Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Содержание

Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174

Работа содержит 1 файл

Курс лекций для студентов игбит преподаватели- Веткин Владимир А.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

- в случае подтверждения Отелем заявки, он выставляет счет на оплату и по получении оплаты присылает письменное подтверждение определенной формы (подтверждением может служить ваучер, в котором кроме фамилий туристов вписываются все бронируемые услуги: трансфер, размещение (с указанием названия отеля и типа номера), тип питания, дата приезда и дата выезда туристов и т. п.);

- туроператор при получении от Отеля подтверждения оформляет другие документы, необходимые туристам (это могут быть проездные документы, страховые полисы, путевки, бухгалтерские документы) и выдает их вместе с полученным от Отеля подтверждением. Это подтверждение дает туристам право на получение вписанных в него услуг.

     Оплату забронированных услуг туроператор производит в соответствии с условиями договора с Отелем.

В том случае, когда у Отеля есть современная система бронирования, процедура бронирования и оплаты существенно проще описанной выше. В этом случае туроператор заходя на сайт Отеля, сразу видит наличие свободных номеров и может в режиме on-line забронировать требуемый номер на нужные даты. Оплата производится в соответствии с условиями договора,- если он есть, либо в соответствии с условиями, определенными Отелем (к таким условиям может, например, относиться необходимость введения реквизитов кредитной карты туроператора, что позволяет системе бронирования Отеля немедленно списать с расчетного счета туроператора сумму, соответствующую стоимости бронируемых услуг).

В отличие от варианта работы с повышенной комиссией в данном варианте применяется постоянная ставка комиссионного вознаграждения.

Описанный вариант получения  мест организационно самый простой  и, наряду с двумя предыдущими  вариантами, самый безопасный для  туроператора с финансовой точки  зрения. Он во всех этих случаях ничем  не рискует, поскольку делает заявку в Отель только при наличии реального покупателя, и уже получив от него полную или частичную оплату. Договор с покупателем составляется так, что даже в случае отказа покупателя от забронированного и оплаченного тура, с него удерживается сумма штрафа, которая покрывает все возможные штрафные санкции со стороны Отеля.

Но, как известно, любая  медаль имеет две стороны. И в  прямом и в переносном смысле. И  если одна сторона – это положительные  для туроператора моменты, то другая сторона – это моменты отрицательные.

В последнем рассмотренном  варианте получения мест по разовым  заявкам есть определенные минусы:

- самая маленькая из  всех вариантов величина скидки  для туроператора со стороны  средства размещения /5% – 10%/;

- полная зависимость  туроператора от наличия мест в Отеле и от готовности Отеля выделить эти места данному оператору.

          Для того, чтобы лучше представлять себе финансовую сторону различных вариантов получения туроператором мест в средстве размещения, приведем таблицу

примерных цифр, соответствующих каждому из рассмотренных вариантов и отражающих общую закономерность изменения величины скидки с базовой цены Отеля в зависимости от варианта получения мест в этом Отеле:

/здесь в качестве  отправной цифры – величины  стоимости койко-дня при покупке  в самом Отеле, то есть в качестве базовой цены Отеля взята величина 1320 руб/сутки и

далее показано, как меняется стоимость койко-дня при различных  вариантах получения туроператором  мест в Отеле. Напомним, что 1320 руб/сутки  за койко/место – это та цена, по которой сам отель продает услугу размещения конечному покупателю/

Примерное соотношение  расценок и величин скидок при  разных вариантах бронирования мест в средстве размещения:

 

Вариант

получения мест

Период 

действия

договора

 

Кол-во

дней

Кол.

