?

3. В каких видах туризма наиболее приемлем каждый из описанных вариантов получения мест в средствах размещения?

4. Почему варианты 5, 6 и 7 получения мест в средствах размещения не связаны с финансовым риском для туроператора

5. По каким соображениям  туроператору целесообразно страховать  своих туристов и каковы достоинства известных вам видов страхования?

 

2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта

Определяющим фактором выбора конкретного исходного турпродукта для создания собственного продукта является, как мы говорили, высокая востребованность и, как следствие, возможная экономическая целесообразность проектируемого продукта. Указанная целесообразность определяется предполагаемым нами высоким спросом на будущий продукт, но при этом пока не учитывались реальные затраты на создание такого турпродукта.

Теперь, когда мы для  себя уточнили вид проектируемого турпродукта, выбрали потенциальных поставщиков услуг, которые мы предполагаем включить в будущий турпродукт, мы можем выяснить, имеет ли место реальная экономическая целесообразность создавать этот турпродукт.

Для этого по каждому данному потенциальному контрагенту – поставщику конкретной базовой услуги или базового турпродукта, предлагающему нам эту услугу или турпродукт по цене Ц1Б мы должны определить так называемую приемлемую цену Ц1Бпр этой базовой услуги или турпродукта. 

             Что это такое? Для ответа на этот вопрос вначале надо уточнить, что такое единица туруслуги, турпродукта и какова размерность этих величин.

Для будущих экономических расчетов, в которых мы будем оперировать количеством тех или иных услуг или турпродуктов, а также ценой той или иной услуги или турпродукта, необходимо уточнить, что под ценой любой услуги (турпродукта), как и под ценой любого товара, подразумевается стоимость единицы этой услуги (турпродукта), товара. Именно поэтому мы в обозначении цены базовой услуги или турпродукта ввели индекс 1, чтобы было ясно, что подразумевается цена единицы базовой услуги или турпродукта. Следовательно, необходимо уточнить, что мы понимаем под единицей той или иной услуги или того или иного турпродукта.

В предыдущих разделах мы давали примеры базовых услуг  и турпродуктов /например: услуга размещения; услуга показа объектов; услуга общения  с природой через преодоление  препятствий; комплекс услуг, включающий размещение, питание, пользование пляжем и т. д./. И как только речь заходит о цене любой продукции, необходимо четко указывать или, по крайней мере однозначно понимать, что является единицей измерения данной продукции. Той единицей, к которой и относится цена, а также разобраться с понятием размерности величин, с которыми мы имеем дело в туризме.

Для понимания рассмотрим следующие примеры: многие товары отпускаются покупателю по весу, а другие – по длине. Первая категория товаров имеет размерность веса, вторая – длины. Мы хорошо знаем и единицы измерения веса – грамм, килограмм, тонна и т. д., и единицы измерения длины – миллиметр, сантиметр, метр и т. д., и мы понимаем, что цена товара относится к определенной единице измерения этого товара. Большое число товаров отпускается по количеству. Здесь единицы измерения – единица товара или штука, десяток и т. д.

 Но есть объекты,  которыми средний человек пользуется  достаточно редко, либо они  совсем недавно появились в  его обиходе, например, услуга  пользования через Интернет информационными ресурсами. В этом случае у потребителя почти всегда возникает вопрос: «За что, собственно, я плачу?». В таких случаях продавец должен четко указывать размерность и единицу измерения продаваемого им объекта. Например, «Цена информационной услуги - К рублей за мегабайт полученной информации». И т. д.

Тот же вопрос возникает, когда мы говорим о цене туристских услуг, поскольку ими человек  пользуется гораздо реже, чем продуктами питания и многими вещами. Если мы говорим: «Услуга размещения в данном номере стоит М рублей», для того, чтобы ни у кого не возникало неясности и недоразумений, необходимо указывать размерность этой услуги и единицу ее измерения.

В туризме и в гостиничном  хозяйстве продукцией являются услуги: услуги размещения, питания, показа, и многие другие. С точки зрения потребления главное отличие туристсткой услуги от любой материальной продукции состоит в том, что покупая любую материальную продукцию, покупатель становится ее собственником, пользователем навсегда, а покупая любую туристскую услугу, покупатель может пользоваться ею только ограниченное время, оговариваемое при оплате этой услуги. Здесь уместно вспомнить, что если в случае материально-вещественного товара покупатель покупает сам этот товар и становится навсегда собственником этого товара, то в случае туристсткой услуги или турпродукта, покупатель оплачивает право определенное время пользоваться данной услугой или турпродуктом.