мест в

блоке

 

Скидка

в %

Цена

койко-

места

(руб/ сутки)

Цена койко-места

у стойки

          1320 руб/сутки за место

Аренда отеля

15.05-15.09

120

300

54,5

600

 

15.06-15.09

90

300

51

647

Комитмент (жесткий блок)

         

Оплата до 01.05

15.05-15.09

120

150

46

713

Оплата до 01.05

15.05-15.09

120

100

42

766

Оплата до 01.06

15.05-15.09

120

50

38

792

Элотмент (мягкий блок)

15.05-15.09

120

100

33

884

 

15.06-15.09

90

100

30

924

Безотзывная бронь

     

20-25

1056-990

Повышенная комиссия

     

10-25

1188-990

Приоритетное бронирование

     

10-12

1188-1162

Разовые заявки

     

8-10

1214-1188


 

Видим, что при самых  жестких для туроператора условиях–  это условия аренды всего Отеля  – он получает самую большую скидку и, соответственно, самые низкие, то есть самые выгодные цены. И дальше вниз по таблице видно, что любые улучшения условий для оператора сопровождаются снижением скидок, то есть повышением цены на услуги размещения.  Мы уже говорили о том, что эта закономерность обусловлена тем, что в самых жестких для оператора финансовых и организационных условиях он вправе претендовать на самую большую скидку с базовой цены, поскольку снимает с Отеля все заботы и затраты на загрузку мест. /В нашем примере базовая цена 1320 руб/сутки за койко/место, а скидка для оператора, который берет весь Отель в аренду составляет 54,5%. Чем мягче для оператора условия получения мест, то есть чем меньше финансовая и организационная ответственность, тем меньшую скидку дает ему Отель/.

Таким образом, четко видна закономерность: «Выигрывая в одном, всегда проигрываешь в чем-то другом». Беря в аренду весь Отель и сильно выигрывая в себестоимости услуги размещения, а, следовательно, имея возможность много заработать, оператор вынужден брать на себя большой финансовый риск.

Не хочешь рисковать  – получай места на условиях разовых заявок или на условиях повышенной комиссии. Риска никакого, зато нет и никаких гарантий получить нужные места и заработок минимальный.                

 

2.6.2.2 Бронирование мест на авиарейсах

На практике используется несколько вариантов получения блоков мест на авиарейсах:

  • работа по разовым индивидуальным или групповым заявкам
  • получение блока мест на регулярном авиарейсе
  • фрахт самолета для выполнения чартерных перевозок
  • получение блока мест на чартерном авиарейсе.

 

Получение мест по разовым индивидуальным или групповым заявкам

В этом варианте туроператор  посылает в компанию-перевозчик письменную заявку на определенные места на требуемый  регулярный рейс. При подтверждении  заявки и оплате, он получает требуемые  билеты.

Блок  мест на регулярных авиарейсах

Регулярные рейсы, т.е. полеты, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием, имеют следующие характеристики:

  • время и даты вылета устанавливаются заранее на весь сезон;
  • маршрут полета строго фиксирован;
  • вылет за редкими исключениями гарантируется вне зависимости от заполняемости самолета;
  • продажа билетов осуществляется по опубликованным перевозчиком тарифам с учетом действующих  льгот и скидок.

Туроператор, желающий получить блок мест на том или ином рейсе, вступает в договорные отношения с авиакомпанией-перевозчиком и получает места в соответствии с условиями договора, при этом оговаривается регулярность блока (например, еженедельно по четверграм), маршрут и рейсы, количество мест. Блок может быть «жестким» или «мягким», соответственно различаются цена авиабилета и условия снятия мест (например, типовым условием в «жестком» блоке является допущение снятия 15-20 % мест за 2 недели до вылета. При «мягком» блоке, как правило, можно отказаться от части или от всех мест, но с соблюдением согласованного релиз-периода).

 

Фрахт самолета для выполнения чартерных  перевозок

В отличие от четко  регламентируемых регулярных рейсов, чартерные рейсы выполняются  вне основного расписания аэропортртов. Они выполняются по чьему-либо заказу, при этом заказчик обязуется полностью оплатить весь рейс туда и обратно. Маршрут полета, даты и время вылета определяются заказчиком, но требует согласования с авиакомпанией. Право продавать билеты на чартерный рейс принадлежит заказчику или его уполномоченным представителям. Ценовая политика полностью определяется заказчиком чартерного рейса. Весь финансовый риск недостаточной загрузки рейса ложится на заказчика рейса. Заказчиками чартерных рейсов чаще всего являются крупные туроператоры или же авиаброкеры, которые вступают в договорные отношения с авиаперевозчиком.

 

Получение блока мест на чартерном авиарейсе

В том случае, когда  величина требующегося туроператору блока мест не позволяет загрузить весь лайнер, он обращается к авиаброкеру – юридическому лицу, фрахтующему воздушное судно для последующей перепродажи его целиком или блоками мест.  Сами авиакомпании также иногда выступают организаторами чартерных перевозок.

Иногда несколько туроператоров  объединяются в пул для фрахта авиалайнера в ту или иную дестинацию. Один из них – инициатор чартерной программы и, как правило, держатель самого большого блока мест является консолидатором данного чартера.

 

2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных перевозках

При планировании групповых  перевозок туристов по железной дороге туроператор использует два варианта взаимодействия с железной дорогой.

Бронирование  групповой перевозки по заявке

Заранее спланировав  этот вид перевозки, оператор заполняет  заявку на бронирование определенного  количества мест в конкретном поезде на конкретную дату и передает ее в специальный отдел предварительного бронирования.

 По условиям бронирования, установленным Российскими железными  дорогами, в заявке должны быть  указаны фамилии всех членов  каждой группы. Поскольку заявка  передается в кассу как правило более, чем за 45 суток, когда путевки еще не выкуплены и, соответственно, фамилии реальных туристов неизвестны, оператор вписывает вымышленные фамилии. После приема заявки и оплаты брони оператор получает документ, подтверждающий бронирование заказанных мест. В подтверждении бронирования указан срок выкупа билетов. К этому сроку должны быть известны реальные фамилии туристов, едущих в составе данной группы. При выкупе билетов оператор предъявляет новые списки, согласно которым и выписываются билеты.

Если туроператор не выкупил билеты в указанный срок, заказ аннулируется и забронированные  им места пускаются в свободную  продажу.

Бронирование  групповых перевозок на условиях фрахта.

Эта форма взаимодействия туроператора с железной дорогой используется при планировании многократных групповых перевозок. В этом случае между туроператором и железной дорогой заключается договор фрахта. Фрахт может быть двух видов: - фрахт отдельных вагонов в составе регулярных поездов, то есть поездов, движущихся по общему расписанию; - фрахт целого состава.

В первом случае туроператор  оплачивает один или несколько вагонов, которые прицепляются к регулярному  поезду. Во втором случае по договору формируется  специальный состав, утверждается маршрут  следования и расписание движения

поезда, отвечающие целям тура. Как и в случае организации чартерных авиперевозок или бронировании блока мест в авиалайнере, при фрахте вагонов или целого состава все финансовые риски неполной загрузки зафрахтованных мест ложатся на туроператора. Условия обслуживания туристов в таких вагонах и поездах оговариваются договором.

 

2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках

Автобус, как средство перевозки туристов, играет важную роль в организации большинства  существующих туров. В последние десятилетия существенно увеличился диапазон вместимости и комфортабельности туристских автобусов.

По вместимости они  делятся на: - микроавтобусы (8 мест), миниавтобусы (15 – 20 мест); автобусы малой вместимости (20 – 30 мест); автобусы средней вместимости (30 – 55 мест); автобусы большой вместимости (свыше 55 мест).

По этажности автобусы делятся на одноэтажные, полутораэтажные и двухэтажные.

По уровню комфорта автобусы делятся на категории от 2* до 5*.

При организации трансферов в турах любого вида, а также при организации автобусных туров туроператор обращается в автотранспортное предприятие, с которым заключается договор аренды автобуса. Аренда может быть разовая, сезонная и постоянная. В договоре оговариваются все условия использования автобуса туроператором /срок аренды, график подачи автобуса, система и порядок оплаты арендованного автобуса, ответственность сторон и т. п./. При многодневных турах составляется паспорт маршрута.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"