Каждая из этих услуг  является безразмерной величиной и кроме содержания и качества услуги, важным параметром, определяющим ее стоимость, чаще всего является время пользования этой услугой туристом. Поэтому важной является выбранная поставщиком услуг или туроператором единица времени.

Так, в средствах размещения услугу размещения принято оценивать временем предоставления этой услуги клиенту, причем здесь единицей измерения времени являются сутки. Единицей же измерения этой услуги является данная услуга, предоставляемая в течение одних суток. В случае комплекса услуг, предлагаемых некоторыми средствами рамещения – услуга размещения плюс услуга питания плюс услуга пользования пляжем и т. д., - единицей измерения  такого комплекса является сам этот комплекс, предоставляемый в течение суток. А именно такого рода комплексы услуг, формируемые самими поставщиками услуг, мы назвали базовым турпродуктом. Некоторые дополнительные услуги также предоставляются и оцениваются за сутки, принятые за единицу времени /например, услуга платной стоянки автомобилей/. Предоставление других услуг принято измерять часами /например, услуга няни, услуга пользования сауной или бассейном/, или минутами /услуга солярия/. Соответственно, когда заходит речь о цене данной услуги, должно указываться или подразумевается, что в одном случае это цена за сутки, в другом – за час, в третьем – за минуту.

Следует сказать, что  есть услуги, цена которых не связана  с временным фактором и определяется фактом оказания услуги. (Например, к таким услугам можно отнести услугу бронирования различных видов билетов).

 

Приемлемая  для туроператора цена базовой услуги (турпродукта)

Возвращаясь к цене базовой услуги или базового турпродукта, мы в случае рекреационного туризма, где базовой услугой является услуга размещения, а базовым турпродуктом – комплекс услуг, созданных поставщиком на основе услуги размещения, будем подразумевать, что речь идет о цене Ц1Б такой услуги или такого турпродукта за сутки пользования туристом этой услугой или турпродуктом. То есть Ц1Б - это та цена, по которой поставщик данной услуги (турпродукта) предлагает туроператору покупать эту услугу (турпродукт).

Это существенное уточнение, поскольку цена турпродукта, созданного самим туроператором и предлагаемого к реализации, всегда дается за весь тур, который может длиться от суток до нескольких месяцев. То есть единица турпродукта, созданного туроператором отличается от единицы базового турпродукта не только количеством услуг, но и единицей измерения времени.

 Единица данного турпродукта: набор услуг в совокупности с программой их предоставления, приходящийся на одного туриста в течение тура. Данный набор называют также единицей тура или просто туром. В случае других видов туризма, где базовыми являются другие услуги, необходимо уточнить единицы измерения этих услуг и созданных на их основе базовых турпродуктов.

Приемлемая цена Ц1Бпр данной базовой услуги или турпродукта – это такая цена Ц1Б покупаемой нами услуги или турпродукта, которая соответствует нашим возможностям обеспечить приемлемую для нас прибыльность П1 или, соответственно, рентабельность R1 единицы проектируемого турпродукта.

Говоря о наших возможностях, мы подразумеваем возможности обеспечить такой уровень затрат на создание и реализацию нашего турпродукта, при котором величина прибыльности П1 единицы турпродукта и, соответственно, рентабельности R1 удовлетворяла бы нас как производителя.

Такое понятие приемлемой цены базовой услуги или турпродукта  базируется на наших собственных  возможностях обеспечить приемлемую рентабельность созданного нами турпродукта, то есть оно базируется на внутренних факторах фирмы.

 То есть возникает проблема обеспечить указанный уровень затрат. Поясним, с чем связана указанная проблема. В условиях рыночной экономики на рынке туруслуг будет присутствовать не только наш турпродукт, но и такой же или аналогичный, созданный другими операторами. В силу этого, цена такого продукта будет определяться не столько желаниями каждого производителя, сколько соотношением спроса на этот продукт и предложения. Иными словами, каждый из туроператоров в этих условиях вынужден ориентироваться на цену, определяемую рынком и все продавцы близких по составу и качеству турпродуктов вынуждены продавать свой продукт примерно по одной и той же цене.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"